Открытый урок. Занимательная лингвистика
Надо же что-то оригинальное им показать. Это нам с детьми привычно, а коллегам -не знаю. То есть придётся блистать.
Эти мысли мелькали у меня в голове за неделю до урока. Конечно, много можно показать. И по теме, разумеется, и так, чтобы было новое для детей.
1. Ну вот, при повторении знаков препинания. В начале урока.
В *Российской грамматике* М.Ломоносова перечислены знаки препинания и даны правила их
употребления. Всего знаков восемь: запятая, точка с запятой, точка, вопросительный знак.
Названия те же, что и в современной русской пунктуации.
Остальные четыре: две точки - двоеточие, удивительный знак - современный вопросительный,
вместительный знак - наши скобки, единительный знак - знак переноса.
2.
Это дети уже знают, значит, пусть сделают сообщение в начале урока под рубрикой "Интересное в языкознании", как на каждом уроке.
В начале 18 века Петр Первый провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были
заменены гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениям пользуемся мы
сейчас.
В 1918 году новая реформа исключила из азбуки ять,ижицу, фиту и ер в конце слова.
Букву ер называли бездельником, дармоедом, кровососом,лодырем, разбойником и пр. Она
пожирала на конце слова 8 процентов времени и бумаги. В одном только романе Война и мир
в дореволюционном издании на 2080 страницах 115 тысяч этих никчёмных бездельников.
3.
Тема урока "Междометие". А это будет как Минутка для шутки
В русском языке крики петуха: Ку-ка-ре-ку. В Германии считают, что он кричит: Ки-ке-ри-ки,
В Турции: Ко-ко-ри-ко, в Голландии: Ку-ке-лу-ку, в Англии: Ко-кей-дулдлду.
По-разному в разных странах слышат и хрюканье свиньи, и кряканье утки, и блеянье овцы и т.д
4.
Три минуты для развития речи "Говори правильно".
*Извиняюсь* - распространённая небрежность речи, потому что в этой форме глагол может
означать только *извиняю себя*...
5.
Одна минута на этимологию.
Наречие Завтра - это старый творительный падеж имени существительного Утро: заутро.
Звук У превратился в В. Получилось ЗаВтра
6.
А это в конце урока - Занимательное языкознание.
Самой длинной фамилией в мире считается фамилия жителя Стамбула: 43 буквы. Она
обозначает Сын героя знаменосца флага с полумесяцем и звездой (перевод)
В конце 19 века у одного из вождей индейских племён было имя из 122букв.
Самая короткая фамилия - французская - О. Есть во Франции село И.
Все успею. Навязчиво и нагромождено не будет.На Основную часть урока для новой темы вполне хватит времени и на закрепление - тоже.
Все эти сведения не являются самоцелью и украшательством. Все продумаю так, чтобы связано было с этапами и заданиями.
Почти довольная собой (почти -потому что это только наброски и работы в подготовке урока предстоит немало) я подумала о том, что такая тщательная подготовка к занятию вовсе не по причине ожидания гостей: главное для меня - чтобы ребятам было интересно и приносило пользу...
П О С В Я Щ Е Н И Е
ВЛАДИМИР СЫН ИОСИФА
Лингвисту, женщине, поэту
Акрошку эту посвящаю,
Риторика известна свету,
И ты, и я не забываю,
Стихи - не просто сочинять.
Еще в них жизни отражение,
И шанс словами поиграть,
Щи не сварить без вдохновения.
Елейности - то творчества враги.
Ни разу этим не грешила,
К тому ж вставала с той ноги.
От разума в тебе познаний сила.
Свидетельство о публикации №113102000651
заменены гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениям пользуемся мы
сейчас.
В 1918 году новая реформа исключила из азбуки ять,ижицу, фиту и ер в конце слова.
Букву ер называли бездельником, дармоедом, кровососом,лодырем, разбойником и пр. Она
пожирала на конце слова 8 процентов времени и бумаги. В одном только романе Война и мир
в дореволюционном издании на 2080 страницах 115 тысяч этих никчёмных бездельников".
_____________________________________________________________________
Смотрел фильм Сергея Стрижака "Игры богов", и там отрицательное отношение к реформам Петра, Ленина, Луначарского, Кирилла и Мефодия в азбуке. В фильме автором так и говорится: нашу азбуку, наш язык кастрировали. От "Аз", "Буки", "Веди" и т.д. остались "А", "Б", "В" и т.д., одни обезличенные фонемы, т.е., наш язык, бывший образным, стал безОбразным, или безобрАзным.
Алексей Назаров 9 05.10.2014 06:31 Заявить о нарушении
в языкознании.
Лариса Ищенко2 05.10.2014 10:17 Заявить о нарушении