Учимся мастерству-8. 2013г

(разбор техники исполнения стихов, поданных на «Мастер класс -2013»)

http://www.stihi.ru/2013/06/05/2055 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/09/17/2905 Итоги конкурса

О принципах отбора стихов в пакет для голосования - http://www.stihi.ru/2013/09/03/967

Сегодня мы заканчиваем разбор стихов нашего конкурсного пакета - здесь последняя группа стихов, которая показалась мне интересной с точки зрения их  анализа.

№71.  Он. Елена Севрюгина 3 

Он приелся до одури, жвачкой навяз в зубах,
Он порою бывает, ну, просто невыносим!
И не верится больше, что это - твоя судьба:
На такую судьбу у тебя не хватает сил!

Он терзает твой слух, как заезженный патефон,
Мечет глыбы упрёков и старых, как мир, обид!
Он к великому глух! Миру Кафки или Сафо
Предпочтёт в мире бренном куда-нибудь гвоздь забить!

Он не в силах понять даже самых простых вещей,
Он занудлив и зол, и себе на уме к тому ж…
Боже правый, о чём тебе с ним говорить вообще?
Ведь тебе же достался весьма молчаливый муж!

Вы с ним – разные люди, и рвётся из горла крик:
«Я люблю его или себе постоянно вру?»…..

Но представь, что его не будет! Хотя б на миг!
И любой недостаток достоинством станет вдруг!

Строфа:  длинный катрен без внутренних рифм   абаб (все - мужские)
Ритм: логаэд: 4 -анапест, 1- ямб
001 001 001 001 01
001 000 001 001 01
001 001 ц01 001 01
001 001 001 001 01
Лексика: понравился  большой словарный запас автора, все слова - по их значению, к месту, интересные рифмы (зубах-судьба, обид-забыть, вещей-вообще, вру-вдруг), пусть не идеально точных, но  созвучных, к тому же длинная строка и разнесение их на большое расстояние использование таких рифм позволяет. Понравилась содержательность стихотворения,  логическая взаимосвязь всех предложений.

№72. Чужое кольцо. Светлана Белянина

Светает. Начало марта.
Бессонница бьет в виски.
Вчера нагадали карты
беду от его руки...

Не хочется в это верить
и слушать наветов звон.
Все чудится – скрипнут двери,
и там, на пороге – Он.

Тоской наливались ночи,
и блекла моя краса.
«Не верь наговорам, доча» -
мать гладит по волосам

и крестит меня украдкой:
«Господь ее береги..».
Сквозняк колыхнул лампадку,
в сенях раздались шаги..

И тихое - «Здравствуй, Анна».
Бледнеет его лицо.
На пальце на безымянном
чужое блестит кольцо.

Строфа: катрен АбАб
Ритм: логаэд 2-амфибрахий, 1-хорей
010 010 10
010 010 1
010 010 10
010 010 1
Лексика: вся лексика -  в одном стиле, язык прошлого века, немного былинный. Написано как фрагмент рассказа в стихах - в стихах есть сюжет, который  заставляет нас додумывать историю героев.

№73.  Предосеннее. Бастракова Арина

Она ещё не царствует пока,
но изредка заходит вздорной гостьей...
— Мадам, вы слишком холодны.
И бросьте
так рано хмурить брови.
И строка

ещё не надышалась летних грёз.
Ползёт волна на берег в праздной лени,
ещё красавиц круглые колени
рождают странность чувства.
Но вопрос

вполне решён, янтарная печать
едва коснулась зелени и кроны,
их ветер чуть колышет и синхронно,
творит поклоны липовая рать...

Она ещё не царствует пока...

Метрика того же стихотворения:

Она ещё не царствует пока,
но изредка заходит вздорной гостьей...
— Мадам, вы слишком холодны. И бросьте
так рано хмурить брови. И строка

ещё не НАДЫШАЛАСЬ ЛЕТНИХ ГРЁЗ.
Ползёт волна на берег в праздной лени,
ещё красавиц круглые колени
рождают странность чувства. Но вопрос

вполне решён, янтарная печать
едва коснулась зелени и КРОНЫ,
их ветер чуть колышет и синхронно,
творит поклоны липовая рать...

Она ещё не царствует пока...

Строфа: катрен с охватной рифмовкой аББа и с переносом. В том числе и в другую строфу
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
01 01 01 00 01
Лексика: поэтический слог. В некоторых местах для меня сомнительное согласование слов: «строка ещё не надышалась (чем?)летних грёз» (не надышалась чего? - странное согласование…) Так же и «печать едва коснулась зелени и кроны, их ветер чуть…» Почему вдруг одна крона? Крон, тем более, что дальше стоит  множественное число - «их…. березовая рать» -  просится «зелени и крон», хотя понимаю - тогда нарушается хорошая рифма…

№74. Старая Ладога. Ольга Королева

На кулигах живут лягушки –
Берегини болотных мест.
Прячет в рамень изба – макушку,
И норманнские руны – крест.

В ночь Ивана Купалы МЕСЯЦ
Собирает русалок-прях
Плесть веночки и ленты ВЕШАТЬ
На дубы в полевых колках.

Как спадает с небес Денница –
Так на Велесов холм отлог
К поклоненью траву-былицу
Гонит с Волхова ветер в бок.

В буераках лежит долина,
Расселяются русы в ней.
Собираются, КАК РЯБИНЫ
И ДУБЫ – чтобы стать сильней.

Новоявленный на просторы
Входит Новгород Господин.
Через Ладогу гонит торок
На причалы к нему ладьи.

Жнет пшеницу вдова варяга,
И несется на пыльный тракт
Причитание древней сагой.
Где-то гусли ей вторят в такт.

Спят в языческих сопках предки;
Но потомкам остался клад –
Пристань в плесе, дорог разметки;
В стенах крепости стольный град.

Строфа: катрен АбАб. Слабая рифма «месяц-вешать» (стоят близко, поэтому слух улавливает)
Ритм: логаэд:  2 анапест 1 ямб
001 001 01 0
001 001 01
001 001 01 0
001 001 01
Лексика: с использованием специальной лексики язычества.  Задумалась над использованием сравнения «Собираются, как рябины и дубы – чтобы стать сильней». Не убедительное и странное сравнение.

№75.  Горячо... Наталья Шалле

Этим летом так щедро! Дожди грозовые,
солнце в небе горит, обжигая лучом.
Не забыть нипочём твой букет, в нём цветы луговые.
Нипочём...

Донник, клевер, люпин, синеглазый цикорий,
васильковый ажур, медуницы нектар.
И пожар из жарков, полыхающий в летнем просторе.
И пожар.

Пахнут мёдом в полях колоски и травинки.
Примеряет земля нежных маков шифон.
Слышу звон: в колокольцах тончайше качнулись тычинки.
Слышу звон...

Одуванчиков плен, паутин серебристость,
удивительный ситник – стебли, словно спираль.
Пастораль... тонкой нотой, до слёз и пронзительно чистой.
Пастораль.

Стаи птиц и цветные рои насекомых.
Мотылёчки, шмели, стрекоза и оса.
Голоса, звуки, стрекот, жужжанье мне с детства знакомы.
Голоса...

Мы по травам идём, пяткам колко, щекотно.
Как доверчив и смел красный в крапе жучок!
Мне в объятьях твоих горячо, отдаюсь безотчётно.
Горячо...

Строфа: катрен АбАб, где последняя строка – одно слово, повторяющее слово из третьей строки
Ритм: разностопный анапест 4-4-5-1
001 001 001 001 0
001 001 001 001
001 001 001 001 001 0
001
Лексика: красивый язык пейзажной поэзии

№76.  Над гнездом кукушки. Татьяна Волковская

А дни идут - и рьяны, и лихи
и не меняют своего обличья...
Какие чудные ты складывал стихи -
Зерно отборное - без пыли и трухи -
О,  где, Поэт, теперь твое Величье?

Ни денег... ни почёта... ни угла...
И только Бог поцеловал в макушку.
Судьба твоя была, как тёща, зла
и двуязычна... Вот и привела
к полётам над гнездом кукушки*.

Что нам твои дырявые мехИ?
Судьбы твоей гримасы и капризы...
Простятся, Вася, все твои грехи.
За чистые и нежные стихи
в чертог Небес тебе открыта виза.

Строфа: пятистрочник аБааБ
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 01
01 00 01 00 01
01 01 01 01 01 0
Лексика: богатый словарный запас, грамотные образы ( уместный намек на  роман Кена Кизи. «Полет над гнездом кукушки»), рефренные строки в начале и конце стихотворения.

№77.  Сигнал. Стоянцева Галина       

Когда шахтеры молча шли в забой,
Где в лаве огонек мелькает редкий,
Залогом жизни – канарейку в клетке
В Аидов мрак несли они с собой.

Там птица им спасением была:
Где воздух – яд, она дышать не может,
Она забьется, закричит и сложит
В последней муке хрупкие крыла.

Сигнал – бежать! Бежать на свежий воздух!
Оставить эту каменную твердь!
Незримая, здесь притаилась смерть.
Быстрей, быстрей! – иначе будет поздно!

Поэзия! Ты первой умерла
В моей стране. Отпела, отзвучала...
Здесь воздуха так долго не хватало.
Здесь души были выжжены дотла.

Сумеем ли – спастись?..

Строфа: катрен аББа
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 01 01 0
01 01 01 00 01
01 00 00 01 01
01 01 01 01 01 0
Лексика: правильная, содержательность, язык поэзии, от образа работы в шахте - интересный к теме поэзии, которую автор сравнивает с птицей в шахте. Удачная композиция.

№78.  В лето 2005. Репин В.

Странный выдался в России Покров:
До него была великая сушь;
В жарком мареве горючих костров
Тлела высохших болот
                глушь.

Дым стелился над Москвою-рекой,
Не давая ни смотреть, ни дышать;
На украйнах, нарушая покой,
Басурманил в городах
                тать.

И, у Сына снега не допросясь
Для БЕЗДОЛЕННОЙ России своей,
Богородица дождей
                вязь
Расстелила на просторы полей.

Строфа: пятисточник аббаб и абабб
Ритм: пеон3-ямб
0010  0010  01
0010  0010  01
0010  001   
1
0010  0010  01
Лексика: использование спорного неологизмов  «на украйнах», «бездоленной». Но в целом -  интересная форма изложения, содержательно, образно, с мыслью.

№79.  Памяти Марины Цветаевой. Ирина Абаджян

Веревка. Балка. Тишина.
В глуши елабужской
Душа до строчки сожжена.
Не станет бабушкой

Та, что была волной морской ,
Высокой пеною,
Да вдруг рассыпалась с тоской
О землю бренную.

Вот и примерила наряд
С пеньковым воротом -
Глаза уж больше не манят
Зеленым омутом...

Последний где нашла приют?
Где кости брошены,
Там лозы винные взойдут
Стихом непрошенным.

И стали винами слова -
Сбылось пророчество,
Она - волна, Она - трава,
Она - Высочество.

Строфа:  катрен аДаД с дактилической  рифмой
Ритм: 4 стопный -3 стопный ямб
01 01 00 01
01 01 00
01 01 01 01
01 01 00
Лексика: имитация под  стиль поэзии Цветаевой и передача ее духа, сути. Хорошие стихи

№80. Сяду на кольце в пустой трамвай... Орловаи

Сяду на кольце в пустой трамвай,
Стану ждать, когда придёт кондуктор,
Любоваться снегом - тихим, крупным,
Утро превратившим в белый рай.

Шумная студенческая рать
С грохотом рассядется в вагоне,
Лишь одна с лицом, как у мадонны,
Будет в одиночестве стоять.

А когда кондуктор в куртке яркой,
Как большой оранжевый снегирь,
Станет мелочь склёвывать с руки,
Мы покатим в город мимо парка...

И утонем в океане снежном,
Словно субмарина в толще вод,
Взбалмошный студенческий народ,
Я, мадонна и снегирь прилежный.

Строфа: катрен аББа в 1 и 2 строфе, а далее смена строфы: АббА - что не есть хорошо, лучше бы выдержать единую рифмовку
Ритм: 5 стопный хорей
10 10 10 10 10
10 10 10 00 1
10 10 10 00 1
10 10 10 00 10
Лексика:  поэтично и хорошим языком, образно, связно по сюжету.

81. Оленьи ручьи. Лариса Кравц   

Где Оленьи Ручьи, чистый воздух прозрачен и светел.
Где хрустальные брызги и лёгкие всплески воды,
Я иду на заре, беспечально иду на рассвете,
Чтоб забыть навсегда неотвязные мысли свои.

Где Оленьи Ручьи, где протяжно кричит олениха,
Беспокойно зовёт непослушных своих оленят,
Я иду по траве, осторожно ступая и тихо,
Не хочу возвращаться из этого царства назад.

Где Оленьи Ручьи, заповедные, тайные тропки,
Где черничный ковёр – россыпь бусинок сизых кругом,
В первозданную глушь, ощущая в себе жизни соки,
По жемчужной росе безоглядно иду босиком.

Где Оленьи Ручьи, неотступный, призывный их рокот,
Я упрямо иду сквозь кусты, бурелом, сухостой;
И мне явственно слышен оленьих копыт звонкий цокот,
НЕПРЕРЫВНЫЙ ИХ СТУК ТАК РЕАЛЬНО ЗОВЁТ ЗА СОБОЙ.

Где Оленьи Ручьи, задержусь в этом мире надолго
И сольюсь незаметно с покоем таёжных лесов.
Там, где бродят олени, не будет и мне одиноко
В их оленьем краю с несмолкаемым шумом ручьёв.

P.S. Оленьи Ручьи - природный парк-заповедник на Урале.

Строфа: катрен АбАб длинная строка без внутр рифм
Ритм: 5 стопный анапест
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001
001 001 001 001 001 0
001 001 001 001 001
Лексика: поэтичная, правильная, но многовато повторов слов и уже однажды сказанного. Текст здесь -  средство выражения настроения, красоты, но не авторской мысли.  И смутил сомнительный образ «звонкого цокота и стука» в лесу, где трава и бурелом. Оборот речи «так реально» - звучит по современному, уводит от языка поэзии.

На этом наш мастер класс предлагаю закончить. Надеюсь, вам было интересно читать стихи, написанные и поданные на конкурс , состоявшийся этим летом. Пора подумать о будущем лете - начинать писать шедевры для конкурса «Мастер класс-2014»!

С уважением, ваша Алкора.


Рецензии
Спасибо, Алла, за обзор.
Интересная подборка.
И поучиться есть чему.

Владимир Курков   30.04.2015 18:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.