Заметки пишущего человека -1
Или еще более забугористое.
Это ваш мозг включал программу освоения языка. Интеллект еще не умел подбрасывать вовремя необходимые слова, но сигналы действия в языковой центр уже шли – и тот отвечал буйным словотворчеством.
Игра словом и в слове не только украшает детское стихотворение, но и учит детей переходить от бессмысленного набора звуков к осмысленному изменению слов, чтоб передать такие тонкости мысли чувства, которые обычной речью не выразишь.
Эти приемы используют многие поэты, пишущие для детей.
Например, Борис Заходер:
Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву "Ю".
Это - ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его
Придумал сам!
Или Александр Шибаев
Норка у норки
Норка
Вылезла из норки
И пошла
К знакомой норке.
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке
Не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка —
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка — здесь,
А норки — нет!
При этом надо отметить, что прием игры словами и в словах очень сложный.
Поэт сознательно берет на себя обязательство и ограничение говорить словами или с одним корнем, или с похожим звучанием. Это подобно тому, как набрав в рот камешков, пытаться произнести внятную речь. Именно поэтому у большинства, использующих этот прием, такая игра чаще кончается НЕ созданием произведения искусства, а сочинением обыкновенного дидактического материала для работы по русскому языку. К этой категории стихотворчества я отнес бы и Южного Ктототама Заходера, да и Норку Шибаева. Хотя, безусловно, другой стих А.А.Шибаева я считаю блестящим:
Вот ива у дорожки.
А на ветвях сережки.
А почему не Сашки?
А почему не Лешки?
Вот камешки под нами,
Омытые волнами.
Их называют галькой.
А почему не Валькой?
А почему не Машкой?
Не Дашкой?
Не Наташкой?
Здесь есть не только игра словами и понятиями, НО и образ!
Чувствуется мудрое лукавство поэта и его легкий юмор. Стихотворение вызывает стремление заучить его и поделиться радостью от прочитанного с другими. Лично я вижу и юное деревце с зелеными сережками на его ветвях, и, в то же время, прекрасную девушку с алмазными подвесками из холодной росы, а сквозь ветви просвечивают лукавые лица мальчишек Сашки и Лешки, которые, заливаясь от радости, хохочут, словно небесные ангелы. А у подножия ивы в хрустальном ручье, просвеченном солнышком до дна, зрю разноцветные отполированные гальки. И еще золотистого малька, парящего над ними, который смотрит на меня черной бусинкой глаза в красном ободке. В журчании воды слышу голоса Гальки, Вальки и Машки, с которыми был знаком еще в дошкольном детстве, и которых нежно любил, еще не зная, что это такое.
В этом стихотворении поэт А.А.Шибаев сумел решить сложнейшую задачу любого художественного произведения – преодоление материала.
Но такое посильно не многим. Чаще игра словами превращается в самоцель, то есть не решается задач по более тонкому подходу к смыслу, или, что совсем плохо! - отдает душком безвкусия или черного юмора.
В этой связи, например, запомнилось стихотворение, созданное Ренатой Мухой в соавторстве с Владимиром Левиным – что уже по себе нонсенс! Стихотворение про спортсмена-пловца.
Толпа у причала Спортсмена встречала
И долго качала. Но не откачала.
- Гы! – скажет ребенок. – Утопленника качала.
А ведь это «Гы!» - запавшее в душу в малолетнем возрасте, отзовется когда-то холодным равнодушием к беде ближнего. Жаль, что авторам этого стихотворения не хватило такта и вкуса, и что они забыли Пушкинскую заповедь «чувства добрые лирой пробуждать».
Или еще один опус, явно не для юных ушек:
На вершине два Орла
Пили прямо из горла.
Хотя, к чести Ренаты, есть у нее отдельные стихотворения, которые я бы тоже отнес в категорию «Избранное для детей». Например, это:
***
Дождик тянется за Тучкой,
Шепчет Тучке на ходу:
“Мама, скучно,
Мама, скучно!
Мама!
Можно я пойду?”
Свидетельство о публикации №113102504065