Тоталитарный рай Свидетелей Иеговы
Станислав Ежи Лец
Свидетели Иеговы: возникает визуальный ряд улыбающихся и аккуратно одетых людей с Библией в руках, возвещающих царство Иеговы. Какова их поднаготная?
Цель этой статьи – не обличение или одобрение этой религиозной организации, а попытка рассмотреть некоторые ее социально-психологические особенности исходя из своего личного опыта и историко-религиоведческих аспектов.
Как это родилось
В 1872 году некий Чарлз Тейз Рассел придумал в североамериканском городке Аллегейни небольшой кружок по изучению Библии. Первые последователи учения незамысловато наименовались «Исследователи Библии». В 1879 году порадовал свет первый номер журнала с нелаконичным названием «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа». В 1881 году было основано «Общество Сионской Сторожевой башни и трактатов», которое спустя 3 года получило официальную регистрацию и статус некоммерческой организации.
В начале XX века деятельность расширяется за счет появления филиалов в других странах – Великобритании, Германии, Австралии. В 1931 году в связи с расколом на почве смены демократического способа управления на теократический происходит изменение названия – «Исследователи Библии» начинают именоваться «Свидетелями Иеговы». Сегодня это общество в численности более семи миллионов человек действует в 236 странах (включая государства, где их деятельность запрещена).
Как это классифицируется
Вопрос религиоведческой классификации неоднозначен. По одним данным, Свидетели Иеговы — религиозная организация протестантского направления (наряду с адвентизмом, баптизмом, пятидесятничеством, мормонизмом и др.) адвентистского характера.
По другим – они вовсе парахристиане и псевдохристиане.
Некоторые исследователи выделяют схожие черты с арианством (принцип сотворенной природы Бога-Сына).
Есть представление, что иеговисты отличаются от традиционного христианства отожествлением Иисуса Христа с Аполлионом (Аваддоном, Абаддоном)(А.Л.Дворкин «Сектоведение»; Олег Стеняев «Диспут со „Свидетелями Иеговы“» и др.) . Конечно же, Свидетели Иеговы не относят себя ни к чему из вышеперечисленного, называя себя обособленной верой, и, разумеется, верой истинной.
Является ли корректным и семантически верным применять к Свидетелям Иеговы термин «секта»? В узком религиоведческом значении – нет, поскольку эта организация взяла начало и продолжила развитие из кружка по изучении Библии, а не отделялась от какой-либо церкви или течения. Номинация «секта» используется православными авторами для подчеркнуто отрицательного отношения к этой религиозной общине. Но это нелогично, ведь, как пишет религиовед С.И.Иваненко , «Русская Православная Церковь утверждает, будто Свидетели Иеговы "ничего общего с христианством не имеют". Но если они не христиане, а какая-то другая религия, то бессмысленно называть их "сектой". Если же они "секта", то, следовательно, являются частью христианства» (С.И.Иваненко, «О людях, никогда не расстающихся с Библией», 1999).
Как это организовывается и как там делают карьеру
Принцип организации Свидетелей Иеговы – иерархический, называемый «теократическим правлением», соответствующий их представлениям о том, что они являются организацией Бога на земле. Возглавляется общество бруклинским Руководящим советом, члены которого избираются им самим, как правило, после смерти представителя, его отставки или исключения. Все члены управления – «верный и благоразумный раб» – принадлежат к группе 144 000 «помазанников», верящих в грядущую небесную жизнь (в отличие от остальных Свидетелей Иеговы, которые имеют «земную надежду», то есть собираются жить вечно на преобразованной земле).
До 1938 года метод избрания «старейшин» (высокодуховных ответственных мужчин) был демократическим, после чего сменился на «теократический», и по сей день старейшины избираются высшими органами общества. Руководство собрания осуществляется через местные филиалы (их 115, некоторые оборудованы типографиями), в каждом из которых назначается комитет из 3-7 человек. Территории разделены на области, районы, собрания, подвластные соответственно «областному» и «районному надзирателям», а каждым отдельным собранием (состоящим от нескольких до двухсот человек) руководит совет «старейшин». Ежегодно проводятся конгрессы, многолюдные яркие встречи, на которых приветствуются активные знакомства, чтобы расширять общение с единоверцами и минимизировать его с «мирскими».
В любой группе существуют лидеры, являющие собой модель для подражания. У Свидетелей Иеговы это, безусловно, «старейшины» (конгруэнтны православным священникам) и «служебные помощники» (эквивалентны диаконам). Между прочим, как и в большинстве религиозных общин, эти роли (и более иерархически высокие – «районный, областной надзиратель») – исключительно мужская прерогатива. Какая «божественная карьера» предлагается существам, не получившим лишнюю хромосому? Все, и особенно женщины, призываются отдавать макисмум своего времени и сил в качестве «миссионеров», «полновременных пионеров/служителей», работниц «Вефиля» (комплекса жилых и офисных зданий с типографиями, филиала организации). Женщинам и в этом направлении религии не позволено руководить. Учитывая, что подавляющее количество членов группы – именно женщины, то такой мужской шовинизм не только несправедлив, но еще и создает проблемы. Например, когда в каком-то собрании нет мужчин, то на проведение встреч специально едет «брат» из другого собрания, зачастую далеко расположенного. Если это невозможно, ответственная «сестра» покрывает голову платком в знак преклонения перед ангелами и проводит встречу, читает речь (и упаси тебя Иегова, презренный недочеловек, проявить любой намек на феминизм – «старейшины» вынесут «порицание», есть такая словесная форма психологического наказания у славных детей «истинного творца»).
Как это финансируется
Деятельность этой религиозно-издательской группы международна, и считается, что не преследует коммерческие цели. Грубо говоря, это толстопузая машина, существующая для того, чтобы хронически, денно и нощно, не покладаючи рук выплевывать примитивные текстики. Закономерен вопрос: кто же обеспечивает ее спонсирование? Один из принципов Свидетелей Иеговы – бесплатное распространение библейской литературы, бесплатное проведение и посещение собраний, бесплатен и обряд инициации (крещения). В отличие от многих протестанских церквей, в которых прихожане должны жертвовать десятую часть доходов, Свидетели Иеговы не обязаны это делать. Они осуществляют денежные взносы на добровольной основе и исходя из личных возможностей. Ящики для пожертвований установлены в «Залах Царства» (помещениях для проведения встреч), и явно никто не следит, кто и сколько отдал для блага народа Иеговы. Раз в месяц объявляется сумма, пожертвованная собранием на нужды локального и международного общества, озвучивается процентное отношение сравнительно с прошлым месяцем, после чего следуют аплодисменты. Если средств достаточно, то деятельность расширяется, если нет, то сужается или реорганизуется. Работы для нужд организации – субботники по уборке территории, строительство – тоже бескорыстны и выполняются самими верующими. Вместе с тем, каждый божий день выступающие «братья» не приминут напомнить каждому члену собрания о пожертвованиях на благое дело. Таким образом, осуществляется завуалированное манипулирование участниками культа: открыто никто тебя не принуждает отрывать кусок хлеба от сердца на цели организации, однако ты настолько внушен вышестоящими, что будешь жертвовать во избежание сакраментального христианского чувства вины.
Как группа проявляла себя в сложные политические периоды
Известно, что иеговисты выраженно монолитны и слаженны. Они обращаются на «ты» к незнакомым (например, на конгрессе) единоверцам и к тем, кто старше. Но, с другой стороны, члены какой общины не держатся друг за друга в оппозиции к миру? Настоящее ли это чувство братской и сестринской любви? Способно ли оно выдерживать проверки?
Свидетели Иеговы ввиду своих религиозных убеждений были преследуемы нацистским режимом. Организация подсчитала, что 6262 Свидетелей Иеговы были направлены в тюрьмы, 8322 — в концлагеря. Всего с 1933 по 1945 г. в Германии почти 10 тысяч Свидетелей Иеговы стали жертвами нацизма. В концентрационных лагерях они могли в любой момент освободиться, лишь отрекшись письменно от своей веры. Показательно, что на это пошли единицы. По утверждению Эриха Фромма, послушные и исполнительные Свидетели Иеговы иногда назначались административными помощниками или старшими по группе, добросовестно выполняли вверенные им обязанности, не прибегая к насилию и оскорблениям в отношении других заключённых: «…Иеговисты, как правило, были людьми достаточно ограниченными и стремились только к одному — обратить других в свою веру. В остальном же они были хорошими товарищами, надёжными, воспитанными и всегда готовыми прийти на помощь. Они почти не вступали в споры и ссоры, были примерными работниками, и потому из них нередко выбирали надзирателей, и тогда они добросовестно подгоняли заключённых и настаивали, чтобы те выполняли работу качественно и в срок. Они никогда не оскорбляли других заключённых, всегда были вежливы, и всё равно эсэсовцы предпочитали их в качестве старших за трудолюбие, ловкость и сдержанность» (Эрих Фромм, «Анатомия человеческой деструктивности» 1973).
Разумеется, не избежали Свидетели Иеговы репрессий и депортаций в СССР. Операция «Север» — кодовое название операции по массовому переселению в Сибирь членов организации Свидетели Иеговы и их семей (1 и 2 апреля 1951 года). Общее количество переселенных насчитывалось 8 576 человек (3 048 семей). Как же они проявили себя здесь? В отчете уполномоченного по Иркутской области И.Т.Житова говорилось: «Иеговисты остались верными своей вере. Они отказывались расписываться в документации, от голосования на выборах в органы Советской власти, от службы в Советской Армии, от защиты Родины, даже от посещения театра, кино, клуба, собраний, лекций и т.д. Иеговисты прячут свою буржуазную классовую сущность под ширмой беспартийности и аполитичности. История ясно свидетельствует, как буржуазия под флагом религии маскировала свою борьбу за власть. У иеговистов определенное стремление свергнуть Советскую власть и установить теократическое правительство, власть духовенства, власть вожаков и слуг» (М.И. Советов. "Свидетели Иеговы в России от преследований к признанию").
Как это характеризуется в качестве культа
Где же черпали они мужество? В фанатизме? Они преданны своим взглядам, вовлечены в коллективное бессознательное, но зомби не являются, поскольку хотя бы минимально социально адаптированы (Хотя русский психиатр П.Б.Ганнушкин пишет: «Фанатики – это люди, с исключительной страстностью посвящающие всю свою жизнь служению одному делу, одной идее, служению, совершенно не оставляющему в их личности места ни для каких других интересов. Таким образом, фанатики, как и параноики, люди "сверхценных идей", как и те, крайне односторонние и субъективные". К «фанатикам чувства» он относит "восторженных приверженцев религиозных сект»).
Известно, что одним из методов для приобщения к культу является использование потребности человека в друзьях и социуме. Также не вызывает сомнений, что все религии – это веревочки по управлению массами.
Правомочно соотнести с поведением служителей Иеговы концепцию «огруппления мышления» («group think»). Этот феномен был зафиксирован И.Л.Дженисом в 70-х годах. Американским психолог описал характеристики реальной группы с высоким уровнем внутреннего единства и автономности (Бывший член общины Максим Линич, «Влияние группы, огруппление мышления на примере социально-религиозной группы “Свидетели Иеговы"»). Особенности стиля такой группы и симптомы огруппления мышления следующие:
иллюзия неуязвимости с ее нездоровым оптимизмом и тягой к риску;
стремление дать рациональное объяснение своему решению как единственно приемлимому и верному;
подавление критического духа, ведь чем сплоченнее группа, тем сильнее желание поддерживать ее единство и избегать нарушения общности, а это означает, что каждый индивид априори считает предложение другого правильным;
стереотипический взгляд на противников: они или в высшей степени злонамерны и поэтому пытаться прийти с ними к соглашению не имеет смысла, или же настолько слабы и невежественны, что не представляют угрозы противодействия;
видимость единодушия и веры в моральную непогрешимость, что позволяет не думать о проблемах, вызванных решениями;
самоцензура, т.е. запрет высказывать свои опасения и сомнения даже перед собой, озвучивание их в группе вызывает открытое давление на «вольнодумца», таким образом создается иллюзия единомыслия;
появление самозванных хранителей «группового духа», защищающих руководителей и членов от нежелательной информации, могущей нарушить их убежденность в верности и этичности мировоззрения и решений.
Результатом процесса огруппления действительно являются повышение сплоченности и самоудовлетворенность членов объединения, однако снижается качество решений – человек делает выбор, руководствуясь не индивидуальными параметрами, а групповыми. Альтернативы обсуждаюся недостаточно, трудности и препятствия на пути реализации решения не принимаются к сведению, противоречащие выбору факты пренебрегаются.
Непреложная доминанта – коллективный конформизм. Работают три основных механизма типичного культа: получение знаний; расположение к себе (включая лесть и бомбардировку любовью); индоктринация.
Для иеговистов нет серых тонов и обертонов, есть только черное и белое. Их велеречивая, напыщенная гордость по поводу квазиединства и псевдослитности граничит с фанфаронством.
Как проявляются различия с традиционным христианством
Тем не менее, все, кто знаком со Свидетелями Иеговы, отмечают их жизнерадостность и преданность своему делу – «благой вести». Почему? Ведь типично христианские принципы гласят, что настоящий верующий обязан непрестанно осознавать свою греховность, скорбеть о несовершенности человека и всячески самоуничижаться. Такое восприятие создает особый психологический настрой подавленности и мрачности, человек избегает веселья и радости, считая это дьявольским искушением. Свидетели Иеговы, наоборот, следуют библейскому совету «всегда радуйтесь» (1-ое к Фессалонокийцам, 5:16), считают уныние и депрессивность проявлениями Сатаны, верят, что их Бог – это счастливый Бог (1-ое к Тимофею, 1:11), который охраняет их от зла и в свое время положит конец «сегодняшней дьявольской системе вещей».
Их положительный и смиренный ко всему настрой создает контраст обычной жизни с ее проблемами и бытом. Этот настрой располагает к Свидетелям Иеговы, рождает иллюзию, что это когорта счастливых людей, не обремененных трудностями и не зацикленных на ежедневной рутине, поэтому к ним хочется присоединиться. Это де-юре.
Де-факто же, им приходится весьма тяжко из-за ряда убеждений, которые нужно непрестанно защищать. Иеговисты отрицают экуменизм, учение о бессмертии души, поклонение изображениям; они не участвуют в военных делах и политике, не празднуют светские, религиозные и государственные праздники, имеют строгий запрет на переливание крови. Последнее обстоятельство нередко приводит к летальному исходу, а в экспертизах называется склонением к самоубийству. Очевидно, что это нарушение конституционных норм. Правда, уже с 2000 года появляется информация о том, что «верный и благоразумный раб» неформально и неохотно разрешил членам организации оставаться жить, соглашаясь на переливание некоторых фракций крови, однако – внимание! – после этого нужно утверждать, что это было в состоянии аффекта, ты согласился под давлением и что ты искренне в этом раскаиваешься. После чего тебя лишат привилегий, будут «укреплять духовно» и попросту неодобрительно коситься, но не лишат общения.
Но все эти скользкие детали становятся известными не сразу. В начале на новичка влияет энергетика уверенности и надежности, он смотрит в горящие энтузиазмом глаза Свидетелей Иеговы и ощущает эйфорию, экстаз добравшегося до оазиса путника в пустыне. Дальше каждый решает сам, реальный ли это живой островок или горький мираж...
Есть у Свидетелей Иеговы неафишируемые элементы учения. Например, настоятельная рекомендация отказываться от высшего образования. Официальная позиция организации состоит в том, что чтение и изучение своей литературы дает лучшее образование, чем светское обучение. Поэтому высшее образование рассматривается как не только нечто ненужное, но и представляющее опасность, как инструмент Сатаны, так как оно подвергает студентов риску «заразиться опасными взглядами и идеями» и даже заразиться «пропагандой дьявола»: «В сегодняшние быстро проходящие последние дни сатана, бог этого мира, будет предпринимать дальнейшие нападения на лояльных Свидетелей Иеговы. Для приманки сатана употребит материальные богатства мира, его яркие аттракционы, его высшее образование и еще многое другое, отчаянно стараясь отвлечь нас от священного служения нашему Богу» («Сторожевая Башня», 1985 г. 1 апр. Стр. 19 «Хранить себя неоскверненным от мира»). Отрицательное отношение к вузам обусловлено тем, что «высшее образование развивает у людей критичное мышление и расширяет кругозор, способствуя разностороннему развитию личности, что, естественно, создаёт препятствия для контролирования сектой сознания адептов» (Ксения Кириллова, «Свидетели Иеговы: Их плата за рай») . Попросту говоря, необразованным стадом легче управлять. Люди с дипломом вуза среди Свидетелей Иеговы есть, но, как правило, они получили его до вступления в ряды организации. Целый ряд проблем наблюдается и с трудовой деятельностью Свидетелей Иеговы из-за их жесткой аксиологической системы. Поэтому многие выбирают неинтеллектуальную и не требующую высшего образования работу почтальона, повара, няни, флориста, чтобы иметь подвижный график, неполную занятость и как можно больше времени посвящать служению. Нельзя не отметить нарушение прав ребенка, поскольку дети в обязательном порядке привлекаются к проповедям.
Свидетели Иеговы не имеют специального духовного или теологического образования. Всё, что они используют – это книга «Учимся в Школе теократического служения» с ее еженедельными обсуждениями. Единицы проходят Школу пионерского, усовершенствованного или царственного служения или заканчивают Библейскую школу Сторожевой Башни Галаад. Замечу попутно, что «верный и благоразумный раб» тяготеет к пространным названием. Вероятно, это претензия на патетичность и громкость.
Количество часов для проповеди не регламентируется – каждый решает по возможностям. Тем не менее, призыв этот императивен. Существует две роли для подражания – подсобный пионер, проповедующий 50 часов в месяц, и полновременный пионер, уделяющий служению 70 часов в месяц. После побуждающих объявлений тех, кто взял то или иное служение, звучат аплодисменты, во время которых простые служители чувствуют свою неполноценность. Это позволяет говорить о некой латентной манипулятивности.
Время в служении и количество распространенной литературы фиксируется отчетом, который верующие сдают в последних числах месяца. Подобная бюрократия объясняется старейшинами как систематичность, ответственность, организованность, осознанность и подотчетность самому себе, возможность понимания, к чему стремиться, не дает «расхолаживаться». Также эти данные используются для внутренней статистики.
Несмотря на специфичность вопроса образования, в 1984 году религиозной организацией была издана Библия в «Переводе Нового мира». Переводчики ее не указываются, однако предисловие голословно убеждает, что перевод буквальный и наиболее точный. Бывший член Руководящего совета Реймонд Френц в свое время опубликовал имена переводчиков, компетентность которых в данном вопросе весьма и весьма сомнительна (Председатель комиссии Фредерик Франц имел всего лишь двухлетний курс греческого языка в университете Цинциннати (который не окончил), а еврейский язык изучал самостоятельно. Чего только стоит его заявление на суде в 1954 году, когда он под присягой заявил, что не говорит на иврите и не возьмется перевести с анлийского на иврит Бытие 2:4) .
Критики этой версии Священного Писания считают, что некоторые места в тексте искажены в целях общества, и это очевидно при сравнении с оригинальным греческим текстом (по изданию Весткотта и Хорта). Кроме того, методика перевода предусматривает перевод на все язык с английского издания (хоть сравнение с греческим и еврейским производится). Сам основатель общества Ч.Т.Рассел человеком достаточно образованным не был. Преподобный Дж.Дж.Росс в своем памфлете о лжеучениях пишет: «Рассел никогда не учился в высших учебных заведениях, практически ничего не знает о философии, историческом или систематическом богословии и абсолютно невежествен в [библейских] языках» (Преп. Дж. Дж. Росс, брошюра «Некоторые факты о самозванном ‘пасторе’ Чарльзе Т. Расселле»). Основатель общества Свидетелей Иеговы подал на Росса в суд за клевету, но не только проиграл дело, а еще и обличил себя, солгав под клятвой, что знает греческий язык. В конце разбирательства он признал правдой все сказанное о нем в памфлете (Преп. Дж. Дж. Росс, брошюра «Еще больше фактов о самозванном ‘пасторе’ Чарльзе Т.Расселле»).
Что представляет собой эсхатологический комлекс Свидетелей Иеговы? Прежде всего, их представления о грядущем конце света (Армагеддоне) и новой жизни истинно верующих – это каркас, костяк их учения. Он активно используется как для привлечения новых «братьев и сестер», так и для удержания, даже запугивания членов организации. Они верят, что последние дни (из 2-ого послания к Тимофею 3:1-5, 13 и Евангелия от Матфея, глава 24-ая) наступили в 1914 году; с этого же момента Иисус Христос начал свое незримое присутствие и правление на небесах. На земле же властвует Сатана с приспешниками, поскольку люди дерзнули доказать Богу, что они справяться без него.
Иеговистам мнится особая группа людей – «помазанники», «малое стадо» в числе 144 тысяч, которые после смерти воскресают в духовном облике и присоединяются к царствованию Христа. Когда в свое время я спросила свою «духовную маму» (женщину, которая привела меня в общину), как происходит посвящение в помазанники, она ответила мне: «Они сами это чувствуют. Появляется какое-то особое ощущение». Я уточнила: «И никто не выдает желаемое за действительное?». Ответом было: «Да, бывало, что ошибаются люди». Натурально, неубедительно.
«Другие овцы» или «великое множество» (преданных служителей Иеговы) будут вечно жить на райской Земле после «окончания этой системы вещей». В течение тясячи лет после Армагеддона при правлении Иисуса Христа предполагается воскрешение большинства людей, включая умерших Свидетелей Иеговы. Милый гуманистический хилиазм. Потом ожидается последнеее испытание Сатаной и его уничтожение. Далее последует руководство Иеговы над райской Землей с совершенным человечеством, воскрешенными и выдержавшими испытаниями Свидетелями Иеговы. Точка зрения на факт воскрешения жителей Содома и Гоморры менялась на протяжении истории организации. Мне кажется сомнительным ответ на вопрос, что будет с теми, кто умер очень давно, в другие века: «Все, кто при жизни не знал о нашей деятельности, тоже будут приглашены жить вечно под руководством Иеговы и Иисуса». Где же была организация со времен распятия Христа до второй половины XIX века – вопрос открытый (Претензию на то, что иеговисты существуют со времен Христа, который обязал их нести свидетельство о нем, легко можно развенчать писаниями св. Иринея Лионского, христианcкого писателя II века, писавшего о непрерывности преемственности учения церкви).
Иеговисты не признают тринитарности, а верят в каждый ее элемент по отдельности. То есть существуют Бог Иегова, сотворивший сына Иисуса Христа и всё остальное посредством своей божественной силы. О. Даниил Сысоев отмечает: «Монистически понимая природу человека и отвергая его богоподобие, эти сектанты его понимают слишком упрощенно. В человеке нет ничего достойного Бога. Даже первородный грех для них – некое генетическое повреждение, которое почему-то вменяется всем нам во грех и приводит к физической смерти» (О. Даниил Сысоев, «Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы»).
Они убеждены, что Иисус был распят аки agnus dei не на кресте, а на столбе. Вместе с тем, греческое слово «stavros» может переводиться и как «столб», и как «кол», а «крест» просто самое частотное. Для Свидетелей Иеговы также не существует и ада, ведь Бог милосерден. Самое страшное наказание – это забвение, небытие, а не дикие муки геены огненной. В наличие души у человека они также не верят: якобы Бог при рождении просто вдыхает жизненную искру. Обряд евхаристии совершается раз в год в таинственно высчитываемую дату (13 нисана) и носит название «Тайная вечеря Господня». Это особо торжественная встреча, где благоговейно передается чаша с вином, символизирующая кровь Христа, и блюдо с лепешкой без закваски как символ совершенного тела сына Бога. Вкушать из них могут только «помазанники». Вестимо, эти элитарные турусы на колесах они выдумали в целях вящего отличия от ненавистного лицемерного традиционного христианства.
Правомочно ли называть Свидетелей Иеговы тоталитарной организацией? Наряду с эффектом «промывания мозгов» («brain-washing»), тоталитарность преследует цель уничтожить независимость и личность человека, превратить его в идеологического зомби. Известный психолог Маргарет Сингер считает, что культы преуспевают в этом благодаря манипуляциям с чувствами вины и тревоги. Таким образом, изучающий культ человек последовательно отвергает свой жизненный опыт и приобщается к «просвещению», «истине».
Этот вопрос хорошо исследован в работе «Тоталитаризм и групповая динамика» Ян Гронвельда (Jan Groenveld «Totalism & Group Dynamics», 1999). Система поощрения-наказания и средства изменения личности и поведения, используемые Свидетелями Иеговы, подводят к мысли о модификации поведения. Это неэтичный инструмент для контроля за людьми (Джозеф Наэм, «Психология и психиатрия в США», 1984).
Нельзя оставить без внимания феномен когнитивного диссонанса в общине. Формулировка психолога Леона Фестингера звучит так: «Если ты меняешь поведение человека, его мысли и чувства изменятся для того, чтобы уменьшить возникший диссонанс». Теория эта включает в себя три главных компонента: контроль поведения (и набор бихевиористских клише), контроль мышления (окружающий мир осмысливается через призму идеологии культа), контроль эмоций (спекуляции чувствами вины и страха, усиление фобий личности, образ злобного врага извне, боязнь быть наказанным лидером, паника при мысли об оставлении культа). Стивен Хассэн, ведущий американский консультант по выходу из деструктивных культов, добавляет еще один аспект – информационный контроль (Стивен Хассэн, «Сражаясь с культовым контролем сознания», 1999 (пер. и редак. Е. Н. Волков). Он позволяет не допускать критические сведения, обеспечивает социальную изоляцию индивида.
Психиатр Роберт Лифтон выявил методику для определения, применяет ли культ для вербовки новичков техники «промывания мозгов» и «реформирования мышления» (Роберт Джей Лифтон, «’’Технология промывки мозгов’’: Психология тоталитаризма», СПб, 2005). Его исследование показало восемь основных признаков.
Это:
1) контроль над окружающей обстановкой и общением личности: управление внешними и внутренними факторами человека, дискредитация альтернативных мнений и других людей; запрет на самостоятельное и независимое мышление – например, на встречах Свидетелей Иеговы нельзя высказывать собственные умозаключения, нужно цитировать изучаемую литературу; жесткая система отчетов о деятельности, категоричная оппозиция «они – мы»;
2) мистическая манипуляция: создание моделей поведения, возникающих спонтанно; благоговение перед к теократической властью лидеров; «психология пешки», представление «истины» в привлекательном облике – вербуемым не сразу рассказывают о запрете на переливание крови, на карьеру, на лояльность государству, на праздники, на личную жизнь до брака и что возможна она только с партнерами «в истине», на полноценное общение с родственниками, друзьми, коллегами; приход в дом «обрабатываемого» каждый раз с новым членом общины, чтобы новичок чувствовал себя свободно при первом же посещении Зала Царств; молитвы ради общего дела организации; практически все запреты нарушают права человека;
3) требование чистоты и радикальные крайности: побуждение стремится к абсолютной чистоте, манипуляции чувствами стыда и вины, определение лидерами Свидетелей Иеговы атрибутов внешнего вида – женщинам на собраниях и проповедях нельзя носить брюки, юбки должны быть длинными, одежда должна быть не облегающей, без надписей, мужчины не могут отращивать волосы, бороду и усы, надевать яркие рубашки, украшения приемлимы скудные; видение всего в черно-белых цветах – или ты с Иеговой в организации, или сподвижник Сатаны в большом мире; неукоснительное посещение встреч – я помню присказки старейшин: «Есть две причины не присутствовать на собрании – открытый перелом и собственные похороны» и «Ты можешь не ходить на встречи, если ты старее Мафусаила, мудрее Соломона, больнее Иова», другие недуги или недомогания в расчет не берутся, что обидно для стариков, инвалидов, беременных, которым непросто участвовать в деятельности; ограничение общения с «мирскими» и тотальное отсутствие его с «лишенными» или «отрекшимися от общения» Свидетелями Иеговы;
4) подотчетность руководству и обязанность покаяния: возведенное в культ средство управления и стирания индивидуальных характеристик человека; беспокойное обдумывание, какие проступки – свои и других членов организации – нужно выносить на суд старейшин; беспрекословное подчинение решениям старейшин; за грехи выносится порицание и накладываются ограничения – например, запрет отвечать на собраниях;
5) священность и абсолютность «Истины»: доверие и уверенность в руководстве как в наместниках Бога на Земле, они априори знают всё, и за сомнение в этом может последовать изгнание из группы; подвергать сомнению учение «Сторожевой башни» эквивалентно подвержению сомнения самого Бога; «верный и благоразумный раб», поставляющий «духовную пищу вовремя», требует беззаветного доверия, нерушимой преданности и уверенности в суверенном авторитете; необходимость держаться за организацию, поскольку после Армагеддлона переживет только она, а не отдельные ее члены;
6) подтасовывание языка и стопорящие клише: догматика сформулирована доступно для членов культа (семантико-логические цепочки типа «принцип теократии» – «ковчег спасения» – «новый мир»); существование тоталитарного жаргона с элементами бритвы Оккама; лингвистическая депривация, приводящая к атрофированию собственного мышления и опыта; дискредитация и сведение на нет человеческих потребностей, анатомических, физиологических, психологических особенностей, гендерных различий, неприятие человеческого фактора;
7) доктрина выше личности и замещает человеческий опыт: с помощью учения культа объясняются и искажаются факты; человек обязан изменить свои исходные установки ради учения; личные чувства и мысли подавляются, энергия направляется и сублимируется в проповедь; если жизненный опыт не согласуется с идеологией культа, то это считается дьявольскими происками; обязанность быть сильными, здоровыми и полными энтузиазма; иеговисты считают, что за пределами организации нет настоящей жизни, поэтому их община – единственный источник надежды и утешения, это Смысл в высшем его понимании; требуется отречение от своего эмпирического эгоистического «Я»; не берутся во внимание персональные обстоятельства людей («ради истины следует отвергать всё неприемлимое и терпеть всё»), например, новичка антигуманно ввергают в серьезный стресс, заставляя бросить курить в немыслимо краткий срок и только с помощью литературы общества; игнорирование нужд и проблем людей не-Свидетелей Иеговы, особенно бывших;
8) разделение, кто достоин жизни: царь, закон и бог – это руководители, «братья Христа»: члены организации имеют право жить вечно, остальные же достойны только смерти; каждый иеговист боится быть объявленным «мертвым», если будет недостаточно лоялен общине – «бытие» определяется верой и подчинением; Свидетели Иеговы могут лгать во благо организации – «стратегия теократии»; любая информация, противоречащая «Сторожевой башне», не достойна выслушивания; малейшее приобщение к высказываниям «отступников» чревато изгнанием, что рождает панику.
Итак, идеологический тоталитаризм и реформирование мышления у Свидетелей Иеговы имеют место.
Рассмотрим теперь эту организацию в свете религиозного опыта (Вильям Джемс, «Многообразие религиозного опыта», Москва, 1910). Примем за аксиому понятие религиозного опыта как специфического восприятия божественного, предельного, с изумлением перед бесконечностью космоса, продуманностью мироустройства, с трепетным и таинственным отношением к божественной силе и зависимости от нее (С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. «Религиоведение: социология и психология религии», Ростов-на-Дону, 1996) .
Мыслители Дж. Эдвардс, Ф. Шлейремахер, Р. Отто считали, что религиозный опыт позволяет непосредственно осмыслить вероучение в качестве реальности человеческой жизни, а не только как номинальную отнесенность к какой-либо конфессии. Значимость этой реалии особо значима для феноменологии и экзистенциализма.
У Свидетелей Иеговы четко прослеживается потребность в единстве с Богом, когда Всевышний становится собеседником, что можно считать мистическим опытом. Впрочем, опыт этот никак не отходит от принятых ими религиозных традиций – развивать личные отношения с Богом через публикации общества. Средствами мистического опыта выступают усиленные молитвы (психотехника) и песни.
Подробнее о песеннике. Уродился он в 1984 году, был высокопарно назван «Пойте хвалу Иегове», содержал 225 песни. Полностью исполнен на фортепиано Свидетелями Иеговы. Книженция полна перлов, которым иронично улыбаются сами иеговисты – мол, трудности перевода (все песни не-носители языка буквально адаптировали с английского, по-видимому, первым попавшимся онлайн-переводчиком).
Приведу примеры: «Рост теократии, дивно растущей», «доярок так свет», «наконец, жизнь без конца» и т.д. Много ошибок в ударениях и логике построения фраз: «СулАмита дева, прекрасна, мила/ качЕств духовнЫх, так ценныЫх нет числа», «Смело брани всех порочащих Бога/ Армагеддон, им скажи, не медлИт!», «Брань наша агрессивна/ в Иеговы день всех дней». Вот, например, баптисты сочинение христианской музыки причисляют к служению.
Слушая же девственников от музыки песни иеговистов, недоумеваешь, почему среди их семимиллионного коллектива не нашлось профессиональных или талантливых музыкантов. Тексты и музыка откровенно примитивны и бездарны, пропитаны идеологическими клише. Вот отрывок очень популярной песенки №191: «Путь истины есть – самый лучший путь жизни,/и лучше его не найти. /Христос нас учил, /что давать крайне ценно,/чтоб счастье везде разнести. Слаба наша плоть и лукаво так сердце, /борьба с тем/гнетет так твой дух,/уверенным будь, что ты все одолеешь,/ведь Бог твой помощник и Друг./Истину освой /не ступай на путь плохой. Усмиряя члены тела, ты /покажи, что путь истины твой. В 2009 году был издан музыкальный сборник «Пойте Иегове», модернизированная версия, состоящая из 135 песен. Включает композиции от лица Иеговы – однако, артерия сообщения Бога с Бруклином.
И напоследок ряд зарисовок из повседневной жизни служителей Иегове. Итак, главная их цель – делиться благой вестью, чтобы как можно больше людей спасти от уничтожения при Армагеддоне. На это уходит бОльшая часть личного времени, а запланированных встреч каждую неделю три (не считая бесмысленного проповедования по телефону маленькими группами).
Это «Теократическая Школа», где изучаются фрагменты одноименного учебника, прослушивается несколько коротких речей «братьев» и демонстрируются преподнесения, т.е. сценки как готовые шаблоны для проповеди. Раздается программа на месяц «школы» – брошюра «Наше царственное служение», где приведен один библейский стих как девиз этого месяца. Цель – как можно активнее вербовать новичков.
Вторая встреча – книгоизучение – проходила дома у определенного члена общины в небольшом составе (и такие группки были распределены по всему району для удобства), на которой по привычной схеме «лидер читает абзац, а присутствующие отвечают на написанные внизу страницы вопросы» мусолили ту или иную книгу. С недавнего времени книгоизучения перенесли в Зал Царства.
Третья и основная встреча проходит в воскресенье утром. Торжественной малоинтеллектуальной песней и коллективной молитвой из уст старейшины начинается она и заканчивается. До нее происходит раздача новой литературы, после нее духовные беседы между собой и записывание в пары для проповеди. На самой воскресной встрече «брат», часто с другого собрания, зачитывает речь, а потом по указанной выше модели разбирается учебная статья из «Сторожевой башни» (все они примитивны и суггестивны). То есть бесконечное повторение от встречи к встрече одних и тех же «истин» и строго по тексту.
Помимо этого, каждую субботу проводится служение по плану – сначала желающие собираются в квартире указанного «брата», который проводит небольшую побуждающую беседу, а потом все, меняясь парами, идут по данной руководителем территории. Кроме того, у каждого члена есть еще своя территория, где крестиками отмечены квартиры ярых противников «истины», и могут быть пометки – например, если дверь открыл представитель титульной нации, то такая квартира передается латышскому собранию.
Опытные служители говорили недавним: «Когда обходишь территорию, начинай с верхнего этажа, чтобы проще было спускаться, если прогнали или вызвали полицию». Были случаи, когда нежеланным проповедникам «помогали» спуститься с лестницы.
А теперь позволю себе несколько отрывочных эпизодов, похожих на кадры фильма. Это отсебятина, частные и отдельные случаи, которые мне почему-то запомнились. Стоит заметить, что пребывание там «сестрой» видится как вчера – все-таки воздействие на психику, особенно юную, так или иначе, имеет место.
Дважды я развивала общение с членами организации, с которыми у меня были общие проблемы и допустимые персональные аспекты. И обоих этих человек мне посоветовали остерегаться, поскольку они «малодуховные». Это было несправедливо, ведь я знала, как искренни они и какие трудности терпят ради веры.
В какой-то период я воспылала романтическими чувствами к одному «брату», в которого было влюблено все девчачье поле собрания (гормоны не сублимируешь). Он еще и флиртовал со всеми. Я собралась с силами и призналась в этом своей «духовной маме». Она жестко и категорично отмела мою мысль приблизиться к объекту воздыханий и пыталась мне помочь – приглашала к себе домой, где мы пили чай, смотрели фильмы, изучали Библию и духовную литературу, общались на «свидетельские» темы. Однако когда меня подкосили все минусы общины, когда догматика ее перестала удовлетворять моим духовным потребностям и я перестала ходить на собрания, она не попыталась выяснить, что случилось. Тоже показательно. После моего ухода из не раз ее видела, и в каждом случае она принципиально не смотрела на меня, не то что здоровалась. Таковы правила. «Кто не с нами, тот против нас»...
Примерно раз в месяц желающие, в основном молодежь, собирались у кого-нибудь дома. Приносили фрукты и сладости, настольные игры, сами играли – чаще всего в пантомиму на библейские сюжеты. Раз в полгода мы призывались проводить генеральную уборку Зала Царств. Все инструменты и средства приносили с собой. Если каждый раз после встречи желающие убирали с пылесосом, подметали, чистили туалеты, вытряхивали коврики и поднимали сиденья мест в зале, то на грандиозных уборках чистили каждый сантиметр помещений и территории. В библиотеке протирали каждую книгу, в гардеробе мыли каждую вешалку. А самое примечательное – весь пол мы мыли руками на корточках, миллиметр за миллиметром зубными щетками оттирая грязь между плитками. После такого спорта болело всё и у всех. За территорией вокруг Зала Царств следила живущая там семья Свидетелей Иеговы, но при капитальной уборке мы занимались и этим (косили траву, собирали листья, выносили снег, ухаживали за цветами и деревьями, ровняли гравий). Время от времени мы, молодежью, ходили гулять вечерами.
Помню свое крещение (характерный для религиозных общин обряд инициации) на конгрессе в Риге. Множество людей с общим энергетическим импульсом. Старейшина окунает меня в бассейн, якобы Дух Святой отныне со мной и я чувствую себя полноценным участником группы и миссии. Кстати, мне, как несовершеннолетней, потребовалось письменное разрешение родителей на крещение. Вероятно, так организация «предохраняет» себя от некоторых юридических инцидентов.
Почему я ушла от Свидетей Иеговы? Одиночество. Впрочем, это пафосно... Как и везде, люди там делились на компании, и мне не удалось целиком влиться ни в одну. Ни крещение, ни подсобное пионерское служение, ни активность во всех мероприятиях не помогли. Но это не единственный аргумент.
Я видела, как много молодых женщин не реализовали личное счастье, ведь мужа нужно выбирать только из организации, а там превалирует прекрасная (и в данном случае наивная) половина человечества.
Я видела, какие проблемы создаются из-за запрета на переливание крови и прерывание беременности. А в жизни всякое может произойти, тем более с женщиной.
Я видела, как тяжело ежесекундно быть преданным организации. Помню насмешки окружающих, чувство вины перед родными, физическую и психологическую нагрузку, отречение от себя. Ну не каждому суждено стать сверхчеловеком, ну не каждому.
И самое существенное – я убедилась, что эта религия не оправдывает себя. Что афишируемое Свидетелями Иеговы единство эфимерно, а постоянный контроль над собой и подотчетность руководителям унизительны, антигуманны. Что такая концепция действительности делает жизненный путь к мнимым звездам слишком тернистым. Ассоциации до боли схожи с известными антиутопиями – "Мы" Замятина и "1984" Оруэлла.
Сами приверженцы этого учения per se искренни и верны идеологии. Они не чувствуют никакого психического влияния. Действительно, когда состоишь в рядах Свидетелей Иеговы, практически всё, что тебе рассказывают, кажется убедительным и единственно верным. Я не отступница, поскольку не распространяю ложь об этой религиозной организации. Были периоды, когда мне даже хотелось туда вернуться. А это, кстати, еще более непросто, чем покинуть ее. Часто именно экзистенциальные кризисы побуждают присоединяться к «братьям и сестрам».
«Каждый выбирает по себе – женщину, религию, дорогу...». История показывает, что верить во что-либо необходимо. Свидетели Иеговы предпочитают тоталитарный рай.
П.С.
"Я думаю, что из любого чела можно смастерить всё что угодно! Главное его окружить нужными "стенами". Я раньше думал, вот почему люди читающие Библию, не видят такую простую истину, которую видят СИ? Как можно вообще стать приверженцем какой либо религии, кроме СИ? А теперь(точнее уже давно) ясно. Все люди попадают под окружение тех или иных "стен" и начинают мыслить и вести себя соответственно правилам этих "стен". И очень потом трудно из этих "стен" выбраться и думать совершенно по другому".
с форума СИ www.jwforum.ru
Свидетельство о публикации №113102704823
Олег Боголюбов 01.11.2013 08:37 Заявить о нарушении
Олег Боголюбов 01.11.2013 15:08 Заявить о нарушении
Ланская Юлианна 01.11.2013 17:12 Заявить о нарушении