Творчество, как синергетический процесс
Имеется в виду вот что – рассмотрим такой пример, пусть это будет пример из другого вида творческой деятельности, из литературного творчества или из музыки, живописи:
Наверное, каждый из нас когда-нибудь сталкивался со следующим феноменом, читаешь, причем впервые, какое-либо произведение – настоящее произведение, не какой-то там детектив – и понимаешь, в момент высшего восторга, что тебе известно, как будет написана следующая строка, на следующей странице, которую ты никогда еще не открывал, причем определенно знаешь, что по-другому написана она и быть не может. Открываешь страницу и убеждаешься – так и есть.
Я называю этот процесс сотворчеством. Это можно назвать синергией, то есть единством воли читателя и автора, в данном случае человека.
То же самое происходит с музыкой, то же с живописью, когда вглядываясь в мельчайшие детали картины зритель понимает, что сам бы, если мог, писал бы только так, а не иначе.
Что касается точных наук, там все сказанное выше обретает еще большую значимость. Каждый, кто испытывал когда-нибудь восторг, открыв для себя уравнения Максвелла или таблицу Менделеева, или законы Ньютона поймет то, о чем я говорю. Я имею в виду не бессмысленное заучивание формул, а именно открытие, откровение, когда вдруг в невероятно запутанном хаосе фактов и событий становится ясно, что все подчинено одной простой гармонии, закону, который как великая мелодия звучит, потрясая красотой человеческий разум. То, что эта гармония и это откровение о ней существуют, разве не является доказательством того, что мир сотворен и того, что в данном случае приходится говорить уже о совсем другой синергии - о единстве воли человека и Бога.
И тут, говоря о сотворчестве в естественно-научной сфере, я осмелюсь сказать даже больше, чем сказал о сотворчестве в гуманитарных сферах. Я осмелюсь сказать, что естественно-научное творчество – это сотворчество Богу при Сотворении мира. В данном случае под сотворчеством я имею в виду какое-то особое присутствие, быть может даже соучастие. Опять оговорюсь, под творчеством я понимаю плод вдохновения, а вовсе не механический процесс применения заученных формул и правил.
Возвращаясь к творчеству гуманитарному, надо сказать, что тут тоже все не так просто, с моей точки зрения. Тот, кто сам когда-нибудь по-настоящему что-то писал или рисовал, наверняка иногда ощущал, что сотворенное им в состоянии вдохновения, вовсе не им создано, и только тогда его произведение бывает действительно хорошо, когда оно, как будто, написано не им самим, а как бы списано, срисовано оттуда, где оно существовало всегда.
Также для решения даже совершенно практических задач человеку часто требуется творческое озарение, вдохновение.
Таким образом, получается, что и гуманитарное, и практическое, в том числе техническое творчество также является сотворчеством Творцу, но уже в сотворении сегодняшнего дня, седьмого дня Творения.
Мы можем сколь угодно со сколь угодной точностью планировать свою деятельность, сколь угодно виртуозно следовать своим планам, но никогда никакое существо во вселенной не сможет принудить Творца подчиниться своей воле, значит всякое человеческое творчество, если это - Творчество без Бога невозможно.
Свидетельство о публикации №113110307254