Агония Микрокосма - расщепление Человека

                АГОНИЯ  МИКРОКОСМА -  РАСЩЕПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА   
      О  трилогии в ямбических камланиях МИХАИЛА ФРИДМАНА «КосмАгония, или мирный человек, который, как бог, счастлив» М.2013, На правах рукописи.

                И бездна нам обнажена
                С своими страхами и мглами,
                И нет преград меж ней и нами - 
                Вот отчего нам ночь страшна! 
                Ф.И. Тютчев


      Нет, ещё раз нет – не  об агонии  Космоса  и Вселенной камлает нам поэт Михаил Фридман, не об агонии  Макрокосма пророчит  он нам. О  расчленении и расщеплении на  на атомы и элементарные частицы последнего звена  божественного Творения –  некогда   совершенного  Человека,  о его   стремительном  падении   в бездну Хаоса, в  пустоту,  в вечную Смерть    повествуют нам эти псалмы-камлания. 
      Тема о «сумерках Богов»,  о крахе великой Легенды о совершенном  Человеке,  о гибели  демиургов, дерзких атлантов и добрых «культурных героев»  мифических времён для  просвещённого читателя  -  не нова, но для поэтов, обладающих  поэтическим и острым мифоэпическим сознанием, она, как  старая добрая сказка,  всегда нова и свежа.
      Сфера космогонического и космологического для поэтического сознания очень широка,  она  тесно связывает Природу (макрокосм) и Человека разумного (микрокосм) в одно Единое и Нерасторжимое,  ибо человек создан из элементов  Мироздания, а  наша Вселенная (одна из многих) происходит  из Первочеловека  Астрального. Эта истина утверждается автором  в псалме  152    его   стихотворной историософской трилогии. 
     С одной стороны лирический герой  поэта Фридмана есть  некая тень Человека Космологического, Эфирного, он далёкий  потомок божественного носителя духовной  власти, магической силы,  неиствующего поэта-провидца и добытчика мёда поэзии Одина=Водана, он  кровный брат  одноглазого волка Гери и лучший друг мыслящего ворона  Хугина.  Герой лирической поэмы  «Кос гония » предстаёт перед нами как олицетворённая сила  Природы, как философская необходимость, как проявленный Логос,  который
                Невидим никому –
                Поистине свободен.
                Могу переорать
                Своим профундо гром,
                Могу сплясать ему,
                Ведь я один, как Один,
                Кто может глаз отдать
                И не жалеть потом.
      А с другой стороны  он –  запечатленный в камне потомок  доисторической расы  Великанов, Магов и Колдунов, носителей  «третьего  глаза», богов и полубогов, прошедших в своей эволюции все  три  стадии  развития: минерального, растительного и животного. Здесь герой поэмы выступает, как  последний потомок  свидетелй эпохи «одушевлённых говорящих и мыслящих камней».  Был  замечательный  период в антропогенезисе, когда  Jupiter-lapis  проявлял себя как «камень  Судьбы», как  «ворчащий пророчествующий  камень»,  камень-оракул, «камень испытания»,   «камень висящий, самопередвигающийся -  routers».   Среди этого множества  betyli, lithoi,   мыслящих, живых, говорящих гранитных и мраморных  глыб, был один  качающийся камень – logan,  чувствительный  настолько, что  даже мысль может привести их в движение». (Плиний. Естественная  история. Т.1, с.96); Аккерман.  Археологический индекс. С.54). 
      Бог мой! Сколько аналогий, сколько интерпретаций, воплощений и архаичных метаморфоз находим мы в  эпохе Творения и ранней мифопоэтической  мысли! Человек как «мыслящий тростник», человек как каменный грозный пророк и оракул, человек как  говорящий мудрый лев. Лирический герой поэмы  трактуется Михаилом Фридманом как ещё нерасчленённая и грубая гранитная глыба с уже животворными  функциями и  духовными переживаниями,  как тот  rudis indigestaque moles… (Oвидий. Метаморфозы. 1. 5-9)


                Осмысливаю явь
                Над бездною соблазнов.
                Я -  камень, мегалит:
                Лингам или дольмен.
                Попробуй-ка исправь
                Себя, когда всё ясно!
                Вся жизнь – метеорит,
                И нет другой взамен.

                Ты тут, а где-то там
                Дерутся обезьяны:
                Кто камнем, кто копьём,
                Кто словом мечет в цель.
                Всё это суета,
                У всех свои изъяны,
                И все мы время пьём –
                Один и тот же хмель.


      Современная передовая наука уже не отрицает,  что сфера социального, структура и механизм  человеческого общества (мезокосма) определяются  космологическими принципами и аналогиями, что зачастую судьбы человеческих сообществ напрямую зависят от капризов нашего светила Солнца,   и от момента прохождения всей  Солнечной системы сквозь  газопылевые облака  Млечного Пути. Эта незримая, иногда прямая, но чаще опосредованная судьбоносная  взаимосвязь  между биоидами   и различными космическими телами  обозначилась   немыслимо  давно, сотни  тысяч эонов назад, когда ещё
                Великое Нечто  во   мраке  угрюмо  дышало,
                Бездушная  Бездна зияла,  трава не росла…
                (А.Апостолов)
      Эта связь между макрокосмом и микрокосмом  возникла  почти одновременно с такими  понятиями  вселенского масштаба, как:  свет-тьма; материя-дух; пространство-время; хаос-порядок; жизнь-смерть.  Но если жизнь и смерть  планет и  других небесных  тел (геологически активных, молодых, полуживых  и  старых) исходит извне, из глубин  Вселенной, из макрокосма, то жизнь и смерть  Человека исходят как извне, так и изнутри, из  микрокосма,   Высшего Я. 
      Жизнь и смерть Всего Сущего  возникли в момент Большого взрыва, они будут ещё  бесконечно долго сменять друг друга до полной гибели нашей Вселенной. Древние философы  давно знали  об этом, космогония, космология и астрология  составили особый раздел  тайных, сакральных знаний, что  значительно повляло на  становление ранних цивилизаций. В сакрализованном мире  существуют высшие ценности и правила социума, его организация, структура пространства и времени. Вне этого сакрального, священного мира царит Хаос, господство случайного, разлад, распад, расщепление, стагнация  процесса Творения, её начало и конец. Здесь человек как тварь, как последнее звено Творения окончательно  вырождается,  исчезает  с исторического конвейера вместе со своими деяниями, достижениями и завоеваниями, в  основном, в узкоземном, материальном масштабе.
      В торжестве безвидного и безликого социального хаоса закономерно возникает в человеческих сообществах  острый дефицит Демиургов, Творцов, Планировщиков, разного рода Инвенторов-инженеров и основателей данной культурной традиции.
        Во время   гонии микрокосма, в обществе потребления-истребления-разрушения, с его  девизом: «Ешь один – и в темноте!» демиурги и «культурные  герои» оказываются никому не нужными.  В  обществе  тотального консюмеризма и монетаризма они не нужны даже «на общественных началах», они здесь – ненужный элемент, заблудшие на Земле  между трёх сосен  инопланетяне-лохи:

                Я с Марса – не с Земли,
                Я тут давно скитаюсь:
                И верю, и люблю,
                И мучаюсь, и злюсь,
                В космической пыли
                Среди мутантов маясь –
                Вернуться б к кораблю,
                Но ведь с пути собьюсь.

      В Хаосе мутантов и дегенератов невозможно целенаправленное созидание по схеме: «Некто сотворил неким образом Некоего и нечто»,  ибо Хаос  по определению Марка Аврелия, Анаксагора и поэта Аполлония Родосского,  это беспорядочное  состояние материи, а посему  и Демиургу-планировщику. Демиургу-строителю сложно иметь дело с разделёнными, расчленёнными и расщеплёнными  элементами   и с   беспорядочной  смесью материальных стихий.
      Хаос= нархия  - это двоичное и безликое  мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто, это – Бесконечность и  Нуль  одновременно. Здесь всё разделено, расщеплен каждый атом, обречена на распад  даже элементарная частица типа  базона Хикса, и в тоже время все  разделённые элементы слиты в одно  безвидное нераздельное целое,  над которым не желает витать даже  неуёмный творящий Дух. Наступает час Х, час торжества Великого  Ничто.
      Возникает абсолютная изъятость Хаоса микрокосма из сферы предсказуемого и «закономерного, определяющего фатальное движение человечества» (Ю.М.Лотман), проще говоря,  предельная удалённость от сферы «культурного», человеческого и человечного, от Логоса, Разума, и как следствие – воцаряется  мрак и ужас всех времён.   
      У поэта Михаила Фридмана   это хаотическое и разделённое состояние микрокосма  превращается в предмет трагического пафоса, а лирический герой поэмы-трилогии  в мифологический образ, в последнего на Земле демиурга, который одновременно универсален и космичен, и переживается автором глубоко интимно, мрачно и экстатически.
      Но не всё так безнадежно как  это  кажется на первый взгляд.  С одной стороны  древний, античный образ  Хаоса, изображённый поэтом,  представляется нам как образ космического первоединства, где расплавлено всё Бытие. А с другой   стороны  он  явлен нам  как универсальный принцип непрерывного, бесконечного и беспрерывного становления,   вечно творящее живое лоно,   в котором зарождается   мир.  Этот Хаос всемогущ и безлик, он  бесформен, но в итоге  он всё оформляет. Через свою некую  неведомую нам энергию (божественное либидо Либера-Патера – А.А.), он  побуждает расщеплённые элементы к соитию, к порождению.  Вот почему у Аристофана Хаос может порождать  мировую жизнь с помощью Эроса способного  вдохновить  любую,  даже  косную   тварную частицу  искать «свою половинку», желать её.
      Михаил Фридман  в изящной форме псалмо-камланий  повторяет взгляд   Аристофана и Вергилия на двойственную, гибельно-порождающую  суть  «Хаоса вокруг нас и хаоса  внутри нас».  Поэт   изложил в стихах некую  пародию на орфическую космогонию, где в качестве Творца выступает некий ТОТ,  КТО МОЖЕТ ВСЁ,  «Устроитель Miра» - Mundi fabricftor   и «Мастер вещей» - opifex rerum.   Он может развернуть  мир во всей его красе и может  предать его уничтожению.
      По мнению пифагорейцев и орфиков,  этот великий  Фабрикатор  Мiра  и Мастеръ вещей сумел породить из  Хаоса и Эфира  первого  Андрогина,  мужеженское начало,  окончательно впавшее затем  в материю  как в «ужасную бездну» земной жизни.  В этой жизни-прозябании ставшей подобием  «безвидного, безликого» Хаоса снова разрушается всё оформленное, распадается духовный стержень, с трудом сохраняются  архаичные  истоки жизни «твари разумной», но не сама Жизнь. Мятежная ненасытность низменных страстей и вожделений с самомнительной наглостью  бросили вызов Законам Природы и законам общества. Последний «культурный герой» нашей эпохи, лирический герой поэмы-камлания Михаила Фридмана мудро и стойко переживает этот очередной закат  очередной человеческой цивилизации. Зная причины краха великой Легенды о  совершенном Человеке,  поэт и пророк сохраняет  в себе надмирное спокойствие богов и в этом своём миросозерцаии   выявляет себя  в образе  некоего «мирного,   простого  человека», который  может быть «счастливей Бога,  живёт без мумий и мумиё» (Пс. 153). Его пророчество – это новый звенья старой цепи исторического конвейера.
                Не будет нас, и не придут другие –
                Вода накроет все материки.
                И мы друг другу будем так близки,
                Столкнув потомков с предками впервые.
                ………………………………………………………………
                Планета станет выжженной пустыней,
                Рельеф кардиограммой скроет фарс,
                И Кто-то назовёт планету “Марс”
                И, щупальцами разгребая иней,

                Найдёт окаменелый череп мой –
                Булыжник, – жалом щупая глазницы.
                Гипотезами станут небылицы
                О нас – цивилизации земной.

                О том, что мы слабы и примитивны:
                Нам дан был шанс стать равными Ему –
                Тому, кто перемешивает тьму
                И верит справедливости наивно.
      Поэт и мыслитель Михаил Фридман твёрдо  верит в творческие силы человека, которые были и остаются  даром   Божественной Мудрости, но не    результатом  греха.   Догма «проклятия»,  под тяжестью которого  со времени Адама и Евы и по сей день страдает человечество,  глубоко чужда автору  поэмы «Кос гония», ибо  он, прежде всего Поэт Посвящённый, и это через него Бог  обращается к нам. Известно, что «как Бог говорит с людьми через святых, так он говорит и через поэтов» (Ю.М.Лотман). Проклятие Кармы  обрушилось на  первопредков  не за  их  попытки  к естественному сочетанию, а за злоупотребление   творческой мощью, за оскверенние божественного дара размножения  ради  изощрённой  похоти. Семя Жены-похоти  раздавило  главу семени плода  Кармы и  божественной  Мудрости, обратив священную тайну размножения в животную страсть и половые извращения. Интеллектуальная эволюция в эпоху необузданных страстей,  прогрессируя   вместе  с физическим развитием,  стала  проклятием вместо благословения. Проклятие с физиологической  точки зрения,    несомненно, ибо оно очевидно. Орудием  кармического проклятия является  вырождение и дебилизм. Закон  Кармы постепенно и как то незаметно изменил   физиологически, физически, морально, психически и умственно природу божественного человечества в эпоху титанов и демиургов.   
    Человек разумный и совершенный  из здорового царя животного царства  за последние  двести лет стал  жалким, низкорослым, уродливым золотушным существом, богатейшим наследником мерзких болезней, телесных и наследственных.
      Последнее звено Творения оскорбило своими гнусными  деяниями своего Творца:   человек стал наиболее сознательным, смышленым,  болезненно алчным, хитрым и подлым  из всех животных  зверем-антропофагом.
      Осознавать, чувствовать и  знать, что  твоя астральная душа бессмертна  -  самое безмерное  счастье. Иметь надежду снова  быть востребованным  по кармическому закону не каждому  дано. Как правило, этого дара бессмертия в  Мгновенной Вечности в первую очередь удостаиваются  святые, пророки и поэты,  бескорыстные носители высокого искусства, божественной  Мудрости и Логоса.
      Искусство даёт человеку  возможность пройти множеством дорог, которые не были им пройдены, пережить много раз  непережитое и непрочувственное. Последний «счастливый, мирный» и психически нормальный «культурный герой» Михаила Фридмана твёрдо знает, что Творец Мироздания – не педагог и не воспитатель,  а прежде всего  Учёный, а посему  человек Ему всегда  был и остаётся интересен, как  интересно  всё Сущее  и всякая тварь  Им сотворённая. Эти  историософские мысли и чувства,   пророческие предчувствия хорошо переданы Михаилом Фридманом в Псалме 154, в заключительном   псалме-камлании этой удивительной  философско-лирической поэмы, которая явилась одним из шедевров  современной русской изящной словесности   просветлённого  пессимистического  направления:
                Когда сойдутся звёзды выбрать ген,
                И станет этот ген их соглашеньем,
                Начнётся осторожное сближенье
                И напряжение, и притяженье,
                И жжение, и ржанье, и сраженье
                С пренебреженьем, с головокруженьем –
                До униженья, до кровосмешенья!
                От искушенья и до воскрешенья,
                Преображения и разрушенья
                Мечты – веками не вставать с колен.
                …………………………………………………………
                Земля, она живая – спору нет:
                Шесть миллиардов душ – её нейронов,
                Нейтронов и Неронов; и Харонов;
                И апейронов; и рабов, и тронов,
                И каждому из них – из тех патронов –
                Дано попасть в геномы миллионов
                Их клонов,
                И хотя не без уронов,
                Но это шанс созвездий и планет.
                ……………………………………………………
                Меня хранят Юпитер и Луна,
                И предки в пирамидах-мавзолеях.
                Гляжу на кромлех и менгир и млею:
                Теплее грусть и выше, и светлее.
                Чем злее идол, тем быстрей истлеет.
                В себе жалею Леля-Водолея,
                Аллели алыми аллеями лелея.
                Болею, потому что тяжелее
                Становится искать вину вина.

                Я твой Сатурн, я Властелин Колец,
                Ты нимфа, покровительница Леты.
                Я знаю наизусть твои ответы:
                И на фурор, и на фиаско – вето.
                Но мне-то! –
                Открой свой ген и все его секреты,
                Ведь где-то метеоры и кометы
                Летят в меня, но это –
                Не конец.

                Ни Некрономикон, ни Гримуар,
                Ни Стоунхэндж, ни пектограммы йети –
                Ничто, что ловит любопытство в сети,
                Не может смертных приучить к планете
                И смертным объяснить, как жить на свете,
                Где света меньше тьмы, где гибнут дети –
                И те, и эти –
                Дома, в лазарете, и в кювете
                И во сне, когда – кошмар.

                Планета избавляется от блох
                Посредством спиритических сеансов.
                У разных предков разных рас нет шансов:
                Ни мансов, ни финансов, ни романсов,
                Чтоб как-то повлиять на ход пасьянсов.
                Мир глянцев даже без американцев!
                И Вицлипуцли бросит мексиканцев –
                Нет шансов:
                Так разгневан добрый Бог!

                Да будет Им разрушен Карфаген!
                Экклезиасту по душе решенье,
                Увидеть человечество мишенью.
                Всё суета: и хаос, и движенье.
                Вся жизнь – священное самосожженье
                В еде, во власти, в жажде размноженья,
                Чтоб вновь от искушенья – к воскрешенью.
                И между нами то же притяженье,
                И нам с тобою впредь не встать с колен –
                Похоже, звёзды выбрали свой ген!

      Поэт Михаил Фридман прав – звёзды давно-недавно  выбрали свой ген, сразу  же после Большого Взрыва бесконечно плотной и  абсолютно незримой Точки-Частицы пять  с половиной миллиарда лет назад, а люди  вчера поздно вечером выбрали   свою Судьбу – до  конца жизни стоять  на коленях на своей-чужой Земле. Похоже, что  у многих наших соплеменников и соотечественников нет желания встать с колен, ибо многие из  них  предпочитают жить на коленях, чем  быть убитыми,  в колонне идущей вперёд за «горизонт событий»…


Анатолий АПОСТОЛОВ, писатель, поэт, публицист,
действительный член Международной Кирилло-Мефодиевской  академии славянского просвещения


Рецензии
Спасибо Вам Анатолий .Титанический труд.

Алевтина Андрющенко   22.03.2020 06:50     Заявить о нарушении