Галина Карпова. Василий Фёдоров...
Галина Ивановна КАРПОВА, канд. фил. наук, доцент кафедры журналистики и русской литературы ХХ века ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». 650043, Кемерово, ул. Красная, 6, e-mail galina-karpova56@yandex.ru, +7 (384) 582745.
В статье поднимается вопрос о включении произведений В. Д. Фёдорова, прежде всего поэмы «Седьмое небо» (1959-1967), в школьную программу, отмечается особая актуальность творческого наследия поэта советской эпохи в деле патриотического, экологического, духовно-нравственного воспитания молодёжи ХХI века.
Ключевые слова: поэма, эпический и лирический сюжет, мотив, тема политических репрессий, молодёжный конкурс.
ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ, ПЕВЕЦ РОССИИ И СИБИРИ, НУЖЕН СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКАМ.
Karpova Galina Ivanovna – candidate of philology, associate professor of the sub-faculty of the journalism and the Russian literature of XXth century of The Kemerovo State University. Kemerovo, 650043, 6, Krasnaya St., galina-karpova56@yandex.ru (e-mail), +7 (3842) 582745 (tel).
VASILY FEDOROV
Keywords: poem, epic and lyric plot, motif.
В 2013 году исполнилось 95 лет со дня рождения поэта Василия Дмитриевича Фёдорова (1918-1984). Родился он в селе Щеглово, ныне г. Кемерово (сохранилась запись о крещении в метрической книге Николаевской церкви), детство и школьные годы прошли в д. Марьевка Яйского района Кемеровской области [3, c. 46-47]. С Новосибирском связаны молодые годы поэта. В 16-20 лет (1934-1938гг.) – учёба в Новосибирском авиатехникуме и аэроклубе. С 1938 по 1941 г. В. Д. Фёдоров работал на Иркутском авиазаводе, а с 1941 по 1947 год он - старший мастер сборки истребителей на Новосибирском авиазаводе им. В. Чкалова. В Новосибирске была издана первая книга В. Фёдорова «Лирическая трилогия» (1947), положившая начало поэмному творчеству.
Сибирь, её природа, реки, труд сибиряков – стали главной темой творчества русского поэта советской эпохи. История Сибири, ключевые события русской истории ХХ века отражены в поэмном творчестве В. Д. Фёдорова. О событиях 1918 года и гражданской войне в Сибири - поэмы В. Фёдорова 1950-х годов. «Ленинский подарок» (1953), «Дуся Ковальчук» (1957), «Золотая жила» (1957). Лётный энтузиазм молодёжи, политические репрессии 1930-х годов, героизм 1940-1960-х годов отразились в поэмах «Седьмое небо» (1959-1967), «Женитьба Дон Жуана» (1973-1977). Великая Отечественная война на фронте и в тылу в центре поэмы «Лирическая трилогия» (1943-1945). В центре - образ народа, который жил по принципу: «Всё для фронта, всё для победы». Дед с «библейской бородой», эпизодический герой поэмы, принимает военный самолёт Як, построенный на деньги деревенских пчеловодов. Старик за два года войны «трёх сыновей и десять внуков миру отдал» (9, 17). Лирический герой поэмы, строитель Яков, «весь пронизан Страстным током, бегущим не по проводам» (9, 21). Это токи «отстоявшейся воли предков», токи отваги, необходимой и на фронте, и в тылу.
Трудовые подвиги народа в послевоенной деревне представлены в поэме «За рекою Ключевою» (1952), трудовой героизм Андрея уравнен с подвигом погибшего на войне Сергея Орлова. О трудовом энтузиазме молодёжи на целине поэма «Белая роща» (1956). О трудовом героизме народа в 1930-1940-е годы поэма «Проданная Венера» (1956). Герои поэм В. Фёдорова – сильные духом личности. Таков фёдоровский Бетховен из одноимённой поэмы (1961), творец доброго искусства, спасающего людские души. Автобиографический герой поэмы «Седьмое небо» Василий Горин – личность духовно сильная, выдержавшая испытание войной, дружбой, любовью.
Много сделано по увековечиванию имени В. Д. Фёдорова в 1980-1990-е годы. Директором Марьевской школы Н. М. Герасименко и учителем-словесником В. П. Шаповаловой 7.12. 1984 г. был создан музей. Сегодня – это Литературно-мемориальный музей В. Д. Фёдорова: с домом-усадьбой поэта на берегу озера Кайдор и музеем в Доме культуры. При содействии секретаря по идеологии Кемеровского обкома партии П. М. Дорофеева, большого знатока и ценителя поэзии В. Д. Фёдорова, в Марьевке 11.08.1985 г. прошёл Всероссийский праздник «Фёдоровские чтения», собравший почти двадцать тысяч участников. 10.06.1987 г. Кемеровской областной научной библиотеке присвоено имя В. Д. Фёдорова [6, c. 202]. В феврале 1988 г. состоялось открытие Памятной доски на здании библиотеки им. В. Д. Фёдорова, в апреле в Москве прошёл торжественный вечер в Колонном зале Дома Союзов, был снят фильм о поэте «Я душу распахну – входи! Штрихи к портрету В. Фёдорова» (автор и ведущая Тамара Махалова, режиссёр и оператор Юрий Светлаков) [5, с. 56].
На Фёдоровских чтениях 21 августа 1993 г. председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов А. Г. Тулеев высоко оценил творчество «кузбасского Пушкина»: «В наше непростое время вновь зазвучавшие стихи большого российского поэта Василия Дмитриевича Фёдорова – это своего рода гуманитарная помощь нашей нравственности, ведь в них – душа и совесть народа, судьбы людей, мудрость нашей жизни» [5, с. 47-48]. С 05.10.1995 г. распоряжением Администрации Кемеровской области учреждена литературная премия имени В. Д. Фёдорова. На Фёдоровских чтениях 24.08.1997 г. губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев предложил сделать праздник международным, подчеркнул, что поэтическое творчество выдающегося поэта России В. Д. Фёдорова заслуживает права именоваться классикой Отечественной литературы, и Министерству образования следовало бы подумать о предоставлении места его творчеству в школьных учебниках [2, с. 327].
Действительно, поэма В. Д. Фёдорова «Седьмое небо» (1959-1967) и многие его философские, пейзажные, патриотические, любовные стихи заслуживают внимания учителей-словесников и их учеников. Среди творческого наследия поэта особое место занимает романическая поэма В. Д. Фёдорова «Седьмое небо», являющаяся вслед за «Евгением Онегиным» энциклопедией русской жизни ХХ века. Героиня поэмы Марьяна по душевной чистоте сродни пушкинской Татьяне.
Мотив суда в эпическом (историческом) и лирическом (любовном) сюжете поэмы «Седьмое небо» является ключевым. Мотив неправедного суда реализован в историческом сюжете поэмы и связан с темой сталинских политических репрессий: трагические судьбы брата Василия Горина Андрея, учителя музыки Марьяны, авиаконструктора Владимира Петлякова и самого автора-героя поэмы. В лирическом сюжете поэмы «Седьмое небо» духовное становление главного героя поэмы Василия Горина связано с уходом от суда над ближними и осознанием своей греховности. Путь познания мира и процесс самопознания даёт возможность обрести «крылатость» и открывает путь к «седьмому небу».
Глава «Первая высота» не только о первых полётах в аэроклубе, объяснении в любви Марьяне фигурами высшего пилотажа и первом крушении на По-2 из-за «излома» винта (разработчик учебного самолёта Николай Поликарпов). Василий Горин берёт первую высоту в духовной жизни, уступает возлюбленную земному сопернику-другу Борису: «Я был готов на отречение / От счастья – / Что она жива». Борис на такое самопожертвование не способен. Он в гневе судит друга, не щадя больного: «Я видел руки в гневе сжатые,/ Такие руки насмерть бьют / И никогда однажды взятое / Назад уже не отдают [10, с. 18].
В главе «Чужая жизнь» служба на военном заводе в Иркутске усиливает размолвку друзей. Борис, женившись на Марьяне, прощает «воздушного лихача». Но теперь земной суд вершит Василий, обвиняя друга в «грехопадении»: карьеризме, страсти к обогащению, послушании перед начальством: «И, увлекаемый / Презрением, / Горчил я мёд: - / Как почему? / Ты обтекаемый, / Почти как этот самолёт» [10, с. 28].
Глава «Память века» начинается с темы политических репрессий накануне Великой Отечественной войны, которые коснутся и главного героя поэмы. Суд над братом – несправедлив: «Брат Родину любил. / За это / Врагами был он оклеветан / И на крови тюремных плит/ Был именем её убит. / Что из того, что честный воин / Погиб не в тысячном строю! / Он тех же почестей достоин, / Как и погибшие в бою» [10, с. 68]. В открывшихся Кремлёвских расстрельных списках, на которых стоят личные подписи И. Сталина, В. Молотова, Л. Кагановича, есть фамилия брата В. Д. Фёдорова Андрея Дмитриевича Фёдорова, 1901 г. р., начальника политотдела Урало-Рязанской железной дороги [12, с. 36]. Расстрелян 12.09.1938 г., реабилитирован посмертно [1].
В поэме «Седьмое небо» вина брата тенью ложится на Василия Горина. Он испытал отчуждение бывших друзей, «боязливых человечков»: «- Брат негодяя нам не брат! / Мне и Борис руки не подал. / Багровей, чем варёный рак, / Скривился: - / Брат врага народа / Потенциально… тоже враг… [10, с. 70]. Горину пришлось пережить клевету Бориса на общем собрании: «Из-за преступного лихачества / Разбил советский самолёт», «И снова / Краской чёрной, / В себя омакивая кисть, / Чужой, / Постыдной и позорной / Изображал мою он жизнь» [10, с. 72]. Мстительность Бориса связана с жаждой самоутверждения. Не предала Василия только Марьяна, крикнувшая Борису: «Ложь! Ложь!». Предложение любимой уехать вместе в родные места Василий отклоняет, но не из гордости, а из опасения за судьбу Марьяны: «О том лишь думал, чтоб она,/ Как ни мала моя вина, / Не становилась / К ней причастной» [10, с.78]. Этот поступок – новая духовная высота Василия Горина.
Тема политических репрессий продолжится в главе «Москва, Москва…». В конце 1940-го года Василий Горин едет в Москву на демонстрацию нового самолёта - пикирующего бомбардировщика Пе-2. Для автора и героя поэмы «Седьмое небо» примером духовной высоты становится образ выдающегося авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова (1891-1942), оклеветанного и репрессированного в 1937 году, но и в тюрьме (в КБ на Лубянке), работавшего на страну: «Он даже там, / Навету вопреки, / Отращивал стране / Большие крылья» [10, с. 89]. В финале главы, обращаясь к Москве, которая творит земной «высший суд», автор призывает: «Известна прежде / Кривостью своей, / Сильна поныне / Жёсткой директивой, / Москва, Москва, / Будь с каждым днём прямей, / Москва, Москва, / Будь с каждым днём / Правдивей» [10, с. 103].
Поэма В. Д. Фёдорова «Седьмое небо» – одно из лучших поэтических произведений, отразивших эпоху политических репрессий 1930-1940-х годов, наряду с «Реквиемом» (1935-1940) А. А. Ахматовой, поэмами «За далью - даль» (1950-1960), «По праву памяти» (1967-1969) А. Т. Твардовского.
Полёт Василия Горина в «стальном ковчеге» на Вегу во сне, совпавший с реальным полётом Юрия Гагарина, можно рассматривать как самосуд прозревшего героя, который озабочен судьбой Земли, а не выяснением только личных взаимоотношений: «Всё отошло. / И милую не жаль. / Ни перед кем / Не чувствую вины я. / Обида, / Ненависть, / Тоска, / Печаль – / Понятья исключительно земные» [10, с. 52-53]. В сновидении, войдя в ирреальный мир, Василий признаёт правоту жриц «звёздного суда». Осознание, что «не из большой любви,/ А из соблазна / Любил/ Страдал / И тратил жизнь свою» [10, с. 56] ведёт далее героя «Седьмого неба» к покаянию. Мотив праведного «звёздного суда» в поэме В. Д. Фёдорова «Седьмое небо» противопоставлен несправедливому земному «высшему суду». Василий Горин прозревает духовно, пройдя путь смирения и покаяния.
В эпилоге поэмы нет темы суда, в финале звучит мотив прощенья: «Марьяна, милая, прости! / Теперь в конце / Вся жизнь видна./ Однажды сказано правдиво: / Любви несчастной нет, / Она, / Какой бы ни была, - / Счастлива» [10, с. 143]. Василий Горин поднимается к «седьмому небу», обретая главное, что жить надо с любовью к людям, даже если кажется, что они творят тебе зло. Отказ Марьяны в финале вызывает у героя только чувство собственной вины перед ней. Финал поэмы - обращение к читателю: «Всё-таки вокруг / Людей крылатых / Стало больше!»
Поэма В. Д. Фёдорова «Седьмое небо» получила высокую оценку в критике 1960-1970-х годов. В журнале «Литература в школе» ещё в 1964 г. М. Лапшин отметил значительность этой «поэмы с глубоким философским подтекстом». Критик указал, что фёдоровский роман в стихах - это «не только поэтический рассказ об истории неудачной любви, но эпическая история поколения, к которому принадлежит и сам автор». М. Лапшин справедливо высветил суть творческого замысла «главной работы» В. Д. Фёдорова: «В «Седьмом небе» поэт отразил ту исконную тягу к идеалу, к прекрасному, ту непобедимую жажду творить совершенное, которые всегда жили в русском народе. Поэма эта кажется сплетённой из лучей солнца, из радостных улыбок, так она жизнерадостна, светла, искренна» [4, с. 16].
Как и в поэзии А. Т. Твардовского, в поэмах В. Д. Фёдорова передан народный взгляд поэта на мир. В афористически ёмких авторских рефлексиях в поэме «Седьмое небо» звучит опыт народной житейской и духовной мудрости. В статье «Слово - жизнь» В. Д. Фёдоров так определил назначение поэзии: «Поэзия – синтез духовной жизни народа» [11, с. 238]. В. Д. Фёдоров, действительно, народный поэт и великий его защитник:
Народ,
Извечный, как земля,
Кто б ни играл судьбой,
Все вековые векселя
Оплачены тобой [8, с. 236-237].
«Дивись тому, / Что ты живёшь», - это строчка из стихотворения В. Д. Фёдорова «Другу». Критик Б. Сучков назвал это стихотворение «своеобразным гимном человеку», «одним из самых глубоких стихотворений в нашей поэзии». В нём отразилась суть фёдоровского мироотношения: «Радостное удивление перед красотой и сложным богатством жизни, ощущение непрерывности, неостановимости её движения, развития, становления соединены в его поэзии с воззрением на жизнь как на поле созидательной деятельности человека» [7, с. 228-229].
У В. Д. Фёдорова много прекрасных стихотворений о любви к Родине: «С тобой, Россия», «На родине моей Повыпали снега…», «Корни», «Возвращение», «С тех пор, Как тобою поклялся…», «Мне жизнь моя – не тёмный лес…»:
Живу,
Влюбляюсь
И дивлюсь,
Что, разлучая с небесами,
Судьба мне подарила Русь
С её полями и лесами [8, с. 201].
Как поэтический завет звучит стихотворение Василия Фёдорова:
Любовь мне –
Как блистание
Звезды над миром зла.
Любовь мне –
Как призвание
На добрые дела [8, 298].
Наверное, самые полюбившиеся читателям фёдоровские строки – из «Книги любви»:
По главной сути
Жизнь проста:
Её уста…
Его уста…
Она проста
По доброй сути,
Пусть только грудь
Прильнёт ко груди.
Весь смысл её
И мудр и прост,
Как стебелька
Весенний рост [8, с. 297].
То, что поэзия Василия Фёдорова вызывает живой отклик в сердцах современной молодёжи, свидетельствуют мероприятия, проведённые в 2012-2013 гг. в Кемеровском государственном университете в рамках программы «Год В. Д. Фёдорова в КемГУ». Студенты факультетов филологии и журналистики и романо-германской филологии, студенты-стажёры из Китая и Бельгии не только с удовольствием читали наизусть стихи В. Д. Фёдорова, но и сделали собственные переводы на сербский, английский, французский, лезгинский, китайский языки.
30.04. 2013 г. Департаментом культуры и национальной политике Кемеровской области объявлен молодёжный конкурс научного и литературно-художественного творчества «Праздник Фёдоровской поэзии». К участию в конкурсе по четырём номинациям приглашается молодёжь в возрасте от 14 до 25 лет: «Наследники В.Д. Фёдорова: конкурс молодёжного литературного творчества», «Мир фёдоровского образа: конкурс художественно-изобразительного творчества», «Творчество В. Д. Фёдорова глазами молодых исследователей», «Конкурс чтецов». Заявки принимаются до 17.10.2013 г. Положение о конкурсе размещено на сайте Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Фёдорова. Этот конкурс – ступенька к масштабному празднованию 100-летия со дня рождения великого русского поэта Василия Дмитриевича Фёдорова.
Для сибирского учителя фёдоровская поэзия должна стать необходимым материалом в деле школьного образования и воспитания детей и молодёжи, опыт учителей практиков по изучению и исследованию фёдоровского творчества должен быть обобщён на научно-методических семинарах и научно-практических конференциях учителей-словесников Сибири. А 3 августа 2013 г. в кузбасской деревне Марьевка пройдут очередные Фёдоровские чтения. И кто-то откроет для себя поэта Василия Фёдорова.
Не веря
Сказочному берегу,
Не веря
Собственным глазам,
Меня откроют,
Как Америку
Открыли
Сотни лет назад.
Обидно мне,
Что не подслушаю,
Когда уж буду
Глух и нем,
Как хлынет
Над полынной сушею
Живой поток
Моих поэм…
Литература:
1. Архив Президента РФ, опись 24, дело 418, лист 191[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// stalin.memo.ru/names/index.htm
2. Дорофеев П. М. Высоты, которых отдавать нельзя. Василий Дмитриевич Фёдоров // Дорофеев П. М. Во власти долга: Воспоминания, статьи, очерки, стихи (1995-2005 года). – Кемерово, 2005. – 352 с.
3. Лаврушкина В. И. Фёдоровские места в Кемерове: к 95-летнему юбилею города и выдающегося русского поэта-кемеровчанина // Библиотечная жизнь Кузбасса: периодический сборник. – Кемерово, 2013. – Вып. 2 (80). – 45-52.
4. Лапшин М. Поэзия борьбы и человечности: (О творчестве В. Фёдорова) // Литература в школе. – 1964.- № 6. – С. 8-17.
5. Махалова Т. И. На родине поэта Василия Фёдорова. – Кемерово, 1998. – 64 с.
6. Смокотина Л. П. «Кузбасский он, и поступью, и родом». (Роль семейных материалов в создании экспозиции о поэте земли Кузнецкой Василии Фёдорове)// Балибаловские чтения: материалы седьмой научно-практической конференции, посвящённой 95-летию городского статуса Кемерово, июнь 2013. – Кемерово, 2013. – С. 202-206 с.
7. Сучков Б. Зрелость: Заметки о поэзии В. Фёдорова // Сучков Б. Действенность искусства. – М., 1978. – С. 227-252.
8. Фёдоров В. Д. Собр. соч. в 5 т. Т. 1. Стихотворения. – М.: Современник, 1987. – 480 с.
9. Фёдоров В. Д. Лирическая трилогия // Фёдоров В. Д. Собр. соч. в 5 т. Т. 2. Стихотворения. – М.: Современник, 1987. – С. 5-31.
10. Фёдоров В. Д. Седьмое небо // Фёдоров В. Д. Собр. соч. в 5 т. Т. 3. – М.: Современник, 1988. – С. 5-146.
11. Фёдоров В. Д. Слово - жизнь // Фёдоров В. Д. Собр. соч. в 5 т. Т. 4. – М.: Современник, 1988. – С. 236-243.
12. Фёдоров В. Д. О себе и близких // Фёдоров В. Д. Собр. соч. в 5 т. Т. 4. – М.: Современник, 1988. – С. 6-47.
Свидетельство о публикации №113102204475