А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 51-52

                Глава 54. Содержание внутреннего мира человека.

                «Если бы люди научились сравнивать свои
                внутренние действия с физическими явлениями,
                они значительно бы обогатили свое сознание»
                (Агни-Йога, стр. 261)

      В предыдущем разделе мы проанализировали Высшие и Низшие Планы человека, их взаимодействие, что можно рассматривать как общее строение Планов человека. Рассмотрев понятия «Карма», «добро», «зло», «жизнь», «смерть», «свобода», «необходимость», а также «астрологическая сущность человека», мы вплотную можем подойти к изучению внутреннего мира1) человека.
      Попытка раскрыть содержания внутреннего мира через «сознательную духовную жизнь» привели к тому, что, поскольку представления о «сознании» и «духовности» в современной литературе раскрыты достаточно туманно, само содержание внутреннего мира человека носит несколько абстрактный характер. Столь же малоэффективным окажется попытка объяснить внутренний мир человека через понятие «внутренняя культура», поскольку само понятие «культура» также требует более глубокого изучения.
      Говоря о внутреннем мире человека, мы, прежде всего, должны определиться, в каком аспекте мы воспринимаем это понятие. Безусловно, речь не идет о внутреннем строении человека, строения его Тонких Планов, а касается деятельности сознания и души, степени их развития, совокупности представлений о реальном Мире, критериев оценки и отношения к этим представлениям. Иначе говоря, внутренний мир человека - это отношение человека к его представлению о реальном Мире и своем месте в нем.
С понятием «внутренний мир человека» связывается его восприятие окружающего Мира, сформированные на базе этого представления о Мире, а также мысле-образы, о Мире, с которыми человек связывает те или иные восприятия внешнего Мира. В зависимости от того, на каком уровне человек  воспринимает окружающий его Мир, он формирует в себе представление о нем, основываясь либо на уровне физического, либо астрального, либо ментального Планов.
      Если человек воспринимает Мир на уровне возможностей физического тела, то его восприятие Мира в основном может сводиться чисто к физическому взаимодействию различных объектов физического тела. Но, учитывая, что восприятие на уровне чисто физического Плана Бытия происходит крайне редко, и, в большинстве случаев, восприятие происходит сразу не нескольких Планах тел человека, человек даже физические явления воспринимает одновременно на Физическом, Астральном и частично Ментальном Планах Бытия, то, соответственно, его восприятие внешнего Мира будет сформировано на базирующейся основе восприятия Мира - Физической, Астральной и Ментальной (соответственно). Иначе говоря, его представление о Мире будет напоминать нечто чисто механическое (Физическое) с не которой примесью чувственного (Астрального) восприятия и элементами психического, мыслительного (Ментального) Планов.
      Воспринимая Мир с позиций множества элементов Физического Плана, большего количества элементов Астрального Плана, а также отдельных значительных элементов Ментального Планов Бытия, как, к сожалению, происходит в настоящее время, человек формирует свое представление о Мире именно с этих позиций. Соответственно Мир ему представляется с этих позиций и во многом он ему представляется как некое сложнейшее нагромождение составляющих вышеуказанных Планов.
      Если человек воспринимает мир с позиций преобладающего значения Физического Плана, многих элементов Астрального и некоторых элементов психического (Ментального) Планов, то Мир ему представляется в большей степени таким, каким его видит современный человек. Соответственно, особое значения для него принимают характеристики того Плана Бытия, в сфере которых он в большей степени воспринимает Мир. Как правило, это все то же механистическое восприятие мира с «частично объяснимыми позициями» Астрального Мира и совершенно незначительными элементами Ментального Плана.
      По мере осознания и уменьшения значимости составляющих Физического Плана Бытия, осознания преобладающего значения Тонких Планов, человек воспринимает Мир в большей степени на уровне более высокого Плана Астрала, а также близких к среднему уровню Ментального Плана. Соответственно и его восприятие, а следовательно и формируемый им внутренний мир будет в большей степени ориентирован на высший Астральный и Ментальный Планы.
      Как видим, это в полной мере согласуется с ранее рассмотренным механизмом взаимодействия различных тел (Планов) человека, которое мы рассматривали в предыдущем разделе книги.
      «Каждая оболочка есть исказитель действительности. Можно напрягать всю зоркость, чтобы достигнуть меньшей степени ложного представления. Каждая зримость, каждая рефлекторность, каждая мысль проливают свою мнимую краску».(17, стр.43)
      В современной литературе этого направления часто используется понятие «духовность». Ранее мы говорили, что обычно духовность рассматривается как свойство души (???), состоящее из преобладания духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными и что именно духовность определяет внутренний, психический мир человека, его сознания.  Мы также говорили, что само понятие «души», а также связываемых с ней нравственные и интеллектуальные интересы личности фактически не имеют под собой действительной научной базы. При всей неопределенности данного понятия («духовности») с точки зрения современной философии, необходимо именно это понятия взять в качестве первоосновы, когда мы рассматриваем внутренним мир человека.
      Несколько выше мы уже говорили о понятии «духовности», подразумевая под ним показатель состояния гармонии всех Планов человека относительно его Монады и Духа. Мы также знаем, что ни Монада, ни Дух ни подвержены непосредственному воздействию окружающего человека Мира, а только опосредствованно, через целый ряд иных Планов человека и в ходе множества воплощений. Следовательно, понятие «духовность» необходимо рассматривать как показатель максимально возможного состояния гармонии, которое может быть присуще человеку с учетом наличия у него всех семи Планов. Любой согласится, что о «духовности» относительно состояния дикаря или близких к нему состоянии говорить чрезвычайно сложно. (Хотя любое живое существо, находящееся в состоянии близком к человеку и обладающее душой, в некоторой степени, может являться духовными.) В высшем понимании значения этого понятия необходимо согласиться и с тем, что действительная духовность - это способность и результат деятельности человека, в результате которой все Планы его Бытия выведены до уровня гармонии с Высшими понятиями Гармонии на его Плане (Монада, Дух).  Даже далеко не все святые, не говоря уже о множестве отнесенные современными религиями к этому уровню (канонизированных), обладали таким уровнем гармонии.
      В настоящее время понятие «духовности» или «внутренний мир человека» часто непосредственно связывают с понятием «культура»2). Если учесть, что первоначально данное понятие связывалось со значением данного слова (в переводе с латинского) как обработка и уход за землей, с тем, что бы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческий потребностей, чтобы она могла служить человеку (39,с.229), а в дальнейшем стало пониматься как «уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека (Там же), то совершенно иную трактовку данному понятию дает учение «Живая Этика»:
      «Часто вы произносите слово «культ-ура», что значит - почитание Света».(19,стр.86)
      Быть может сейчас данное определение «культуры» может показаться несколько странным или даже абстрактным, но в дальнейшем, надеюсь, у читателя изменится представление об этом понятии, а также возникнет более глубокое понимание иного понятия, составляющего основное содержание данной главы - «внутренний Мир человека».
      Учитывая образность, а не буквальное понимание сути понятия «культура» в ее обычном трактовании, как «возделывании, воспитании3), образовании4), развитии и почитании», трудно согласиться с совокупностью тех объемов понятий, формирующих или определяющих значение слова «культура». Под культурой, относительно человека, необходимо понимать одно из направлений его развития. Направленность ее может быть различной, в зависимости от изначальных целей формирования личности. Воспитание  представляет собой способ достижения данной цели, а образование - лишь одна из отраслей воспитания. При этом самообразование человека является наиболее значимым, поскольку данный процесс полностью зависит от самого человека.
      Если анализировать сегодняшний состав групп, пропагандирующих учение «Живой Этики», нельзя не заметить, что значительное число их участников составляют представители сферы образования. Только одно это обстоятельство может радовать исследователей данной сферы деятельности.
       Однако хотелось бы отметить то обстоятельство, что современная система образования чаще всего ставит всевозможные препятствия для внедрения идей учения «Живой Этики» в образовательный процесс. Мы чаще можем сталкиваться с тем, что в различных учебных заведениях возникает проблема: какое из известных ненаучных учений необходимо культивировать в учебных заведениях - христианство, «Живую Этику», др.,  или все же отдавать предпочтение привычным «научно обоснованным учебным программам». Перегибы могут иметь место в любых случаях, и не одна из попыток не может быть расценена как отрицательный пример, поскольку каждое из направлений несет в себе как положительные, так, в случае неправильного толкования, и отрицательные последствия. Пока общество не сможет понять, что ни какие философские, религиозные или иные современные мировоззренческие учения, отрицающие, противостоящие или игнорирующие необходимость пропаганды Единых Знаний о Мире, не смогут создать для общества действительно гармонично развитую личность, не только вмещающую основные из этих направлений, но и способную создать условия для нового понимания и расцвета всех взаимосогласующихся учений, говорить о возможности достижения высшей духовности невозможно. Преобладание (доминирование) научной, религиозной или иной мировоззренческой ориентации любого из направлений непременно вызовет дисгармонию в развитии личности. Это мы можем наблюдать в современной системе воспитания и образования. Результатом этого является соответствующее состояние того, что принято сейчас называть «культурой» общества.  В следующих разделах мы еще неоднократно будем говорить о культуре общества, сейчас же мы отметим то обстоятельство, что если сравнивать уровень культуры современных людей и такой же показатель людей несколько десятков или век назад, то при всем при том, что средний показатель «образованности», «воспитанности» и «культурности» сейчас может казаться значительно более высоким, однако в действительности, если сравнивать внутренний мир того и современного поколений, результат может быть скорее в пользу первых.
      Развитие культа материи (деньги, материальные блага, физическая сила, физические данные, преобладание материальных ценностей над духовными и т.п.) привели к тому, что современный человек больше устремлен не к Высшим сферам Бытия, а все более стремится к развитию основ Физического Плана, связанными с ними желаний и к все более низким слоям Астрального Плана. Что же касается Ментального Плана, то он, находясь в неразрывной связи с Астральным и Физическим Планами, в большей степени развивается на своем низшем уровне за счет чисто механического накопления познавательной информации, которую в большей степени можно считать Эрудицией5), нежели Интеллектом6) . Если  первая рассматривается как некая простая сумма (ходя и своеобразным образом систематизированная) знаний, то второй представляет собой сгармонизированную совокупность знаний, имеющую в своей основе разумное (сознательное) начало, способной к творческому мышлению, основанном не на чисто механическом подборе приемлемых вариантов ответа или поведения, а на осмысленном выборе вариантов (минимальных, оптимальных или идеальных) реакции и поведения на соответствующий вид воздействия. В одних и тех же условиях (при поступлении одной и той же изначальной информации) Эрудиция выдает варианты ответа (реагирует) исходя их существующей суммы знаний, а Интеллект, исходя из сгармонизированного похода к анализу этой информации, с учетом участия элемента разумности или сознательности. Подобно тому, как современный компьютер, как своеобразное техническое подобие Эрудиции, выдает рекомендуемые варианты поведения, только исходя из объема заложенной в него информации и возможных вариантов, так и Интеллект «выдает» решение, исходя из имеющегося объема информации, но уже с участием разумности или сознательности.
      С учетом вышесказанного, можно сказать, что современное образование, базирующееся на, так называемом, «гармоничном развитии личности», в действительности представляет собой систему формирования эрудиции, где каждому учащемуся дается определенный объем знаний, независимо от его способностей, возможностей и предрасположенности к ним. В результате чего каждый ученик вынужден познавать предлагаемый ему объем знаний, даже если он не имеет соответствующей предрасположенности к их восприятию. Недостатки в познании личности каждого обучаемого, стандартный подход к каждому из учеников, приводит к тому, что и точные науки, и общеобразовательные и специальные знания даются каждому ученику в одинаковом объеме, а способность или неспособность индивидуально каждым учеником преподаваемых ему знаний вызывает соответствующую реакцию не  только на данные знание, но и на все направление, к которым принадлежат эти знания.
      Согласитесь, совершенно неразумно давать одинаковый объем знаний ученикам с различным складом ума, с различной предрасположенностью к сферам познания Мира, когда в действительности одного в большей степени интересуют сферы точных знаний, другого - сфера музыки, третьего - сфера живописи, четвертого - сфера литературы или поэзии, а пятого - область прикладных знаний. Такой подход приводит к тому, что обучаемый либо отрицательно воспринимает преподаваемые ему знания, либо заучивает их для того, чтобы сдать, либо просто ограничивается этим объемом знаний, удовлетворяющим его обычное любопытство, либо он оказывается неудовлетворенным предлагаемым объемом знаний, поскольку он предрасположен к более глубоким познаниям в этой области.
      Гармоничное развитие личности возможно лишь тогда, когда будет учтена предрасположенность каждого из обучаемых к той или иной сфере познания, когда программа обучения для таких групп учащихся будет направлена на глубокое развитие специальных познаний, а все иные отрасли знаний будут даваться если и не чисто информационно, то относительно кратко. Тем же, кто еще не определил своего предназначения, знания должны даваться всесторонне, пока не будет проявлена внутренняя предрасположенность к той или иной сфере общественной деятельности личности. И нет ничего страшного, если кто-то, имея примитивную предрасположенность к познанию, может ограничить свое познание о Мире лишь поверхностными знаниями. Если у нем в дальнейшем пробудится интерес к какой-либо отрасли знаний, он может развивать ее самостоятельно. Больше вреда не от отсутствия тех или иных знаний, а от формируемого отрицательного отношения к некоторым областям знаний.
      В основе дифференциации обучаемых может и должен быть положен подход, основанный на степени развития или предрасположенности тех или иных Тел (или Планов) человека. Сколь бы не предлагали современные педагоги различные  «уникальные» системы обучения, но без распознавания внутренней сути каждого обучаемого достичь полного раскрытия способностей каждого из них невозможно. Можно привести массу примеров, когда дети в раннем возрасте «вдруг» проявляют уникальные способности в познании той или иной сферы знаний, на много опережая своих сверстников, однако по истечении нескольких лет они не только «теряются» в общей массе, но и полностью утрачивают свою уникальность. Это может быть объяснено своеобразной предрасположенностью молодого человека к формированию эрудиции, то есть к накоплению суммы знаний в той или иной сфере познания, как правило, определяющей его узкую специализацию. Мало таких людей способны проявить действительную «всесторонность развития личности».
      В то же время, если человек с ранних пор воспринимает не только информацию о Мире в тех или иных отраслях знаний, но и приучается к восприятию гармонии Мира, его Единству, стремится воспринимать Мир  в целом, он уже сам не сможет ограничиться лишь одним этими информативным представлением о Мире. Кроме чисто образовательных аспектов развития личности, в нем возникает потребность формирования внутренней гармонии, где Мир может и должен занимать наиболее значимые позиции, по сравнению с местом и ролью человека в нем. В данном случае просматриваются элементы не столько простого образования, сколько комплексного воспитания, включающего в себя различные уровни:  самовоспитание, воспитание в семье, в учебных заведениях, в обществе и Миром в целом. При всей, казалось бы, очевидной значимости, воспитания в семье, обществе и учебных заведениях, основное  значение имеет воспитание, оказываемое Миром, и самовоспитание. Первые являются лишь своеобразной «начальной школой» для последних. Но сколь бы не значительным было воздействие первых, они лишь составляют основу или своеобразную отправную точку для самовоспитания и воспитания Миром.
      В этом плане хотелось бы остановиться на таком высказывании, как «Красота спасет Мир», с которым чаще всего связывают элементы искусства7). Но как бы мы не рассматривали искусство, оно представляет собой сконцентрированное восприятие одного или нескольких аспектов проявления Мира. Безусловно, живопись, музыка, литература и другие направления искусства играют важную роль в развитии личности, если только они несут в себе максимальное приближение к лучшим проявлениям Природы. Человек в повседневной жизни не замечает красоты, звучания и понимания окружающего Мира, в связи с чем сконцентрированное воплощение этой красоты в виде художественных, музыкальных, литературных и иных произведений, а также иные формы воплощения искусства воспринимаются человеком как нечто уникальное, несущее в себе сконцентрированный заряд соответствующей энергии, будоражащее его сознание. Этим и определяется необъяснимое воздействие на человека произведений искусства, относящихся к классическим. В зависимости от предрасположенности того или иного человека к определенной частоте воздействия, а также к готовности восприятия, люди делятся на любителей соответствующего уровня искусства.  Наиболее гармонично развитые люди способны одновременно воспринимать воздействие различных произведений искусства.
      Направления искусства, в отличии от обычно принятых, можно разделить по видам отображения различных проявлений Природы: механическое, звуковое, световое (цветовое) и смысловое.
      Если относительно последних, думается, не будет особых возражений, то относительно первого (механического) у читателей может возникнуть вопрос: «Что это за искусство?»
      Вместе с тем, если мы обратимся к древним временам, то можем заметить, что различные состязания, ставшие теперь видами спорта, ранее представляли собой именно такой вид искусства, но сейчас не включающиеся в него. К нему можно отнести борьбу, бег, гимнастические упражнения, игровые виды соревнований и иные состязания, основу которых составляет красота проявлений возможностей и взаимодействия физического тела человека.
      К этому же направлению можно, в какой-то степени, отнести и танцы, с той лишь оговоркой, что здесь механическое взаимодействие тел танцующих сопровождается звуковым воздействием. Соответственно, результатом воздействия такого направления искусства являются уже чувства и эмоции не только низшего, но и среднего астрала. Хотя непосредственными источниками воздействия на сознание человека является уровень зрительного и (или) звукового плана, но в данном случае сам человек трансформирует эти воздействие из области зрительного и (или) звукового восприятия на области Физического или Астрального Планов, осознанно (или неосознанно) повторяя эти движения на указанных уровнях восприятия, а потому непосредственным источником воздействия на сознание человека являются проявления Физического и Астрального Планов в виде различных реакций, чувств и эмоций, связанных с реакциями соответствующего  Плана человека.
      Звуковые направления искусства, одним из основных направлений которых является музыка, воздействуют на органы слуха, а, учитывая пограничное состояние звуковых волн между механическим (тепловым) спектром и световым, вызывают соответствующее воздействие на уровне Физического или более высоких слоев Астрального и даже Ментального Планов. Чем более чище, гармоничнее и сбалансирована музыка, содержащая в себе широкий диапазон вибраций, тем в большей степени она способно вызывать воздействие на уровне светового (зрительного) и смыслового значения. Если возьмем, к примеру музыку, относящуюся к разряду классики, и музыку, относящуюся, например, к направлениям тяжелого рока,  то не сложно обнаружить, что первая вызывает у человека стремление к формированию каких-то гармоничных зрительных, чувственных или даже психологических образов, в то время как последняя, в большей степени, направлена на выявление человеком низших качеств эмоционального, чувственного проявления или Физического Плана. Если обратить внимание на реакцию людей, присутствующих на концертах классической музыки, мы можем наблюдать у них элементы проявления гармонии на разных уровнях (начиная от внешнего успокоения человека и заканчивая проявлениями устремлений духовного плана), в то время как слушатели музыки направлений тяжелого рока проявляют  реакции просто угнетенного состояния человека, состояния полной подавленности или агрессивности, а также до крайне стрессовых состояния психики человека.
       Примером этого может быть видение каких-то образов, а также эмоциональное и духовное переживание во время прослушивания таких музыкальных произведений. Что же касается большей части, так называемой, современной эстрадной музыки, то она, основанная на более низких или вибрациях примитивных (простейших) по своему уровню звучания, то они вызывает соответствующий уровень реакций низших проявлений Астрального и даже Физического Планов.  Примером могут быть современные дискотеки, где сама обстановка и музыка предопределяют соответствующее поведение присутствующих. Не случайно подростки, присутствующие на подобных мероприятиях, чаще всего говорят о том, что здесь они «сбрасывают» отрицательные эмоции, а это фактически означает, что здесь каждый из присутствующих оказывается в среде, наполненной суммарными «отбросами» таких видов энергий, в результате чего происходит взаимное «заражение» этими отрицательными эмоциями. Трудно себе предположить, что покидая такие мероприятий кто-то может уйти оттуда с какой-то положительной направленностью поведения.
      За звуковым направлением искусства следует направление, основанное на световом воздействии и зрительном восприятии произведений. В большей части к нем необходимо отнести произведения живописи. Если мы обратимся к живописи эпохи Возрождения, в основе которого в большей степени лежит принцип гармонии отображения человеческого тела, Природы, то, безусловно, глядя на эти картины, мы воспринимаем соответствующую информацию гармонии на том или ином плане. При всей возможной наивности тематики сюжетов, ощущение гармонии изображаемых объектов воспринимается сознанием как нечто возвышающее, чистое, светлое, даже порой слишком идеализированное. Направление реализма, пришедшее на смену, хотя и в большей степени приближает изображение к реальной жизни, подчеркивает реалии Бытия, но при этом теряет содержания гармонии, красоты и чистоты. Форма здесь уже не главное, на смену его приходит некое смысловое значение произведения, ориентированное на реалии жизни и в меньшей степени зовущее к Высшему.
      Что же касается возникшего в ХХ веке направления - абстракционизма, то данное направление, отказываясь от реального изображения объектов и явлений, прибегает к методу символизма, с помощь которого художник пытается выразить свое представление о Мире. При этом, как правило, красота и гармония изображаемых форм утрачивается, уступая место некоему смысловому содержанию, хотя и не всегда понятному зрителю.
Но если взглянуть на картины Н.К. Рериха, которые, говоря с позиций классики живописи, не отличаются совершенством изображения форм и явлений как таковых, но, как бы выходя за рамки обычного понимания искусства, выводят сознание зрителя на совершенно иной, скрытый и непонятный для восприятия уровень понимания Мира. Его картины - это уже не столько живопись, сколько творения Ментального Плана. Форма здесь уже не столь важна, поскольку основное в его работах - энергетическое содержание, выводящее зрителя на уровень Ментального Плана, пробуждая в нем устремленность к духовной чистоте, стремление к Высшим Знаниям и Мирам, навивает мысли о Вечном, Едином.
       Литературу необходимо отнести к направлению искусства, воздействующего непосредственно на сознание читателя, хотя при этом задействуются как звуковые, так и зрительные органы восприятия.. В зависимости от содержания произведения литературы, готовности читателя воспринять и осмыслить это содержание, воздействие оказывается непосредственно на соответствующие слои Ментального Плана человека, но ответная реакция может быть проявлена на самых различных уровнях: от Физического до Буддхического Планов, включая Астральный и Ментальный. Чем более высокий по качеству уровень информации заложен в произведениях литературы, чем более подготовлен читатель, тем большее воздействие на читателя оказывается на Ментальном Плане. Литература, направленная на Астральный План человека, будоражит в нем соответствующие чувства и эмоции этого уровня.
      Однако, в силу изменчивости человеческих представлений о красоте, гармонии, сейчас мы можем наблюдать тенденцию отнесения к искусству таких аспектов подражания или отображения Природы, которые не только не содержат в себе высоких показателей гармонии и красоты, но и порой свидетельствуют как раз об обратном.
Говоря о таких направлениях искусства, как кинематограф, радио и телевидение в их современном виде, то трудно согласиться с высказыванием классика научного коммунизма, утверждающего, что «из всей искусств для нас важнейшим является кино». Достаточно взглянуть на репертуары современных кинотеатров или телевизионных передач, чтобы увидеть, что подавляющее большинство демонстрируемых фильмов в своей основе содержат сцены насилия и убийства или примитивные сюжеты так называемых «мыльных» сериалов.
      Этот краткий анализ различных направлений искусства показывает, что последнее является одним из источников воздействия на внутренний мир человека и соответствующего его формирования. Учитывая, что уровень вибраций такого воздействия ориентирован в большей степени на Астральный План человека, можно сделать вывод, что искусство формирует Астральный аспект внутреннего мира человека.
Ранее мы неоднократно говорили о необходимости гармоничного развития всех Планов человека, в связи с чем пренебрежение понимания роли и места искусства в жизни человека и общества может носить самые отрицательные последствия для них. В зависимости от того, какое направление и какого уровня искусство воздействует на человека, развиваются, соответственно, низшие или высшие слои Астрального Плана человека.
      Однако даже при развитии средних или более высоких слоев Астрального Плана с помощью искусства, признавая при этом одновременное развитие и соответствующих слоев Ментального Плана человека, нельзя забывать об особой роли в развитии внутреннего мира человека познавательной информации - знаний. Но и здесь необходимо различать два возможных варианта развития личности. Чисто механическое обладание каким-то объемом знаний развивает общую эрудицию, но не всегда дает целостное видение Мира. В то же время живой, творческий подход к анализу имеющихся знаний позволяет порой даже с небольшим объемом знаний видеть Единство, целостность и многообразие Мира. Примером этому могут служить представления о Мире древних мудрецов, которые хотя и не обладали таким объемом точных знаний, каким обладают современные ученые, однако были в состоянии представлять и видеть Мир значительно глубже, полнее и всесторонне. Пусть у них было в практике использование неких образов, известных по жизни аналогий и аллегорий при описании явлений, процессов и событий, часто использовалась персонификация неких сил и их обожествление, но они могли видеть основополагающие и принципиальные стороны рассматриваемых объектов исследования. То, что современные ученые пытаются выразить через формулы с использованием условных символов, схем, моделей, древние могли описать в виде сказаний, притч и иных, казалось бы примитивных, способов и методов, где в экзотерическом виде излагалась гораздо более емкая информация.
      В то же время соединение творческого подхода древних с багажом знаний современной науки позволили бы более эффективно воздействовать на формирование Ментального Плана человека.
      На формирование внутреннего мира человека также оказывают влияние множество других факторов, среди которых бы хотелось отметить условия существования человека, начиная от семьи, ближайшего окружения и заканчивая сообществом людей различного масштаба. В дальнейшем мы еще отдельно будем останавливаться на различных уровнях взаимоотношения человека с себе подобными (в семье, в процессе трудовой деятельности, общественной жизни и др.), анализируя формирование внутреннего мира человека.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 27 октября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии