Р134 - участок Старой Смоленской Дороги

Записки одного программиста - Р134 - Старая Смоленская дорога

Вы думаете, это видео (http://www.youtube.com/watch?v=RSpS0CSrmR8) с каких-нибудь зимних offroad-покатушек по лесным дорогам? А вот нет! Это - самая настоящая региональная трасса Р134 "Смоленск-Вязьма-Зубцов", на всех картах отмеченная как "дорога с улучшенным твёрдым покрытием". Полюбуйтесь: хайвэй на Яндекс.Картах

Удивительно, но все 30 км дороги Р-134 между Семлево и Васино выглядят именно так. При этом до Семлево и после Васино - вполне приличные асфальтовые участки, причём пустые: с редкими автомобилями и абсолютно без гайцев (ГИБДДшников): все они перебрались на проходящую рядом магистраль М1 Москва-Минск (основная часть Старой Смоленской Дороги).

Ещё более удивителен тот факт, что вот уже 20 лет эта дорога кочует из атласа в атлас, а нынче и в электронном виде, по навигаторам. И никто ни разу не перепроверил: действительно там, среди смоленских лесов, она существует? Вот такая у нас картография.

Ясность в этот вопрос вносит спутниковая съёмка, размещённая в проекте Google.Maps. На ней мы видим, как хорошая асфальтовая дорога превращается в банальную грунтовку, петляющую по лесу. Если уменьшить масштаб можно увидеть, что эта самая грунтовка и есть трасса Р134, про которую знает даже Google:

Буквой А на этой карте обозначено совершенно феерическое место - вот такой вот указатель "Дорогобуж - 31 км, Вязьма - 51 км"

Вам смешно, а когда я после 15 км беспросветной лесной грунтовки , увидел этот указатель - мне захотелось плакать от счастья. Он говорил одно: дорога здесь есть!

Я ехал из Вязьмы в Долгобуж, а затем в Ельню и вполне логично, что вместо трассы М-1, уходящей севернее к Смоленску, навигатор отправил меня по Р-134. Откуда же ему знать, как может выглядеть "дорога с улучшенным твёрдым покрытием" в понимании русских? Мне знать тоже было неоткуда: на этой дороге даже сотовая связь не работает.

 Между тем, википедия сообщает нам, что Р134 - так называемая, "Старая смоленская дорога" - построена на месте смоленского тракта. Ещё в 18 веке дорога получила щебёночное покрытие, а у деревни Соловьёво был построен мост через Днепр. С этого времени через Смоленский тракт стало возможным круглогодичное сообщение между Смоленском и Москвой.

Именно здесь, в этих лесах, по этой дороге отступали русские войска под натиском армии Наполеона в Отечественной войне 1812г. По ней-же Наполеон с остатками армии бежал от Москвы на запад. Позже история повторилась в Великой Отечественной Войне.

 А вот, что говорят об этой дороге в других источниках:

auto.ru - Дорога Р-134 Вязьма-Дорогобуж-Смоленск: почти на всех картах, начиная с 1970-х годов данная автодорога обозначена, как автодорога с твёрдым покрытием, в том числе и на топографической карте (масштаб в 1см 2км) Смоленской области. На участке Вязьма-Дорогобуж дорога с асфальтовым покрытием есть только на участке Вязьма - Семлево + ещё 5 км, далее километров 5 песчаной дороги, готовяться положить асфальт, а дальше дороги нет на протяжении 20 км (и не было никогда - карты врут), есть только колея, проходящая через леса и пять полупустых деревень , по которой я проехал на Ниве за 45 минут, но на переднеприводных ВАЗах и иномарках, я думаю, проехать там невозможно.

externis.ru - Навигаторы и бумажные карты выводили нас из города на дорогу Р134, обозначенную как дорогу с улучшенным покрытием. Мы не могли предположить, что едва начавшись она закончится, полностью уйдя под снег. Чтобы вернуться на Р134 с другой стороны, пришлось вернуться в город.

vnedorog.ru - Движемся по старой военной дороге. Сначала это грейдер. Но потом переходит в лесную дорожку. Но все сухо. Движемся все дальше и дальше через леса. Дорожка местами "рельефная", но едется легко. Поразительно что на карте это региональная трасса Р-134.

А вот замечательный отчёт valuh о поездке по старой смоленской дороге: http://russiantowns.livejournal.com/2086955.html.
оттуда же, комментарий uchazdneg:

Я помню деревню Чоботово, приезжал туда ребенком к каким-то знакомым родственников знакомых, ловил рыбу в Костре, гулял по Старой Смоленской. Тогда она была шире, хорошо наезжена, автобус ходил из Издешково. Жаль, что деревня исчезла. Главным же развлечением было искать на дороге французские пуговицы. Для этого достаточно было ходить по ней взад-вперед, взрывая ногами песок. За неделю, что я там прожил, наковырял несколько штук. Выбросил, когда узнал, что у каждого жителя этого добра на огородах полно вперемешку с французскими косточками и они не придают значения, привыкли

Хороших дорог, друзья мои!


Рецензии