Иосиф Бродский Новая жизнь

Иосиф Бродский.
Белые стены комнаты делаются белей
от брошенного на них якобы для острастки
взгляда, скорей привыкшего не к ширине полей,
но в отсутствию в спектре их отрешенной краски.
Многое можно простить вещи - тем паче там,
где эта вещь кончается. В конечном счете, чувство
любопытства к этим пустым местам,
к их беспредметным ландшафтам и есть искусство.
Облако в новой жизни лучше, чем солнце. Дождь,
будучи непрерывен - вроде самопознания.
В свою очередь, поезд, которого ты не ждешь
на перроне в плаще, приходит без опоздания.
Там, где есть горизонт, парус ему судья.
Глаз предпочтет обмылок, чем тряпочку или пену.
И если кто-нибудь спросит: "кто ты?" ответь: "кто я,
я - никто", как Улисс некогда Полифему.

"-Иосиф, над чем вы работаете?
- Над собой."
Исскуство, конечно- убийство времени. Неплохая месть- ведь оно, как никак, секунда за секундой убивает нас. Поэзия, отталкиваясь непосредственно от чувственного восприятия, не оставляет времени никаких шансов. Иосиф Бродский, великий русский поэт, в своих научных работах по изучению континуума, особенно поздних, достоверно и доходчиво выявил способы, коими с временем можно разделаться напрочь. Автор сего эссе, хочет, верно- прежде всего себе, напомнить, что за писанину и читанину приходиться расплачиваться жизнью, и ему, также верно, было бы полезней в полный рост любить какую нибудь нимфу, либо- пробежаться рысцой, или- разводить рыбок. Но как говорил один пожарный, способ умирать- не выбирают, а он, самодур, выбирает все сам.
"Белые стены комнаты делаются белей " Бродский рубил текст на строки сплеча, и стихотворенье верней было бы рассматривать по предложениям. Но традиции надо помнить, дабы не впасть в небытие. Размер, как писал Б. в эссеистике, есть- время выявленное в речи. На прицеле, так сказать. Из первой строчки ясно, что Б. не думал и даже- не гадал, о чем будет писать. Просто несвоевременная транскрипция восприятия- внимание раскрывает свойство обьекта внимания. Даже
"от брошенного на них якобы для острастки " скоротечного взгляда, мельком, но- с некоторым упреком непостояннству материи. И от рассматривания, знаете ли- становиться- очерченней(?) явней(?). жизнь, посредством созерцания влитая в предмет, нагнетает его- настоящесть? нет,- вещественность(парадокс, конечно.) Но остраска. В самом слове этом, сочном и горьком, как редиска, чувствуеться некоторое утомление прихотливой природой мира. Где белое- белое ровно на столько, на сколько ты приблизился в нем к смерти.
"взгляда, скорей привыкшего не к ширине полей, " Вот. Иосиф Александрович превращаеться в рупор. Что такое поля? И- поля чего? Все это очень смешно и страшно.
Здесь необходимы некоторые пояснения. Поэтическая космогония предусматривает, в отличие от ординарной психологии, наличие у человека "души"- некоторой изначальной индивидуальности, которая выявляеться в обьектах любви (верней, наверно- субьектах, но так- понятней.). Выявление это самой "Души" и есть смысл всего. И- есть формирующаяся в процесе жизни, эмоционально закрепленная совокупность привычек взаимодействия с миром, которая называеться умом. Чем более человек ощущает себя тем, что возникло в результате жизненного Опыты, тем более его сознание определяеться бытием. Чем более человек осознал себя "Душой" тем более его благополучие независимо от факторов мира, и, по большому счету, тем более он жизнеспособен.
Вот такие пироги. А поля... Отступ от страницы, область заведомой пустоты. по большому счету, поля- это две стороны зеркала, глядя в которое, Творец играет в мир. Поля- это- с одной стороны- Осознание человека- то есть то, что смотрит на органы чувств, неназываемое, потому что любая попытка обозначить его будет обьектом взора этого. И с другой- это Пространство, в котором происходит, имеет место быть мир. Пространство неназываемо так же, поскольку любая концепция лишь обозначает процесс, в нем происходящий (внезапно и необдуманно пришла мысль, что пожалуй, самое близкое описание пространства,- это описание человека, который на это пространство смотрит. Внимание- это ось человеческой структуры.) И между этими двумя полями находиться вселенная. Вряд ли можно привыкнуть к их широте. Но речь о другом.
"но в отсутствию в спектре их отрешенной краски. " Спектр- это радужная, разнообразная(вообщем-то, мнимо,) область материальных проявлений. Это- как-бы мир. Который происходит не в пространстве и времени, а между вниманием и восприятием.
"Отрешенность" краски полей, в свою очередь, говорит об отсутсвии обратной связи между проявлением и областью.
(Мандельштам. И, если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает - остается
Пространство, звезды и певец!
или.
Нам ли, брошенным в пространстве,
Обреченным умереть,
О прекрасном постоянстве
И о верности жалеть!)
Отрешенность того, в чем происходит мир, и является смысловым центром первой строфы.
так же, традиционно, хотелось бы отметить изящную образность. Сами "поля" намекают на то что мироздание- вроде книги которую строчит в запале Творец. Или- "скорей" намекает на то, что к широте привыкнуть все же можно, но это, скорее- ирония.
"Многое можно простить вещи - тем паче там, " Там хорошо, где нас нет, как язвит народ. А еще весьма неплохо там, где нет ничего совсем. Простить что-то вещи- значит не испытывать эмоциональной привязки. А Вешь- это больше чем ножка стула или ручка двери, дверной глазок или зубовный скрежет страстей.
Нужно пояснить. Ум, о котором было сказано выше, обладает двумя механизмами работы- называнием и сопоставлением. В широком смысле Называение- так же сопоставление, так оно- сравнение чувственного восприятия с опытом словестности. Иначе говоря- глаз видит черное пятно, а ум вспоминает все разы, когда мама показывала на черное пятно и говорила: "К о ш к а" Затем внутри "Кошки" начинает появляться нога кошки, четыре ее ноги, котэ, похожесь кошки на удивленного человека и вся остальная кинокомпания ум.
Запарка только в том, что в современном состоянии человеческой культуры ум, который ставят в головы людям(различный в разных странах, но со схожими червоточинами), абсолютно неуправляем, и он становиться повелителем человеческой жизни. А между тем это- инструмент, совершенный инструмент познания.
Но Ум вышел из под контроля. Большинство людей не могут контролировать свои эмоции и мысли, полностью являясь следствием чужих действий. особо удачливым особям, однако, удается постичь кое-чего, и не Сопоставлять постоянно себя с миражами потребления. Но лишь у ничтожно малого количества людей получается контролировать Называние.
Необузданный, неконролируемый ум постоянно(действительно непрестанно, ежесекундно- в чем весь ужас.) называет то, что воспринимают органы чувств. Это назывется Номинацией (Номинация (от лат. nominatio — наименование) в языкознании, процесс наименования, при котором языковые элементы соотносятся с обозначаемыми ими объектами). Поскольку ум эмоционально закреплен, вокруг названного слова возникает рой связанного с ним представления. То есть. Человек видит воду, а его необузданный ум показывает ему молоко, боль ожога, советы соседей, страх повторной боли и... человек на эту воду дует, как бы чего не вышло. И кто таким человеком управляет? А ведь есть еще другая сторона медали. Человек видит ассигнацию, а его ум начинает выкладывать перед ним все ништяки, на которые эту ассигнацию можно выменять. И человек ворует, меняет на ассигнацию предмет или, что совсем жутко, единственный невосполнимый ресурс- Время. Но впрочем, пусть каждый делает что хочет. Дело в том, что на наименование и осмысление тратиться львиная часть Восприятия. То есть- мы видим не внешний мир, а непрестанный поток воспоминаний, связанных с тем или иным. Это назывется- Иллюзия.
В рассматриваемом стихотворении "Вещью" названо нечто названное, то есть- обьект Ума.
Далее начинается- Свобода. Потому что Усилием Воли можно перестать называть предметы. Перестать постоянно сравнивать настоящее с прошлым. ( не знаю, где бы эта мысль была уместна, но любопытно рассмотреть процесс размышлений- сравнение одного прошлого с другим. А ведь Эмоции- настоящие. Как и жизнь, которая- все короче.)
И свобода начинается там,
"где эта вещь кончается. В конечном счете, чувство "
Можно обуздать номинативную функцию сознания. Это, правда, непросто. Способов много- дисциплина и есть дисциплина. Если говорить кратко- нужно перестать искать кайфа. Мозг выделяет физиологически обусловленную дозу гармона счастья. Каждый день- одно и тоже. Представим, каждый день мне выдают по апельсину. И я могу сьесть апельсин как головой, так и жопой. Радости ни больше ни меньше не будет. Но радоваться свету- хм... "лучше" чем радоваться животным страстям. Мир прекрасен и непостижим, а что самое характерное.
"любопытства к этим пустым местам, " Мир- куда ни посмотри, вправо, на север, вверх, внутрь, наружу, всюду- мир однороден и бесконечен. Что, конечно не может не радовать.
Впрочем, любое знание ценно лишь настолько, насколько его можно использовать. Автор сильно романтизирует, но утверждает, что для того, кто остановил интрепретации, ничего невозможного нет.
Но обратимся к частности. Что же делать с этим? например.
"к их беспредметным ландшафтам и есть искусство. "
Ландшафт. Вот что становиться видимым. Пространство. Подоплека событий. Источник.
"Облако в новой жизни лучше, чем солнце. Дождь, "
Новая жизнь, которое начинает сознание, преодолевшее зависимость от бытия, прекрасна. В ней, например, можно постичь совершенное настроение действия. Оно называеться самопожертвование. Или- научиться извлекать знание, способность управлять собой из любого события своей жизни. В смысле- из каждого. Пропорционально насыщенности ощущений. Боль, конечно, ярче. Страдание возвышает. Эту тему любят помусолить. Бродский же, арбитр изящества, лишь вскользь о ней упоминает. Облако, все же, лучше. А из облака-
"будучи непрерывен - вроде самопознания. " Ну разве скажешь еще хоть что-нибудь? Как легко и ясно!
"В свою очередь, поезд, которого ты не ждешь
на перроне в плаще, приходит без опоздания. "
В свою очередь. Все к лучшему, как говорят. Ждать, в общем то нечего, и все приходит ровно так, как нужно. Кому? не знаю. Лишь догадываюсь, что нам- не принадлежит в этом мире ничего, а наоборот- мы всецело принадлежим миру, являемся его частью, на секунду осознавшей свое одиночество.
"Там, где есть горизонт, парус ему судья. " и, пожалуй, все что остается- прожить эту секунду, не чувствуя ничего, кроме Благодарности. Все ведь- в наших руках, правильно?(а все- это то, на что смотришь сейчас.)
"Глаз предпочтет обмылок, чем тряпочку или пену. " Семантический ряд, обьедененный общей темой- очищение. Если вынести ее за скобку. получиться: Очищение( взгляд предпочтет источник, чем средство или результат). Источник-
очень похож на чувство, что Мужчина может испытывать к Женщине, или Мать может испытывать к Своему Ребенку. Именно этим способом пространство ежесекундно Формирует материю.
"И если кто-нибудь спросит: "кто ты?" ответь: "кто я,
я - никто", как Улисс некогда Полифему. "
В первой строфе Б. говорил о безобьектном восприятии. Однако, ум- дуален и у любого обьекта есть субьект. Когда в мире из черного пятна появляеться кошка, в мире появляеться и тот, кто эту кошку называет. Большая печаль человека в том, что он силу непостижимой своей свободы, которой не умеет пользоваться, формирует внутренние(то есть- обьект- не пятно в глазу, а нечто умозрительное.) субьектно- обьектные связи, частокол из которых не дает человеку и секунды увидеть реальности. Но серией принятых решений, исполненых тяги на волю, можно выскоблить свою голову, и тогда поток восприятия вымывает из головы всякую мысль, которая могла бы фиксировать существование. Состояние жесткое, но черезвычайно информативное. И Если безобьектное видение- близко к исскуству, то Безсубьектное- суть религиозного чувства.
Бродский советует- себе, наверно, как и большинство обращений в стихах,- быть в тишине. Я, честно, и не знаю, что сказать. По моему, меня не существует.
Но есть то что согревает этот холод. И имя этому( самое используемое слово в этом Эссе- называться). И имя этому- Любовь. Она и есть все.


Рецензии