Учимся мастерству-8. 2013г
http://www.stihi.ru/2013/06/05/2055 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/09/17/2905 Итоги конкурса
О принципах отбора стихов в пакет для голосования - http://www.stihi.ru/2013/09/03/967
Сегодня мы заканчиваем разбор стихов нашего конкурсного пакета - здесь последняя группа стихов, которая показалась мне интересной с точки зрения их анализа.
№71. Он. Елена Севрюгина 3
Он приелся до одури, жвачкой навяз в зубах,
Он порою бывает, ну, просто невыносим!
И не верится больше, что это - твоя судьба:
На такую судьбу у тебя не хватает сил!
Он терзает твой слух, как заезженный патефон,
Мечет глыбы упрёков и старых, как мир, обид!
Он к великому глух! Миру Кафки или Сафо
Предпочтёт в мире бренном куда-нибудь гвоздь забить!
Он не в силах понять даже самых простых вещей,
Он занудлив и зол, и себе на уме к тому ж…
Боже правый, о чём тебе с ним говорить вообще?
Ведь тебе же достался весьма молчаливый муж!
Вы с ним – разные люди, и рвётся из горла крик:
«Я люблю его или себе постоянно вру?»…..
Но представь, что его не будет! Хотя б на миг!
И любой недостаток достоинством станет вдруг!
Строфа: длинный катрен без внутренних рифм абаб (все - мужские)
Ритм: логаэд: 4 -анапест, 1- ямб
001 001 001 001 01
001 000 001 001 01
001 001 ц01 001 01
001 001 001 001 01
Лексика: понравился большой словарный запас автора, все слова - по их значению, к месту, интересные рифмы (зубах-судьба, обид-забыть, вещей-вообще, вру-вдруг), пусть не идеально точных, но созвучных, к тому же длинная строка и разнесение их на большое расстояние использование таких рифм позволяет. Понравилась содержательность стихотворения, логическая взаимосвязь всех предложений.
№72. Чужое кольцо. Светлана Белянина
Светает. Начало марта.
Бессонница бьет в виски.
Вчера нагадали карты
беду от его руки...
Не хочется в это верить
и слушать наветов звон.
Все чудится – скрипнут двери,
и там, на пороге – Он.
Тоской наливались ночи,
и блекла моя краса.
«Не верь наговорам, доча» -
мать гладит по волосам
и крестит меня украдкой:
«Господь ее береги..».
Сквозняк колыхнул лампадку,
в сенях раздались шаги..
И тихое - «Здравствуй, Анна».
Бледнеет его лицо.
На пальце на безымянном
чужое блестит кольцо.
Строфа: катрен АбАб
Ритм: логаэд 2-амфибрахий, 1-хорей
010 010 10
010 010 1
010 010 10
010 010 1
Лексика: вся лексика - в одном стиле, язык прошлого века, немного былинный. Написано как фрагмент рассказа в стихах - в стихах есть сюжет, который заставляет нас додумывать историю героев.
№73. Предосеннее. Бастракова Арина
Она ещё не царствует пока,
но изредка заходит вздорной гостьей...
— Мадам, вы слишком холодны.
И бросьте
так рано хмурить брови.
И строка
ещё не надышалась летних грёз.
Ползёт волна на берег в праздной лени,
ещё красавиц круглые колени
рождают странность чувства.
Но вопрос
вполне решён, янтарная печать
едва коснулась зелени и кроны,
их ветер чуть колышет и синхронно,
творит поклоны липовая рать...
Она ещё не царствует пока...
Метрика того же стихотворения:
Она ещё не царствует пока,
но изредка заходит вздорной гостьей...
— Мадам, вы слишком холодны. И бросьте
так рано хмурить брови. И строка
ещё не НАДЫШАЛАСЬ ЛЕТНИХ ГРЁЗ.
Ползёт волна на берег в праздной лени,
ещё красавиц круглые колени
рождают странность чувства. Но вопрос
вполне решён, янтарная печать
едва коснулась зелени и КРОНЫ,
их ветер чуть колышет и синхронно,
творит поклоны липовая рать...
Она ещё не царствует пока...
Строфа: катрен с охватной рифмовкой аББа и с переносом. В том числе и в другую строфу
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
01 01 01 00 01
Лексика: поэтический слог. В некоторых местах для меня сомнительное согласование слов: «строка ещё не надышалась (чем?)летних грёз» (не надышалась чего? - странное согласование…) Так же и «печать едва коснулась зелени и кроны, их ветер чуть…» Почему вдруг одна крона? Крон, тем более, что дальше стоит множественное число - «их…. березовая рать» - просится «зелени и крон», хотя понимаю - тогда нарушается хорошая рифма…
№74. Старая Ладога. Ольга Королева
На кулигах живут лягушки –
Берегини болотных мест.
Прячет в рамень изба – макушку,
И норманнские руны – крест.
В ночь Ивана Купалы МЕСЯЦ
Собирает русалок-прях
Плесть веночки и ленты ВЕШАТЬ
На дубы в полевых колках.
Как спадает с небес Денница –
Так на Велесов холм отлог
К поклоненью траву-былицу
Гонит с Волхова ветер в бок.
В буераках лежит долина,
Расселяются русы в ней.
Собираются, КАК РЯБИНЫ
И ДУБЫ – чтобы стать сильней.
Новоявленный на просторы
Входит Новгород Господин.
Через Ладогу гонит торок
На причалы к нему ладьи.
Жнет пшеницу вдова варяга,
И несется на пыльный тракт
Причитание древней сагой.
Где-то гусли ей вторят в такт.
Спят в языческих сопках предки;
Но потомкам остался клад –
Пристань в плесе, дорог разметки;
В стенах крепости стольный град.
Строфа: катрен АбАб. Слабая рифма «месяц-вешать» (стоят близко, поэтому слух улавливает)
Ритм: логаэд: 2 анапест 1 ямб
001 001 01 0
001 001 01
001 001 01 0
001 001 01
Лексика: с использованием специальной лексики язычества. Задумалась над использованием сравнения «Собираются, как рябины и дубы – чтобы стать сильней». Не убедительное и странное сравнение.
№75. Горячо... Наталья Шалле
Этим летом так щедро! Дожди грозовые,
солнце в небе горит, обжигая лучом.
Не забыть нипочём твой букет, в нём цветы луговые.
Нипочём...
Донник, клевер, люпин, синеглазый цикорий,
васильковый ажур, медуницы нектар.
И пожар из жарков, полыхающий в летнем просторе.
И пожар.
Пахнут мёдом в полях колоски и травинки.
Примеряет земля нежных маков шифон.
Слышу звон: в колокольцах тончайше качнулись тычинки.
Слышу звон...
Одуванчиков плен, паутин серебристость,
удивительный ситник – стебли, словно спираль.
Пастораль... тонкой нотой, до слёз и пронзительно чистой.
Пастораль.
Стаи птиц и цветные рои насекомых.
Мотылёчки, шмели, стрекоза и оса.
Голоса, звуки, стрекот, жужжанье мне с детства знакомы.
Голоса...
Мы по травам идём, пяткам колко, щекотно.
Как доверчив и смел красный в крапе жучок!
Мне в объятьях твоих горячо, отдаюсь безотчётно.
Горячо...
Строфа: катрен АбАб, где последняя строка – одно слово, повторяющее слово из третьей строки
Ритм: разностопный анапест 4-4-5-1
001 001 001 001 0
001 001 001 001
001 001 001 001 001 0
001
Лексика: красивый язык пейзажной поэзии
№76. Над гнездом кукушки. Татьяна Волковская
А дни идут - и рьяны, и лихи
и не меняют своего обличья...
Какие чудные ты складывал стихи -
Зерно отборное - без пыли и трухи -
О, где, Поэт, теперь твое Величье?
Ни денег... ни почёта... ни угла...
И только Бог поцеловал в макушку.
Судьба твоя была, как тёща, зла
и двуязычна... Вот и привела
к полётам над гнездом кукушки*.
Что нам твои дырявые мехИ?
Судьбы твоей гримасы и капризы...
Простятся, Вася, все твои грехи.
За чистые и нежные стихи
в чертог Небес тебе открыта виза.
Строфа: пятистрочник аБааБ
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 01
01 00 01 00 01
01 01 01 01 01 0
Лексика: богатый словарный запас, грамотные образы ( уместный намек на роман Кена Кизи. «Полет над гнездом кукушки»), рефренные строки в начале и конце стихотворения.
№77. Сигнал. Стоянцева Галина
Когда шахтеры молча шли в забой,
Где в лаве огонек мелькает редкий,
Залогом жизни – канарейку в клетке
В Аидов мрак несли они с собой.
Там птица им спасением была:
Где воздух – яд, она дышать не может,
Она забьется, закричит и сложит
В последней муке хрупкие крыла.
Сигнал – бежать! Бежать на свежий воздух!
Оставить эту каменную твердь!
Незримая, здесь притаилась смерть.
Быстрей, быстрей! – иначе будет поздно!
Поэзия! Ты первой умерла
В моей стране. Отпела, отзвучала...
Здесь воздуха так долго не хватало.
Здесь души были выжжены дотла.
Сумеем ли – спастись?..
Строфа: катрен аББа
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 01 01 0
01 01 01 00 01
01 00 00 01 01
01 01 01 01 01 0
Лексика: правильная, содержательность, язык поэзии, от образа работы в шахте - интересный к теме поэзии, которую автор сравнивает с птицей в шахте. Удачная композиция.
№78. В лето 2005. Репин В.
Странный выдался в России Покров:
До него была великая сушь;
В жарком мареве горючих костров
Тлела высохших болот
глушь.
Дым стелился над Москвою-рекой,
Не давая ни смотреть, ни дышать;
На украйнах, нарушая покой,
Басурманил в городах
тать.
И, у Сына снега не допросясь
Для БЕЗДОЛЕННОЙ России своей,
Богородица дождей
вязь
Расстелила на просторы полей.
Строфа: пятисточник аббаб и абабб
Ритм: пеон3-ямб
0010 0010 01
0010 0010 01
0010 001
1
0010 0010 01
Лексика: использование спорного неологизмов «на украйнах», «бездоленной». Но в целом - интересная форма изложения, содержательно, образно, с мыслью.
№79. Памяти Марины Цветаевой. Ирина Абаджян
Веревка. Балка. Тишина.
В глуши елабужской
Душа до строчки сожжена.
Не станет бабушкой
Та, что была волной морской ,
Высокой пеною,
Да вдруг рассыпалась с тоской
О землю бренную.
Вот и примерила наряд
С пеньковым воротом -
Глаза уж больше не манят
Зеленым омутом...
Последний где нашла приют?
Где кости брошены,
Там лозы винные взойдут
Стихом непрошенным.
И стали винами слова -
Сбылось пророчество,
Она - волна, Она - трава,
Она - Высочество.
Строфа: катрен аДаД с дактилической рифмой
Ритм: 4 стопный -3 стопный ямб
01 01 00 01
01 01 00
01 01 01 01
01 01 00
Лексика: имитация под стиль поэзии Цветаевой и передача ее духа, сути. Хорошие стихи
№80. Сяду на кольце в пустой трамвай... Орловаи
Сяду на кольце в пустой трамвай,
Стану ждать, когда придёт кондуктор,
Любоваться снегом - тихим, крупным,
Утро превратившим в белый рай.
Шумная студенческая рать
С грохотом рассядется в вагоне,
Лишь одна с лицом, как у мадонны,
Будет в одиночестве стоять.
А когда кондуктор в куртке яркой,
Как большой оранжевый снегирь,
Станет мелочь склёвывать с руки,
Мы покатим в город мимо парка...
И утонем в океане снежном,
Словно субмарина в толще вод,
Взбалмошный студенческий народ,
Я, мадонна и снегирь прилежный.
Строфа: катрен аББа в 1 и 2 строфе, а далее смена строфы: АббА - что не есть хорошо, лучше бы выдержать единую рифмовку
Ритм: 5 стопный хорей
10 10 10 10 10
10 10 10 00 1
10 10 10 00 1
10 10 10 00 10
Лексика: поэтично и хорошим языком, образно, связно по сюжету.
81. Оленьи ручьи. Лариса Кравц
Где Оленьи Ручьи, чистый воздух прозрачен и светел.
Где хрустальные брызги и лёгкие всплески воды,
Я иду на заре, беспечально иду на рассвете,
Чтоб забыть навсегда неотвязные мысли свои.
Где Оленьи Ручьи, где протяжно кричит олениха,
Беспокойно зовёт непослушных своих оленят,
Я иду по траве, осторожно ступая и тихо,
Не хочу возвращаться из этого царства назад.
Где Оленьи Ручьи, заповедные, тайные тропки,
Где черничный ковёр – россыпь бусинок сизых кругом,
В первозданную глушь, ощущая в себе жизни соки,
По жемчужной росе безоглядно иду босиком.
Где Оленьи Ручьи, неотступный, призывный их рокот,
Я упрямо иду сквозь кусты, бурелом, сухостой;
И мне явственно слышен оленьих копыт звонкий цокот,
НЕПРЕРЫВНЫЙ ИХ СТУК ТАК РЕАЛЬНО ЗОВЁТ ЗА СОБОЙ.
Где Оленьи Ручьи, задержусь в этом мире надолго
И сольюсь незаметно с покоем таёжных лесов.
Там, где бродят олени, не будет и мне одиноко
В их оленьем краю с несмолкаемым шумом ручьёв.
P.S. Оленьи Ручьи - природный парк-заповедник на Урале.
Строфа: катрен АбАб длинная строка без внутр рифм
Ритм: 5 стопный анапест
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001
Лексика: поэтичная, правильная, но многовато повторов слов и уже однажды сказанного. Текст здесь - средство выражения настроения, красоты, но не авторской мысли. И смутил сомнительный образ «звонкого цокота и стука» в лесу, где трава и бурелом. Оборот речи «так реально» - звучит по современному, уводит от языка поэзии.
На этом наш мастер класс предлагаю закончить. Надеюсь, вам было интересно читать стихи, написанные и поданные на конкурс , состоявшийся этим летом. Пора подумать о будущем лете - начинать писать шедевры для конкурса «Мастер класс-2014»!
С уважением, ваша Алкора.
Свидетельство о публикации №113102607648
Интересная подборка.
И поучиться есть чему.
Владимир Курков 30.04.2015 18:07 Заявить о нарушении