Влюбленные Святослава Рериха

Эта картина не очень популярна в эзотерической печати, потому что...
Да ладно, не будем делать предположения.
Просто подбирал иллюстрацию для публикации ко дню рождения С. Н. Рериха (23 октября 1904 г. – 30 января 1993 г.) - увидел эту репродукцию, для меня самого несколько неожиданную - Рерих и ню?
В необъятном Интернете отыскался только небольшой фрагмент обсуждения этой картины в параллели с Тицианом:
*
...подчас в картинах Святослава Рериха художественные параллели с искусством Тициана прослеживаются особенно явственно. В полотне «Влюбленные» (1940-е) женская фигура написана с характерным для тициановской Андромеды жестом рук («Персей и Андромеда», 1555). В обоих случаях героиню оттеняет черный цвет, подчеркивающий белизну и живость ее тела. Вместо фона в картине Святослава Рериха присутствуют полыхающие волны красочной материи. Это почти та же живописная фантасмагория, которая так эффектно окружает тициановскую героиню в полотне «Похищение Европы» (1562). У Тициана красная накидка утрачивает свою вещность, приближаясь к некоей пламенеющей стихии. Еще более огненным предстает наплыв горящих тонов в картине Святослава Рериха. Кажется, земное пространство полностью охвачено великим чувством любви и расплавленная магма всепоглощающего чувства заполнила собой весь мир.
* Е. Маточкин http://forum.roerich.info/showthread.php?t=10755 Искусство Святослава Рериха. Истоки и символика
*
На мой взгляд в данном случае у Тициана "жест рук" прикованной Андромеды несколько не соответствует ситуации. Такие движения руками в цепях сделать довольно сложно, но такова уж игра воображения гения, так у него динамично растянулись цепи, чтоб публика удивилась.
Движения же рук танцующей красавицы у Рериха очень органично, а сама вздыбленность тьмы на сумасшедше красном фоне за белой обнаженной фигурой просто восхитительно символична!
Белое тело здесь - как белое молоко между нечистым и кровавым. То есть, здесь лучше проводить параллели не с Тицианом, а с Кораном:
"Мы поим вас тем, что образуется в их животах между пометом и кровью, – чистым молоком, приятным для пьющих." (ан-Нахль, 66)."
*
Понимаю, что такая параллель в трактовке картины о влюбленности не понравится ни женщинам, ни мужчинам. Должно ведь быть шампанское и шоколад, розы и грезы. Влюбляться - не рожать! - не так ли?
Может быть в том-то всё и дело, что для нас это не так. Начиная с идеологии полового воспитания, которое в традиции всех иудеохристианских религий начинается с того, что и Адама с Евой за грех из рая вон, назад, к животному началу. Потому, не знаю как вам, а мне вот и на седьмом десятке лет трудно увязывать духовное с телесным содержанием влюбленности.
Святославу Рериху это удалось.
По меньшей мере удачная попытка дерзновения перед нами.
Живи, живое, на тонкой линии между небесным и подземным огнями!


Рецензии
Замечательно написал о картине, Миша!никогда не видела ее раньше!

Улекса фон Лу   24.10.2013 09:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.