Духовный рост человека

Духовный рост человека
23.01.2007 категория Актуальное | 0 Комментариев
Иван ЛЕЩУК

МНОГОЛИКОСТЬ ДУХОВНОСТИ

Духовность, духовная культура, духовные учителя, духовная литература и музыка, духовные служения, духовная жизнь... Это далеко не полный перечень явлений, претендующих на высокий эпитет духовности. Духовность – многолика. В сущности, вся история развития человеческой мысли, культуры, религии и философии – это усиленный, хотя часто безуспешный поиск настоящей жизни и гармонии, духовного опыта.

Христианство – не исключение. Каждый искренний христианин желает совершенствоваться, а значит – стремится к духовному росту. Различные направления в нынешнем христианстве претендуют на уникальность, обладая своими отличительными особенностями: догматикой, литургией, обрядами и ритуалами, и все считают, что только «их» церковь, «их» формы служения и поклонения Богу – единственно истинные, самые духовные. Духовность же других конфессий и деноминации рассматривается, в лучшем случае, как сектантская или инославная, а в худшем – предается анафеме.

Даже в пределах одной деноминации находятся группы верующих, утверждающих, что только через них возможно исполнение планов Господа, только они являются частью «Его движения», частью очередной и, конечно же, последней «волны Святого Духа». Как правило, подобные течения призывают к духовному пробуждению и обновлению с помощью кратких, эмоционально воздействующих лозунгов: «Прими огонь! Прими новое помазание! Окунись в потоки благодати!» При этом всем желающим предлагается присоединиться к совместному «плаванию по реке Божьей», вытекающей из-под порога именно «их» храма.

На вопрос «что есть духовность?» все отвечают по-разному. Иногда – слишком абстрактно и туманно, вкладывая в понятие «духовность» некий неопределенно-возвышенный, трудноопределимый смысл. В других случаях, наоборот, о духовности говорят самоуверенно и конкретно, ограничивая столь необъятное и сложное понятие субъективными рамками собственных чувственных представлений и логических умозаключений.

Одни пытаются достичь духовности путем строгой и порой безрассудной аскезы, доходящей до полной самоизоляции, путем прямого ухода «от мира сего» в пустынные места. Это нередко приводит к самообольщению и меланхолии, формирует категоричное, крайне радикальное мышление и служит основой для монашества и его производных. Другие, более либеральные христиане, исповедуют духовность в свободе и раскрепощенности. Поэтому богослужения и практическая жизнь таких христиан проходят в соответствующем «духе свободы», что часто служит не только причиной для нареканий и соблазнов извне, но и поводом «к угождению плоти». Третьи видят проявление особой духовности и, соответственно, силы свыше, в так называемых «падениях» и различного рода «радениях», выражающихся в карикатурных для богослужения плотских действиях (танцы, рукоплескания, шатания, смех, падения, словесное «связывание» и «топтание» сатаны, изгнание «духов нищеты и болезни» и др.).

Еще некоторые считают, что духовен только тот, кто обязательно видит видения или сновидения, имеет дар (знамение) иных языков, может пророчествовать, исцелять. По убеждениям последних, «духовно одаренные» люди приобретают иммунитет независимости и неприкасаемости (относительно идей, указаний и учений, исповедуемых ими). При этом оценка их нездравого образа жизни, а также критика духовных проявлений, вызывающих сомнение, исключаются вовсе, являясь, по их мнению, признаком бездуховности и неверия к «проявлениям благодати».

Формирование библейских, реальных представлений о признаках христианской духовности – очень важная задача. Как правило, искренний христианин, стремящийся стать духовным, все свои силы направляет на изменение своего состояния в соответствии с теми представлениями о духовности, которые сформировались в его индивидуальном сознании под влиянием конкретной среды общения (церкви, семьи, различной информации и т.д.). Но действия человека часто сталкиваются с серьезными препятствиями. Когда эти препятствия непреодолимы и ситуация не изменяется, а потребность остается (ибо «так научен», «такой опыт у духовных»), возникают внутренние и внешние конфликты, разочарование и неудовлетворенность, а порой сомнения, ропот и духовное падение. Например, христианин искренно молится о том, чтобы получить конкретный духовный дар, и считает, что именно этот дар – главный отличительный признак (знамение) духовности и без него нельзя спастись. Но «небо молчит», ибо, по учению Библии, Господь распределяет духовные дары как Ему угодно и в свое время. В данном случае человек оказывается в состоянии неудовлетворенности.

Внимательный анализ Священного Писания позволяет утверждать, что библейская духовность – это сложное сочетание многих факторов, качеств и свойств практической жизни христианина. Причем, духовность проявляется и в слове, и на уровне мысли, и в реальных делах (плодах), и в служении верующего. Подобно вере, духовность без дел и плодов – мертва и бесполезна.

Выдающийся русский философ Владимир Соловьев писал: «Благоговение, сострадание, самообладание (аскеза) – таковы нравственные черты нормального, духовно-здорового человека. Эти три добродетели неотделимы друг от друга, они дополняют одна другую и лишь в своей совокупности образуют нормальный нравственный характер. Взятые отдельно, они приводят к нездоровой односторонности». Так, благочестие без любви и аскезы – это ложная, нездоровая лжедуховность, ханжество; не святость, а святошество, пустосвятство. Любовь к человеку без любви к Богу вырождается в односторонний гуманизм, в человекоугодничество. Аскеза без любви и смирения, умерщвление плоти без любви к Богу и человеку создает тип, который Соловьев называл – «святой сатана» (В.Ф.Марцинковский. В.С.Соловьев и Евангелие. – «Свет на Востоке», с.16).

Важно отметить, что в основу своих размышлений Соловьев положил не мистические учения, не гуманитарные принципы, а Нагорную проповедь Иисуса Христа, разбирая и анализируя ее великую часть – молитву Господню. Другими словами, для христианина практическим путем выражения духовности, а также благочестия и богобоязненности является именно молитва – личное и прямое общение с Богом. Человек должен не только верить в Бога или думать о Боге, но и жить по-Божьи.

Христианская духовность – это не «уход в пустыню», не самоцельное уничтожение тела и души, часто доходящее до юродства, а подчинение тела, воли, разума и эмоций высшей инстанции конституции человека – духу, подчиненному, в свою очередь, Святому Духу. Духовность – это гармоничное развитие человека, когда дух, душа и тело во всей целости сохраняются без пятна и порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23). Поэтому успешно повышать свой духовный уровень возможно только, по Писанию, через повиновение Богу и личное общение с Ним в процессе освящения, благочестивого труда во Имя Господа.
Священник Александр Мень как-то заметил, что «религия и наука противопоставляются лишь темнотой, недоразвитостью; противоречат друг другу лишь в обоюдном незнании или нежелании знать. Истинная религия научна, истинная наука религиозна». О духовности и разумности служения Богу можно сказать также, что они тесно связаны друг с другом. Истинная духовность – разумна, а истинная разумность – духовна! Другими словами, истинная духовность по своей природе изначально не может быть неразумной. В Библии пророчески сказано об Иисусе Христе: «...Почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится...» (Ис. 11:1-3). При этом важно отметить, что в перечне качеств Духа Божия на первом месте стоит премудрость! В этой связи христиане, делающие основной акцент на эмоциональных переживаниях должны переосмыслить свои принципы, ибо разум и сознание всегда занимают первичную позицию по отношению к чувствам.
Говоря о духовных дарах, апостол Павел отметил: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом...» (1 Кор. 12:4-8). При перечислении духовных даров на первом месте стоят дары мудрости и знания. Такой порядок – не случайность! Это закономерность духовного мира.

Отсюда следует, что одним из основных критериев того или иного явления в жизни Церкви является оценка степени его разумности и здравости с позиции Священного Писания, а не чувственности (в смысле переживаний, ощущений блаженства и т.д.). Вот почему апостол Павел учил: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:15). «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5:13). И нигде не упоминается о танцах, рукоплесканиях и т.д.

Следует отметить, что недооценка роли разума и логики в служении Богу и людям приводит к заблуждению. Разум – характерная черта богоподобия. Поэтому сатана, в первую очередь, старается лишить человека разума и здравого мышления, чтобы парализовать сознание и волю, стремясь проникнуть в глубинные слои подсознания. В подлинно духовном служении Богу всегда выражается гармония разума и чувств, знания и опыта, духовных стремлений, обыденных и сверхъестественных переживаний. Библейская истина и духовность являются основными и первичными критериями оценки истинности поклонения Богу и прославления Бога. Потеря этого духовного баланса всегда приводила к обольщениям и искусственной духовности. Искусственная духовность – это некое духовное шарлатанство, душевно-плотская подделка, имитация духовности душевно-плотскими действиями, связанная либо с неопытностью и бездуховностью, либо с целенаправленными намерениями прельстить.

Духовность может иметь различную природу и источник: библейскую (святую, божественную); оккультную (демоническую, сатанинскую); искусственную (душевную). Именно неоднозначность понятия «духовность» является одной из основных причин, порождающих различного рода заблуждения и ереси, разномыслия и разделения между христианами. Невежество и неопытность в духовной сфере приводят многих к лжедуховности – нездравому служению и поклонению, что служит камнем преткновения для неутвержденных в вере душ, порой к скрытому фанатизму, облеченному в христианские одежды духовности, и, наконец, – к духовным падениям.

В последнее время все чаще употребляется несколько непривычное для славян понятие – харизма. Это древнегреческое слово (charisma) означает «дар благодати». В этом смысле все христиане, в особенности служители Церкви, должны стремиться к тому, чтобы обладать харизмой свыше. «...Ревнуйте о дарах духовных...» (1 Кор. 14:1) – это не привилегия элиты, а универсальный библейский призыв к обогащению харизмой Святого Духа, это совет молиться и петь не только умом, но и духом (ст. 15), призыв к духовности. Однако, наряду с истинной харизмой, в среду христиан проникают поддельные харизмы, насаждаемые лжеучителями, не знающими какого они духа, что приводит к обольщению.

Не секрет, что в поисках духовности, искренно ревнуя о духовных дарах, многие христиане заблудились и попали в сети обольщения того, кто «принимает вид ангела света» – сатаны. Ведь основная проблема на пути к духовности заключается в том, что все антиподы божественного – это лжедеятели, принимающие только вид служителей небес, тщательно маскирующие свой истинный облик и пагубные, коварные намерения. Поэтому духовный христианин должен уметь отличить истинную «овцу» от «волка в овечьей шкуре», истинного Ангела Света – от сатаны, истинных учителей – от лжеучителей, имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся. Не забывайте о том, что духовные проявления могут быть как свыше (от Бога), так и снизу (либо от человека, либо, в худшем случае, – от сатаны). Библия открывает, что есть пророки, которые «водятся своим духом» (Иез. 13:3), но есть прорицатели, одержимые и водимые злыми духами (Деян. 16:18).

Лжедуховность:

отличается постоянной (до болезненности) жаждой чрезвычайных чудес;
характеризуется худыми плодами в жизни;
пользуется ложными способами достижения духовности;
приводит к пассивности воли;
акцентирует внимание на излишней чувственности (эмоциональности);
отличается спекулятивностью рассуждений;
использует целеустремленный психотренинг (Осмысливая современность: Современные мировоззрения и поиск истины. – «Библия для всех», 1998, с. 49-83).
Ложный дух крайне категоричен, угнетает и не дает надежды на будущность, не терпит противоречия и не считается с другим мнением. Священное Писание предупреждает христиан: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они...» (1 Иоан. 4:1). Проницательные слова Иисуса Христа, обращенные к ученикам («Не знаете, какого вы духа...» – Луки 9:55), следует понимать в том смысле, что ученики даже не подозревали о том, что их поведением, разумом пытаются манипулировать духовные начала небожественной природы.

Иисус Христос сформулировал основной критерий проверки духовности лжеучителей, лжепророков и лжехристов – «по плодам их узнаете их» (Матф. 7:20). А это значит, что видимые (слышимые, ощущаемые и т.д.) плоды, как результаты действий и проявлений человека, несомненно, несут в себе невидимый заряд, печать духа своего «творца», своего источника. Поэтому выявление «знака» заряда духа, или уяснение природы источника духа по плодам, дает возможность определить степень духовности или лжедуховности того или иного проявления.

Христианская газета



Почему плохие ситуации имеют привычку повторяться
Опубликовал admin в Март 5th, 2012
Tweet


духовный рост человека  Замечали ли вы, как  часто происходит повтор одних и тех же плохих ситуаций, которых мы, увы, точно не ждем. Одним словом, какие-то жизненные истории, будто  шлейфом,  тянутся за нами по жизни.

 Самое главное, что заканчиваются они, как правило, вопреки нашим ожиданиям. Где-то внутри у нас  даже есть понимание необходимости  менять свое поведение, но не всегда легко начать действовать по новым правилам.

Мне кажется, что этот бесконечный повтор  старых  сюжетов происходит не случайно. Каждая ситуация  послана  для нашего духовного роста человека  и  совершенствования, поэтому важно правильно понять эти уроки, дабы не пришлось «идти на перездачу».

Жизнь – гораздо более беспристрастный учитель и объективный судья, который всех оценивает по одним правилам.  « В каждой проблеме есть дар», по-моему, сказал Адам Джексон, поэтому важно увидеть его, а это возможно только после « качественного усвоения материала».

 Жизнь не случайно преподносит нам такие ситуации, которые будут вести   к качественным изменениям нашей личности. Вообще, как сказал уже далеко не первый успешный человек, что добился успеха благодаря именно умению решать проблемы и извлекать из них верные уроки.

 А теперь давайте более наглядно рассмотрим ситуации, с которыми приходилось сталкиваться каждому. К примеру, у вас   произошла ссора, либо неприятный разговор с близким человеком, после разговора у вас остался осадок или ощущение кома в горле, потому что вы побоялись сказать то, что думаете на самом деле, либо какая-то другая причина не позволила вам договориться и полюбовно завершить диалог.

Так как очень важно жить с ощущением мира в душе, а не носить в ней острое копье войны, которое мы мысленно метнули уже не раз в нашего обидчика, происходит накопление  сильной разрушительной энергии, которой, во-первых, нужен выход ( поэтому возникает ощущение кипения, распирания и т.д.), во-вторых, неразрешенная с любовью ситуация завязывается в энергетический узел, который впоследствии все равно либо придется правильно развязать, либо он затянется так, что его уже невозможно будет ни развязать, ни ослабить.

 А это приводит и к болезням души и тела.  Какой выход из таких ситуаций? Просто их нужно решать. Позволять себе сказать о своих истинных чувствах и переживаниях, уметь попросить, вообще тоже уметь уступать другому человеку, входить в его положение. То есть  уметь находить в любой ситуации компромиссное решение, чтобы, как говорится, «и волки сыты, и овцы целы».

Одним словом, такой вариант развития отношений не нарушает Закон равновесия, он гармоничен, в нем нет тиранов и жертв, а значит некого впоследствии воспитывать.

 А главное, она будет способствовать духовному росту человека без боли.

 Знаете, что вам подскажет, что компромисс найден: вам будет радостно, а в душе –спокойно. Вы поймете, что сумели договориться. Поэтому, зачем жизни вас воспитывать, если вы и так отлично прошли уроки.




19 Мотивирующих цитат:

1. “Истинное назначение человека — жить, а не существовать.”
- Джек Лондон.

2. “Не говорите о том, что у вас нет времени. Времени у вас ровно столько же, сколько его было у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона, Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна.”
- Джексон Браун.

3. “Гонясь за недостижимым, мы совершаем невозможное.”
- Роберт Ардри.

4. “Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого.”
- Эрнест Хемингуэй.

5. “У меня есть верных шесть слуг. Я им обязан всем. Их имена: Кто? Почему? Когда? Что? Где? и Как?”
- Редьярд Киплинг.

6. “Лучшие годы вашей жизни – когда Вы решаете, что Ваши проблемы принадлежат Вам. Вы не вините в них мать, экологию или президента. Вы осознаете, что сами контролируете свою судьбу.”
– Альберт Эллис.

7. “Право на глупость — одна из гарантий свободного развития личности.”
- Марк Твен.

8. “Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.”
- Ф.М. Достоевский.

9. “Никогда не указывайте на ошибки, если не знаете, как их исправить.”
- Бернард Шоу.

10. “Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями.”
- Л. Н.Толстой.

11. “То, что меня не убивает, делает меня сильнее.”
- Фридрих Ницше.

12. “Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты — весь мир.”
- Габриэль Гарсиа Маркес.

13. “Жизнь — это то, что происходит с тобой, пока ты строишь другие планы.”
- Джон Леннон.

14. “Цель жизни — поиск совершенства, а задача каждого из нас — максимально приблизить его проявление в самом себе.”
- Ричард Дэвид Бах.

15. “Великие умы обсуждают идеи; средние умы обсуждают события; мелкие умы обсуждают людей.”
- Элеонор Рузвельт.

16. “Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом.”
- Альберт Эйнштейн.

17 “Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть.”
- Джордж Элиот.

18. “Если ты способен выдумать что-то, ты можешь и сделать это.”
- Уолт Дисней.

19. “Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.”
- Сенека.


Рецензии