А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 49-50
«Свобода, которая так манит человека, есть иллюзия.
В Беспредельности есть свобода выбора и в этом вся
красота. Свобода выбора утверждает человека.
И назначает человек сам себе мир следствий. Так
творится жизнь зависимости. Нескончаемы
существования и связи явлений строительства».
(Агни-Йога, Беспредельность, ч. 1, шл. 193)
Осознание соотношения свободы1) и необходимости2) после изучения предыдущих глав имеет важное значение для определения возможностей человека, и особенно в период его земного существования.
Современное понимание «свободы» чаще всего сводится к ее трактовке как «возможности поступать так, как хочется». Подобное толкование формировалось не одно тысячелетие и связано с специфическим представлением человека об окружающей его Природе. Рассматривая существование любого живого организма в Природе, люди пытались доказать, что стремление к свободе заложено в самой природной сущности этих организмов. Отсюда вытекал вывод о природном стремлении человека к свободному существованию, что было вызвано необходимостью сформулировать место, роль и необходимость свободы в обществе.
Наиболее примитивным, но и наиболее распространенным, пониманием свободы является ее трактовка как ничем не ограниченное, практически независимое существование человека от условий окружающей его среды. Именно с позиций такого подхода понимания свободы возникает еще одно понятие - абсолютная свобода, то есть полная независимость объекта от окружающего мира.
«Всяческое беззаконие совратители называют полнейшей свободой».(8,с.363)
Однако такой подход понимания свободы пренебрегает существование множества взаимосвязей любого объекта с окружающим Миром, без которых само появление и существование объекта оказывается невозможным.
Другой подход в понимании свободы является позиция марксизма, полагающего, что свобода человека - есть фикция, но при этом говорят, что люди обладают относительной свободой, сохраняя возможность выбора целей или средств их достижения. Иначе говоря, свобода, как таковая, в их понимании, не существует, а есть лишь свобода воли, то есть ограничивают рамки понимания свободы лишь психической деятельностью человека.
С понятием «свобода» тесно связано и понятие «необходимость», рассматриваемое обычно как существование объективных связей окружающего мира. Признавая наличие в Природе необходимости, мы будем вынуждены говорить о некой изначальной ограниченности свободы. Такой подход позволял подогнать многие явлений и процессы в жизни общества под критерий «необходимых», то есть продиктованных самой Природой, своеобразной природной необходимостью, предопределенностью, граничащей с фатальностью3).
Стремясь понять, возможно ли существование свободы как таковой, а если да, то в чем она заключается, необходимо исходить из анализа существующих в Мире взаимодействий, основанных на различных Законах. Следовательно, мы должны признавать (либо отрицать) существование порядка или хаоса. Если порядок непосредственно связан и продиктован Законом, то хаос, в его обычном понимании, представляется как полное отсутствие в нем каких-либо закономерностей и порядка. Как мы уже рассматривали ранее, все в Мире устроено по определенным Законам, Принципам, все упорядочено, и даже тогда, когда мы упоминали понятие «хаос», мы оговаривались, что это лишь условное понятие, вводимое для того, чтобы показать неисследованность какого-то уровня существования Мира.
(Говоря о закономерности4), мы не можем не сказать несколько слов и о случайности5). Случайность, как таковая, объективно в Мире не существует. Она лишь есть нынешний показатель познания человека (людей) в какой-либо сфере исследования Мира. Там, где мы не замечаем или не знаем о существовании неких закономерностей, мы видим случайность событий, явлений или процессов. В действительности, как мы уже говорили в главе о Карме, все имеет свою причину, свою природу).
Если необходимость тесно связана с проявлением закономерности, то с чем же связана свобода? Или ее действительно нет вообще, а есть лишь наше познание и отношение к Миру, которое формирует принятие или непринятие действующих закономерностей?
Для ответа на эти вопросы вновь обратимся к ранее рассмотренным Принципам. Мы уже убедились в том, что каждый Принцип предуготован предыдущим и сам является основой для проявления последующего, а следовательно можем говорить о закономерности, то есть необходимости. При анализе Вселенских Принципов, мы рассматривали наиболее совершенные формы организации АТОМОВ и вихрей, оговариваясь при этом, что кроме этих совершенных совокупностей существуют совокупности, структура которых отличается от первых. Мы также говорили, что это есть не нарушение гармонии или Закона, а вызвано тем, что взаимодействуют АТОМЫ или вихри с различным, отличных от сильных, соотношением энергии, что и определяет построение таких структур. Мир основан на взаимодействии не только объектов с сильными связями, но и иных объектов, имеющих оптимальные или слабые связи. Именно этим и объясняется то обстоятельство, почему в Мире, наряду с совершенными формами, существуют и менее совершенные. Закон взаимодействия распространяется на Все сущее на проявленном плане, а потому любые процессы, явления и события необходимо рассматривать как закономерные, вызванные той или иной причиной (необходимостью). Случайностей в Мире нет.
Человек, а также любое существо, обладающее сознание, представляет собой также определенную систему, подчиненную как Космическим и Вселенским Законам, так и Законам, определяющим существование самой этой системы с учетом конкретного ее нынешнего состояния. Совершенен или менее совершенен человек - определяется множеством причинно-следственных связей как прошлых, так и нынешнего воплощения. Он существует в бесконечной цепи взаимодействий окружающего его Мира, испытывает на себе это взаимодействие и сам является источником новых взаимодействий. Мы также говорили ранее, что в основе взаимодействия человека с окружающим Миром лежат взаимодействия тонких Планов человека и его физического тела. Совокупность этих взаимодействий и формирует отношение и взаимоотношение человека с окружающим Миром. Иначе говоря, то или иное состояние тел человека определяет его место и ориентацию взаимодействия с Миром. Восприятие этого взаимодействия формируется в сознании человека, и именно оно определяет направленность поведения человека.
Говорить о том, что человек свободен в выборе своего отношения к Миру и в уровнях взаимодействия с ним, нельзя, поскольку, являясь носителем соответствующих соотношений энергий, он уже вступает во взаимосвязь с Миром и именно на том уровне, который соответствует его внутренней характеристике. Но при всей ограниченности уровня взаимодействия, у него есть определенный диапазон, в котором такое взаимодействие может осуществляться. Этот диапазон имеет как высший, так и оптимальный и низшие уровни. (Здесь можно привести аналогию с любым электрическим прибором, который может эффективно использоваться только в определенных условиях, с определенной нагрузкой и с учетом целого ряда других параметров. Например, при повышении напряжения в сети выше допустимых значений, прибор может выйти из строя, а при недостаточном напряжении прибор не сможет вообще работать). Так и человек, в зависимости от своих энергетических возможностей, способен взаимодействовать с Миром на определенном уровне, то есть свобода оптимального его взаимодействия ограничена.
Что же касается самого взаимодействия человека с Миром в условиях этих ограничений, то здесь, на первый взгляд, у него есть свобода выбора: на каком уровне взаимодействовать. Выбор этот осуществляет его сознание, которое может само выбирать уровень, исходя из целого ряда критериев. Основным критерием выбора является стремление к достижению гармонии человека с Миром. Но вот понимание уровня гармонии во многом определяется степенью развития сознания.
Люди с развитым сознанием в большей степени ориентированы и стремятся взаимодействовать с Миром на более высоком уровне, стремятся преобразовать себя настолько, чтобы быть готовым в иные, еще более высокие сферы Мира. Тем самым они, с одной стороны, постепенно расширяют возможный диапазон взаимодействия и тем самым возможность выбора поведения. С другой стороны, по мере расширения высшего предела возможного взаимодействия, у них уменьшается, а в конечном итоге и вообще отпадает необходимость взаимодействовать с Миром на самых низших уровнях первичного диапазона, кроме случаев, вызванных необходимостью поддержания физического тела в оптимальном состоянии.
Люди средней степени развитости сознания, как правило, взаимодействуют с Миром в пределах всего существующего диапазона и, в зависимости от определяющей направленности и выбранного уровня, соответствующим образом преобразовывают свои тела, меняют соотношение между ними. При этом, ориентируясь на средний уровень диапазона, они не совершенствуются, но и не деградируют.
Устремляясь к низшему уровню диапазона, они утрачивают свое прежнее соотношение энергий между телами, большее влияние в жизни приобретают Физический План и низшие слои Астрального Плана, а значение и степень развития Ментального и Буддхического Планов у них снижается. Соответственно у таких людей диапазон взаимодействия с Миром изменяется путем снижения высшей границы диапазона и расширения низшей.
Эти три примера позволяют понять, насколько важно стремиться к правильному пониманию уровня гармонии взаимодействия с окружающим Миром.
Но даже в рассматриваемых примерах, хотя мы и говорили о свободе выбора уровня диапазона взаимодействия, трудно признать действительное наличие свободы.
Независимо от степени развития сознания, изначально в каждом человеке существует необходимость гармонизации всех его Планов, ориентированная на развитие высших Планов. Если человек осознает это, предпринимает для этого соответствующие действия, он устремляется, в силу существующей необходимости, к своим Высшим Планам, то есть действует в соответствии с Законом гармонии, являющейся для него необходимостью. Если же человек, испытывая необходимость гармонизации своих Высших Планов, не предпринимает ни каких действий для этого, он не соблюдает Закон гармонии, а следовательно не следует необходимости. Когда же человек не только не стремится к гармонизации своих Высших Планов, не только не удерживается на прежнем уровне, но и предпринимает действия, образующие новые нарушения гармонии, то есть еще больше устремляется к своим Низшим Планам, он прямо нарушает Закон гармонии, порождает новые отрицательные причинно-следственные связи, то есть полностью пренебрегает существующей необходимостью.
Из этого следует, что так называемая «свобода» в чистом виде не существует, поскольку весь Мир основан на Законе. Что касается «свободы выбора» или «свободы воли», то их можно рассматривать как ОСОЗНАНИЕ, СПОСОБНОСТЬ, ЖЕЛАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТЬ СЛЕДОВАТЬ ЗАКОНУ ГАРМОНИИ, то есть опять же мы фактически будем говорить о соблюдении существующей необходимости. Человека ни кто извне не заставляет делать этого, здесь нет ни какого внешнего насилия, но сама его природа требует стремиться к гармонии. Свобода выбора или воли здесь становится осознанной необходимостью. Нежелание следовать этому Закону гармонии - есть попытка нарушить или избежать существующей необходимости, а «свобода выбора» или «свобода воли» в этом случае становятся «свободой на противодействие с Миром», влекущей за собой отрицательные последствия, а следовательно являются «свободой на ошибку». Природа, основанная на стремлении к гармонии, не может себе позволить существование чего-либо свободной от нее, что бы не подчинялось ее Законам.
«Независимость существования человека является невозможностью. Сущность космического магнита настолько связывает космические явления между собой, что невозможно представить себе независимое существование. Только космический магнит может одно существование включить в цепь для проявления.
Так сложно сочетание всех элементов, что недоступно человеку усмотреть все проявления жизни. Вселенная в огне, и бушует огонь пространственный. Легко проследить, как одно кольцо влечет за собой другое. Как один нарост утверждает другой. Как одна жизнь предсказывает другую. Но не легко человеку принять истину о его зависимости. Ведь ту цепь существований не прервать, не выделить себя, не приостановить течение. Как один поток Вселенная!»(18,ч.1,шл.193)
Любой объект, существующий в Мире, может быть свободен лишь тогда, когда он не испытывает на себе ни какого воздействия чего-либо другого, в том числе и какой-либо закономерности. Такое возможно лишь в так называемом «Абсолютном Вакууме», которого в действительности нет. Природа не терпит пустоты, а Все Сущее в Мире взаимосвязано, следовательно ничто в Мире не может быть свободно.
В связи с вышесказанным, можно сказать следующее: как таковой свободы в чистом виде или в ее абсолютном понимании в Мире не существует. То, что мы можем признать свободой воли или свободой выбора - это лишь сумма вариантов возможного поведения, из которых сознание имеет возможность выбрать наиболее правильный. Результат выбора будет определяться степенью развития сознания, что в свою очередь определяется наличием гармонии между различными Планами (Бытия, Сознания или человека) на более высоком уровне их взаимодействия. Чем более тонкий уровень строения Мира мы будем рассматривать, тем в большей степени будет проявляться Единство Мира, наличие и действие в нем различных закономерностей, а, следовательно, практически все взаимодействия будут предопределены и обусловлены различными Законами. В такой ситуации говорить о какой-либо свободе практически невозможно. В то же время, чем более грубый уровень понимания Мира мы будем рассматривать, тем больше нам будет казаться, что человек или иной сознательный объект обладает некой свободой, пусть даже относительной.
Такая постановка вопроса может быть истолкована отдельными читателями как сведение всех процессов, явлений и событий к фатализму. Но при более внимательном изучении не трудно заметить, что не все в Мире подвержено слепой предопределенности, некой безысходности. Сама жизнь показывает, что живые существа, в том числе и человек, способны поступать алогично, явно вопреки Закону или здравому смыслу. Таким образом, фатальность событий, явлений и процессов в Мире исключается. Кроме того, если учесть, что сознанию живого существа практически постоянно приходится делать выбор в множестве существующих вариантах поведения или реакций на воздействие окружающей среды или внутренних психических процессов, отрицать свободу воли или свободу выбора невозможно. Даже тогда, когда в отдельных ситуациях субъекту может казаться, что существует лишь один единственный вариант поведения или реакции, при более глубоком анализе всегда можно найти массу других вариантов. Другое дело, насколько правильным будет такой выбор, но сам выбор относительно свободен.
Из этого следует, что «свобода выбора» или «свобода воли» - это относительные категории, присущие сознательным существам, реализуемые исходя из складывающихся условий существования. Чем более совершенно сознание, большим объемом реальных знаний обладает такое существо, тем более свободен его выбор, ибо учет всех или максимально возможного числа необходимостей, осознанных таким сознанием позволяет более свободно и правильно сделать выбор. Примером может служить движение по лабиринту: человек волен двигаться в любом направлении, пока он не упирается в стену или тупик. Но только тот, кто-либо знает краткий путь, либо знает принцип лабиринта (держась за одну сторону рано или поздно можно выйти из лабиринта) способен выйти из него. Тот же, кто будет стремиться выйти из лабиринта наугад, может либо найти выход с минимальной степенью вероятности, то есть, что называется, случайно, либо так и остаться в лабиринте.
Если говорить о свободе и необходимости применительно к практической жизни человека, то здесь необходимо учитывать целый ряд аспектов.
Рассматривая историю развития человечества с позиций современной науки, можно сказать, что на ранних этапах человек, обладающий минимальными знаниями о Мире и испытывающий на себе всевозможные воздействия окружающей среды, фактически, находился в полной зависимости от этих внешних условий, то есть в большей степени действовал в силу неосознанной, но реальной необходимости. Незнание, пробуждающее страх, максимально сковывали даже относительную свободу выбора и свободу воли. По мере накопления знаний, открывая закономерности Мира, человек, учитывая их влияние и объективность существующих необходимостей, находя возможность избежать их отрицательное воздействие, все меньше боялся Мира, чем расширял возможности свободы выбора и свободы воли. Современный человек, чьи познания Мира, учитывая определенные успехи науки и жизненный опыт человека, все меньше испытывает страх перед известной ему Природой, но сферы Тонких Миров, оставаясь практически неведомыми, продолжают оставаться таинственными, порой вызывающими чувство страха, а потому являются непознанными необходимостями.
Вместе с тем, человек всегда стремился добиться максимальной свободы в своем поведении. То, что мешало или мешает, по его мнению, правильному поведению, он стремится устранять всеми известными и доступными ему путями. Удавшиеся попытки покорения Природы, подчинения окружающих его людей, создают ситуацию, когда свобода поведения одного человека увеличивается за счет ограничение свободы Природы или других людей.
Рассмотрим это на следующем примере:
а)
1 2
3 4
б)
1 2
3 4
Рисунок 89
На рисунке 89 «а)» изображены четыре человека, обладающие равными объемами свободы, границы которой хотя и соприкасаются с свободой соседних, но не нарушают их объемы. В данном случае взаимодействие всех этих людей гармонично и не нарушает какой-либо гармонии.
На рисунке 89 «б)» мы видим, как объем свободы одного человека (3) увеличен за счет уменьшения объема свобод трех других (1,2,4). Здесь становится очевидным, что возникает очевидная дисгармония, в результате которой вышерассмотренный энергетический баланс нарушен, а следовательно возникают соответствующие причинно-следственные связи. Для того, чтобы восстановить этот энергетический баланс необходимо объем свобод всех рассматриваемых людей привести в первоначальное положение. А это возможно только через уменьшение свобод 3-го и увеличение свобод 1,2 и 4.
Почему произошло увеличение объема свобод одного, и уменьшились свободы трех других участников рассматриваемого примера, а также каковы пути восстановления нарушенной гармонии - тема отдельного разговора, но все же кратко остановимся на этом.
Увеличение объема свободы может осуществляться на разном уровне воздействия одного человека на других: физический, астральный и ментальный, но чаще всего воздействие это носит комбинированный характер. Воздействуя на других людей на физическом плане, например, при завоевании группы людей, (за счет физической силы, оружия или объединения своей силы с чьей-то еще), человек вызывает у окружающих соответствующие эмоциональные и чувственные реакции, (астральный уровень - страх, покорность и др.), что, в свою очередь, не мыслимо без соответствующих мыслей и установок на ментальном плане. Воздействуя на окружающих на астральном плане, например, запугиванием людей, (нагнетание страха, принуждение к покорности) отражается как на ментальном, так и на физическом уровне. Воздействуя на окружающих на ментальном плане, например, путем обмана или используя незнание других, (используя силу знаний или опыта с отрицательной направленностью для подавления воли и свободы) также отражается на астральном и физическом уровне окружающих.
Соответственно на таком же уровне должна быть и восстановлена эта гармония, то есть уменьшение свободы человека, ранее необоснованно увеличившего ее за счет других, будет осуществляться аналогичным способом: завоевателей победят той же физической силой; запугивающий сам испытает страх, а обманщик будет обманут. Но и при этом также не исключается комбинированные способы восстановления гармонии и свобод. Вопрос о том, когда и кем это будет сделано, определяется уровнем порожденных причинно-следственных (кармических) связей. Это может быть: прошлой Кармой (отрабатываются прошлые воплощения); в ближайшее время (текущая Карма или будущая Карма данного воплощения); в будущем (будущая Карма - Карма будущих воплощений).
Мало кто из ныне живущих людей задумываются о том, что, посягая на свободу других, они предуготавливают в будущем такое же ограничение свободы своей собственной. Сколь бы длительным не было насилие одного (одних) на другого (других), когда-то этот источник силы иссякнет, и гармония будет восстановлена с соответствующими отрицательными последствиями для первых.
Более подробно об этом мы будем говорить в последующих главах и разделах.
Может ли человек, являясь частью Мира, представляющий собой сложнейшую совокупность и входящий в состав совокупности себе подобных, или даже меньшего уровня развития, быть свободным от окружения? Безусловно, нет. Даже отшельник, живущий в лесу в одиночестве свободен только от общения с людьми, но не свободен от Природы. Губительное отношение к Природе, которое можно рассматривать как покушение на ее свободу, рано или поздно вернется человеку в виде различных экологических проблем, что мы сейчас можем наблюдать. Любой тиран рано или поздно будет свергнут, убийца или вор пойман и наказан, обманщик уличен или обманут другим и т.д. Даже если это не произойдет в данном воплощении, возмездие настигнет человека даже сразу после его смерти, не говоря уже о будущих его воплощениях.
«Чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством».(8,с.352)
Только тот, кто стремится жить в гармонии с Природой, себе подобными, не посягая ни на чью свободу, а стремясь расширять сферу гармоничных взаимоотношений с Миром, может чувствовать себя достаточно свободным, поскольку сфера проявления необходимостей в отношении его будет не только менее чувствительной для него, но и, будучи осознанной, будет правильно воспринятой как единственно правильное поведение, а потому и будет расценена как свободный выбор или свободная воля.
Именно поэтому особую роль в правильном отношении человека к свободе и необходимости играют осознанные самоограничения.
Прежде всего, необходимо сказать, что речь идет не об каких-то произвольных самоограничениях, а об основанных на действующих объективных закономерностях. Только тогда, когда человек познает действующие в Мире Законы, понимает их проявление в повседневной жизни, влияние их на человека и возможность достижения совершенствования, возможно, определять и внедрять в жизнь самоограничения. В этом случае самоограничения будут представлять собой определенные запреты на какое-то нежелательное или недопустимое поведение, избегая которых человек сможет придерживаться, соблюдать, поддерживать или развивать свое гармоничное взаимодействие с Миром. Осознавая точно или хотя бы в большей степени, что в действительности допустимо, а что нет, человек будет практически избавлен от ошибочного поведения в различных ситуациях, сумеет правильно использовать возможности своего организма, познать и достичь целей своего нынешнего воплощения и, в конечном итоге, более эффективно пройти свой жизненный путь, сделав положительный задел на будущие воплощения.
Эти самоограничения могут и должны касаться практически всех уровней жизни человека и быть сгармонизированными. В свою очередь это возможно только через расширения знаний человека о Мире.
В жизни мы часто сталкиваемся с различными самоограничениями различных людей: диеты, посты, нагрузки, закаливание и др. Причем диапазон таких самоограничений колеблется от легких нагрузок до жесточайшего самоистязания, что свидетельствует, что люди совершенно не осознают последствия творимого ими.
Любое самоограничение должно быть осмыслено человеком в самых различных аспектах, ибо в противном случае можно либо ничего не добиться, либо просто навредить своему организму. Даже религиозные посты, большинство из которых действительно продуманы и целесообразны для большинства людей, должны соблюдаться людьми индивидуально, с учетом состояния и возможностей конкретного человека. Что же касается сотен, тысяч разнообразных диет, в том числе и признанных современной наукой, то положительное их воздействие может быть обеспечено лишь тогда, когда кроме ограничений в пище (воздействие на физическом уровне) будет совмещаться с изменением образа жизни и мышления на тонких уровнях. Мы уже говорили, что болезнь, то есть любые нарушения нормальной деятельности организма, чаще всего имеет энергетическую или кармическую основу, а следовательно одним лишь питанием вылечить болезнь невозможно. Возможно, достичь временного улучшения здоровья, даже снять многие проявление болезни на уровне физического тела, однако энергетические корни болезни не будут устранены, а следовательно через какое-то время болезнь либо вновь проявится, либо приобретет какие-то другие формы.
За всю историю человечества люди неоднократно меняли свои представления о гармонии человеческого тела. Но наиболее близки к пониманию этого были художники эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.) знавшие природную гармонию фигуры человека. Однако в дальнейшем представление о гармонии тела и его красоте претерпели значительные изменения и то, что сейчас признается эталоном мужской и женской красоты тела, далеко не отвечает замыслам Природы. Стремление современных мужчин и женщин к формированию фигуры, соответствующей современным взглядам, противоестественно, а, следовательно, все диеты, тренировки и упражнения, предпринимаемые ими только для этой цели - есть ни что иное, как совершенно неоправданное и вредное для организма самоистязание.
Еще более опасны неоправданные самоограничения среди лиц, стремящихся к достижению «духовного совершенствования» самостоятельно. Прочитав в соответствующих книгах о необходимости изменения питания, различных физических и психологических тренировках и приемах, возможности раскрытия энергетических центров и приобретения определенных уникальных способностей, немало людей пытается все это сразу применять не себе. И потому нередко такие попытки заканчиваются не только серьезными проблемами на уровне физического тела, но и глубокими расстройствами психики, разбалансировкой Тонких тел.
Древние действительно могли достичь тех целей, которые ставят современные «последователи», но они совершали все это под постоянным контролем наставника (Учителя, Гуру, жреца и др.), которые не только знали правила и порядок применения этих приемов, но и готовили своих учеников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Учеников готовили не столько на физическом уровне, сколько гармонично и последовательно развивали их тонкие тела. Правильный комплекс самоограничений, прежде всего, менял внутреннюю энергетическую структуру, осознанные запреты становились образом жизни и нормой поведения, уже не только не воспринимаясь как ограничение или насилие, а становились необходимостью, что создавало ощущение свободы. Напряжение и неприятные ощущения первого периода сменялись ощущением радости, уравновешенности и спокойствия, как признаков приближения к действительной гармонии.
Только через осознание Законов Мира, существующих проявлений необходимости и стремление к гармонии со Всем Сущим живущий на Земле человек способен ощутить высшее возможное для него чувство свободы.
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
_____________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 20 октября 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4
Свидетельство о публикации №113102001836