Наварра
Прошедшее мелькает в настоящем.
Природа у обычного безумия странна,
А образ прошлых лет весьма навязчив.
В предгорье Пиренеев живописные леса,
Здесь воздух лёгок, дышится привольней.
У Генриха Наваррского тяжелая стезя,
Набат звучит со старой колокольни.
XVI век для Франции ознаменован был
Событиями крайностей. Расколом.
Могущество дворянства, буржуазный крепкий тыл
И феодалов новая "крамола".
С серьезностью относится народ к различью вер.
Воинственность, как ремесло, не ново.
Делить им было нечего. Но раньше... А теперь
Жизнь светская в цене почти грошова.
Вассалы оказавшись не у власти, не в честИ,
Протест низов направили умело;
На фоне неудачных войн - правители слабы
И будущее явно багровело.
Католики - давнишняя опора для двора,
Испания сутану прикрывает.
А гугеноты - пришлые, их вера молода,
Здесь Англия в свою игру вступает.
О, сколько раз был мир меж сторонАми заключён!
Веротерпимость проводить пытались.
Но оставался каждый раз эдикт не соблюдён,
Уступки вновь гонения сменяли.
Блистает Лувр огранкою. Фрейлины в жемчугах
Затмили ненадёжность у альянса.
Принцесса бриллиантами сверкает в зеркалах,
Склонившись в безнадежном реверансе.
Екатерина Медичи, могущественный Гиз
С Бурбонами проявят артистичность.
В борьбе за власть в политике не нужен компромисс,
Для тех, кто разжигает фанатичность.
Процессия торжественна, наряжена в шелка.
Задёрнуты кулисами идеи.
Король, за ним два герцога - три брата Валуа
Не знают, что фортуна им изменит.
У Королевы-матери давно готов вердикт.
Cклонить, шпионя, к нужным соглашеньям.
Благополучье нации ведёт её в тупик -
Ниспослано для всех нравоученье.
Чернь хочет покуражиться и собран всякий сброд.
Войска вербует неустанно Лига.
Мушкеты заряжаются. Псалмы поёт приход.
Вельможи жаждут непомерных выгод.
Гнев "праведный" слепил сильнее солнца в небесах.
Курок взведённый оказался спущен.
Святые Михаил с Варфоломеем при свечах
Молитвами встречали божьи души.
В плену буйно помешанных, здоровый индивид
Лавирует среди богослужений.
Скрывать он мысли вынужден, таиться и хитрить,
Не вызывая общих подозрений.
Терпимость - это мужество. Цель бесконечных войн -
Распад, уничтоженье государства.
Но вслед за мракобесием подполз особый строй -
Стяжателей, далеких от бунтарства.
На смену верноподданным приходят торгаши,
А честность превращается в подкупность.
Толкуют судьи в пользу тех, чьи туже кошельки.
Корысть скупает рыцарскую доблесть.
У Генриха IV от этих горьких дум
Усталость. Многим помыслам не сбыться.
Религиозный век преподносил судьбы триумф,
Душой лишь предлагая поступиться.
И дорого обходится с короной рандеву,
Интриги поднимают волны спеси.
Не избежав клинка, оставил добрую молву:
«Париж /как все мы знаем/ стоит мессы».
По мотивам книги Генриха Манна
"Молодые годы короля Генриха IV".
P.S.
Действия Святой Инквизиции и засилье феодалов способствовало росту числа протестантов,
высмеивавших католических священников и мессу.Это привело к междоусобным религиозным войнам
/во Франции их было восемь/, получивших международный характер в XVI и XVII веках.
Поддерживали протестантов такие страны,как Англия, Голландия и германские государства,
их защитниками были Елизавета Английская, Вильгельм Оранский, Генрих IV Наваррский,
который в Варфоломеевскую ночь выжил только благодаря тому, что отказался от веры.
Став пленником при дворе, он сумел войти в доверие к Екатерине Медичи, подружиться с герцогом Гизом,
три года изображать из себя шута и выбрав удобный момент, бежать в свои провинции,
которые к тому времени поставили на нём крест. Нужно было опять восстанавливать доверие у народа.
После угасания династии Валуа, перед ним открылась дорога к престолу. Условие было одно:
возвращение в лоно католической церкви. Генрих Наваррский долго на это не соглашался.
Но когда от него отвернулись друзья католики и Испания стала подыскивать другую кандидатуру на трон,
он наконец решился на отречение от протестантства.
Будучи королём, Генрих IV понял опасность развития "государства в государстве".
Тем не менее, он старался обеспечить мирное сосуществование двух конфессий.
Издается Нантский эдикт (13.04.1598 г.) по которому католицизм оставался господствующей религией,
но гугеноты получили свободу вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и пяти миль от него),
в своих замках и ряде сельских местностей.Это принесло временное затишье.
13.05.1610 Мария Медичи торжественно коронована регентшей сына Людовика XIII.
А 14.05.1610 г. на пути из Лувра в Арсенал Генрих IV был смертельно ранен Равальяком,
нанесшим ему два удара кинжалом.
Идиллия веротерпимости и прогресса окончилась в 1685 г. с отменой Людовиком ХIV под влиянием
католической церкви Нантского эдикта. Ненависть противоборствующих сторон выразилась во многих новых
кровавых насилиях.Последовавшие за этим запреты и преследования вызвали массовую эмиграцию гугенотов
в соседние протестантские страны /до 200.тыс человек/.
Они подвергались жестоким преследованиям из-за их религии, их принуждали переходить в католицизм.
Если в большинстве случаев отказывались переходить, то лишались своего имущества,
им не давали выехать из страны.
Прибывшие в Пруссию гугеноты, составившие примерно четверть населения тогдашнего Берлина,
не только основали свои общины, но и принесли с собой капиталы и навыки для развития текстильной промышленности,
перчаточного и шляпного ремесла, а также новинки сельского хозяйства.
Все это привело к оживлению экономики Пруссии и стало предметом зависти многих других государств.
Надо сказать, что у Германии всегда были своеобразные отношения с Ватиканом.
Достаточно вспомнить историю Средневековья.
В XI столетии папа Григорий VII объявил о непогрешимости римской католической церкви.
Не останавливаясь на достигнутом гордый епископ также присвоил себе власть низлагать монархов, утверждая, что
никто не имеет права оспаривать решения, принятые им, и только он один должен пользоваться правом отменять
решения других.
В полной мере характер Григория VII проявился в его конфликте с германским императором Генрихом IV,
который в 1075 г. созвал в Вормсе собор и обвинил папу в связи с маркизой Матильдой.
За дерзкое пренебрежение папским авторитетом этот монарх был отлучен от церкви и лишен трона.
Напуганный своим одиночеством и угрозами князей, которые, получив папский мандат, восстали против него,
Генрих понял, что ему необходимо примириться с Римом.
Зимой 1077 г. Генрих в одежде кающегося грешника, без оружия , с женой и ребёнком в сопровождении нескольких
епископов пересек Альпы среди зимы /чтобы таким путем доказать свое смирение пред папой/,
появился у стен замка Каноссы, где папа гостил у Матильды. С непокрытой головой и босыми ногами,
в нищенском одеянии он, дожидаясь свидания, простоял там три дня на лютом морозе.
По истечении трех дней поста и покаяния папе ничего не оставалось, как наконец отпустить царю грехи.
Переезжали протестанты и в Россию. Известен проект А. Борриса о переселении в Россию гугенотов и меннонитов. 1729 г.
В 1803 году Василий Федорович Малиновский, директор царскосельского лицея,
в трактате "Рассуждения о мире и войне" предсказал создание "общего союза и совета" Европы.
Источники:
Всемирная история, Французские короли и императоры, под ред. Петера К. Хартманна
http://www.world-history.ru/persons_about/1919.html
http://rulers.narod.ru/rishelie/richelie.htm
Христианский взгляд http://biblepravda.com/page.php?id=2060
Религиозные войны Википедия
фотоколлаж
http://www.liveinternet.ru/users/5010212/post249981418/
кадры из фильма "Генрих IV Навваррский"
http://www.pimpam.ru/dvd/24587/screenshots
Свидетельство о публикации №113110200226
Иван Терёхин 11.10.2018 12:20 Заявить о нарушении