Держава Русская крепка, пока святая есть вода!
Ежли устроены в ней мудро
Ученья, ратники, казна,
Власть и молитвенное утро.
Нет, не увидеть нам побед,
Если от веры отречёмся,
Масонов будем слушать бред,
Иль с либералами сочтёмся.*
Пускай же в Сергиев Посад*
Ведёт Русь истины дорога,
Где обретёт народ свой лад
У РадонЕжского чертога.*
*Сочетаться, соединиться - соединяться во взаимном соответствии, согласовании; объединиться - объединяться в какое-л. единство, целое;
*ЧертОг, Высок. Пышное великолепное помещение; роскошное здание или дворец.
*Сергиев Посад, город в 80 км от Москвы. В настоящее время Сергиев Посад является духовной столицей России.
Изначально было несколько поселений (Кокуево, Панино, Клементьево и др.), возникших в конце XIV — начале XV вв. вокруг Троице-Сергиева монастыря (с 1744 г. — Лавры), основанного в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским.
В начале XVIII века села Клементьево, Кокуево и Пушкарская, Стрелецкая, Иконная, Поварская, Конюшенная слобода, расположенные неподалёку от монастыря слились в одно торгово-промышленное селение — посад. 22 марта 1782 года по указу Екатерины II он был назван Сергиевым. В 1744 году монастырь стал Лаврой. К 1792 году Сергиев Посад обрёл регулярный план. В 1845 г. было проложено шоссе, соединившее Сергиев Посад с Москвой, а в 1862 году была проведена и железная дорога.
*Преподобный Сергий Радонежский – великий чудотворец земли Русской. Святого почитают как целителя, помощника в бедственных обстоятельствах, особенно – как покровителя воинов и учащихся.
Преподобный Сергий умел действовать "тихими и кроткими словами" на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил князя Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь, как свое благословение, монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды.
В 1389 году Димитрий Донской пригласил преподобного Сергия скрепить духовное завещание, которое узаконило новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся в раке* в Троице-Сергиевой Лавре, основанной святым еще в 1337 году.
Слова молитвы святому Сергию: «Отче наш, Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша».
*Рака, ларец для хранения мощей святых.
На фото: Троице-Сергиева Лавра и современный город Сергиев Посад.
Эти стены видели многое:
Бунт стрелецкий, татарскую тьму...
Пережили осаду Сапегову,*
Дождались гражданина Козьму!
Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., когда она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди. К монастырю было направлено объединённое польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги, усиленное отрядами их русских союзников-тушинцев и казаков под командованием полковника Александра Лисовского. Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам — около 15 тысяч человек, по другим данным — до 30 тысяч человек).
К периоду Смутного времени Троице-Сергиев монастырь уже был влиятельным религиозным центром, обладателем богатейшей сокровищницы и первоклассной военной крепостью. Монастырь окружали 12 башен, соединённых крепостной стеной протяженностью 1250 метров, высотой от 8 до 14 метров, толщиной 1 метр. На стенах и башнях размещалось 110 пушек, имелись многочисленные метательные устройства, котлы для варки кипятка и смолы, приспособления для их опрокидывания на неприятеля. Укрепившись под Москвой, Лжедмитрий II и поддерживавшие его польские силы, предприняли попытку организовать её полную блокаду. Занятие монастыря и последующий контроль над ним обеспечивали полную блокаду Москвы с востока и контроль над северо-восточными районами Руси, захват сокровищ монастыря позволял укрепить финансовое положение, а привлечение на свою сторону влиятельной монастырской братии сулило окончательное крушение авторитета царя Василия Шуйского и последующее венчание на царство Лжедмитрия II.
Правительство Василия Шуйского заранее направило в монастырь стрелецкие и казачьи отряды воеводы Григория Долгорукова-Рощи и московского дворянина Алексея Голохвастова. Оборонявшиеся насчитывали к началу осады до 2300 человек ратных людей и около 1000 крестьян соседних сёл, паломников, монахов, служителей и работников монастыря, принявших активнейшее участие в его защите. Весь период осады в монастыре находилась царевна Ксения Годунова, постриженная по указанию Лжедмитрия I в монахини.
Руководители польско-литовского войска не ожидали упорной обороны монастыря, основываясь на массовом неприятии населением Руси царствования Василия Шуйского и параличе российской государственной власти. Поэтому отказ русского гарнизона сдать Троице-Сергиев монастырь без сопротивления поставил их в трудное положение. Первым делом осаждавшим пришлось спешно сооружать собственные укреплённые лагеря и готовиться к трудностям штурма, одновременно пытаясь вступить в переговоры с осаждёнными. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача — архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Таким образом, оборона монастыря с самого начала приобрела в глазах самих осаждённых и в глазах русского общества того времени общенациональный, глубоко государственный характер, умноженный на значение вооружённой защиты одной из главных православных святынь.
В труднейшие для Русских годы
Лавра не кланялась врагу,
Боролась за Руси свободы,
Гнала вон вражью сатану!
ХХХХХХХ
Во славу Бога и России
Храните Русские святыни!
Свидетельство о публикации №113102700133