Марку Бернесу

Марку  Бернесу.

Бойцы  в руках  сжимали автоматы,
В окопах  мерзлых среди тополей,
Над головами слышались раскаты,
Дождями лились слезы матерей.

И  всех просторов, нам не счесть  бескрайних,
Над ними  полыхали небеса,
Слова звучали   нежно, но  прощально,
 Остановилось время на часах.

И в  след глядел он журавлям усталым,
Да на себя просил в тот миг огня,
Увидел все, в каком-то свете алом,
Он прожил честно  нашу жизнь любя.
.

Но только  жаль, что   этот   миг растаял,
Да растворился  как  небытие,
Он уходил, земное оставляя,
Но все, же благодарствуя  судьбе…

Бойцы  в руках  сжимали автоматы,
Нам не забыть далеких грозных дней
И дух солдат. Была, ведь,  дружба свята,
А он остался в памяти людей…


Автор  Геннадий  Сивак.
6  ноября  2013 года.

Марк Наумович Берне;с (настоящая фамилия — Не;йман[1]; 25 сентября [8 октября] 1911[2], Нежин, Черниговская губерния — 16 августа 1969, Москва) — советский актёр кино и исполнитель песен.

Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951). Один из наиболее любимых артистов советской эстрады, выдающийся русский шансонье. Во многом благодаря Бернесу сложился золотой фонд отечественной песенной классики[3].
Первый публичный концерт Марка Бернеса как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х гг., сперва на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьёва-Седого и др. Продолжая сниматься в кино, Бернес всё больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами. Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии.

В 1950-х—1960-х годах Марк Бернес создал в кино сложные характеры людей с нелёгкой судьбой — таких, как Умар Магомет («Далеко от Москвы»), Чубук («Школа мужества»), Родионов («Они были первыми»), Огонёк («Ночной патруль»).

В этот период песенный репертуар Бернеса пополнился такими произведениями, как «Москвичи» (А. Эшпай — Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский — К. Ваншенкин).

17 сентября 1958 года одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на „Волге“» рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста»[5]. Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Но с 1960 года голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярной воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, стихи О. Фадеевой) и на эстраде.

В том же 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на стихи М. Исаковского. Написанная за 15 лет до того, в 1945 году, и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио[6], она обрела в лице Бернеса интерпретатора, раскрывшего весь трагизм произведения и сделавшего песню широко популярной.

В 1961 году режиссёр Павел Арманд первым нарушил запрет на приглашение актёра в кино, сняв его в небольшой роли в своём фильме «Чёртова дюжина».

В последующие годы Бернес снова успешно работал, гастролировал в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, получая множество восторженных откликов СМИ; выступал на английском телевидении. Появились и новые «бернесовские» песни: «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский — Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель — К. Ваншенкин), «Я работаю волшебником» (Э. Колмановский — Л. Ошанин) и мн. др. В четырёхсерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер — М. Матусовский). 8 июля 1969 года артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. Это была последняя запись Бернеса.

 
Могила М. Н. Бернеса на Новодевичьем кладбищеМарк Наумович Бернес умер 16 августа 1969 года от рака лёгких. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7)[7]. На похоронах (по его просьбе, высказанной незадолго до смерти) звучали записи песен «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина», «Я люблю тебя, жизнь» и «Журавли»[8].


Рецензии
Получил удовлетворение от прочтения стихотворения и дополнения к нему-
очень тщательная,глубокая информация о жизни Марка Бернеса.
В дополнеии полно раскрыта его творческая деятельность и патриотическая роль,
Что-то из дополнения просится в стих.
С уважением и добрыми пожелониями!

Марк Горбовец   11.06.2015 18:34     Заявить о нарушении
Марк!
Сердечно Вас благодарю!!!
С теплом, Геннадий.

Геннадий Сивак   11.06.2015 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.