Агония Микрокосма - расщепление Человека
О трилогии в ямбических камланиях МИХАИЛА ФРИДМАНА «КосмАгония, или мирный человек, который, как бог, счастлив» М.2013, На правах рукописи.
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
Ф.И. Тютчев
Нет, ещё раз нет – не об агонии Космоса и Вселенной камлает нам поэт Михаил Фридман, не об агонии Макрокосма пророчит он нам. О расчленении и расщеплении на на атомы и элементарные частицы последнего звена божественного Творения – некогда совершенного Человека, о его стремительном падении в бездну Хаоса, в пустоту, в вечную Смерть повествуют нам эти псалмы-камлания.
Тема о «сумерках Богов», о крахе великой Легенды о совершенном Человеке, о гибели демиургов, дерзких атлантов и добрых «культурных героев» мифических времён для просвещённого читателя - не нова, но для поэтов, обладающих поэтическим и острым мифоэпическим сознанием, она, как старая добрая сказка, всегда нова и свежа.
Сфера космогонического и космологического для поэтического сознания очень широка, она тесно связывает Природу (макрокосм) и Человека разумного (микрокосм) в одно Единое и Нерасторжимое, ибо человек создан из элементов Мироздания, а наша Вселенная (одна из многих) происходит из Первочеловека Астрального. Эта истина утверждается автором в псалме 152 его стихотворной историософской трилогии.
С одной стороны лирический герой поэта Фридмана есть некая тень Человека Космологического, Эфирного, он далёкий потомок божественного носителя духовной власти, магической силы, неиствующего поэта-провидца и добытчика мёда поэзии Одина=Водана, он кровный брат одноглазого волка Гери и лучший друг мыслящего ворона Хугина. Герой лирической поэмы «Кос гония » предстаёт перед нами как олицетворённая сила Природы, как философская необходимость, как проявленный Логос, который
Невидим никому –
Поистине свободен.
Могу переорать
Своим профундо гром,
Могу сплясать ему,
Ведь я один, как Один,
Кто может глаз отдать
И не жалеть потом.
А с другой стороны он – запечатленный в камне потомок доисторической расы Великанов, Магов и Колдунов, носителей «третьего глаза», богов и полубогов, прошедших в своей эволюции все три стадии развития: минерального, растительного и животного. Здесь герой поэмы выступает, как последний потомок свидетелй эпохи «одушевлённых говорящих и мыслящих камней». Был замечательный период в антропогенезисе, когда Jupiter-lapis проявлял себя как «камень Судьбы», как «ворчащий пророчествующий камень», камень-оракул, «камень испытания», «камень висящий, самопередвигающийся - routers». Среди этого множества betyli, lithoi, мыслящих, живых, говорящих гранитных и мраморных глыб, был один качающийся камень – logan, чувствительный настолько, что даже мысль может привести их в движение». (Плиний. Естественная история. Т.1, с.96); Аккерман. Археологический индекс. С.54).
Бог мой! Сколько аналогий, сколько интерпретаций, воплощений и архаичных метаморфоз находим мы в эпохе Творения и ранней мифопоэтической мысли! Человек как «мыслящий тростник», человек как каменный грозный пророк и оракул, человек как говорящий мудрый лев. Лирический герой поэмы трактуется Михаилом Фридманом как ещё нерасчленённая и грубая гранитная глыба с уже животворными функциями и духовными переживаниями, как тот rudis indigestaque moles… (Oвидий. Метаморфозы. 1. 5-9)
Осмысливаю явь
Над бездною соблазнов.
Я - камень, мегалит:
Лингам или дольмен.
Попробуй-ка исправь
Себя, когда всё ясно!
Вся жизнь – метеорит,
И нет другой взамен.
Ты тут, а где-то там
Дерутся обезьяны:
Кто камнем, кто копьём,
Кто словом мечет в цель.
Всё это суета,
У всех свои изъяны,
И все мы время пьём –
Один и тот же хмель.
Современная передовая наука уже не отрицает, что сфера социального, структура и механизм человеческого общества (мезокосма) определяются космологическими принципами и аналогиями, что зачастую судьбы человеческих сообществ напрямую зависят от капризов нашего светила Солнца, и от момента прохождения всей Солнечной системы сквозь газопылевые облака Млечного Пути. Эта незримая, иногда прямая, но чаще опосредованная судьбоносная взаимосвязь между биоидами и различными космическими телами обозначилась немыслимо давно, сотни тысяч эонов назад, когда ещё
Великое Нечто во мраке угрюмо дышало,
Бездушная Бездна зияла, трава не росла…
(А.Апостолов)
Эта связь между макрокосмом и микрокосмом возникла почти одновременно с такими понятиями вселенского масштаба, как: свет-тьма; материя-дух; пространство-время; хаос-порядок; жизнь-смерть. Но если жизнь и смерть планет и других небесных тел (геологически активных, молодых, полуживых и старых) исходит извне, из глубин Вселенной, из макрокосма, то жизнь и смерть Человека исходят как извне, так и изнутри, из микрокосма, Высшего Я.
Жизнь и смерть Всего Сущего возникли в момент Большого взрыва, они будут ещё бесконечно долго сменять друг друга до полной гибели нашей Вселенной. Древние философы давно знали об этом, космогония, космология и астрология составили особый раздел тайных, сакральных знаний, что значительно повляло на становление ранних цивилизаций. В сакрализованном мире существуют высшие ценности и правила социума, его организация, структура пространства и времени. Вне этого сакрального, священного мира царит Хаос, господство случайного, разлад, распад, расщепление, стагнация процесса Творения, её начало и конец. Здесь человек как тварь, как последнее звено Творения окончательно вырождается, исчезает с исторического конвейера вместе со своими деяниями, достижениями и завоеваниями, в основном, в узкоземном, материальном масштабе.
В торжестве безвидного и безликого социального хаоса закономерно возникает в человеческих сообществах острый дефицит Демиургов, Творцов, Планировщиков, разного рода Инвенторов-инженеров и основателей данной культурной традиции.
Во время гонии микрокосма, в обществе потребления-истребления-разрушения, с его девизом: «Ешь один – и в темноте!» демиурги и «культурные герои» оказываются никому не нужными. В обществе тотального консюмеризма и монетаризма они не нужны даже «на общественных началах», они здесь – ненужный элемент, заблудшие на Земле между трёх сосен инопланетяне-лохи:
Я с Марса – не с Земли,
Я тут давно скитаюсь:
И верю, и люблю,
И мучаюсь, и злюсь,
В космической пыли
Среди мутантов маясь –
Вернуться б к кораблю,
Но ведь с пути собьюсь.
В Хаосе мутантов и дегенератов невозможно целенаправленное созидание по схеме: «Некто сотворил неким образом Некоего и нечто», ибо Хаос по определению Марка Аврелия, Анаксагора и поэта Аполлония Родосского, это беспорядочное состояние материи, а посему и Демиургу-планировщику. Демиургу-строителю сложно иметь дело с разделёнными, расчленёнными и расщеплёнными элементами и с беспорядочной смесью материальных стихий.
Хаос= нархия - это двоичное и безликое мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто, это – Бесконечность и Нуль одновременно. Здесь всё разделено, расщеплен каждый атом, обречена на распад даже элементарная частица типа базона Хикса, и в тоже время все разделённые элементы слиты в одно безвидное нераздельное целое, над которым не желает витать даже неуёмный творящий Дух. Наступает час Х, час торжества Великого Ничто.
Возникает абсолютная изъятость Хаоса микрокосма из сферы предсказуемого и «закономерного, определяющего фатальное движение человечества» (Ю.М.Лотман), проще говоря, предельная удалённость от сферы «культурного», человеческого и человечного, от Логоса, Разума, и как следствие – воцаряется мрак и ужас всех времён.
У поэта Михаила Фридмана это хаотическое и разделённое состояние микрокосма превращается в предмет трагического пафоса, а лирический герой поэмы-трилогии в мифологический образ, в последнего на Земле демиурга, который одновременно универсален и космичен, и переживается автором глубоко интимно, мрачно и экстатически.
Но не всё так безнадежно как это кажется на первый взгляд. С одной стороны древний, античный образ Хаоса, изображённый поэтом, представляется нам как образ космического первоединства, где расплавлено всё Бытие. А с другой стороны он явлен нам как универсальный принцип непрерывного, бесконечного и беспрерывного становления, вечно творящее живое лоно, в котором зарождается мир. Этот Хаос всемогущ и безлик, он бесформен, но в итоге он всё оформляет. Через свою некую неведомую нам энергию (божественное либидо Либера-Патера – А.А.), он побуждает расщеплённые элементы к соитию, к порождению. Вот почему у Аристофана Хаос может порождать мировую жизнь с помощью Эроса способного вдохновить любую, даже косную тварную частицу искать «свою половинку», желать её.
Михаил Фридман в изящной форме псалмо-камланий повторяет взгляд Аристофана и Вергилия на двойственную, гибельно-порождающую суть «Хаоса вокруг нас и хаоса внутри нас». Поэт изложил в стихах некую пародию на орфическую космогонию, где в качестве Творца выступает некий ТОТ, КТО МОЖЕТ ВСЁ, «Устроитель Miра» - Mundi fabricftor и «Мастер вещей» - opifex rerum. Он может развернуть мир во всей его красе и может предать его уничтожению.
По мнению пифагорейцев и орфиков, этот великий Фабрикатор Мiра и Мастеръ вещей сумел породить из Хаоса и Эфира первого Андрогина, мужеженское начало, окончательно впавшее затем в материю как в «ужасную бездну» земной жизни. В этой жизни-прозябании ставшей подобием «безвидного, безликого» Хаоса снова разрушается всё оформленное, распадается духовный стержень, с трудом сохраняются архаичные истоки жизни «твари разумной», но не сама Жизнь. Мятежная ненасытность низменных страстей и вожделений с самомнительной наглостью бросили вызов Законам Природы и законам общества. Последний «культурный герой» нашей эпохи, лирический герой поэмы-камлания Михаила Фридмана мудро и стойко переживает этот очередной закат очередной человеческой цивилизации. Зная причины краха великой Легенды о совершенном Человеке, поэт и пророк сохраняет в себе надмирное спокойствие богов и в этом своём миросозерцаии выявляет себя в образе некоего «мирного, простого человека», который может быть «счастливей Бога, живёт без мумий и мумиё» (Пс. 153). Его пророчество – это новый звенья старой цепи исторического конвейера.
Не будет нас, и не придут другие –
Вода накроет все материки.
И мы друг другу будем так близки,
Столкнув потомков с предками впервые.
………………………………………………………………
Планета станет выжженной пустыней,
Рельеф кардиограммой скроет фарс,
И Кто-то назовёт планету “Марс”
И, щупальцами разгребая иней,
Найдёт окаменелый череп мой –
Булыжник, – жалом щупая глазницы.
Гипотезами станут небылицы
О нас – цивилизации земной.
О том, что мы слабы и примитивны:
Нам дан был шанс стать равными Ему –
Тому, кто перемешивает тьму
И верит справедливости наивно.
Поэт и мыслитель Михаил Фридман твёрдо верит в творческие силы человека, которые были и остаются даром Божественной Мудрости, но не результатом греха. Догма «проклятия», под тяжестью которого со времени Адама и Евы и по сей день страдает человечество, глубоко чужда автору поэмы «Кос гония», ибо он, прежде всего Поэт Посвящённый, и это через него Бог обращается к нам. Известно, что «как Бог говорит с людьми через святых, так он говорит и через поэтов» (Ю.М.Лотман). Проклятие Кармы обрушилось на первопредков не за их попытки к естественному сочетанию, а за злоупотребление творческой мощью, за оскверенние божественного дара размножения ради изощрённой похоти. Семя Жены-похоти раздавило главу семени плода Кармы и божественной Мудрости, обратив священную тайну размножения в животную страсть и половые извращения. Интеллектуальная эволюция в эпоху необузданных страстей, прогрессируя вместе с физическим развитием, стала проклятием вместо благословения. Проклятие с физиологической точки зрения, несомненно, ибо оно очевидно. Орудием кармического проклятия является вырождение и дебилизм. Закон Кармы постепенно и как то незаметно изменил физиологически, физически, морально, психически и умственно природу божественного человечества в эпоху титанов и демиургов.
Человек разумный и совершенный из здорового царя животного царства за последние двести лет стал жалким, низкорослым, уродливым золотушным существом, богатейшим наследником мерзких болезней, телесных и наследственных.
Последнее звено Творения оскорбило своими гнусными деяниями своего Творца: человек стал наиболее сознательным, смышленым, болезненно алчным, хитрым и подлым из всех животных зверем-антропофагом.
Осознавать, чувствовать и знать, что твоя астральная душа бессмертна - самое безмерное счастье. Иметь надежду снова быть востребованным по кармическому закону не каждому дано. Как правило, этого дара бессмертия в Мгновенной Вечности в первую очередь удостаиваются святые, пророки и поэты, бескорыстные носители высокого искусства, божественной Мудрости и Логоса.
Искусство даёт человеку возможность пройти множеством дорог, которые не были им пройдены, пережить много раз непережитое и непрочувственное. Последний «счастливый, мирный» и психически нормальный «культурный герой» Михаила Фридмана твёрдо знает, что Творец Мироздания – не педагог и не воспитатель, а прежде всего Учёный, а посему человек Ему всегда был и остаётся интересен, как интересно всё Сущее и всякая тварь Им сотворённая. Эти историософские мысли и чувства, пророческие предчувствия хорошо переданы Михаилом Фридманом в Псалме 154, в заключительном псалме-камлании этой удивительной философско-лирической поэмы, которая явилась одним из шедевров современной русской изящной словесности просветлённого пессимистического направления:
Когда сойдутся звёзды выбрать ген,
И станет этот ген их соглашеньем,
Начнётся осторожное сближенье
И напряжение, и притяженье,
И жжение, и ржанье, и сраженье
С пренебреженьем, с головокруженьем –
До униженья, до кровосмешенья!
От искушенья и до воскрешенья,
Преображения и разрушенья
Мечты – веками не вставать с колен.
…………………………………………………………
Земля, она живая – спору нет:
Шесть миллиардов душ – её нейронов,
Нейтронов и Неронов; и Харонов;
И апейронов; и рабов, и тронов,
И каждому из них – из тех патронов –
Дано попасть в геномы миллионов
Их клонов,
И хотя не без уронов,
Но это шанс созвездий и планет.
……………………………………………………
Меня хранят Юпитер и Луна,
И предки в пирамидах-мавзолеях.
Гляжу на кромлех и менгир и млею:
Теплее грусть и выше, и светлее.
Чем злее идол, тем быстрей истлеет.
В себе жалею Леля-Водолея,
Аллели алыми аллеями лелея.
Болею, потому что тяжелее
Становится искать вину вина.
Я твой Сатурн, я Властелин Колец,
Ты нимфа, покровительница Леты.
Я знаю наизусть твои ответы:
И на фурор, и на фиаско – вето.
Но мне-то! –
Открой свой ген и все его секреты,
Ведь где-то метеоры и кометы
Летят в меня, но это –
Не конец.
Ни Некрономикон, ни Гримуар,
Ни Стоунхэндж, ни пектограммы йети –
Ничто, что ловит любопытство в сети,
Не может смертных приучить к планете
И смертным объяснить, как жить на свете,
Где света меньше тьмы, где гибнут дети –
И те, и эти –
Дома, в лазарете, и в кювете
И во сне, когда – кошмар.
Планета избавляется от блох
Посредством спиритических сеансов.
У разных предков разных рас нет шансов:
Ни мансов, ни финансов, ни романсов,
Чтоб как-то повлиять на ход пасьянсов.
Мир глянцев даже без американцев!
И Вицлипуцли бросит мексиканцев –
Нет шансов:
Так разгневан добрый Бог!
Да будет Им разрушен Карфаген!
Экклезиасту по душе решенье,
Увидеть человечество мишенью.
Всё суета: и хаос, и движенье.
Вся жизнь – священное самосожженье
В еде, во власти, в жажде размноженья,
Чтоб вновь от искушенья – к воскрешенью.
И между нами то же притяженье,
И нам с тобою впредь не встать с колен –
Похоже, звёзды выбрали свой ген!
Поэт Михаил Фридман прав – звёзды давно-недавно выбрали свой ген, сразу же после Большого Взрыва бесконечно плотной и абсолютно незримой Точки-Частицы пять с половиной миллиарда лет назад, а люди вчера поздно вечером выбрали свою Судьбу – до конца жизни стоять на коленях на своей-чужой Земле. Похоже, что у многих наших соплеменников и соотечественников нет желания встать с колен, ибо многие из них предпочитают жить на коленях, чем быть убитыми, в колонне идущей вперёд за «горизонт событий»…
Анатолий АПОСТОЛОВ, писатель, поэт, публицист,
действительный член Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения
Свидетельство о публикации №113102002831