Открытый урок. Занимательная лингвистика

Делимся опытом, показываем, на что способны. Нужно провести урок ,как мы говорим, на город, то есть придет человек тридцать или больше учителей разных школ, наши тоже захотят побывать. Итак, буду солировать в своем хоре, состоящем из учеников восьмого класса, перед массой зрителей.

Надо же что-то оригинальное им показать. Это нам с детьми привычно, а коллегам -не знаю. То есть придётся блистать.

 Эти мысли мелькали у меня в голове за неделю до урока. Конечно, много можно показать. И по теме, разумеется, и так, чтобы было новое для детей.


1. Ну вот, при повторении  знаков препинания. В начале урока.

В *Российской грамматике* М.Ломоносова перечислены знаки препинания и даны правила их
употребления. Всего знаков восемь: запятая, точка с запятой, точка, вопросительный знак.
Названия те же, что и в современной русской пунктуации.
Остальные четыре: две точки - двоеточие, удивительный знак - современный вопросительный,
вместительный знак - наши скобки, единительный знак - знак переноса.



2.
Это дети уже знают, значит, пусть сделают сообщение в начале урока под рубрикой "Интересное в языкознании", как на каждом уроке.

В начале 18 века Петр Первый провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были
заменены гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениям пользуемся мы
сейчас.
В 1918 году новая реформа исключила из азбуки ять,ижицу, фиту и ер в конце слова.
Букву ер называли бездельником, дармоедом, кровососом,лодырем, разбойником и пр. Она
пожирала на конце слова 8 процентов времени и бумаги. В одном только романе Война и мир
в дореволюционном издании на 2080 страницах 115 тысяч этих никчёмных бездельников.


3.
Тема урока "Междометие". А это будет как Минутка для шутки
В русском языке крики петуха: Ку-ка-ре-ку. В Германии считают, что он кричит: Ки-ке-ри-ки,
В Турции: Ко-ко-ри-ко, в Голландии: Ку-ке-лу-ку, в Англии: Ко-кей-дулдлду.
По-разному в разных странах слышат и хрюканье свиньи, и кряканье утки, и блеянье овцы и т.д


4.
Три минуты для развития речи "Говори правильно".
*Извиняюсь* - распространённая небрежность речи, потому что в этой форме глагол может
означать только *извиняю себя*...


5.
Одна минута на этимологию.
Наречие Завтра - это старый творительный падеж имени существительного Утро: заутро.
Звук У превратился в В. Получилось ЗаВтра



6.
А это в конце урока - Занимательное языкознание.
Самой длинной фамилией в мире считается фамилия жителя Стамбула: 43 буквы. Она
обозначает Сын героя знаменосца флага с полумесяцем и звездой (перевод)
В конце 19 века у одного из вождей индейских племён было имя из 122букв.
Самая короткая фамилия - французская - О. Есть во Франции село И.


Все успею. Навязчиво и нагромождено не будет.На Основную часть урока для новой темы вполне хватит времени и на закрепление - тоже.
Все эти сведения не являются самоцелью и украшательством. Все продумаю так, чтобы связано было с этапами и заданиями.

Почти довольная собой (почти -потому что это только наброски и работы в подготовке урока предстоит немало) я подумала о том, что такая тщательная подготовка к занятию вовсе не по причине ожидания гостей: главное для меня - чтобы ребятам было интересно и приносило пользу...




П О С В Я Щ Е Н И Е


ВЛАДИМИР СЫН ИОСИФА

Лингвисту, женщине, поэту
Акрошку эту посвящаю,
Риторика известна свету,
И ты, и я не забываю,
Стихи - не просто сочинять.
Еще в них жизни отражение,
И шанс словами поиграть,
Щи не сварить без вдохновения.
Елейности - то творчества враги.
Ни разу этим не грешила,
К тому ж вставала с той ноги.
От разума в тебе познаний сила.


Рецензии
"В начале 18 века Петр Первый провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были
заменены гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениям пользуемся мы
сейчас.
В 1918 году новая реформа исключила из азбуки ять,ижицу, фиту и ер в конце слова.
Букву ер называли бездельником, дармоедом, кровососом,лодырем, разбойником и пр. Она
пожирала на конце слова 8 процентов времени и бумаги. В одном только романе Война и мир
в дореволюционном издании на 2080 страницах 115 тысяч этих никчёмных бездельников".
_____________________________________________________________________

Смотрел фильм Сергея Стрижака "Игры богов", и там отрицательное отношение к реформам Петра, Ленина, Луначарского, Кирилла и Мефодия в азбуке. В фильме автором так и говорится: нашу азбуку, наш язык кастрировали. От "Аз", "Буки", "Веди" и т.д. остались "А", "Б", "В" и т.д., одни обезличенные фонемы, т.е., наш язык, бывший образным, стал безОбразным, или безобрАзным.

Алексей Назаров 9   05.10.2014 06:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей. Это одна из интереснейших тем
в языкознании.

Лариса Ищенко2   05.10.2014 10:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.