Фрагменты русской жизни
О сегодняшнем
Каждый выполняет свою миссию.
Вложи душу – получишь отдачу.
Это я о воспитании детей.
Почему ныне так много преступности?
Почему так жестоки дети?
В отношении друг к другу, к чужим людям,
и даже собственным родителям, дедушкам и бабушкам?
Потому что прервана та святая связь, которая раньше оберегала ребёнка и саму семью.
Свет исходит от женщины, она лелеет, растит, воспитывает.
Но при этом и сама женщина должна быть защищена силой мужчины.
А в России с 17-го года ХХ века русский мужчина изничтожался в пыль:
революция, гражданская война, раскулачивание, гулаги (это до 1955 г.);
позднее – водка, бормотуха, табак; со средины 80-х –
наркотики, бандитские разборки, сверх-аварийность на автотрассах,
коррупционный бандитизм – и так до сегодняшнего дня. Плюс
ежедневное растление молодёжи посредством телеэкрана, кассетного бизнеса,
ныне ещё и агрессивность негативов Интернета.
Чего мы хотим в таких условиях от молодёжи?
К сожалению, растлённые водкой, наркотиками, безработицей, нищетой, - фактически униженные русские женщины, - незащищённые мужской силой, которая была растлена в этой стране ещё ранее (см. абзац выше), в большинстве своём оказались бессильны растить детей в любви, ласке, заботе, уходе, достатке; и начался всеобщий большой разброд, одичание, что вылилось в окончательную потерю тех ценностей, которые ещё недавно были и священными, и целеполагающими, и потребными для духа нации.
Как же скоро это происходит в современном мире! Стоит захотеть такого растления всего лишь малой кучке людей в далёком Заморье – и в несколько лет, глядишь, как не бывало исторически величайшей нации, покорившей такие просторы планеты, таившей в себе такие интеллектуальные, моральные глубины человеческого бытия.
Русские люди! Сегодня вам нужно молиться, молиться и молиться о своих душах, своём будущем, спасении своих детей. Только в этом обретёте себя. Но и силу Бога, Церкви сегодня пытаются поставить под сомнение. Дай Бог вам скорее обрести эту веру, за которой стоят смирение перед напастями, искушениями мира, но и ваши личные благоцельные раздумия, поступки, подвиги - во имя своей земли, исторических корней, будущего благонравных детей ваших.
Мужчины! Берегите ваших женщин, матерей детей ваших. Именно ими всегда сильна Русь была. Вспомним историю: и монголы, и половцы, приходя в земли русские, захватывая города древние, изничтожая мужское население – женщин-то брали в плен, себе в жёны, дабы они приносили им новое, сильное племя.
А посмотрите на Россию после 17-го года: тысячи евреев женились на русских, вероятно, с целью, чтобы те принесли им детей-полукровок, изменили качество их генофонда, тем самым дали возможность получше закрепиться на русской земле. В силу исторических условий хорошими мужьями русских женщин нередко становились французы (после 1812 г.), поляки-переселенцы, немцы в девятнадцатом-двадцатом столетиях. Так складывалась жизнь: убиенных русских мужчин позднее замещали иноземцы.
Не думаю, что описанное выше есть факты к озлоблению современных молодых русских мужчин, отнюдь. Для умных – это стимул к самосовершенствованию: быть лучше, умнее, достойнее, трудоспособнее, талантливее в тех делах, за которые берёшься,
которым посвящаешь себя. Воля определяет характер, характер определяет судьбу.
Нашим мужчинам так не хватает воли, характера. Задумайтесь об этом, мужички!
Не хочется верить тем, кто говорит, что на уровне "химии", т.е. генов,
русский мужик размазня, кисель, ограниченный тип, и т.п.
Могу ещё согласиться, что в силу многих исторических причин какой-то группе русских мужчин не хватает культуры – да, они выходцы из деревень, из простых
крестьянско-рабочих семей, и особым тонкостям не обучены, но о тех из них,
у кого в семье была умная, тонкая, любящая, душевная мать или бабушка,
никогда не скажешь, что он обделён культурой. Да нет, он её впитал,
что называется, с материнским молоком, и такой мужчина знает цену
женскому добронравию как в семье, так и в жизни в целом. Приведу здесь один из таких примеров: судьба Алёши Пешкова (Максима Горького), но в России таких примеров тьма.
О семейственном
…Я есмъ народ. Не потому, что так себя нарекаю, а потому, что так есть на самом деле. Судьба моей страны стопроцентно отразилась в бытии и генах моей собственной семьи.
Мать, русская, видимо, до глубины костей. Высокая, статная, белокожая (о таких говорят "кровь с молоком"), серо-голубоглазая шатенка; с высоким, во всю ширину лица, красивым, прямым как скала, лбом; с небольшой приятной ямочкой на волевом подбородке... С десятком талантов, которыми природа наградила с рождения: музыкальна, пела, играла на гитаре, танцевала;
хорошо рисовала, вышивала гладью, каким-то кручёным методом, крестиком и обычным стежком; вязала на спицах и крючком, кроила, шила; по складу ума была критична, эстетична (что нередко мешало ей в жизни); с хорошей памятью, способностями к обучению,
умением считать в уме (чему, в общем-то, её научила профессия продавца-завмага)…
Фамилии своей девичьей она всегда стеснялась. Она досталась ей по наследству, из казачьего рода. Дед её - Евдоким Голопузов, следовательно, она вступила в жизнь Машей (Маней) Голопузовой. Звучит-то не очень, разве что оправдывается тем временем, когда у власти стояла якобы рабоче-крестьянская партия. Якобы.., казалось.., что стояла… Но Маша-то Голопузова истинно верила, что так оно и было, что правили страной честные ленинцы, рабочие и крестьяне. (Это уже значительно позднее, в конце 60-х, помню, дома, стоя у экрана телевизора,
где показывали какие-то кремлёвские приёмы, она презрительно обронит: - Вот они, новые цари… - Цари? – удивлюсь я вслух, не понимая в свои неполные 17 лет её мыслей, а она скажет: - Вон в какой роскоши живут… Нет на них Ленина, нет Сталина… - А ведь когда-то, в тридцатые-сороковые, она истинно верила, что в её стране всё хорошо, всё правильно, всё так, как декларируется на словах).
Так вот, и фамилии своей стеснялась, которая как-то не очень сочеталась с её внешней красотой, да и другие нюансы случились в её жизни, которые, должно быть, в молодые годы несколько обременяли её сознание. Были в её жизни некие двойственности. К примеру, когда в начале тридцатых годов "кулаки" уничтожили её отца, Степана, мамаша её Полина отдала маленькую Машу на воспитание в семью старшего брата погибшего мужа, известного в местах их проживания большевика Ивана. Так у Марии появилась не только новая семья, но и новое отчество, стала она Ивановной. Если в первой семье в голодные годы доводилось постоянно не доедать (погибший отец оставил двух дочек-малюток и беременную жену, у которой вскоре родился ещё малыш – сын Вася), то в новой семье Маше жилось немного сытнее, всё-таки дядя Иван Евдокимович работал председателем райисполкома, и семья имела какой-то достаток. Хотя - в другом не везло этому семейству: за период детства моей матери в семье этого большевика умерло семеро детей – от различных болезней, эпидемий. Но Бог миловал приёмную дочь: переболела всеми болезнями, что и родные дети Ивана, да всё же выжила Мария, - видать, предстояла ей ещё какая-то миссия на этой земле, для чего-то сохранил Господь.
Но не нравилось ей жить с мачехой, не воспитала, не раскрыла та в ней любви к себе, и в 15 лет, после восьмилетки, решила она упорхнуть из гнезда. Мачеха поспособствовала: будучи в ту пору председателем сельского совета выписала Маше новый паспорт, где прибавила ей годок, чтобы на учёбу в ФЗУ приняли (тем самым, изменив ей число и год рождения с 18 января 1928 года на 4 января 1927-го). В ФЗУ она отучилась полгода, приобрела специальность контролёра-железнодорожника (по которой, кстати, ни дня не отработала). Шла война, и она фактически в неполные 16 лет трудилась на железнодорожном узле, в глубоком тылу, в Петропавловске Северо-Казахстанской области. Не стану рассказывать, как и почему в 46-м ей вручили медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г."; это отдельная история, о ней скажем в другом месте, а пока – о том типичном, что объединяет мою матушку с другими русскими женщинами в биографии и житейских поворотах.
…Папаша мой из болгар. По рассказам его матери, а моей бабушки Марии Дмитриевны Жейновой, их род попал в Россию вследствие бегства от османского ига в период русско-турецкой войны во второй половине Х1Х века, через Бессарабию. Расселились в Таврических степях Украины. Здесь же пережили оккупацию немцев в сороковые, позже временно переселились в Донбасс, где и сошлись в конце сороковых мои родители. Создав семью, вскоре опять переселились в Таврию, где в средине 50-х годов выстроили дом, обзавелись детьми.
В начале войны папаше было 13 лет. Отец его, Юрий (Георгий) Лефтеров, родом из г. Мелитополя, к тому времени уже считался пропавшим без вести на финской войне (помню со слов бабушки, что за его гибель она, как вдова, получала 10 рублей доплаты к своей колхозной пенсии, а получала в общем аж 29 рублей!). Отроком папаша был – оторви и выброси: в третьем классе его исключили из школы, т.к. досаждал педагогам демонстрациями своего нрава, например, удирал от них в оконную форточку, ну, и т.п.
Таким же он оставался, по-видимому, и в военные годы: бабушка рассказывала случай,
когда он в оккупации спёр автомат у немца, за что был схвачен, посажен в сарай и приговорён
к расстрелу. Бабке пришлось вставать на колени перед немецкими офицерами,
вымаливая у них прощение своему непутёвому сыну. К счастью, ей удалось это. Возможно, поэтому в её памяти немцы-завоеватели остались не такими лютыми, как обычно нам это преподносит пропаганда. Помню один наш с нею разговор в моём детстве, когда она сказала, что немцы не были такими злыми, и в их селе не расстреливали людей.
- А как же показывают это в кино, в книгах пишут? – переспросила я, на что она
ответила: - Это румыны лютовали, а немцы нет…
…Наш дом, в котором росла я, находился на окраине большого посёлка-райцентра, но всего лишь в двухстах метрах от железной дороги, соединяющей Москву с Крымом,
потому даже на моё детство (в середине пятидесятых годов прошлого века) пришлись отдельные отзвуки Великой Отечественной войны, и я воочию помню, как мимо
нашего дома неслись на юг поезда-товарняки, в вагонах которых - с наполовину открытыми дверями - скученно стояли, сидели, курили пленные военные. Вероятно, их везли в порты Черноморья, чтобы оттуда пароходами или баржами отправлять домой, в Европу.
Помню, кто-то из старших ребят тогда комментировал: - Итальянцев везут… - Мы же, помню, стояли у железнодорожного полотна и непонимающе-растерянно смотрели на эти послевоенные эпизоды. Зрелище было каким-то жалким даже для меня, маленькой девчонки, ничего не понимавшей в тех событиях…
Мои родители не очень-то любили рассказывать о себе, своём детстве; так, мимоходом,
если приходилось к случаю, или если иногда с трудом удавалось что-то вытащить из бабушки.
В целом я поняла, что папаша мой в детстве-юности рос этаким лидером местной братвы
(а родичей, т.е. настоящей братвы, у него в этих местах было немало, т.к. болгар-переселенцев здесь жило много, они застроили целые сёла: Дмитриевка, Александровка, Каларово,
ещё какие-то…)
Помню ещё, что в 1958 году у ворот нашего двора остановилась учительница, свояченица папаши (т.е. дальняя родственница), о чём-то говорила с ним. Позже он рассказал, что она агитировала его записаться в вечернюю школу, - учиться, получить аттестат зрелости, от чего он отказался, сказав, что пришло время уже учиться его старшей дочери, а ему поздно… Тем самым упустив, возможно, свой последний шанс войти в жизнь всё же не полным неучем…
(А было ему тогда всего 29 лет, и наплодили они с мамашей уже троих дочек).
Моя мать по самовосприятию, видимо, была великоросской-шовинисткой, так это назвали бы сегодня. Отца она не любила и не уважала, вследствие чего у неё сложилось мнение, что все эти мужчины-болгары… какие-то не такие, грубые, неотёсанные и т.п. Нас всех, своих детей, при регистрации она записала русскими (хотя в ту пору в СССР было свойственно записывать национальность ребёнка по отцу). На мой вопрос (когда-то в детстве) – почему она так сделала, ответила, что мы живём среди русских, и корни наши поэтому русские. Она запретила отцу и бабке обучать нас своему языку (хотя между собою и с родственниками они общались на каком-то болгарском диалекте, и, допустим, многие мои ровесники-болгары знали и говорили на этом наречии, общаясь в своих семьях). И все 17-20 лет, которые мамаша прожила в этой семье (с мужем и свекровью), она фактически воевала с их бытностью и привычками: всё они делали не то, не так и т.п. Но под старость лет не они, а она закончила свою жизнь полным крахом (по многим причинам, которые описывать здесь нет смысла).
Но можно сказать о другом: её дядя, он же отец, растивший её до 15 лет, старый большевик, много делавший для людей (как говаривала мать в своих нечастых воспоминаниях), позже ничего полезного не сделал для своей Мани: никогда не помогал ей материально, не подсказал, что ей надо учиться и развивать свои таланты, а не сидеть сиднем или спешить выходить замуж за нелюбимого человека; ничего не оставил ей в наследство. Я к тому это говорю, что никаких дивидендов от его большевизма или карьеры моя семья никогда не имела. Дед, видимо, был бесхитростный, честный человек левых убеждений, отстаивавший свои л е н и н с к и е принципы, в чём-то альтруист или простачок, поэтому "за счёт советской власти" ни квартир, ни автомобилей, ни дач не имел. Хотя, если верить памяти моей матери, – в первые годы советской власти в Казахстане получал депеши-указания от самого вождя мирового пролетариата…
В годы Великой Отечественной войны имел бронь, что-то там организовывал в тылу.
К сожалению, моя мать никогда не интересовалась его партийно-советской работой, поэтому мы ничего не знаем о периодах его жизни в военные и послевоенные годы. Возможно, что
имел какие-то правительственные награды – нам это не известно. За всю жизнь он лишь однажды, в 53-ем или 54-ом году, навестил нашу семью на Украине. Умер в середине 60-х,
на похороны мою мать, думаю, даже не позвали, так родственный период её с Голопузовыми
и завершился...
О коммунистах
Не смотря на своё коммунистическое происхождение (со стороны деда Голопузова), и пролетарское со стороны матери (по духу М.И.), с годами я всё же стала реальным и антикоммунистом, и антипролетарием. Причин несколько: во-первых, мне, как человеку более склонному к индивидуализму (в личном творчестве, в понимании личности художников разных направлений в искусстве), уже с давних лет, а точнее – уже в первой половине 70-х, невероятно приелся и опостылел образ мирового вождя пролетариата. Признаться по правде – уже тошнил той навязчивостью, с какой внедряли его в наше сознание низкопробной биографической литературкой, фотопортретами, низкопробными бюстиками, и т.п.
Меня, как человека, конечно, слабонервного (ничего не поделаешь – таков с рождения тип
моей нервной системы, меланхолический), этот навязываемый везде, всегда и повсеместно "образок Ильича" донимал донельзя. Вскоре всю скуку российской (тогда – советской) жизни я стала списывать на счёт этой самой ленинской тотальной пропаганды, и ещё через какое-то время у меня возникло просто патологическое чувство неприятия, да и презрения, к этому "образку". Так постепенно в моём сознании образ всемирного гегемона был низвергнут
в пыль и прах, преобразившись в коросту или злокачественную опухоль на теле
российской реальности. В счёт уже не принимались никакие достижения его (если они даже были, как, например, план ГОЭЛРО, хотя и о нём пишут историки, что он был скопирован с правительственного проекта времён царской эпохи).
Постепенно, с годами этот негатив восприятия реальности накапливался, а в 1986 году в моей правоте меня лишний раз убедил один, совсем простенький, случай. Я тогда работала воспитателем первоклашек в одной из начальных школ в Подмосковье. В классе, у доски, учительницей был вывешен небольшой портретик Ильича. Однажды, случайно оказавшись вблизи этого портрета, я вдруг разглядела его, и была поражена мерзайшей деградацией, исходящей из глаз гегемона пролетариата. Жутчайшим человеконенавистничеством, исходящим от этого животного выражения лица.
Я смекнула, конечно, что фото это снято в последний период его жизни, прогрессирования болезни, вскорости убившей его. Но зачем, почему этот звериный оскал тиражировался, популяризировался, внедрялся в сознание поколений, в частности, через его присутствие в классе детской школы? Так моё неприятие Ильича стало полным и окончательным. Ну, а позднее слышанные по ТВ беседы уважаемого русского писателя Вл.Солоухина, прочитанное в книге "Монолог" Игоря Талькова, в брошюре С.Говорухина "Россия, которую мы потеряли", лишь укрепили в моём сознании очень правильноё моё отношение к "гегемону".
Я только не могу понять, почему до сих пор повсеместно стоят памятники этого разрушителя России? Почему улицы носят его имя? Почему и в современных фильмах, театральных постановках до сих пор нет-нет, да и высвечивает мурло этого хама-цареубийцы? Кстати, выродка из семейства профессиональных убийц? Вспомним братца Сашу и слёзы матушки Марии Александровны по старшему сыну-убийце.
Признаюсь, меня раздражает и такой атрибут периода советской фальши, как пионерский галстук на шеях бесправных, обманутых детей нашей страны. И есть те, кто и сегодня внедряет это в быт российских детей, ссылаясь на "исторические традиции". Традиции бывают разные. Почему нужно опираться на не самые лучшие из них? Дорогой остроумнейший, уважаемый Михаил Николаевич Задорнов! Умница, оригинал, острослов! Вероятно, один из умнейших людей этой давно заблудившейся страны! Будьте добры, выкиньте из своих программ фрагменты, где вы на сцене с этой красной тряпкой на шее… Замените её чем-то иным. Лично я не могу на Вас смотреть, и даже слушать Вас, когда Вы в этом "символе".
Я вообще предлагаю навсегда выкинуть из памяти нации то, почти пещерное, время, когда кучка выскочек и крикунов навязывала детям будущего свои примитивные взгляды, понятия, убеждения, за которыми, в общем-то, ничего не стояло, кроме филистёрства и лжи. Ну пусть дураки и политиканы поклоняются такому прошлому, Вы-то зачем подаёте пример этой ностальгической пошлявости? Поверьте, любимчик публики, в этом облачении на сцене Вы сразу вызываете неприятие и антипатию. Советскими нам уже, слава Богу, всё равно никогда не быть (да и вряд ли Вы сами хотите того), поэтому – не располагайте к пустой ностальгии молодых и юных людей, (к счастью или наоборот?) плохо знающих историю "строителей коммунизма".
О морали
Не кажется ли тебе, читатель, что слишком уж обнажёнными в последнее время приплясывают на сцене наши актриски? И в этом мнении я солидаризируюсь с батюшкой Вс.Чаплиным. А главное, лично я не нахожу смысла в подобных как бы модных веяниях на эстраде, в кино, на театральной сцене. Ну, то есть цель просматривается, но весьма неинтересная: как приближение к полному раздеванию на подмостках и съёмочных площадках. А дальше что?
А зачем? – эти вопросы безответны.
Ещё недавно, помнится, мне хотелось забросить реплику на блог президента России: вы слепы? вы не видите как на отдельных каналах культивируется принижение, уничижение женщин, а значит и моральных ценностей? в таких мерзких программах, как "голые и смешные", к примеру? Но в нужный момент у меня не было доступа к Интернету, а со временем как-то заглохло моё возмущение: то ли реже стали эту муть показывать (видать, спрос на неё не так уж велик), а, во-вторых, случайно попав на эту дурь на ТНТ и дабы не видеть эту грязную чуму, я щелкаю кнопкой пульта с ещё большей скоростью, чем прежде. Но ведь кто-то смотрит! Людей с неустойчивой, недоразвитой психикой в нашей стране хватает, и они вполне могут со временем научиться воспринимать подобное глупое бесстыдство как норму, и тогда возникает вопрос: а зачем это надо? Куда и к чему мы катимся и хотим докатиться?
Позволю себе предположить, что вряд ли за такими программами стоят хорошие люди, талантливые режиссёры, авторы. К сожалению, на каналах Российского ТВ осели и такие монстры, что, как говорится, нарочно не придумаешь. Но главное-то в другом: почему молчит общество? Почему молчат родимые наши партии и партийцы? Умные, здравые, популярные наши люди? Деятели культуры? В первую очередь, видимо, боятся прослыть ханжами, боятся, что и в них бросят камнем (у всех ведь имеются какие-то скелетики в шкафу). Вот и стал единственным героем, достойным памятника своего поколения, строгий церковный деятель.
И лично я на Вашей стороне, господин Вс.Чаплин.
…Вы попробуйте представить в подштаниках на сцене Ермолову или Быстрицкую, Шульженко или Пьеху, Пугачёву к примеру... Даже не потому, что они иначе были воспитаны, а потому что у них другой вкус, господа. Хороший вкус, с которым соизмеряется всё вокруг: и личная внешность, и личный внутренний мир. Это нужно понимать, это нужно в себе воспитывать, этому нужно знать цену.
Неужто стринги придуманы для кинокамер, а не солнечных пляжей? Кто-то не согласен? Господь вам судия...
О российском телевидении
Вряд ли я буду в этом вопросе стопроцентно объективна, так как из огромного нынешнего объёма телеканалов подключена лишь к 25, а смотрю и того меньше, 2-3 из них игнорируя, но всё-таки своё мнение в целом о ТВ, конечно, имею. Часто очень хотелось попринять участие в каких-то опросах о нашем ТВ, проводимых в тех или иных целях, но как-то всё не удавалось, поэтому рада высказаться хоть единожды. Итак…
Господин Президент Медведев, не ведитесь на поводку у разных фраеров, требующих от Вас ещё одного канала для болтунов, демагогов и политиканов, который они вкупе с Вами теперь обозначают как общественный. Не лучше ли Вам в своих мнениях опираться на мнения аналитиков? Если у вас таких людей нет (при наличии безмерного количества разных общественных и социальных институтов в столицах Москва и Санкт-Петербург), то обопритесь на мнение журналистки-индивидуалистки, то есть на моё конкретное мнение.
С таким телевидением, как у нас, господин Президент, свой народ можно вести только к массовому самоубийству, на эшафот или похороны. Во всех смыслах, и в физическом, и в фигуральном. Посмотрите на положение вещей с точки зрения молодёжи. После школьных занятий умный мальчик или девочка-подросток, в домашних условиях, включили телевизор, скажем, в 15, 16, 17 или 18 часов. Бедные мальчики и девочки! Скорее всего ни на одном из (моих) 25 каналов они не найдут ни одной развивающей, познавательной, и даже просто доброй детской передачи! Ни одной, включенной в системную (т.е. регулярную тематическую) передачу! Иногда, если повезёт, случайно могут попасть на какую-то, созданную ВВС и т.п., но это – иногда и если повезёт.
Скажем прямо, даже на многоуважаемом канале "Культура" и то нередко "вертят" какие-то никому не нужные заурядные программы о, в общем-то, заурядных людях, с их заурядными какими-то личными творческими программками времён 30-х или 50-х годов, когда и требования-то к этим программкам были совсем другими, менее качественными или содержательными. Кому это надо?
Посмотрите на реальность: современный образованный народ в массе выбрасывает на помойки книги из личных библиотек. Сначала, ладно, выбрасывали дешевый мусор из изданий последних советских лет, разных второсортных писателей, непонятно зачем и как издававшихся по рекомендациям Союза писателей и т.п. Но ещё через какое-то время, посмотрите, стали выбрасывать всё: дескать, в Интернете всё есть. Но кто сегодня может гарантировать, что Интернет – это надолго и навсегда? Ох, не верится мне. Не верится даже, что нанотехнологии или иные квантовые изыскания "отменят", заменят литературу.
Мне кажется, что человечество настолько должно быть благодарно литере и книгопечатанию, что универсальнее и долговечнее вряд ли появится что-то. Ну, поживём, конечно, увидим,
а ныне я хочу сказать о другом, речь-то о ТВ.
К числу излишних и безжалостно выброшенных сегодня книг можно справедливо отнести много "макулатуры" литературоведческого, киноведческого, даже исторического свойства. (Вот уж поистине смешно: как советские писаки-"знатоки" умудрялись даже на такие сверхинтересные темы писать скучно, занудно, безлико?). И вдруг, однажды, на телеканале "Культура" объявляется кучка людей (из их речей чуть позже понимаю – киноведов), которые начинают нам рассказывать о…своих сверхталантливых коллегах советского периода. Вот уж поистине: не делайте нам больно, господа!.. Не воскрешайте тени умерших, канувших в Лету истории по причине их личной бездарности, профессиональной непригодности либо фарисейскому обслуживанию партвласти прошлых лет.
Имейте же совесть, господа! Эти ваши учёные мужи в те-то годы писали собачью муть, которую сегодня жизнь просто безжалостно выбросила за обочину своей колеи, а вы, нудные и безликие, на лучшем канале страны пытаетесь реанимировать издохшее. Не знаю, кто был автор этого неудачного проекта, я, естественно, эту муть посмотрела минуту-другую, не дольше, но смысл её поняла: кто-то по примеру иных программ – о знаменитых актёрах, режиссёрах, певцах, музыкантах, - решил отдать дань памяти и кинокритикам, киноведам. Но этот кто-то не учёл главного: мастера оставили после себя творения, произведения искусств, прекрасные, а порой и гениальные работы, радующие душу людей, целых поколений как в прошлые годы, так и теперь, а эти… Да нет, они что-то пытались, но писали такое… скудоумие, а фарисеи другого ранга их издавали – и большими тиражами, и толстыми книгами, и в прекрасных переплётах…
Я, может быть, единственная, кто не выбросил подобные книги, пожалела (они занимают в моей библиотеке несколько полок), но, право же, это только по причине их неплохой внешней упаковки, ей Богу… (А когда я взялась перечесть отдельные из них, с тем, чтобы выписать хоть что-то ценное, хоть какие-то цитаты, приводимые авторами из хороших первоисточников, - оказалось, что даже этого там, среди прорвы мутных рассуждений ни о чём, не накопать. Эх, писаки… времена… люди…)
В последнее время, кстати, на любимом канале стала замечать фамилию продюсера Л.Кривцовой. Помню, помню Вас ведущей в какой-то интересной программе в прошлом веке, очень рада, что Вам удаются интересные проекты. Умница, женщина со вкусом, сразу понимаешь. Кстати, какую-то очень славную программу представлял и молодой мальчик Кривцов, подумалось, наверное, Ваш сын.
…Пишу я на эту тему ради вот такого предложения: полагаю, для подростков, детей, молодёжи просто необходим канал под названием "Научный", на котором 24 часа в сутки показывали и рассказывали бы в интересном, научно-популярном ключе, о самых разных направлениях, изысканиях, открытиях, проблемах именно технических и естественных наук. Боже, каким интересным мог бы стать такой телеканал! В наше-то время, когда и есть о чём рассказать, и какие проблемы ставить, и о ком рассказать (имею в виду – о современных учёных). Почему в великой и могучей, прекрасной России "голых и смешных" (на самом деле – замордованных, несчастных, подневольных молодых женщин-грешниц) можно показывать параллельно сразу по нескольким каналам, а учёных – открывателей, изыскателей, трудоголиков – изредка, иногда, кое-где?
Позорище Вам, правители России. Ну, не дураки же Вы! Внемлите! Уж сколько раз поднимались разговоры о таком канале, а толку нет. Я, фактически - никто в этой стране, уже более 20 лет вынашиваю эту мысль: ну, когда додумаются? когда же им "припечёт", когда учёные или главные партийцы наши станут отстаивать что-то достойное?
Как в пустыне – ни ау, ни бэ-мэ. И это - в вашу "просвещённую" эпоху в России, где правят два юриста! (декабриста, увы).
Но всё-таки воздам хвалу здесь двум коллегам с канала "Россия-24" (радиожурналистам передачи "Наука.2", фамилий которых, увы, не знаю). Если они умеют делать свои программы – так этого у них не отнять: интересные гости, интересные темы, живой интерес самих интервьюеров. Браво! Только очень мало – полчасика в неделю. Ребята, в конце передачи, покрупнее, бегущей строкой повторяйте Ваши фамилии, т.к. среди телезрителей встречаются похожие на меня: предварительно в газетах-журналах телепрограмм не читаю, нахожу интересное способом щёлканья кнопки, поэтому многое смотрю не с начала, приобщаясь к программе только через её содержательность и нескучность, поэтому ни авторов программ, ни даже их названий порой не знаю. Напоминайте как-то о себе, анонсами, например…Требуйте от ведущих каналов повтора Вашей программы, она того стоит!
Посоветовала бы изменить формат научной передачи (круглый стол М.Ковальчука) на канале С-Петербурга, незаметно она перетекла в не очень интересную. Опытные журналисты знают: научно-популярная статья или книга – это всё-таки не диссертация, так и в тележанре – нужно найти интересную форму подачи темы, материала. Лучше уж подготовить интересные, живые вопросы гостям студии, нежели ведущему спрашивать о том, о чём он сам кое-что знает, а в ходе беседы перебивать гостей, вставляя своё словцо. Ведь в таком случае телезритель слышит сразу двух говорящих, а значит – ни одного. У вас же не дебаты, а беседа-исследование, так выдерживайте жанр… Извините, конечно, за поправку, это на правах телезрителя…
Итак, будем знакомы – Маргарита И. ,
14-16 апреля 2012г.
ФРАГМЕНТЫ РУССКОЙ ЖИЗНИ/2
(Продолжение)
О политиках
О Проханове, например, я впервые узнала в период горбачёвщины, когда рухнула Берлинская стена. Мы все тогда ещё были полны радужных надежд, уповали на блага перестройки, но наиболее прозорливые каким-то политическим чутьём уже угадали признаки предательства верховной власти большой страны, и одним из первых был господин Проханов. Мне довелось прочесть его большую статью в газете "Литературная Россия", в которой он уже тогда пророчески предсказал, что повлечёт за собой этот "эпизод" с Берлинской стеной. Предвидел распад блока Восточной Европы, посягновения на распад Советского Союза, отделение стран Прибалтики и, возможно, Кавказа, и т.д., и т.п. Обрисовал такую новую геополитическую карту мира, о которой мы, рядовые люди своей страны, не могли даже помыслить.
Признаюсь, прочтение этой статьи очень углубило тогда моё осознание происходящего, фамилию автора я запомнила навсегда, и внутренне поражалась его провидческому дару. Позднее увидела г.Проханова на телеэкране, ещё позже – выписывала одну из его газет (то ли "Сегодня", то ли "Завтра", не помню точно название, т.к. в 90-е газета не раз меняла своё название, видимо, по причине преследования её властями, а мнения она печатала очень резкие и близкие к правде жизни). Если не ошибаюсь, именно на страницах этой газеты я читала статьи о паханах Шеварднадзе, Ельцине, прозванном сатириками газеты ЕБН, и даже, кстати, пристрастилась писать свои миниатюрки на тему ЕБН, и, надо сказать, это было не так уж сложно делать, ибо эпоха ЕБН и он сам давали к тому много поводов и "пищи для ума".
Господин Проханов! Конечно, я восхищаюсь Вами по сей день. Вашим мужеством и даже жертвенностью, в какой Вы до сих пор выходите на телеринги. Дай Бог Вам богатырского здоровья. (А как Вам и Жириновскому должны быть благодарны Вл.Соловьёв и разные там НТВэшники, так это не высказать, ведь такой ваш с В.В.Ж. полемический задор, скажем прямо, в немалой мере обеспечивает их материальный достаток и "работает" на их журналистское имя…)
Зюганов, как защитник интересов народа, конечно, разочаровывал всегда. Уже с конца 80-х
я не понимала, почему руководители КПРФ не обращают внимания на молодёжь, особенно
на студенчество, которое в ту пору было ещё не политизировано и в целом нейтрально. А КПРФ дремала. В итоге – продремала очень многое. И до сих пор не понимаю, почему в своём имени эта партия не решается сменить слово коммунистическая на какое-то другое, почему так держится за него, естественно, ведая, как исторически оно скомпрометировано? Не верю, чтобы такими уж 100-процентно марксистскими, ленинскими были их убеждения. Убеждения, которые привели страну к революции, двум кровопролитным войнам, к полному краху системы по причине предательства правящей партийной верхушки?..
Так и хочется сказать: ребята, где ваши глаза, уши, умы? В какую сторону смотрят, о чём мыслят? Конечно, за такой твёрдостью стоит вера в идеалы, в том числе в свершившиеся в ХХ веке – индустриализация страны, победа в войнах 20-го и 1941-1945 годов, восстановление страны послевоенной, вплоть до экономических успехов 61-го. Ну, а дальше, ребята, дальше? Разве только космические вершины, кое-какое жилищное, экономическое строительство? (имею в виду 70-е годы, вплоть до эпохи Горбачёва). А в целом-то – близорукость всех тех лет: повсеместный дефицит товаров, продуктов; разрастающаяся бюрократическая (в т.ч. партийная) коррупция; постепенное идеологическое сползание к мещанской (заморской) морали, которая в итоге и одолела-то СССР (в той же степени, в какой ныне, в 2011-2012-м,
она одолела Египет, Ливию, и, думаю, не только их).
Вот такая метаморфоза - из партии коммунистов в партию простофиль, чтоб не сказать жёстче. А ведь обозначь себя не КПРФ, а как-то иначе – думаю, ещё в 1996-м, или 2004-м годах стояли б у власти, ведь разочарованное большинство России после гайдаровских реформ, осени 93-го года стало понимать что-то в политике. Не получилось у г. Зюганова, и шанс упущен. И правы и Жириновский, и Миронов, и некоторые политологи, которые не раз подсказывали главному коммунисту сменить вывеску своего коллективного органа. А теперь он потерял электорат, наконец-то в марте 2012-го и сам испытал искреннее разочарование. А чего Вы хотели, Геннадий Андреевич? Два с половиной десятка лет разочаровывали Вы, теперь пришла Ваша очередь разочаровываться, таковы уроки истории…
А Владимиру Владимировичу Путину я предлагаю поставить памятник. За героическую пятилетку в России в начале нового, ХХ1 века. Легко ругать большого человека (как это делают теперь). А где вы были, друзья, ранее, когда этот человек неимоверными усилиями поднимал падшую страну не откуда-нибудь, а из полного дерьма? Когда в начале нового тысячелетия она лежала слабая и обессиленная, обескровленная, в руинах полного развала? Спросите себя - кто из вас взялся бы за тот титанический труд возрождения полумёртвой великанши-России, какой мы её помним накануне 2000-го года? Это нужно было иметь и личное мужество, и волю, и энергетику титана, чтобы впрячься в то, во что впрягся Путин. И уже к 2005-му году кто-то должен был сказать: - Присвоим Владимиру Владимировичу звание Героя России, - или: - Поставим Путину памятник, допустим, где-то у западных границ, пусть наводит благородный страх на тех, кто пытается ещё угрожать России.
Но нет, никто не догадался внести подобное предложение на всенародное обсуждение, а теперь и вовсе спустили собак. Конечно, в экономике В.В.П. немного поблуждал в последнее пятилетие, но опять же спросите себя: а достойно ли мы все помогали ему в работе? А не вы ли, господа хорошие, гнобите культуру, образование в стране? Не вы ли и берёте взятки, и в тысячах, миллионах даёте их? Не вы ли воруете миллионами, миллиардами, сотнями и тысячами везде, где только возможно? Не вы ли злорадствуете, завидуете ближнему, стараясь во всём обобрать его, а, отнюдь, не поспособствовать взаимному процветанию? Оглянитесь-то на себя. Или Путин один, как исполин, обязан вам во всём, а вы будете лишь копить жирок на собственных брюхах да во всех недочётах винить главу правительства: не пришёл, не прилетел, не поспел подтереть вам нос или ещё какое-нибудь место?
Да нет, уж будьте любезны, сами сделайте что-нибудь для себя и своей страны, тогда и обид на Правительство будет меньше. Хотя, конечно, о правительстве нашем такое слышим… Не приведи Господь повторить, а то ещё прикончат где-нибудь в подъезде собственного дома. Да и что мне говорить о нём? Оно само о себе больше знает.
Ещё – в уличной политике - уважаю г.Лимонова, и надеюсь на Сергея Удальцова: лидеры стране нужны, у нас они на вес золота. Дай-то Бог вам не получить пулю в уличных потасовках. Думаю, о том молятся во многих русских хатах.
О русской культуре
Помните, ещё совсем недавно в нашей стране нельзя было произнести слово еврей: тебя сразу зачисляли в число антисемитов. Позднее, по советам, видимо, психологов, евреи пересмотрели своё отношение к упоминаниям своей национальности, научились даже шутить на эту тему, и, кажется, тем самым избавились от комплекса. Зато ныне наступило время, когда не дай Бог тебе упомянуть слово русский (и это на исконно русской же земле!), и особенно в сочетании со словом культура. Какие поднимаются вопли, вои и нытьё! Причём, оппоненты готовы признать, что есть такие явления как русская литература, русская музыка, русская живопись, русская песня, русский романс, прикладные искусства (народные промыслы) и т.д. Но что такое русская культура – нет, приверженцы осоветившейся русской культуры, принимать подобных положений никак не намерены: нет, ну нет такой культуры, - с пеной у рта будут доказывать они. Но и в этих обстоятельствах находятся среди русских культурологов сторонники, которые готовы с энтузиазмом оспаривать подобные взгляды, настаивая на своём: существует русская народная, традиционная культура, основы которой необходимо беречь, сохранять, обогащая чем-то позитивно новым.
У меня есть желание чуть-чуть исследовать этот вопрос в том плане: почему и как стало в принципе возможным оспаривать очевидное, и каким был путь к такому моменту?
Выше я уже говорила о своём отношении к ленинской эпохе в нашей стране. Но всё-таки с десяток положительных факторов тех, первых десятилетий советского периода, не отмечать и не привечать невозможно. Я говорю о повсеместном открытии библиотек и читальных изб, о ликбезе (всесоюзно объявленной ликвидации безграмотности), об издании прекрасных книг русской и зарубежной классики; в общем-то не забытой архитектурной составляющей в строительстве, об озеленении городов, закладке новых садов, парков, скверов; о развитии спорта и открытии множества стадионов; о подъёме кино- и театрального, циркового искусств, о возрождении старых и открытии новых вузов. Это всё было сделано, и была увидена необходимость этого, что само по себе уже большой плюс. Значит, кто-то мыслил стратегически, перспективно в отношении дальнейшего пути огромной
многонациональной страны.
Но меня нередко озадачивали вопросы – и в моей молодости, и ныне, - о которых и хочу здесь сказать. Особенность ли нашего менталитета в этом, или всё же низковатого общего уровня культуры – не знаю, но хочу заметить, что у нас нередко отнесено в разряд мелочей то, что в любой другой стране приобрело значение приоритета, вынесено на передний план, оберегается, культивируется, поощряется, - т.е. в целом работает на нацию: на повышение общеобразовательного, подсознательного, если хотите, ментального, уровня.
О чём конкретно я говорю?
Вспомним замечательные периоды развития разносторонних наук в СССР. Сколько приходилось читать и слышать о том, что отдельные преподаватели-этнографы, филологи
и т.п. ездили по русским глубинкам, русскому северу, собирая старые народные песни, поговорки, притчи. Боже, какая прелесть, какой кладезь народной культуры, искусств, творчества. Но скажите – на прилавках советских книжных или специализированных (нотных) магазинов вы часто видели книги (сборники) с опубликованными этими песнями, поговорками, пословицами? Вы вообще когда-нибудь видели их в продаже? Я – никогда, хотя интересовалась, посещала десятка полтора-два таких магазинов в разных городах страны, скажем, с 1965 по 95-й годы. Их там никогда не было. Лет десять тому назад случайно наткнулась на сборничек пословиц в городской детской библиотеке в Подмосковье. Боже, как обрадовалась, перечитывала от корки до корки, бросилась что-то выписывать. Просто счастье попало в руки. Но поздновато. Возраст уж не тот, не образовательный, память не та. Упущено время. Но ведь и сегодня вы, наверняка, не встретите подобный сборничек на книжных развалах, в свободной продаже, по невысокой цене – пусть в неплотном переплёте, но изданном с целью обогащать внутренний мир детей, подростков, молодёжи в целом, будить их интерес к историческому прошлому своего мудрого народа.
Да нет, друзья, тем самым непечатанием, нераспространением подобной литературы вы и гнобили эту молодёжь, заставляя её забывать родной, великий язык, переходить на жаргоны, арго и т.п. Я бы и сегодня с удовольствием купила сборник, не обязательно народных, а просто хороших популярных песен, с нотами отличных композиторов, со словами прекрасных поэтов- песенников, или просто поэтов (А.Фатьянова, Е.Евтушенко, других). Но где такие сборники? Вы встречали их в продаже? Я – нет. А уж как я мечтала всегда иметь в личной библиотеке сборники русских народных песен – колыбельных, венчальных, ритуальных, казацких, национальных по духу. И не обязательно только русских. Но и это всё в своё время было отнесено к "немодной" ныне этнографии, и всё замолчано, разбросано по музеям, да и ладно.
А музеи-то, в основном, живут своей, отдельной жизнью, а народ – в массе своей - тоже отдельной. Так у нас заботились о духе народном: везде общие слова, слова, а на деле – нуль.
Припомним: а исполнение русских народных песен часто ли включено в программы, например, телеканала "Культура"? Часто ли вы слышите там виртуозное исполнение примадонны русской сцены Людмилы Зыкиной? За последние 40 лет – дважды? Это похоже на правду. И при этом мы так любим болтать о сохранении традиций. Не уверена, что традиции сохраняют музеи. Они хранятся в сердце и памяти народной. Человеческие судьбы, деревню русскую надо возрождать – тогда и память народная воспрянет. Но ведь у нас привыкли надеяться на авось, действовать наобум, ну и так далее. К чему придём при таких подходах?
…Только в нашей стране могли даже свадебные ритуалы забыть. Как говорится - всё покрылось мраком формализма. Во многом и сегодня так. Мы уже выступление хорошего хора воспринимаем как чудо. Потому что коллективов – хоровых, танцевальных, вокальных – всё меньше и меньше, даже сельские Дома культуры попали под распродажи. Клубы просто разрушены (как и ныне идёт разрушение школ в русских деревнях, фельдшерских пунктов, точек бытового и транспортного обслуживания). И это путь к культуре? А не обратный ли – назад, к дикости и разобщённости? Кто-то же должен об этом думать. В какую сторону смотрит Министерство Культуры РФ в последние десятилетия – никому не известно, а уж Президенту и правительству, кажется, и тем более…
Конечно, многое в культуре держится на энтузиастах. Так было всегда, так есть и сегодня. Можно было когда-нибудь себе представить, что служащие музея-усадьбы "Архангельское" самостоятельно, в одиночку, можно сказать, станут отстаивать автономию этой жемчужины в судах? В дурном сне не приснилось бы, а при столь просвещённых правителях стало допустимым. Как? И куда ни ткни – везде – одно и тоже, подлый мир наживы готов изничтожить всё из народного наследия. Лично я восхищаюсь и низко кланяюсь всем, кто стоит на защите культурных ценностей, и в меру моих сил готова помогать в такой работе.
Давайте научимся смотреть на культурную память как ценность во всех её нюансах, не относя к мелочам всё то, о чём я написала выше. Вот как раз-то в культуре и нет мелочей. Это такая цепь причинно-следственных переходов, метаморфоз и переплавки хорошего в лучшее, и наоборот (при запустении, невнимании к культурным явлениям), что в этой сфере деятельности надо быть весьма и аккуратными, и деликатными, и осторожными. Хорошо, если бы в эту сферу (например, при организации различных праздников, дней города и т.п.) привлекались талантливые, эрудированные, неравнодушные люди. Да будет так! – сказал мечтатель…
О реалиях и противоречиях
…Нет ничего удивительного в том, что сегодняшняя жизнь, как в России, так и в мире в целом, очень противоречива. Обостряется борьба за все те ценности, которыми располагает планета. Как за материальные, так и духовные, физические, за всё то, что в скором времени может поспособствовать не просто благополучной жизни людей, но даже элементарному выживанию отдельных особей или национальных единств. Поэтому идёт глобальная война на мировом поле сражений, поэтому идут всевозможные захваты не только нефтяных ресурсов, но и научных достижений, открытий, с целью уничтожения других и сохранения себя.
В ХХ веке мир не хотел замечать вымирающих от голода африканских племён и народов, лицемерно пописывая и иногда забалтывая эту тему, а к концу того же века перенесли опыт такого отношения на величайшую, обширнейшую, неплохо образованную, во многом талантливую, но неагрессивную нацию – русскую. И очень скоро, способами голодовок, разорения населённых пунктов (деревень, посёлков, небольших городов), распространения наркотиков, плюс отстрела наиболее приспособленных (в сфере бизнеса, предпринимательства), одним словом – способами "шоковой терапии" (в начале 90-х санкционированной Президентом и Правительством!), эту нацию унизили, опустошили, изничтожили, привели на грань вымирания.
Я не стесняюсь смотреть по российскому ТВ многие из негативных передач, в которых показывают правду русской жизни. Слышу от очень многих интеллигентных людей и просто мещан бормотания, что ТВ перенасыщено этой темой, зачем это показывать? Не знаю почему, но у меня вызывают отторжение как раз не правдивые, документальные программы, а те бесчисленные и бестолковые фильмы, в которых когда не взгляни на экран – в каждом кадре на тебя нацелено дуло автомата, пистолета, гранатомёта… У меня вызывают отвращение так называемые "художественные" сериалы, поставленные все примерно по одному сценарию, какого-то одного-единственного бездарнейшего сценариста. В которых на тебя таращатся люди с тупыми рылами, противно-некрасивые внешне, плохо говорящие, т.е. не владеющие ни дикцией, ни интонациями, ни мимикой, ни жестами, без выражения хотя бы единственной мысли во взгляде.
Смеясь, я обычно говорю знакомым о таких сериалах: - Полагаю, что сняты они в голодные
90-е годы. Когда полстраны вымирало от голода, телережиссёры-скороспелки набирали в свои труппы всех необустроенных своих родственников, любовниц и любовников, родственников этих любовников и любовниц, и т.д., и т.д., совсем не заботясь об эстетических вкусах и мировоззрениях своих соотечественников-телезрителей, но лишь с единой целью – дать выжить своим близким. Вот и получилось то, что доныне крутят подобное мерзкое кино на телеэкранах первого, второго каналов, С-Петербургского, "Домашнего" и некоторых других…
Печальная история, но находятся, находятся лицемеры-журналисты (вроде П.Лобкова, например), которые нет-нет, да и произнесут с телеэкрана: - Такой у нас зритель… Он хочет смотреть именно это…
Да нет же, это вы формируете такого зрителя, специально, под себя. Для недоразвитого зрителя ведь и словесно-картиночную галиматью проще делать, почти без усилий. Лично я, щёлкая кнопками пульта, нередко прихожу в ужас: какую же мерзость, чушь, откровенную низкопробную гадость несут российскому зрителю телеканалы! Иногда, кроме информационных передач, за весь день по всем 25 каналам смотреть просто нечего! Везде всё одно и то же, серое, иногда - погрязшее в серой же демагогии, пустое, пошлое. Приходишь в ужас: кто у нас занимается телевидением? кто планирует и выпускает это? зачем? для кого? Лобков-то защищает низкопробность, а ведь рейтинги этих передач не публикуют на экранах, мы не в курсе – сколько же несчастных россиян теряют личное время в период такого конкретного оболванивания?..
Конечно, кого могут порадовать передачи типа "Экстренный вызов" или "Петровка, 38"? Конечно, переживательные и расстраивающие. Но за ними – факты бестолковой российской жизни. За ними – беззакония в этой стране и слабость власти. За ними реалии, от которых – да, хочется отвернуться. Но это не значит, что завтра их не будет, или что их нет. Я считаю, что те молоденькие мальчики и девочки, оперативные журналисты четырёх-пяти телеканалов на самом деле делают большое дело, собирая свои хроники, документальные хроники того, от чего надо избавляться в реальности. Конечно, не всем нужно смотреть эти "документы", и менее всего они нужны детям и подросткам, но в целом общество должно знать правду жизни, для того, чтобы не "засахарились" ваши тонкие души, господа мещане, чтобы не разучились различать доброе и злое… Чего уж тут на зеркало пенять…
О скучном и нескучном…
Возможно, что для большинства людей вопрос о скучном и нескучном не стоит. Это для менее эмоциональных. Но для очень многих он важен уже с детства. Так устроены люди, такова у них психическая система. Одним важна просто активность, другим важно творчество, третьим – наличие радости, праздника души, просто хорошего настроения. А есть группы людей, – о них говорят "впечатлительные", "эмоциональные" – которые просто на уровне снижения пульса переживают то, что называется скукой жизни. При таких условиях - впадая в апатичность, в безверие, порой в суицидальные настроения.
Общество должно научиться с этим бороться. Как?
Во-первых, необходимо наличие идеала или идеалов. (В российском обществе почему-то это считается роскошью: что в советское время говорили лишь формально о них, либо лживо представляли идеалом то, чего явно никогда не могло быть, как, скажем, коммунизм; что теперь - боятся заговорить об этом или подумать. Возможно, делают это нарочно: общество без идеалов, или не имеющее даже представления о них, легче разрушить, покорить, зомбировать и т.п.). Полагаю, что ныне идут такие мерзкие нападки на Церковь именно потому, что сегодня это осталась единственная сила в России, которая имеет идеал, культивирует его, не предаёт, а наоборот собирает вокруг него паству, верующих и объединяет их. А противоборствующие силы в России как раз очень боятся этого объединения. (В целом это происходит и в других странах мира: кто-то очень не хочет церковных и околоцерковных объединений, возможно, потому, что взамен этих существующих идеалов – Христа и его заповедей - активно пытается внедрять в человеческие сообщества собственных идолов – антихристианских, бесовских и т.п.)
Поскольку русских очень долго отлучали от Церкви в ХХ столетии, люди научились, не произнося имени Христа, верить в то, что очень близко Его имени: в справедливость и добро. Нация, которая умеет так сублимировать, так переплавлять своё внутреннее духовное состояние, конечно, очень сильна и устойчива, её очень трудно сразить. И даже при всех нынешних бедах, поражающих русских (о чём немного упоминалось выше), понятно, что ядро нации выстоит, сохранится, и Божьей милостью, со временем даст новые ростки к плодородию и обилию. Не будем забывать о том, что есть ещё то, что называют Божьим Промыслом, то, что оберегает достойные народы с самих небес.
Так что идеалы у русских есть и остаются, вопреки всему тому мусору, который неимоверными кучами возводят на пути нации ко всеобщему счастью и благополучию. Но этого сегодня недостаточно, ибо люди всё-таки должны и дышать, и питаться, и содержать в здоровии свои тело и душу (которые взаимозависимы в своём выживании). Люди должны радоваться своей жизни, поступкам, помыслам, присутствию ближних. В России искусственно создаются условия для обратного. Контраст жизни в обществе стал столь очевиден. Когда одни получают всё, другие – просто ничего. Что, кроме массового пессимизма, отчаяния, безысходности могут породить такие обстоятельства жизни? И никто не заботится об этом.
Легко мне здесь обвинить правителей, того же В.В.Путина: Вы-то у власти более десятка лет! Но, как говорится, почему все вопросы к одному человеку? Да руки у него не доходят до очень-очень многого. Не Господь Бог же он, чтобы одним мановением решать все дела. Что успевает – то делает. Но где наше Министерство Культуры? Министерство социального развития регионов? Где губернаторы? Или так бессильно нынешнее законодательство, что в нём не разобраться: кто за что отвечает? Так назначьте общественную экспертную комиссию из числа лучших людей страны (а такие сегодня, слава Богу, ещё есть – умные, деловые, честные), и пусть они от имени общества дадут оценку этим законам, выработают рекомендации. Я даже назвала бы конкретных людей, способных сегодня что-то сделать в этом плане: Никита Михалков, молодые депутаты Беляков, Рохлин, другие, которых фамилии, к сожалению, не помню; Э.Лимонов, С.Удальцов; молодые юристы, адвокаты, из числа тех, кто знает реальную жизнь и умеет давать правильные, непредвзятые оценки этой реальности.
Общество должно, прежде всего, захотеть что-то изменить к лучшему, что-то предпринять для этого, тогда можно рассчитывать и на результаты.
(Признаюсь, я несколько уклонилась от темы "О скучном и нескучном", сказать здесь хотела о другом, но более важное и серьёзное вытеснило часть мыслей. Значит, придётся вернуться к ним ещё раз).
Маргарита И.,
17, 19.04.2012.
Свидетельство о публикации №113110608191