Евгений Евтушенко. Впечатление
как будто вышел
Во двор, с друзьями погулять,
Там голубей гонял по крышам,
Стихи орал,
вот благодать!
Играл с утра
до поздней ночи,
Игрушки - земли, короли,
Словоохотливый был очень,
Другие также - не могли.
Хитрил, заигрывался, трусил,
И старый друг к нему не шёл,
А вот попробовал он пусть бы
Носить порой не только шёлк,
А жизни серую холстину,
Но он и там бы, как мазки,
Сумел пришить бы в середине
Цветов наивные глазки
И перья огненной жарптицы,
На той рубашке - чтоб цвели,
Да вот вернуться не стремился -
Россия вечно на мели.
Рисунок детский карандашный:
Цветной поэт бежит. А с ним
И жизнь мне кажется не страшной,
Как будто шутит добрый мим.
Мосты Америки - по росту,
И облака все в дружбе с ним,
Ну вот опять. Ушёл без спроса,
А мы сидим и вслед грустим...
Свидетельство о публикации №113103104137
Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…»
Прав или не прав Тарковский???
Не знаю... Но песни на его стихи еще долго будут щипать за души людей...
1961 — «Карьера Димы Горина». Песня «А снег идёт» (Андрей Эшпай) — исп. Майя Кристалинская. Также песню исполняли Жанна Агузарова, Анжелика Варум.
1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Со мною вот что происходит…» (Микаэл Таривердиев — исполняет С. Никитин)
1977 — «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Нас в набитых трамваях болтает…» Андрей Петров
1977—1978 — песни из сериала «И это всё о нём» (по роману Виля Липатова). Музыка Е. Крылатова:
«Серёжка ольховая» — исп. Геннадий Трофимов, Эдуард Хиль
«Не надо бояться» — исп. А. Кавалеров
«Шаги» — исп. Ген. Трофимов
1981 — „В небе «ночные ведьмы»”». Песня «Когда Вы песни на Земле поёте…» (Е.Крылатов) — исп. Елена Камбурова
Сергей Милевский 21.12.2016 16:27 Заявить о нарушении
Клавдия Матухина 22.12.2016 16:09 Заявить о нарушении
В последние годы, признаюсь, уже порядком поднадоели размытые суждения и клишированные определения.
Сейчас вспомнилось, как Соломон Волков однажды спросил Бродского
касательно творческого наследия Евтушенко: дескать, войдет ли тот в историю литературы хотя бы сотней строк?
И Бродский, который терпеть не мог Евтушенко, ответил, что 300- 400 его строк непременно останутся
в истории отечественной поэзии.
(К сожалению, данный фрагмент диалога дословно привести не могу, но это не столь важно .)
А еще вспомнилось, как в прежние времена говорили относительно Александра Сергеевича:
мол, если бы Пушкин создал бы одного только "Евгения Онегина",
то и тогда бы его имя не было забыто потомками .
Да, вот и мне в эту минуту захотелось высказаться подобным образом:
если бы Евгений Александрович создал бы (ровно 50 лет назад ) только один нижеследующий текст,
то и тогда бы вошел в историю нашей литературы одаренным автором .
Елабужский гвоздь
Помнишь, гераневая Елабуга,
ту, городскую, что вечность назад
долго курила, курила, как плакала,
твой разъедающий самосад?
Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать .
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где Вы жили, чуть-чуть постоять .
Бабка открыла калитку зыбучую:
"Пытка под старость - незнамо за что.
Ходют и ходют - ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто .
Помню - была она строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не получалось у ней с самокрутками.
Я их крутила. Веревку - не я" .
Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденящею Камою
губы смочить привелось из ковша .
Гвоздь, а не крюк .
Он граненый, увесистый -
для хомутов, для рыбацких снастей.
Слишком здесь низко,
чтоб взять и повеситься .
Вот удавиться - оно попростей .
Ну а старуха, что выжила впроголодь,
мне говорит, словно важный я гость:
"Как мне с гвоздем-то?
Все смотрят и трогают .
Может, возьмете себе этот гвоздь?"
Бабушка, я вас прошу как о милости,-
только не спрашивайте опять:
"А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый. Вам легче понять".
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече .
Есть лишь убийства на свете, запомните!
Самоубийств не бывает вообще .
Владимир Ветров 2 27.03.2017 18:05 Заявить о нарушении
Как коллеге могу лишь сказать - учиться у старших, но не заниматься самоуничижением! Мы ничем не хуже, во многом намного более образованы и способны явить Миру еще более совершенные образцы высших откровений!
С Уважением,
Сергей Милевский 27.03.2017 22:17 Заявить о нарушении
И если насчет заповеди, а также насчет того, что ни один автор прошедших времен "ничего нового не открыл",-
разговор особый и с немалыми оговорками,
то здесь: "У всех писателей среди гор ничем не примечательного есть крупицы высших откровений"...
сомнения отсутствуют по определению,
если, конечно, не брать в расчет явных рифмоплетов, конъюнктурщиков и подражателей .
Или возьмем иное пересечение: труд "более изматывающий, чем физический" .
(Согласен. Испытано эмпирически, так сказать, на основе перфекционизма .)
И уж тем более несомненное: "..существующее И БЕЗ НАС"
(важный нюанс, но - тем не менее - мимо этой "зарубки" большинство "стихирян" проходит стороной ).
. . . . . . . . . . . . . . . .
На минуту возвращаясь к вышеприведённому произведению,
хотелось бы добавить, что, исходя из слов самого Евтушенко, он все-таки забрал тот зловещий гвоздь
по просьбе Анастасии Ивановны Бродельщиковой (хозяйки дома ).
Каким бы ни был Евгений Александрович, он, кроме всего прочего, умел (пожалуй, так ) быть смелым,
поскольку на подобный шаг - даже в атеистические времена - решился бы далеко не каждый.
Он и через год после создания "Гвоздя" был смел:
"Танки идут по Праге" - это Поступок .
(Вновь ненароком всплывают воспоминания Пастернака:
когда Борис Леонидович помогал Цветаевой собирать вещи перед эвакуацией в Елабугу,
у одного из чемоданов сломался замок .
Тогда он принес веревку и чемодан не без труда удалось натуго перемотать .
Жуткую роль сыграла эта веревка в судьбе Марины Ивановны,-
Пастернак до самой своей смерти не мог этого простить себе .)
. . . . . . . . . . . . .
Знаете, что для меня наиболее ценно в творчестве Евтушенко?
Точечные попадания, т.е. когда у читателя непроизвольно вырывается: "В десятку!"
Например, в четырех строках - в полуироничной манере - он легко и непринужденно выразил
одну из многовековых бед "вечного города":
"И драма Рима - драма храма,
который в сутолке веков
набит богами, словно хламом,
и в то же время - без богов" .
Или еще пример: пускай сейчас хоть кто-нибудь попробует лучше него сказать об Ахматовой .
"Ахматова двувременной была .
О ней и плакать как-то не пристало .
Не верилось, когда она жила,
не верилось, когда ее не стало ".
И далее (в завершение 1 части посвящения ):
"И ты, распад всемирный, не убий
ту связь времен,- она еще поможет.
Ведь просто быть не может двух Россий,
как быть и двух Ахматовых не может" .
На уровне гениальности .
Владимир Ветров 2 29.03.2017 14:43 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за диалог. Надеюсь не последний.
С Вами приятно и поучительно общаться.
С Уважением,
Сергей Милевский 30.03.2017 20:33 Заявить о нарушении
Клавдия Матухина 31.03.2017 06:46 Заявить о нарушении
Не один Пушкин непотопляем .
Десятки имен (если брать мастеров, переживших свои времена ) -
от Сумарокова с Ломоносовым до Есенина с Ахматовой .
"Титаники" да "Лузитании" - это больше про нас. В 98 случаях из ста .
А во-вторых, относительно самоубийств... Кто-то при одном только упоминании насчет суицида
начинает причитать да креститься, да шарахаться куда подальше,
либо брезгливо рожу корчит, как в том анекдоте, рассказанном мной не так давно
(Мужик - продавщице:
- Мне, пожалуйста, мыло и моток веревки .
Торгашка морду скривила и - вопрос через губу:
- Ты чо, мужик, вешаться собрался?
- Нет, дура, бля! Щас помоюсь и в горы пойду! )...
Большинство людишек - лишь бы только существовать - согласны малодушно терпеть любые унижения,
согласны жить, как в известной поговорке (живут, навоз жуют ),
и знать не желают при этом, что сам смысл их существования уже приближен к нолю .
Страх смерти сковывает их волю, подчиняет их безоговорочно,
нередко опуская на совершенно животный уровень .
А есть люди, способные преодолеть пудовый инстинкт самосохранения
и с унижениями они не могут смириться ни при каких условиях
("В бедламе нелюдей
отказываюсь жить .
С волками площадей
отказываюсь выть"... и далее по тексту ).
Именно это и почувствовал Евтушенко: он не только Цветаеву, но и уход Есенина понимал,
и Маяковского, и Фадеева, и самоубийство Геннадия Шпаликова, и Юлии Друниной, и Николая Успенского
из иного, казалось бы, времени...
И это для нас тот легендарный гвоздь является зловещим, но, возможно, для него являлся сакраментальным.
И в-третьих, касательно мастеров прошедших столетий...
Кто бы из современных авторов вообще творил в привычной всем нам манере,
напрочь озабоченный лишь состоянием своего несчастного "плотика",
если бы не Тредиаковский из нашего далекого Прошлого?
Да, 282 года назад как раз Тредиаковский совершил без преувеличения революцию в стихосложении,
поскольку ввёл в отечественную литературу понятие силлабо-тонического стиха.
Начата реформа осенью 1734, но основной труд, "Новый и краткий способ сложения российских стихов",
относится к 1735 году (с последующими доработками в 1752 ).
Невзирая на то, что реформа его была половинчатой
(он был уверен, что четырех- и девятистопные стихи могут, как прежде, оставаться силлабическими ),
именно его работам мы обязаны всем, ибо Василий Кириллович практически не только оформил большинство
стихотворных размеров (как принято считать ), но и определил характеристики 9-ти основных поэт. терминов -
стопа, слог, перенос, рифма, цезура и т.д.
(К его трактату, кроме того, прилагался сборник стихов, т.е. сборник поэт. образцов, эталонов
для разных жанров - от сонета до малоизученного тогда рондо ).
Реформа Тредиаковского, как известно, была в полной мере завершена Ломоносовым,
несмотря на многочисленные разногласия между ними
в убеждениях и взглядах на литературные принципы .
Безусловно, Сергей прав в том, что и работы совр. литераторов иногда имеют вес и значимость,
но собственный "плотик" от автора никуда не уплывет,
им - в той или иной степени - занят каждый .
И зачем при этом отмахиваться от всех известных "океанских лайнеров" Прошлого?
Впрочем, кому как угодно .
В четвертых, есть личная жизнь автора - это одно (кто не без греха? ),
а есть творчество - это другое . И при чем тут "щеголеватый, холеный" (в адрес Евтушенко )?
Какое мне дело, что в Серебряном веке, например, Сергей Клычков обладал хорошим характером,
если - вследствие банальщины, полонившей его тексты - данного автора читать неприятно?
Автор оставляет после себя именно тексты (все остальное - второстепенно ).
. . . . . . . . . . . . .
Вчера, признаюсь, нещадно резанула новость, что нет больше с нами Евгения Александровича . В такие моменты
особенно остро осознаёшь всю ущербность этой словесной шелухи относительно его характера, привычек и проч.
Ушел от нас в Соединенных Штатах, а похоронен будет рядом с Пастернаком .
Сложновато даже представить тот завистливый вой в некоторых "радикал. кругах", что начнется в ближайшие дни:
дескать, он всего лишь версификатор, есть более достойные, к чему такие почести?
И ни один из этих, пардон, моральных уродов даже близко не вспомнит
насчет триумфа Железного века, насчет "Праги", "Бабьего Яра" и т.д.
Владимир Ветров 2 02.04.2017 16:47 Заявить о нарушении
Общение всегда полезно! Не ссорьтесь друзья мои!
С Уважением и признательностью!
Сергей Милевский 03.04.2017 09:27 Заявить о нарушении
Для нас подобная полемика является достаточно привычной. Мы долгие годы знаем друг друга.
Впрочем, застраховаться - в данном случае - даже от малейшей "конфронтации"
возможно только при одном условии, т.е. если следовать арабской пословице:
плод древа молчания - мир .
Светлая память Евгению Александровичу .
Владимир Ветров 2 04.04.2017 10:59 Заявить о нарушении