Гармония в абстракции

Посмотрите на это изображение. На правда ли, напоминает произведение авангардного художника ХХ века? Да, тем более, что это действительно произведение живописи. Но только есть в нем нечто, отличающее его от моря абстрактного искусства Европы и Америки, да и других стран (благодаря глобализации и интернационализации абстракционизм проник во все уголки мира, как верлибр). Это нечто трудно определимо. Суть его заключается в спокойствии, излучаемой этой картиной, каком-то чувстве удовлетворенности, покоя. И главное – гармоничности – как живописной гаммы, так и рисунка, неназойливая геометричность которого заставляет вспомнить старинные народные орнаменты, или узоры древних античных ваз (геометрического стиля, разумеется).

Все объясняется просто – это действительно абстракционистская картина, но не кисти современного цивилизованного европейца, или американца, или иного по крови и цвету кожи обитателя бетонно-стеклянных джунглей. Это работа австралийца-аборигена, одна из многих, рядовая, в общем-то работа, как, например, какой-нибудь не для музеев и богачей, а для себя сотканный дагестанский ковер, или елецкий кружевной подзор, или хлебная доска с мезенской красно-медовой росписью. Перед вами произведение народного искусства, и только этим объясняется его гармоничность и естественность, в отличие от выдуманности и даже вымученности абстракционизма профессиональных художников… Картины австралийцев интересны еще и своим символизмом – в их причудливых узорах то и дело угадываются живые существа, растения, люди. Особенность видения мира австралийским художником – так называемый dreaming, понимаемый как духовная реальность, живущая в самой обычной жизни.
Эту картину, и еще множество подобных, выполненных в той же манере, мне посчастливилось увидеть в Париже, в этнографическом музее на набережной Бранли.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.