Жорж Санд

                (1804 – 1876)

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Не всем известно, что "Жорж Санд" - псевдоним французской писательницы Авроры Дюпен, талантливой романистки и просто женщины с увлекательной судьбой. Была ли Жорж Санд красива? Жорж Санд была коренастой женщиной, невысокого роста, с крупными чертами лица и темными глазами. Она постоянно курила сигары, а ее движения были резки и порывисты. Мужчин притягивали ее интеллект и жажда жизни.
 
Французская писательница Жорж Санд родилась в Париже. Отец  её, Морис Дюпен, принадлежал к знатному роду, ведущему происхождение от герцога Морица Саксонского. Мать была из крестьянской семьи, из-за чего аристократическая семья отца недолюбливала Жорж Санд. Детство провела в Ногане (в Берри), среди деревенской обстановки. Училась в английском католическом институте-монастыре в Париже. После получения образования вернулась в Ноган.
    В 18 лет вышла замуж за барона Дюдевана, родила двоих детей. В 1831 г., разойдясь с мужем после восьми лет супружеской жизни, Жорж Санд поселилась в Париже. Чтобы прокормить себя и детей, она занялась живописью по фарфору и довольно успешно продавала свои изящные работы, затем увлеклась литературным творчеством. Первый самостоятельный роман («Индиана»), опубликованный под псевдонимом Жорж Санд, появился в 1832 г.
      Истории многочисленных увлечений Жорж Санд, героями которых являлись в том числе Альфред де Мюссе и Фредерик Шопен, были не менее знамениты, чем ее литературные романы.
    В 40-е годы Жорж Санд принимала участие в издании социально-утопических, левореспубликанских журналов и газет, поддерживала рабочих поэтов. Являлась представительницей романтической школы, сторонницей социалистических идей. Принимала участие в Февральской Революции 1848 г. Июнь того же года разбил утопические иллюзии Жорж Санд, и она прекратила общественную деятельность.
      Обаянию Жорж Санд покорялись многие ее поклонники и друзья. С 40-х годов XIX в. Жорж Санд была весьма популярна в России: ею восхищались В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский.
      Среди произведений Жорж Санд известные рассказы, романы «Роз и Бланш», «Индиана», «Валентина», «Жак», «Мопра», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Диалоги о поэзии пролетариев» (статья), «Консуэло», «Грех господина Антуана», «Франсуа-найденыш», «Маленькая Фадетта», «Снеговик», «История моей жизни».

               МУЖЧИНЫ В ЖИЗНИ  ЗНАМЕНИТОЙ  ПИСАТЕЛЬНИЦЫ

«Она поймает бабочку, посадит ё в клетку и будет кормить травками и цветочками. Это – период любви.  Потом она насаживает бабочку на булавку, следя за её судорогами, - поскольку мадам Санд всегда рвёт со своими  любовниками первой. И потом она расчленяет бабочку и готовит её для своей коллекции  героев романа».
                Ференц Лист

*  Первым сексуальным партнером Жорж Санд был, вероятно, ее сосед Стефан де Грандсань. Ей было в то время 16 или 17 лет. Грандсань, по всей вероятности, стал и отцом ее дочери Соланж, которая родилась в 1828 году.

*В 18 лет Жорж Санд вышла замуж за 27-летнего Казимира Дюдевана, который оказался жалким пьяницей и грубым невоспитанным человеком, время от времени избивавшим свою жену без всяких на то причин. Санд бросила Казимира и своих детей в 1831 году, но официально развелась со своим мужем только в 1836 году.

   * Только в Париже по-настоящему началась ее любовная жизнь. Первым ее парижским любовником стал Жюль Сандо, с которым они вместе работали какое-то время над книгой. Сандо был младше Санд на 7 лет. Это был хрупкий, светловолосый с аристократической внешностью мужчина, то есть был типичный представитель той категории мужчин, которые всегда привлекали Жорж Санд. Через много лет после того, как их роман закончился, Сандо, так и не простивший Жорж Санд, назвал ее " кладбищем ". Почти все любовные связи Санд заканчивались обычно столь же плохо.

  * Санд не могла наслаждаться сексом, если не была влюблена в своего партнера. Очень непродолжительным экспериментом оказалась, например, ее чисто сексуальная связь с писателем Проспером Мериме, к которому Санд не испытывала абсолютно никаких чувств. Некоторые любовники Санд утверждали, что она фригидна. На самом деле, она, вероятно, была просто похожа на многих других женщин, которые становятся страстными под влиянием чувств и бывают абсолютно холодными и равнодушными, когда этих чувств не испытывают. Санд тоже могла быть страстной и чувственной женщиной. Она призналась, например, что обожала Мишеля де Буржа, одного из своих любовников, женатого некрасивого мужчину, именно потому, что он заставлял ее "трепетать от желания". Санд страдала, если получала от мужчины прямой или скрытый отказ, а иногда даже и унижалась перед ним, всячески пытаясь завоевать его сердце или хотя бы тело.

 Фредерик Шопен

 Её  роман с  Фредериком Шопеном  начался в 1838 году. Жорж Санд познакомилась с ним на приеме у одной графини. Композитор не был поражен ее красотой - знаменитая писательница ему даже не понравилась. Тем удивительнее, что через некоторое время нежный, тонкий, ранимый Шопен влюбился в женщину, которая курила табак и открыто говорила на любые темы. Писательница заявила однажды, что Шопен относится к сексу, как старая больная  женщина, а в постели уж очень напоминает труп. Их интимные отношения прекратились только через пару лет, а пока Санд воспитывала двоих детей и попыталась превратить Шопена в третьего. Она называла его своим третьим ребенком. Для нее он был - "малыш Шопен".
Сгораемый страстью Шопен заболел (как когда-то Альфред де Мюссе). Когда у композитора появились первые признаки чахотки, Жорж Санд стала тяготиться им. "Трудно любить больного, капризного и раздражительного человека", - признавалась она. Но Шопен не хотел их разрыва. Опытная в таких делах женщина испытала все средства - ничего не помогало. Тогда она написала роман, в котором под вымышленными именами изобразила себя и своего возлюбленного, причем героя наделила всеми мыслимыми слабостями, а себя возвеличила до небес. Казалось, теперь конец неизбежен, но Шопен медлил. Он еще думал, что можно вернуть невозвратное.
    В 1847 году, через десять лет после их первой встречи, любовники расстались. Спустя год после разлуки Шопен и Жорж Санд встретились в доме их общего знакомого. Полная раскаяния, она подошла к бывшему возлюбленно-му и протянула ему руку. Но Шопен вышел из зала, не промолвив ни слова...

Альфред де Мюссе

 Их завершающий этап отношений больше напоминали танец огня и воды... много чувств, эмоций, любви, скандалов, что в последствии становилось основой для будущих произведений. Они поехали в Венецию. Там окончательно разругались (правда, потом еще было пару флешбеков), но так как Мюссе заболел и у него был бред и лихорадка, Жорж продолжала жить с ним в одном номере. Наша героиня влюбилась в глупого но красивого врача Паджелло. Мюссе даже благословил их отношения.
Как-то ночью, валяясь в постели, с большой температурой Альфред приоткрыл глаза и увидел сидящую на коленях у Паджелло полуобнаженную Жорж, они пили из одной чашки чай. Утром он терзался мыслями правда ли это иль то был бред. В нем проснулся эгоизм и чувство собственничества.

"«Ты пила чай?» – спросил он у своей бывшей любовницы.

– «Да, с доктором». – «А почему только одна чашка?»

– «Вторую уже убрали». – «Убрали! Ты лжешь. Вы пили из одной чашки». – «Даже если и так, – холодно ответила Жорж Санд, – тебе не должно быть до этого никакого дела. Мы с тобой уже не любовники»."
Они расстались... Через пару лет, встретившись в театре, Мюссе поинтересовался опять у Жорж иль то был сон иль явь. Она не ответила. Бедный Альфред терзался сими мыслями до конца своих дней. Его очень тревожил данный вопрос ибо это задевало его мужское самолюбие... История про эту чашку нашла место в произвидении Жорж "Индиана" (кажется в "Лелия" было что-то подобное) и в "Исповеди сына века" Мюссе плюс в его поэзии.
    Жорж так и не открыла тайну. Вместо этого они обменивались своими произведениями, присылая их в больших душистых пакетах с наилучшими пожеланиями и посвящениями, где каждый описывал свою версию истории одной чашки.

* Среди других любовников Жорж Санд были, например, гравер Александр Дамьен Мансо, который познакомился с ней, когда ему было 32 года (ей было в то время 45 лет), и который тихо и мирно прожил с ней вместе 15 лет. А также художник Шарль Маршал, которого Санд называла "мой толстый ребенок". Когда они повстречались, Шарлю было 39 лет, а Жорж Санд 60.  Ходили упорные слухи о ее связях и с другими мужчинами, в частности, с литературным критиком Гюставом Планше, который однажды даже вызвал на дуэль другого критика, позволившего себе отозваться без должного почтения об очередном романе Жорж Санд.
                ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

    В годы Второй империи в творчестве Санд появились антиклерикальные настроения как реакция на политику Луи-Наполеона. Её роман «Даниелла» (1857), содержащий нападки на католическую религию вызвал скандал, а газету «Ла Пресс», в которой он публиковался, закрыли.
    Конец жизни провела очень мирно в своем имении в Ногане, полностью посвятившая себя заботам о своих внуках — детях Мориса Санда. Здесь она пользовалась всеобщим уважением и заслужила прозвище «добрая дама из Ноана».
   Самое лучшее понятие о последних годах жизни Жорж Санд дает ее письмо в ноябре 1869 года к Луи Ульбаху, хотевшему поместить в журнале статью о ней.
   "Моя жизнь за последние 20 лет не представляет ничего интересного,- пишет она,- это старость вполне спокойная и счастливая в кругу семьи, омрачаемая, впрочем, иногда личными скорбями, утратами и смертями да общим гнетом, от которого все мы, и вы, и я, терпим одинаково. Я потеряла двух моих любимых внуков, дочь моей дочери и сына Мориса. Но у меня осталось еще двое внучат от его счастливого брака. Я люблю свою невестку почти так же, как сына. Я поручила им управление всем нашим имением. Время мое проходит в играх с детьми, в больших прогулках и ботанических экскурсиях летом (я до сих пор неутомимый ходок) и в писании романов, когда удается посвятить этому часа два днем и часа два вечером. Я пишу легко и с удовольствием. Если вам интересно знать мое материальное положение, я легко могу определить его, мои счета не запутаны. Я заработала своим трудом около миллиона франков, но ничего не скопила. Я все раздала, за исключением 20 тысяч франков, которые отложила, чтобы в случае болезни детям не пришлось тратиться на мое лечение. Не знаю, удастся ли мне сохранить этот капитал: наверно, найдутся люди, которым он понадобится, и, если я буду чувствовать себя достаточно здоровой и сильной, чтобы восполнить его, он уйдет от меня. Не говорите об этом никому, чтобы я могла подольше сохранить его. Средством к жизни служит мне теперь, как служил и всегда, мой труд, и я смотрю на этот способ жизни как на самый счастливый: не знаешь никаких материальных хлопот, не боишься воров. Теперь, когда нашим хозяйством заведуют дети, я имею возможность делать маленькие экскурсии по Франции: у нас, во Франции, есть много неизвестных уголков, которые нисколько не хуже далеких заграничных местностей. Я нахожу в этих уголках рамки для своих романов. Я люблю видеть то, что описываю. Хотя бы мне приходилось сказать о какой-нибудь местности всего два-три слова, все-таки приятно воскрешать ее в своей памяти: таким образом имеешь меньше шансов ошибиться. Все это, друг мой, слишком заурядно; чтобы заинтересовать такого биографа, как вы, следует быть великой, как пирамида египетская. Но я не хочу возвеличиваться. Я просто добродушная женщина, которой приписывали совершенно фантастическую необузданность натуры. В прежнее время мне ставили в вину, что я не умела любить страстно. Я всю жизнь любила нежно и, кажется, можно бы этим удовлетвориться. Теперь, слава Богу, от меня не требуют большего, и те, кто меня любит, несмотря на отсутствие блеска в моей жизни и моем уме, не жалуются на меня. Я осталась веселой; у меня, правда, не хватает инициативы, чтобы возбуждать веселость, но я умею помогать веселиться. У меня, вероятно, есть большие недостатки; но я, как все люди, их не замечаю. Не знаю также, есть ли у меня хорошие качества и добродетели. Кто поступает хорошо, не может этим хвалиться, он только логичен и ничего больше; кто поступает дурно, тот сам не понимает, что делает; если бы он был умнее, он действовал бы иначе. Я не верю в зло, я верю лишь в невежество..."
    Последние годы жизни Жорж Санд были омрачены франко-прусской войной и парижскими событиями 1871 года. В своем "Дневнике путешественника во время войны" она картинно описывает все бедствия, причиненные войной даже в тех местностях, которых не коснулась нога неприятеля. По поводу парижских событий она пишет: "Я значительно переработала свой характер, я затушила бесполезные и опасные вспышки его, я засеяла свои вулканы травой и цветами, которые росли хорошо, я воображала, что весь свет может просветиться, исправиться или удержаться от зла... я проснулась от этого сна... А все-таки нехорошо отчаиваться... Надеюсь, все это пройдет. Но я болею болезнью моего народа и моей расы". "Будем плакать кровавыми слезами над нашими иллюзиями, над нашими ошибками,- говорит она в письме к госпоже Адан.- Наши принципы могут и должны оставаться неизменными, но применение их удаляется". "Постараемся не умирать! - восклицает она в другом письме.- Я говорю, точно должна прожить еще долго, и забываю, что я - уже старуха. Не все ли равно? Я буду жить в тех, кто останется после меня!"
   Жорж Санд скончалась в Ногане 8 июня 1876 года, сохранив до конца жизни энергию мысли и живость фантазии. 
 
    До конца своих дней Жорж Санд боролась за равноправие женщин и называла себя "Спартаком среди рабынь".
Жорж Санд скончалась от осложнений кишечной непроходимости 8 июня 1876 г. в своей усадьбе Ноан. Узнав о её кончине, Гюго написал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

* «Только великие люди обладают великими недостатками, – говорил знаменитый Ларошфуко. Жорж Санд добавляла: Вот где сидят у меня эти великие люди. Хорошо читать их жизнеописания, приятно посмотреть на них, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, но плохо иметь с ними дело. Они злы, взбалмошны, деспотичны, желчны, подозрительны».
*Современники считали Санд непостоянной и бессердечной, называли ее лесбиянкой и удивлялись, почему она выбирала мужчин моложе себя.Была ли Жорж Санд красива? Одни говорили, что да, другие считали ее отвратительной. Современники изображали ее женщиной невысокого роста, плотного телосложения, с мрачным лицом, большими глазами, желтым цветом кожи и преждевременными морщинами на шее. Правда, все признавали, что у нее красивые руки. Но влюбленные в нее мужчины не жалели для ее описания восторженных эпитетов
*  Жорж Санд славилась не только своими занимательными романами. Она любила шокировать публику: позволяла себе курить трубку и носить мужское платье. Ни от кого не было секретом и то, что писательница была чрезвычайно влюбчивой, постоянно меняя мужей и любовников. В ее любовном плену побывали Проспер Мериме, Альфред Мюссе и гениальный романтик из Польши - Шопен. Однажды у Листа собрались все литературные французские аристократы, была, естественно, и Жорж Санд, был Шопен. Впервые увидев ее, Шопен сказал:
- Какая малоприятная женщина - эта Санд! Да и женщина ли это вообще, я склонен в этом усомниться!
Однако, влюбившись, композитор провел с этой "малоприятной женщиной" девять лет своей жизни...

* У Листа была очень нежная душа. Он не выносил женских слез, истерик, а тем более драк. А между тем однажды из-за его персоны подрались графиня Мари д'Агу и Жорж Санд. Женщины вцепились друг другу в волосы, а предмет их страсти укрылся в другой комнате, дабы не видеть схватки, оскорблявшей тонкую и чувствительную натуру.
    Мари д'Агу сражалась, как львица, - она оставила ради маэстро своего мужа и детей в Париже, переехала к Листу в Швейцарию, родила ему троих детей и совсем не собиралась уступать обожаемого Ференца. Жорж Санд, правда, жила в это время с Шопеном, но тоже увлеклась не на шутку эмоциональным Листом... Сражение проиграли обе дамы. Жорж Санд, видно, уже устала от романов с музыкантами и переключилась на других достойных любви гениев. А окончательный разрыв с графиней Мари д'Агу произошел после увлечения Листа балериной Лолой Монтез. Когда они расстались, чувствительный Ференц радостно воскликнул:
- Каторжник любви наконец-то свободен! На его горизонте появилась... новая галера.

                АФОРИЗМЫ ЖОРЖ  САНД

- В жизни есть только одно счастье — любить и быть любимым.
- Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.
- Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья!
- Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь.
- Завистливым душам свойственно ненавидеть людей за то, что они якобы отнимают у них счастье.
- Истинное слишком просто; идти к нему надо всегда через сложное.
- Каждый испытывает потребность быть любимым, это поднимает его в собственных глазах; но людей нужно любить по-разному: одного с бесконечной снисходительностью, другого — с неослабной строгостью.
- Кто сознает свою невиновность, тот неохотно унижается до оправданий.
- Любовь без благоговения и восторга — это только дружба.
- Можно объяснить другим, почему ты вышла за своего мужа, но нельзя убедить в этом себя.
- Мужчина, который умно говорит о любви, не очень влюблен.
- Мы навлекаем на себя несчастья, которым уделяем слишком много внимания.
Мы не можем вырвать из нашей жизни ни одной страницы, но можем бросить в огонь всю книгу.
- Наша жизнь состоит из любви, и не любить — значит не жить.
- Нелюбимый всегда одинок в толпе.
- Неразделенная любовь так же отличается от любви взаимной, как заблуждение от истины.
- Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.
- Сдержанность в любви или дружбе была бы глупой причудой и к тому же актом себялюбия, убивающим всякое чувство сначала в нас самих, а затем и в любимом человеке.
- Смерть столь отвратительна, что ни один из нас не в состоянии смотреть на ее приближение без ужаса.
- Честность умирает, когда продается


Рецензии