Вайнахи!
Когда, куда, зачем нас занесло?!
Как будто в пустоте остановилось
Для взмаха отведенное крыло...
Где гордые обычаи вайнахов?
Когда же нас успел попутать бес?
Все доброе возведено на плаху.
В почете меркантильный интерес.
По выходным — цветут толчки-базары
Где совесть продается за гроши,
И покупают тряпки (не задаром),
Чтоб обрядить в них нищету души.
О сколько здесь сверканья,форса,блеска
И тканей всех немыслимых цветов!
Здесь только в чистогане слово веско
И легковесна правда мудрых слов.
Где гордость и чеченок, и ингушек,
Которая от Бога им дана...?
Не за нее ль вайнах готов был душу
Свою отдать в былые времена?!
Базар...Горянки, жадными глазами
Осматривая вещи все подряд,
Идут в случайные объятья сами, —
Ведь в толчее никто не виноват!
А было... было... помнят наши деды,
Когда за прикасание одно
К девичьей чести, предвещая беды,
По лезвию кинжала алым следом
Струилось крови смертное вино.
А нынче по проспектам и бульварам,
Разряженные ярко, в пух и прах,
Гуляют (а бывает — и напару!)
С улыбкой горделивой на губах.
И пусть меня простят чеченки наши,
Что гордость ставят выше, чем тряпье,
И ценят блага самой «полной чаши»
Не выше, чем достоинство свое,
Не наши ль сестры, дочери и мамы
Забыли, кто они и чьи они,
И,как «цивилизованные дамы»,
Короткой жизни не считают дни.
Для них ничто не значит старших слово.
Им не закон ни пряник и ни кнут.
Для них платок — страшнее, чем оковы,
Поскольку он — «отживший атрибут».
Им нет ни мужа, ни отца, ни брата.
Ни Бог, ни черт им вовсе не приказ...
И будь они правы иль виноваты —
Но скромно в землю не опустят глаз.
Неужто в наших жизненных ухабах,
Где тайны не в цене и на виду,
Их идеал — «некрасовская баба»,
Что лошадь остановит на ходу?!
Родной язык — для них всегда помеха,
Не в моде и родные имена...
В них вызывает тихий приступ смеха
Послушная и добрая жена,
Они почти забыли голос крови,
Блуждая в ярких закоулках тьмы...
Уж если кто-то в этом и виновен:
Вайнахские мужчины, только мы!
Да! только мы!... Как любим мы свободу,
Конечно, не для женщин,для себя...
И, радуясь, что нас не старят годы,
Летим куда-то, время торопя.
С опальной мыслью «выведет кривая»,
Рискованно играя дорогим,
Своих любящих женщин забываем,
Спешим к таким же... женщинам другим.
На поводу у бренного престижа:
Хороший дом, к нему автомобиль!...
На нить судьбы мечты пустые нижем,
Забыв про то, что это прах и пыль.
Нет, не аскет я и не пуританин
И жить хочу светло и хорошо,
Без горя и трагичных испытаний,
Но только... с нераспроданной душой.
Как люди все я был и свят, и грешен,
Соринки не искал в чужом глазу,
Старался ошибаться в жизни реже
И свой сомнений груз в себе несу.
И вместе с вами я (за все в ответе),
Готов припасть у истины к ногам..,
Нельзя, наверно, мерить все на свете
На звонкий, но бездушный чистоган.
О атеисты, не судите строго —
(Хоть мненье ваше мне и ни к чему!) —
Семья любая, где не верят в бога, —
Ослепший,что идет из света в тьму.
И часто выраженье «слава Богу»
Мы повторяем, видно, неспроста...
Лишь в сердце, что идет прямой дорогой,
Рождаются любовь и красота...
Отцу и мужу путь, конечно, труден
В наш век соблазнов, скачущий в галоп...
Есть поговорка русская, что будет
Приход таков, каков в приходе поп.
О мудрость всех народных поговорок,
Где в каждом слове — истины зерно...
Хоть из избы и не выносят сора,
Сказать необходимо все равно.
И у чеченцев есть свои каноны,
Что создавались много лет подряд:
Старинный свод неписанных законов,
Который называется Адат.
Да, он суров и не всегда приятен,
В нем никогда двойного смысла нет.
Не ищет он на солнце темных пятен.
Его менять не может звон монет.
В нем нету фраз витиевато-пышных.
Он прям,как луч,прозрачен,как вода.
Он не был никогда похож на «дышло»,
Что поворачивают хоть куда.
В нем зуб — за зуб и в нем за око — око.
Он не велит за зло добро творить.
Да, может слишком прямо и жестоко,
А как с врагом иначе говорить?!
Но Каин свой тяжелый смертный камень
Опустит и поймет ли заодно:
И что добро должно быть с кулаками,
И что добро суровым быть должно.
Суть человека — есть душа и тело,
А жизнь — меж ними вечная борьба.
Душа — исток божественного дела,
А плоть — хранит субстанцию раба.
Добро и зло... и радость или горе...
Святая ложь и правда, Рай и Ад...
И между ними (в их извечном споре)
Стоит, как воин истины, Адат.
Надежен он, как рукоять кинжала.
В нем свет и мрак всегда разделены.
В нем виноват, в ком есть коварства жало,
И прав воистину, в ком нет вины.
В нем уваженье к возрасту любому,...
Где б ни был—старшим место уступи.
Идешь на месть—оставь поспешность дома.
И свой клинок — на суд не торопи.
А если кем-то женщина убита,
Уже убийца знает наперед:
За это жизнью двух своих джигитов
Поплатится ее убийцы род.
До мщенья не снимать свои папахи
Клялись мужчины, мрачные, как ночь...
Вот так ценили женщину вайнахи — :
Сестру, жену и мать свою, и дочь,
Их не учили в университетах
Достоинство и честь свою хранить...
Обычаи народа — волны света,
Которые нельзя похоронить.
Обычаи,.. Без них мы так безлики,
Подобные деревьям без корней...
Любой народ становится великим
Обычаями, мудростью своей.
Разбаловал нас, видно, век двадцатый...
Беспечность, сигареты и вино...
Да! Многое из нашего Адата
Забвению сегодня предано.
У некоторых девушек нередко
Забыты гордость девичья и честь.
И юноши, забывшие о предках,
У нас сегодня, к сожаленью, есть.
Они не помнят, что они — вайнахи,
Что у чеченцев жив еще Адат,
Из совести что надо (не из страха)
Обычаи Адата соблюдать,
Что духу должно властвовать над телом,
А вера в Бога, как в ночи звезда,
Что... стариков в дома для престарелых
Чеченцы не сдавали никогда,
Что юноши с законами Адата
Считались искренне, не напоказ,
И что горянки, девушки когда-то,
Не так доступны были, как сейчас.
Грядущие отцы, не от того ли,
Когда с Адатом каждый был знаком,
От девушек не пахло алкоголем,
От девушек не пахло табаком...
И ценили в женщине при этом
Честь или достоинство ее
Не за парфюмерные секреты,
Не за дефицитное тряпье,
Не за то, что «де ее родитель»
Обладает властью и мощной...
Нынче, к сожаленью (как хотите!),
Мы болеем мерою иной.
Вроде,все и есть, а нам все мало.
Где желанья — там покоя нет...
Эх,вайнахи,что же с нами стало
За последних, скажем, сорок лет.
И одеты вроде, да и сыты,
И в кармане не последний грош...
Наша гордость — нами же убита.
Для нее молчанье — в сердце нож.
В жизни опыт воспитанья собран
Мудрыми мужами так давно...
Надо быть не добреньким, а добрым
К детям... И другого не дано.
Мечем мы и молнии, и громы
В педагогов (что отец, что мать)...
Чад своих воспитывают дома!
Школа учит их читать, писать.
Хорошо бы, коль любая «матерь»
Дома бы изволила сидеть...
Впрочем, на сегодняшней зарплате
Жить труднее, легче — умереть!
Да куда там... С сумкой иль корзиной,
С мыслями «живу, пока я ем»,
В поисках всего по магазинам
Мечется родительский тандем.
Нам пока что — не до жирной каши.
(Не убить же истину мечом)
Извините... Но система наша
Тоже виновата... кое в чем.
Вот и суть вам в деле воспитанья.
Поиск середины золотой.
Польза или вред образованья...
Бездуховность, нравственный застой.
Только — извинит меня читатель —
Даже если помыслы чисты,
Чаще обеспеченные чада
С совестью становятся на «ты».
Недостаток... Он уже испытан
Нами с разных жизненных сторон,
Дома и не дома... А избыток?!
Видимо, губительнее он.
Вот и думай: что же подходяще?
Над душой дамоклов меч висит.
И выходит: «редьки хрен не слаще»—
Поговорка старая гласит.
Не писать бы век нравоучений,
В позу многознайки становясь..,
Только между хамством повеленья,
Уровнем сознанья, самомненьем,
Телефоном, вырванным под «корень»,
Дорогими креслами в театре,
Что располосованные бритвой,
И окурком, брошенным в газоне,
Женщиной, чье проданное тело
В дьявольских объятьях исчезает,
И душой, где нету веры в бога
И любви к земле своей родимой,
Языком... обычаем... Адатом...
Уверяю, есть прямая связь!
Я все сказал и отложил перо.
Мои слова — сердечная беседа.
И зло — за зло и за добро — добро
Для брата будет пусть и для соседа
Вайнахи, нам нелегкий путь дала
Судьба многострадальная,былая...
Мы столько в жизни повидали зла,
Что никому его не пожелаем,
Все испытали мы, когда прошли
По воле бога через «круги Ада»,..
И столько горя мы перенесли,
Что ничего придумывать не надо,
Чтоб написать мучительный роман,
Где все от первой до последней строчки -
Трагическая правда (не обман),
Судьбой над «и» проставленные точки.
Сквозь эту бурю смерти, мук и слез,
Через года разлуки, через беды,
Не ты ль, вайнах, не растеряв,пронес
Обычаи и прадедов, и дедов.
Любой народ, в любые времена
Терял себя (от сотворенья мира),
Коль старость суетой поражена,
И молодость коль бесится от жира.
Мужчины, вы скажите мне: ну чья
Вина передо мной и перед вами,
Что самый легкий ветер бытия
Легко играет нашими словами?
Где наши корни, те, что нашу жизнь
Питали светом и добра, и веры?!
Наверно, мы от них оторвались.
Во многом потеряли чувство меры.
Себе и всем мы научились врать,
О будущем не размышляя толком...
Пора... Пора нам камни собирать,
Которые разбрасывали долго.
Пора освободиться нам... пора...
От зависти, корысти и обмана.
Не в нашу пользу кончилась игра,
Затеянная сердцем и туманом,
Немало из духовной красоты
Присуще было нашему народу...
А «ложка дегтя» праздной суеты
Пусть не испортит нашу «бочку меда»!
(Умар Яричев)
Свидетельство о публикации №113110200342