В. Колягин. Как завоёвываются сердца

И вот, наконец, свершилось, я отправился в творческую командировку в Екатеринбург на постановку нового спектакля по сценарию лауреата международного конкурса по литературе Аркадия Чужого «Шутовской колпак».
Перед тем шли долгие переговоры о сроках и прочих условиях с театром лабораторией им. Михаила Чехова.
И вот все нюансы улажены и я еду!
Некоторое время до того, я уже посещал этот чудный коллектив, приезжал знакомиться с репертуаром театра, с актёрами и т.д.
Дело в том, что театром руководит мой в прошлом, некогда, ученик – Дмитрий Бабушкин, а ныне он уже директор театра и его ведущий актёр!
Не хухры-мухры!..
Но, шутки в сторону, о деле речь пойдёт.
За минувшие годы Дмитрий вырос и как актёр – стал очень интересным, неожиданным, темпераментным, взрывным артистом, и по-человечески – стал старше, заматерел как-то, посолиднел даже, что весьма отрадно!
Дело было в августе месяце текущего года и, по приезду моему к месту назначения, мы тут же приступили к репетициям. Мы с ребятами, актёрами театра, а это молодые, но, весьма одарённые люди, сразу нашли общий язык, поскольку и я, и артисты горели желанием – РАБОТАТЬ! Предстояла нелёгкая, творческая, кропотливая, экспериментальная работа.
Исходно мы имели следующее: сценарий по мотивам произведений известных авторов – А.С.Пушкин, В.Шекспир, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, А. Вампилов, свои силы и фантазию, сценическое пространство камерного театра, полтора месяца времени на осуществление проекта, режиссёрский замысел и мощнейшее желание ТВОРИТЬ!!! А что ещё нужно для создания интересного спектакля? – Действуй! И мы начали!..
******************   

В творчестве, как впрочем, и в любой другой работе, важен, собственно говоря, процесс.  Результат будет настолько ощутимым, насколько процесс будет наполнен энергией вашей души и сердца, навыками опыта вашего, умения организовать сам процесс работы, в нашем случае – постановка экспериментального спектакля.
Экспериментом было пронизано всё – и сами репетиции,  и подготовка к ним, и прочие внутренние театральные повседневные заботы и дела.
Коллектив, куда я «влился» на те полтора месяца, что определяло временные рамки на выпуск спектакля, был немногочислен, но, очень трудолюбив, спаян и гармоничен.
Ребята давненько не были в новой работе, а посему, как было сказано выше, горели желанием – творить! Да и предстоящий 19 (!) театральный сезон хотелось открыть свежей, новой работой.
Не скрою, начав репетиции сразу по приезду моему в театр, поначалу я приглядывался к актёрам, стараясь понять, ЧТО они т.с. - из себя представляют как творческие индивидуальности.  Делая это корректно и тонко, исподволь, я постепенно понимал, что передо мною, отлично отлаженный ансамбль актёрских дарований! Дальше всё зависело от меня как от режиссёра и, может быть, немного, как и от педагога.
Предстояло ввести ребят в понимание самого замысла спектакля, а он был очень не прост, рассчитан на думающих актёров, умеющих фантазировать не стандартно, владеющих школой актёрского мастерства!
Работу я разбил на три части: 1. – Анализ внутреннего проживания, через поиск и определение действие, задача, событие и пр.
2. Планировка – адаптация первой части через физическое действие.
3. Трансформации индивидуальности актёра в роль, или, если хотите, перевоплощение. И прочие моменты актёрской техники и постановочных задач режиссёра. Собственно говоря – рождение самого спектакля.
                *****************   
                3 часть.

Первая репетиция была что – то вроде знакомства. Поговорили о предстоящей работе, о прочих технических делах. Знакомство строили в форме диалога, что – то говорили актёры, что – то я… Старались понять друг друга, проникнуться обстоятельствами, ситуацией.
Итак, мы стартовали!.. Поначалу нас было пять человек – это я (режиссёр) и четверо артистов – двое парней и две девушки.
Увы, один из джентльменов через несколько репетиций «пасанул», ушёл по-тихому, я сие называю просто – струсил. Дело в том, что этот так называемый… актёр… традиционного соц.реалистического (советского) театра, то бишь – государственного. А в эксперименте способен участвовать
только подготовленный актёр, с определённым «багажом» актёрской школы и опыта. У ушедшего же господина артиста его НЕ было!
Должен сказать, не кривя душой, что я воспринимал присутствие этого человека в коллективе как инородное тела. По моему мнению, он НИКАК НЕ вписывался в отлаженный, органичный актёрский ансамбль театра лаборатории. Хотя по-человечески мне он был интересен, но, не более того, может быть, немного жаль парня, поскольку он уж много говорил о себе, о своих заслугах… Говорящий много о себе, как правило, мало умеет! И когда дело дошло до работы, тут – то всё и прояснилось – КТО ЧЕГО СТОИТ!
Артист соц. реалистической «школы» явно не справлялся даже с простыми вещами, как – то работа на ПФД – (память физических действий), азами актёрской школы. Ко всему прочему в нём проглядывало, даже некое пренебрежение к тому, что происходило на площадке (сцене).
А мы перед началом почти каждой репетиции занимались с ребятами тренингом – разминкой, пытаясь так набрать форму, а я используя ситуацию тренинга, вводил актёров ещё и в структуру будущего спектакля.
Говорю об этом случае с предательством потому, что ЭТО весьма показательно и поучительно, дабы люди не повторяли ошибки других и помнили бы – Верь, да проверь! Так говорит народная мудрость.
************************
Фото - Владимира Колягина. Сцена из спектакля "Шутовской колпак".Автор сценария Ар.Чужой.Режиссёр - Валерий Колягин. Екатеринбург.2013г.
На фото: Дмирий Бабушкин и Светлана Абашева. Театр лаборатория им. Михаила Чехова.
**********************************

Часть 4.
                *****************   
Довольно о грустном! Продолжу об интересном – работе!
Что отрадно, так это-то обстоятельство, что в повседневной жизни театра, отлично просматривался так мною любимый – дух СТУДИЙНОСТИ!
Моё сердце всегда тосковало именно по такой форме театра.
В студийной атмосфере  отсутствуют вещи негативного характера типа интриги, сплетни, зависти и прочих мерзопакостях, мешающих работе,
тормозящие творческую инициативу! Надо ли объяснять, что эти язвы разрушительно, убийственно влияют на само существование ТЕАТРА, а не только на рождение спектакля и прочие тонкости театральной кухни?..
Безусловно, и в их жизни, как коллектива, так и театра в целом, случаются всевозможные неожиданности неприятного свойства, но, дружба ребят, трепетное отношение их друг к другу, всегда выручала и не позволяла негативу взять верх над светом  и добром.
Здесь уместно будет заметить, что театр этот православный, что придаёт ему некий оттенок нравственной чистоты и повышает планку требовательности к себе, к творческой стилистике, что не позволяет черстветь душами и замыкаться на самих себе.
Актёры свято чтут заложенные художественные ценности Натальей Витальевной Мильченко, создателя театра и его духовного вдохновителя.
Вместе с этой чудной женщиной они начинали 19 лет назад создавать свой театр, который в перспективе стал таким, каким являет себя ныне современным зрителям, театральной общественности.
Подумать только, из заброшенного подвала своими руками, на чистом энтузиазме, не получая за свой труд ни копейки, в своё личное время, создать уют, продуманный дизайн интерьера, где поселилось потом творчество и рождалось не раз само вдохновение!?
Откуда ребята брали деньги на строительство? Зарабатывали своим горбом, играя спектакли по школам, детским садикам, в деревнях и прочих городах и весях, там, где жили люди, желающие приобщиться к театру.
А вот теперь коллектив приступил к новой работе, готовясь встретить достойно девятнадцатый театральный сезон.
Придерживаясь намеченного плана репетиций, мы пытались продвигаться по дороге тернистой, но, интересной, держа направление на творческий маячок  - веры в себя, коллег и в удачу, тем паче, что она нам сопутствовала!
Как говорят, нет худа без добра, так гласит народная мудрость, и мы  убедились в её справедливости, работая над спектаклем.
Тут необходимо отметить, что я прямо-таки  обожаю, экстремальные ситуации в творчестве ли, в жизни ли – всё едино, но, именно они возбуждают во мне «спортивную злость»!.. Я говорю о добровольном удалении за «кулисы» артиста не нашего калибра.
Уважаемые читатели не поверят, но, на следующий  день, наша команда была готова к «бою» и во всеоружии!

                Часть 5.

Всего за ночь, мне пришлось весьма оперативно, как говорится – «перелопатить» весь сценарий, внося серьёзные правки даже в сюжетную линию замысла написанного материала.  И, знаете ли, кажется, получилось!? Репетиция, как я уже говорил, состоялась. От меня как от режиссёра в данной ситуации требовалась решительность и разумность действий, поскольку актёры слегка подрастерялись, ведь они уже «входили» в материал, пропитывались атмосферой сценария, сцен, ролей… И когда я им прочёл обновлённую версию, их лица просияли, ребята заулыбались и были готовы к решительным переменам, корректуре уже наработанного, найденного.
Однако не всё шло гладко и чинно. Но!..  Вопреки  ожиданию актёров, я, со своей, так сказать, режиссёрской стороны, почти не делал никаких замечаний после репетиций, хотя ребята терпеливо ждали именно этого – разбора только что окончившихся творческих поисков, проб и ошибок.
Актёрам я решил не говорить, что и в этой части – аналитической, мною тоже проводился эксперимент, смысл которого  состоял в том, что я доверяю актёру, актёр мне (режиссёру), то  есть я, как бы авансирую (читайте  -стимулирую) исполнителей на самостоятельность поиска, но, разумеется держа под контролем ход и развитие процесса. Хотя, справедливости ради скажу, что этим актёрам, я и на самом деле доверял, но, тем не менее, коллеги настаивали на разборах буквально каждой репетиции.
Если откровенно, мне и самому было, что называется «невтерпёж», так и подмывало на детальный анализ пройденного за день, но я как мог, крепился, «держался» и как я не крутил, пришлось – таки подключить и анализ репетиций.
Трудность постановки заключалась ещё и в том, что артисты, весьма неохотно шли на «новое», боясь, или правильнее сказать, остерегаясь, вторжения чего –то такого, что навредит их театру в творческом смысле, уведёт коллектив  от наработанной стилистики их мэтра – Н.В.Мильченко, творческих традиций театра и т.д. Иными словами, требовалось создать спектакль в заданных эстетических рамках, но, вместе с тем, не подражая стилистике Натальи Витальевны Мильченко, и при всём том, преподнести зрителям – любителям театрального искусства, что – то оригинальное, необычное, «свеженькое», чего доселе почитатели этого театра не видывали.
И вот что хочется отметить, за всем за этим, а я, напомню, сам в прошлом актёр, осязаемо ощущался некий актёрский, если позволите, эгоизм, который присущ не только артистам этого театра, но, любого другого без исключения.
В нашем случае, этот так называемый «эгоизм» на меня как на режиссёра не произвёл никакого впечатления, ну, или давления на психику. Отнюдь, мне, чем хуже – тем лучше! Иной бы воскликнул:- Да это провокация!
Именно так – провокация! Но, всё в том – то и дело, что русский театр, это театр психологической школы, в старину эту школу именовали – школой переживания и само существо нашего, русского театра основано именно на  ПРОВОКАЦИИ, да и не только русского.
Задача моя в этом случае состояла в том, что бы вовремя прочувствовать назревание этой самой провокации и перевести её на пользу общего дела, да так, что артисты и не поняли бы, что, собственно, произошло!..
Как известно, новое, всегда, почти всеми, воспринимаются так сказать… в «штыки» и надо не мало попотеть, что бы доказать право на существование этого  НОВОГО!   
Вообще говоря, мне было весьма интересно, чем и как живёт современный, российский актёр, что читает, какие фильмы смотрит, и т.д.

**************************
Часть 6.
                ************   

Зная наперёд, что артист – человек не без лени, поинтересовался у ребят, что же они сегодня читают?
Как и ожидалось, в ответ услышал нечто невнятное, не знаю… что – то… там… впрочем,  и т.д. в том же духе.
Не хочу никого обижать, но, в таких случаях всегда начинаю с себя, а что, же я сам, в их возрасте, читал ли? И вы знаете, отвечу утвердительно, да – читал. И не просто читал, но, зачитывался – М.А. Булгаковым, И.С. Тургеневым, тем, же И.А. Буниным и многими другими авторами с мировыми именами.
Любители театра спросят, а чего это я вдруг о чтении, ведь понятно же, что если актёр, то значит непременно читающий человек!
Нет, смею вас заверить, уважаемый читатель, далеко не каждый человек, избравший себе профессию артиста, читающий!..
Надо ли об этом говорить вслух? Думаю нужно, дабы те, кому это адресовано, поняли, наконец, что современному театру, требуется актёр универсальный, умеющий делать всё и даже чуть больше того.
Сегодня, впрочем, как и прежде требуется театр УМНЫЙ, как нынче говорят «продвинутый».  И если исходить из того, что театр это – драматург, режиссёр, актёр, плюс зритель, то мы поймём, что современный артист должен быть ЭРУДИРОВАННЫМ Человеком! И если соединить – развитый мозг человека, эрудицию, одарённость, владение актёрской ШКОЛОЙ и пр., то мы получим портрет того, кем должен стремиться стать современный артист – универсалом!
Ещё один момент бросался сразу в глаза «новоявленному» режиссёру, это некая замкнутость коллектива от внешнего мира, здесь и отсутствие (почти) рекламы в СМИ, участие в конкурсах и фестивалях и пр., пр., пр.
Хотя вникнув в ситуацию, поосмотревшись, некоторые вещи начал понимать – конкурсы и фестивали, это конечно хорошо, да ведь на всё на это деньги нужны немалые,  а где их взять?
Повторю ещё и ещё раз – ТЕАТРУ НИКТО И НИКОГДА НЕ ПОМОГАЛ ФИНАНСОВО! Всё, что театр имеет – заработано собственными руками, что делает им честь!
И, тем не менее, театр не может «дышать» без простора, без ВОЛИ! Он нуждается в… «известности», он погибнет без ВЗАИМООБОГОЩЕНИЯ!
Проводя репетиции, присматриваясь к актёрам, прислушиваясь к их «внутреннему голосу», видя состояние их психофизики, пришёл к мысли о необходимости постоянного актёрского тренинга – ежедневного.
Поделился об этом  с Дмитрием Бабушкиным, руководителем театра и он разумеется согласился с моими переживаниями, но… У театра нет возможности реализовать свои профессиональные потребности из-за проблем о которых упоминалось выше.

**************************
                Часть 7.
                ***************   
 
Однако просматривалась некое лукавство, своеобразная спекуляция так сказать ситуацией, то бишь скрытое, или хорошо завуалированная… леность что – то делать лишнее, так свойственная современным молодым людям, к моему великому  сожалению. Это та самая ниточка, потянув за которую, можно вытащить весьма неприятную проблему – отсутствие внутренней, актёрской дисциплины, собранности, возможно даже атрофированной силы воли.
Отмечу объективности ради, что эта язва поразила не только Российский театр, но и всё наше общество в целом. Этот порок, характерная черта нашего менталитета, как сегодня любят выражаться.
А если это имеет место быть… то знаете ли… Впрочем не будем сгущать краски, но, и не обращать внимание на ЭТО, тоже НЕЛЬЗЯ! Эта «болячка» которую НЕОБХОДИМО «лечить». Как? Рецепт тут один – ПОНЯТЬ, ПРИЗНАТЬ, и… УДАЛИТЬ!!! Хм, прямо-таки… «хирургия» какая – то получается…  Да…
«Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно...»
                М.Ю. Лермонтов.
Дабы немного отвлечь ваше внимание от «перегруза серьёзом», разбавлю рассказ мой так сказать, самоиронией…
Поверите ли, но, на репетицию в театр, и обратно до гостиницы, я решил добираться весьма оригинальным способом – на велосипеде!  Смешно, но, это так и было. Приметив двухколёсный транспорт с первого же дня пребывания в театре, среди реквизита, а это был велосипед «КАМА», я «арендовал»  «конька-горбунка» на всю мою командировку!
Актёры были немало удивлены моему желанию передвигаться таким оригинальным способом по городу на приличное расстояние. Некоторые даже отговаривали.  Далеко - шесть километров в одну сторону, есть же общественный транспорт – автобусы, трамваи, наконец, такси. Но, режиссёр был непреклонен, выбор сделан, значит, и быть по сему! Так и рассекал пространство  мегаполиса все сорок пять дней моего пребывания в творческой командировке!
Прохожие дивились необычной картине – бородатый мужик, грузного телосложения, катит на малюсеньком, стареньком велосипеде. Одни добродушно улыбались, другие покручивали пальцем у виска, дескать, старость не радость! Маразм крепчал!.. – отмахивались третьи.
Я же попросту совмещал приятное с полезным, то есть тут тебе и разминка, и прогулка и пр., плюс ко всему – возможность подумать ещё и ещё раз о предстоящей репетиции.
Но, делу время…
Всё ли проходило так гладко и ладно?.. Да нет же конечно! Были и трудности и не только те, о которых говорилось выше, но, были и сложности по части профессиональной. Например – непонимание в некоторых эпизодах друг друга (режиссёр – актёры). Ребята привыкли к одной манере репетиций (читайте школе), я же исповедую несколько иной подход к застройке репетиционного процесса.
Актёров, вероятно, не всё устраивало в моей манере работать, что иногда просматривалось, проскальзывало в подтексте происходящего на площадке.
Меня же подчас раздражала их репетиционная «однобокость» - привычка и тяга к своей прежней манере репетировать и неприятие нового.
Впрочем, режиссёр на то и режиссёр, что бы мудро, ненавязчиво, обходить острые углы, используя негатив как своеобразное «топливо» для позитива и продвигать понемногу творческое «судно» вперёд, минуя рифы и заторы.
Хорошо конечно когда актёр раскрепощён на сцене, но, если некая вольготность поведения  артистов на репетиции выдаётся ими за раскрепощённость, то это уже, простите, разболтанность, что иногда также наблюдалось мною на репетициях.
В чём сие выражалось? Вот вам пример – задаётся некая мизансцена, которую необходимо выполнить точно по рисунку режиссёра, спрашиваешь – понятно ли? Ребята дружно кивают, мол – да, всё понятно.
Я довольный, прошу повторить «рисунок» найденного хода, и что же? Артисты выполняют просьбу но, по-своему!..  Делаешь замечание, что,  да, они выполнили, но  свой, не мой (режиссёрский) «рисунок».  Я же просил повторить найденный ХОД РЕЖИССЁРА!  Идём на повтор, та же картина. И тогда приходилось останавливаться, и терпеливо вновь и вновь объяснять, почему именно ТАК, а не иначе!..   И если актёры не понимали, что я хочу сказать через эту мизансцену, они начинали ершиться, говоря:- «А мы НЕ ПОНИМАЕМ!» И вот этой «формулой» - «а мы не понимаем!», ребята всё чаще и чаще стали пользоваться на репетициях. Создавалось ощущение… вакуума, пустоты… Я даже немного занервничал и, придя в гостиницу, после очередного актёрского «демарша» - «а мы не…», стал пытаться анализировать, искать первопричину непонимания.  После долгих ночных терзаний, нашел, как мне показалось, «источник» сбива темпоритма репетиций. По моему ощущению это были – всё та же, хорошо знакомая леность и демонстративная (подсознательная) блокировка НОВОГО.
Под леностью я здесь имею в виду не желание «лезть» в глубину замысла, заниматься анализом своих действий, поступков на сценической площадке в образе, периодическая попытка навязать «своё», удобное актёру, решение мизансцен, отсюда и та самая «разболтанность», мнимая раскрепощённость.
Кстати сказать, вот такого рода «раскрепощённость» я отношу к  так называемому зажиму артистического «нутра» или психофизике исполнителя.
Имея за плечами некоторый багаж актёрского опыта, продвигаясь в репетиционном процессе вперёд, мы, так или иначе, достигли «серединки» нашей бурной, «горной реки». На одной из репетиций я объявил, что на следующую встречу приходим со «знанием» текста. Таким образом, я  решил проверить – работают ли артисты над ролью дома!?
Выяснилось, что НЕ РАБОТАЮТ,  ну, или работают по-своему, так сказать, как Бог на душу положил, оправдывая это разного рода отговорками, типа – нас так не учили, мы не привыкли  к зубрёжке и т.д.
Я напомнил ребятам, что ещё в начале репетиций  мною было установлено, что никакой» «зубрёжки» текста, как впрочем, и так называемой ОТСЕБЯТИНЫ  быть не должно, поскольку я сам яростный противник не профессионального подхода к делу.
Благо  вовремя ввёли актёрский тренинг, который и помогал в трудные моменты нашего репетиционного процесса, был своеобразным мостком между НЕПОНИМАНИЕМ и НЕОБХОДИМОСТЬЮ.
Описываемые здесь шероховатости,  свойственны всем без исключения театральным коллективам, и театр лаборатория им. Михаила Чехова, увы, тоже не исключение. Но, в данном  театре – сие явление наблюдалось мною гораздо в меньшей степени, нежели в иных других.
Если режиссёр ЭТО видит и пытается как – то влиять, исправлять ситуацию, это уже благо, ибо актеры, так или иначе вынуждены будут обращать, акцентировать своё внимание на данной проблематике. 
Возможно, ли избавиться от этих и прочих помех мешающих истинному творчеству? Думаю вполне. Как? Это… вопрос!
Театральный исторический опыт показывает, что только при наличии так называемого ЛИДЕРА в лице РЕЖИССЁРА – ПЕДАГОГА, при его БЕЗРАЗДЕЛЬНОЙ и  ЖЁСТКОЙ  «ВЛАСТИ», если хотите – ТЕРАНИИ ЖЕЛЕЗНОГО КУЛАКА - возможно «выздоровление» актёрской труппы от «болячек» и прочей шелухи, мешающей творческому развитию и театральному прогрессу.
                *******************************   

Часть 8.
****************** 

Трудности трудностями, но, всё-таки интересного, увлекательного было естественно больше!
Не знаю уж как  ребята, а лично я с нетерпением ждал каждую следующую репетицию, крутил без устали педали, «мчался» как угорелый на встречу с неизвестным. Это потом, после премьеры, под свист ветра за стеклами авто по дороге уже домой, размышляя о случившемся, вспоминая, неожиданно понял, как быстро НАСТОЯЩЕЕ превращается в ПРОШЛОЕ… Мгновение,  и  текущее событие уже факт минувшего. Казалось, что репетиции наши будут длиться и длиться и не кончатся НИКОГДА… Но… Жизнь берёт своё – начало – конец, всё так, но, право грустно, для меня по крайней мере.
Видимо такова моя индивидуальность, ну, или душа, быстро к людям привязываюсь, прикипаю сердцем, что после расставания, долгое время не могу прийти в форму повседневности, как бы продолжаю жить минувшим по инерции.
                ********* 
Однако пока шли репетиции. Спектакль всё отчётливее и отчётливее просматривался, вырисовывался, а вскоре и «задышал» самостоятельно.
Театр полным ходом готовился к встрече со зрителями,  19 - ого театрального сезона, я между делом, декорировал какие – то детали оформления, так же принимал участие в студийной жизни коллектива.
Пришлось повозиться с поиском, так называемых световых состояний при установке художественного света сцен спектакля, но и этот рубеж был преодолён, справились.
За долгие театральные свои годы, приобретая необходимый  профессиональный опыт работы в театре, научился отстранённо смотреть на свою же работу – критическим «оком», выявляя тем самым какие – то недочёты, ошибки и прочее, допущенные в постановке. А по сему, потребовались корректирующие репетиции – уточнения, отказ от того или иного, замены одних мизансцен – другими.
Работая с актёрами, волей неволей подмечаешь либо их рост 
в профессиональном смысле, либо фиксируешь, в лучшем случае, «топтание на месте», что не красит и самого режиссёра, дабы это и его недочёты. И если иметь в виду, что каждый новый спектакль это в определённом смысле своеобразный творческий этап, читайте – учёба, то актёры театра лаборатории, на мой взгляд, выросли!  Они сумели освоить новую для них режиссёрскую манеру работы, трансформируя своё «нутро» в рамки требуемого.  То есть, я имел дело, что очень приятно, с  УМНЫМИ, МЫСЛЯЩИМИ актёрами. Большая редкость в современном творческом мире.
Занимаясь режиссурой, выпуском «Шутовского колпака», мне довелось, побывать и в «шкуре» сценографа, о чём я уже упоминал. Художник – постановщик или как эту профессию на театре ещё именуют – сценограф, это совершенно иная сфера забот и навыков. И взялся – то я за это дело не из «всезнайства», а в силу необходимости и возможностей театрального «кармана», и дело это выполнил абсолютно бесплатно, так сказать… из любви к театру. И дело здесь совершенно не в деньгах, или какой – то, меркантильности, нет. Просто ТАК я понимаю ТЕАТР и воспринимаю – через призму души, через любовь.
Вычленить здесь что – либо невозможно.   По-моему, мнению, при создании спектакля, наоборот, всё должно переплетаться, образуя ажур творчества, нравственно – эстетически достойное зрелище внимания публики.
В театре, впрочем, как и в жизни, повседневность всегда преподносит какие – то сюрпризы – трудности которые неизбежно приводят к тем или иным корректурам планов коллектива. Человек предполагает, а Бог – располагает.
И если коллектив наличествует, то есть – имеет место быть не формально, а натурально, и если этот коллектив профессионален и един, то ОН выдержит всё и справится с любыми невзгодами.
Как сценографу – постановщику мне пришлось столкнуться со многими трудностями в оформительском плане. Требовалось в условиях камерного театра, с площадкой – «ладошкой», так я в рабочем порядке называл маленькую сцену, придумать гармонически вписываемое оформление в пространство сцены.
Ясно было, что декорации не должны были быть большими, крупными. Вместе с тем, стилистика оформления должна органично вытекать из общего замысла будущего спектакля, с учётом эстетики данного театра.
Предложено было мною несколько возможных решений оформления, остановились на том, который устроил всех – и коллектив, и меня, уже как режиссёра. Вот в этом конечном интерьере – декорациях и рождался  сам спектакль под названием «Шутовской колпак».
Что ни говорите, а процесс создания спектакля, дело хоть и хлопотное, но, архи интересное!  Особенно если ты и автор сценария, и художник – постановщик, да ещё и режиссёр своего же задуманного действа…
И с фразой однажды кем- то сказанной «От замысла к воплощению»,  я совершенно согласен.
Не помню, уж, говорил или нет о самом замысле спектакля, о его сути?..
Но, если вкратце, то вот он…
Живя, человек волей неволей так сказать «обрастает» безнравственной грязью, шелухой суеты, мелочами склок и подозрений  и т. д.
Мы и не замечаем, как меняемся внутренне, нравственно – психологически  в
худшую сторону, превращаясь постепенно в человекоподобных монстров.
Вот этот процесс деградации личности я образно называю «шутовским колпаком», что и явилось для меня отправной точкой к созданию и реализации задуманного.
Была ли необходимость развёрнуто говорить на эту малопонятную тему?
Отвечая утвердительно, добавлю, что необходимость эта назрела в нашем обществе давно, поскольку настигающая нас всех деградация, разъединяет людей, превращая личность в «барана» без пастуха – Бога!
Именно так – Бога! Ибо Бог для меня, это Вера, Надежда, Любовь, три составляющие, которые объединяясь,  и создают  понятие Высшей силы – Разума!
Наш спектакль вскрывает частично эту серьёзную проблему общества, и пытается высветлить, путь к решению, преодолению возникшей преграды, дабы люди понимали, с чем имеют дело.
Если несколько перефразировать Шекспировскую  мудрость «Весь мир театр, а люди в нём актёры», на … а люди в нём… ШУТЫ, то мы должны понять, что вложено в понятие – Шутовской колпак.
Разумеется, значение – ШУТОВСКОЙ, надо понимать не в оскорбительном, уничижительном смысле, но в широком понимании слова.
Эта дилемма вечная, а посему наше время не исключение и театр лаборатория не первооткрыватель её, но участник процесса очищения той мерзкой безнравственной грязи,  в которой наше общество погрязло по уши.

*****************************

                Часть 9 – заключительная.
                ******* 
 
Итак, репетиции наши подходили к концу, были обозначены даты премьер, пришло время волнений, ожиданий встреч с публикой…
Что – то будет, как примут?..
Чем ближе к премьере, тем больше кажется, что многое не сделано, упущено, но, слава Богу, это только лишь казалось. На самом же деле мы уложились в репетиционный временной отрезок, отведённый на выпуск нового спектакля.
Скажу откровенно, сомнения по части встречи с публикой и восприятием ею или нет нового эксперимента, были, поскольку наша эта работа не РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ спектакль, скорее она  тяготела  к области аналитической, предлагая зрителям подумать над происходящим на сцене, поразмышлять на тему РАЗЪЕДИНЕНИЯ общества, и своей роли в этой части жизни людской.
Спектакль адресован, прежде всего, молодёжи, но не секрет, что далеко не вся она у нас – думающая, скорее наоборот. И не вина ребят, что подрастает она, воспитываясь на Западной псевдо культуре, не подозревая о потере  родных, исконно русских истоках великой славянской культуры!
Хочешь убить нацию – лиши её корней! Увы, но это реальность сегодняшнего дня, от неё никуда не деться и что бы избежать самоуничтожения,  необходим ВОЗВРАТ к ИСТОКАМ НАШЕЙ РОДНОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ, к ВЕРЕ, к ПРОВОСЛАВИЮ!
Иными словами – ориентир сегодняшнего дня для нас – ОБЪЕДИНЕНИЕ и наведение ПОРЯДАКА в  собственном «ДОМЕ»!
Спрогнозировать всё невозможно, тем паче в нашем театральном деле, но, какие – то моменты всё – таки могут быть предугаданы, например… реакция зрителей на те, или иные сцены  и т.д.
В одном я был абсолютно уверен – ПРОВАЛА НЕ БУДЕТ, да простите меня за самоуверенность. Так и случилось, когда  11 октября 2013 года  состоялась премьера «Шутовского колпака». Зрители приняли спектакль сдержанно – заинтересованно, без лишних аплодисментов, но и без напряжения, вслушиваясь, всматриваясь в происходящее на сцене, скупо реагируя на некоторые моменты отдельных сцен.  Мы шли с актёрами по верно  рассчитанной  траектории  творческой динамики  эксперимента, не дожидаясь какой – то реакции зала, ведя наших зрителей за собой, давая им возможность освоиться в заданном пространстве атмосферы спектакля.
Наша задача была – наладить, построить контакт зала с актёрами, настроить публику на волну нового спектакля, проявить взаимосвязь – ТЕАТР – ЗРИТЕЛЬ – АКТЁР. И эта взаимосвязь произошла, энергетическая «ДУГА» возникла, дуга сотворчества, эмоциональная взаимосвязь публики и актёров расцвела радужным цветом вдохновения.
В моей режиссёрской манере есть такая привычка, быть может, странная на первый взгляд, не смотреть свои премьеры, а СЛУШАТЬ.   Именно «на слух» я определяю так сказать, верна ли тональность той или иной сцены, диалога, монолога и т.д. И если актёр не «выбивается» из установленного рисунка партитуры, как роли, так и всего спектра происходящего на сцене, если ни что не режет слух, то, стало быть, ПРОЖИВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, СУЩЕСТВУЕТ, ИМЕЕТ МЕСТО БЫТЬ  так,  как было найдено в репетициях и закреплено режиссёрским мизансценическим рисунком.
Именно ПРОЖИВАНИЕ в артистическом творчестве для меня и является ВАЖНЕЙШИМ компонентом театрального искусства, о чём я неустанно твержу при работе над каждым новым спектаклем актёрам и добиваюсь от коллег целенаправленно  -  органичного проживания и существования в роли, в сцене, в спектакле. Здесь под словом органично,  я имею в виду,  естественное существование  творческой индивидуальности в предлагаемых  обстоятельствах роли.
Но, вот первая премьера отшумела, отсмеялась, праздник рождения нового спектакля – состоялся.
Она прошла так, как и планировалось, ровно, точно по рисунку, по установленным задачам и т.д.
Каждый последующий свой спектакль – парусник  я пытаюсь застраивать таким образом, что бы, он, выходя на эмоциональные просторы  зрительского обозрения, оставался цел и невредим при любом раскладе «погоды», царящей в энергетическом «океане» страстей зрительного зала.
«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой»
              М.Ю. Лермонтов.

Эти золотые слова великого поэта весьма точно формулируют задачи творчества вообще и театрального в частности, и именно в этом и есть, на мой взгляд, одна из основных обязанностей современного русского театра, будить эмоции человеческие, будоражить умы современников, дабы он, человек, не замыкался в себе, а жил бы полной, многогранной жизнью.
Вглядываясь в лица артистов – коллег, я находил, что за время нашего полуторамесячного общения, в улыбках их, особенно в глазах, заискрились блёстки некоего благородного, здорового авантюризма, который с родни риску морских отчаянных флибустьеров, не пиратов, но, искателей или пытающих  СЧАСТЬЕ экспериментаторов!
Молодые люди не осознавали этого, но, это было именно так. Ребята зажглись, загорелись нашей новой работой,  поверили, доверились, и, надеюсь, не обманулись.
Покидая Екатеринбург счастливым от осознания того, что произошло что – то важное, неповторимое, за время моего пребывания  в театре среди актёрской братии, я пытался определить это и нашёл нужное слово – СЕРДЦА! Произошло – ЗАВОЕВАНИЕ СЕРДЕЦ, то, ради чего стоит ЖИТЬ!


Рецензии