Мерцанье звёзд, и голосок мерцает... Валентине Тол

Валентине Толкуновой

Игорю Огнёву

http://www.stihi.ru/2013/07/18/6080

*
Мерцанье звёзд, и голосок мерцает -
Как будто, обрываясь, пропадает -

Но снова есть. Летит-летит планета
По ледяной космической пустыне,
Так много ада на планете этой,
Но голосок, мерцая, не остынет,

Стучат часы, перетирая цепи
С навешенными гирями. Светает.
Толкиенист, поэт, совместно - рэпер
Четвёртой, пятой стражи ожидает,

И стража, озаглавленная боем
Часов, вновь протекает, отделяя
От часа час. Меж бурей и покоем,
Меж раем ада и меж адом рая.

И голосок Валюши Толкуновой,
И радио с названьем старым Ретро.
На кухне диалог от слова к слову
Всё переходит, вновь в квадратных метрах

Каких-то - соберутся снова люди,
И занавесят дымом сигаретным
Себя от мира. Там прощают, судят,
Там горячатся, в темноте бессветной

На небе среди смога звёзд не видно,
Чуть продышала малое оконце
Луна в стекле морозном. Такта, ритма
Эстрадного не слышно, ветер бьётся,

И голосочек плачет, вежлив, просит,
Перебивает плачем вдруг Вертинский.
Валюшино сознание уносит
Из ада в рай библиотек - Берлинских,

Израильских, иезуитских, Венских.
Войны своей средь века не заметив,
Куда вдогонку между звёзд за Ленским,
Который бы стоял на парапете,

Читал стихи, и был бы скошен пулей,
И, не заметив этого, продолжил
Читать стихи. В районе все уснули.
В Москве, и в Украине, и в Заволжье.

Всё спит. Всё сном укрыто. Перечислить -
И вышла бы поэма. Всё уснуло,
Безмолвно всё, лишь ветер треплет листья,
Лишь, накренясь, скребёт порог сутуло

Тот старый вяз. О, лишь душа метётся,
Рыдает на такой высокой ноте,
Пока хозяин спит. Снег... Остаётся
Нам кануть в мировом круговороте...

               
                19.10.2013


Рецензии
Голос у Толкуновой В. был очень нежный , необычной окраски, красивый , очень подходил под характер чистой русской женщины! Спасибо Вам за прекрасное посвящение!

Галина Новоселова   28.10.2013 22:11     Заявить о нарушении
Толкунова была одним из голосов времени. Чтобы всё, это, по-хорошему и по-доброму.

Говорят /поют/ - а может, злобно искажают - что этот голос времени не выдерживал войны ежедневной, там и здесь частными очагами вспыхивавшей на улицах, в глубинке и в правительстве. У - Галича, что ли? - товарищ Грошева с говорящей фамилией не только потому Грошева, что ей не надо материального, а ещё потому, что предала себя и теперь пустышка, что-то внешнее, легковесное, граммофон, то же самое повторяющий - ну, ещё фантом "добожелательности", по-привычке вокруг себя транслируемой. Точно, Галич, нашла в Сети:

Красный треугольник
…Ой, ну что ж тут говорить, что ж тут спрашивать?
Вот стою я перед вами, словно голенький.
Да, я с Нинулькою гулял с тёти Пашиной,
И в «Пекин» её водил, и в Сокольники.

Поясок ей подарил поролоновый
И в палату с ней ходил в Грановитую.
А жена моя, товарищ Парамонова,
В это время находилась за границею.

А вернулась, ей привет — анонимочка:
Фотоснимок, а на нём — я да Ниночка!..
Просыпаюсь утром — нет моей кисочки,
Ни вещичек её, ни записочки!
Нет как нет,
Ну, прямо — нет как нет!

Я к ней в ВЦСПС, в ноги падаю,
Говорю, что всё во мне переломано.
Не серчай, что я гулял с этой падлою,
Ты прости меня, товарищ Парамонова!

А она как закричит, вся стала чёрная:
— Я на слёзы на твои — ноль внимания!
И ты мне лазаря не пой, я учёная,
Ты людя́м всё расскажи на собрании!

И кричит она, дрожит, голос слабенький…
А холуи уж тут как тут, каплют капельки:
И Тамарка Шестопал, и Ванька Дёрганов,
И ещё тот референт, что из органов,
Тут как тут,
Ну, прямо, тут как тут!

В общем, ладно, прихожу на собрание.
А дело было, как сейчас помню, первого.
Я, конечно, бюллетень взял заранее
И бумажку из диспа́нсера нервного.

А Парамонова, гляжу, в новом шарфике,
А как увидела меня — вся стала красная.
У них первый был вопрос — «Свободу Африке!»,
А потом уж про меня — в части «разное».

Ну, как про Гану — все в буфет за сардельками,
Я и сам бы взял кило, да плохо с де́ньгами,
А как вызвали меня, я свял от робости,
А из зала мне кричат: «Давай подробности!»
Всё, как есть,
Ну, прямо — всё, как есть!

Ой, ну что тут говорить, что ж тут спрашивать?
Вот стою я перед вами, словно голенький.
Да, я с племянницей гулял с тёти Пашиной,
И в «Пекин» её водил, и в Сокольники.

И в моральном, говорю, моём облике
Есть растленное влияние Запада.
Но живём ведь, говорю, не на облаке,
Это ж только, говорю, соль без запаха!

И на жалость я их брал, и испытывал,
И бумажку, что я псих, им зачитывал.
Ну, поздравили меня с воскресением:
Залепили строгача с занесением!
Ой, ой, ой,
Ну, прямо — ой, ой, ой…

Взял я тут цветов букет покраси́вее,
Стал к подъезду номер семь, для начальников.
А Парамонова, как вышла — стала синяя,
Села в «Волгу» без меня и отчалила!

И тогда прямым путем в раздевалку я
И тёте Паше говорю: мол, буду вечером.
А она мне говорит: «С аморалкою
Нам, товарищ дорогой, делать нечего.

И племянница моя, Нина Саввовна,
Она думает как раз то же самое,
Она всю свою морковь нынче про́дала
И домой по месту жительства отбыла».
Вот те на,
Ну, прямо — вот те на!

Я иду тогда в райком, шлю записочку:
Мол, прошу принять по личному делу я.
А у Грошевой как раз моя кисочка,
Как увидела меня — вся стала белая!

И сидим мы у стола с нею рядышком,
И с улыбкой говорит товарищ Грошева:
— Схлопотал он строгача — ну и ладушки,
Помири́тесь вы теперь по-хорошему!

И пошли мы с ней вдвоём, как по облаку,
И пришли мы с ней в «Пекин» рука об руку,
Она выпила дюрсо, а я перцовую
За советскую семью образцовую! /Галич/

Агата Кристи Ак   29.10.2013 00:52   Заявить о нарушении
Короче, кто его теперь знает, кто там где с чем дрался и с каким результатом.

Но остались у этого одного из "голосов времени" верные слушатели, которые этот "голос времени" воспринимают как духовную борьбу и всяческий свет. Это в ту же степень, как "голосу времени" - им, слушателям, посвящение.

Агата Кристи Ак   29.10.2013 00:54   Заявить о нарушении
Всегда считала , что это Высоцкий, ошибалась значит.
Не понятно , как получается , что в передаче ГОЛОС находятся такие голоса , достойные любой сцены , а с экранов нам поют одни и те же и показывают их надоевшие лица -звёзды! Вот и Толкунова была звездой своего времени.А голосок у неё был действительно красивый.

Галина Новоселова   29.10.2013 08:20   Заявить о нарушении
А кто с кем дрался и всякая советская чушь меня не касалась раньше , а теперь и подавно. Охаивать прошлое проще , нам бы в настоящем порядок навести - не дадут!

Галина Новоселова   29.10.2013 08:27   Заявить о нарушении
Какое Вам прошлое, та же война, что в прошлом, что в настоящем.

Насчёт Высоцкого: я не сказала, что Толкунова была единственным голосом времени, я сказала, что она была одним из голосов. Собственно, не одна только Толкунова, а некое музыкальное направление, Пахмутова опять же.

Высоцкий сам был голосом времени, в направление ни в какое музыкальное не входил, и вообще, Высоцкий был гениальный поэт, а Толкунова не была. Высоцкий, к тому же, воспринял эстафету от прошлых гениальных поэтов, считая с Пушкина и Лермонтова, потом Серебряный век. Высоцкий, по причине этой воспринятой эстафеты, был "Поэт в России больше чем поэт".

Чтоб не хаять ни прошлое, ни настоящее, чего я тоже не люблю, надо сказать, что в СССР тоже была такая эстрада в-среднем, что хоть под кровать от ужаса лезь и там уши затыкай. Ну, и теперь такая же эстрада. Зачем и кем она востребована, неизвестно. "У неё глаза", булавочного размера, "два брильянта в три карата", "снова зацветает старый клён, снова зацветает, кто влюблён" - по-моему, все слои населения легко и непринуждённо без этой эстрады бы обошлись, а то ещё, как щас помню услышанное, "и бегай не спеша ногами". Но есть и интересные находки в современной эстраде, в стихах и в музыкальном сопровождении. Мне, например... почему-то... может, я и есть тот урод, кем эстрада современная востребована? Как-то, знаете, на настроение, что ли, легло:

Горький шоколад, сладкий чай,
Вот такой расклад, ай-ай-ай,
Кто же виноват, отвечай,
Горький шоколад, сладкий чай.

Высоцкий тоже говорил, что есть эстрадные песни, задающие ритм и настроение, так они тоже нужны. Но есть и такие, На тебе сошёлся клином белый свет, и потом сверкнул за поворотом какой-то след - это вся песня - и два автора у этой песни.

Агата Кристи Ак   29.10.2013 15:31   Заявить о нарушении
Согласно со многим Вами сказанном. Полемику разводить не хочу. Меня убивает одна простая мысль - мы бессильны что-то изменять , всё, происходящее в нашей стране , мы воспринимаем как зрители , наблюдаем , как кукловоды передвигают фигуры и всё!!!

Галина Новоселова   29.10.2013 17:33   Заявить о нарушении
"А кто с кем дрался и всякая советская чушь меня не касалась раньше , а теперь и подавно. Охаивать прошлое проще , нам бы в настоящем порядок навести - не дадут!"

Это так; но ведь и в прошлом порядка навести всё равно не давали.

А я бы не сказала, что содержание вот этой песни Галича - дело прошлое. Черта только прошлого времени, а за эту черту всё что было в прошлом теперь охаивать. Песня Галича беспроблемно перешла в настоящее, так что это я не охаиваю прошлое, а матерюсь на настоящее наше время, в котором никакого порядка не навести - а тем более, как наводить порядок в таких вот психологических вопросах. Можно храмы все посносить; или можно посносить все советские учреждения. Может от этого сноса и убытка не будет. Но и прибыли никакой.

Агата Кристи Ак   09.12.2014 02:19   Заявить о нарушении
Вот не столько, наверное, наша страна - это голоса времени, сколько наша страна - искренние слушатели голосов времени.

Вот у Цветаевой, автобиографическая проза, об актрисе Сонечке Голлидэй. Любимой песней Сонечки Голлидэй была "Крутится-вертится шар голубой". Но не потому, что Сонечка Голлидэй была духовно бедна и песня как раз была в размер её духовным запросам. А Сонечка Голлидэй была духовно богата, и всё было в ней, она не нуждалась во внешних духовно богатых песнях. Она на сюжет этого "голубого шара" целый любовный роман в стиле Дюма разворачивала: и кто кого крал и во что были притом одеты и какая ещё мебель была в интерьерах.

Агата Кристи Ак   09.12.2014 02:22   Заявить о нарушении
С другой стороны, как вот у Бальмонта с Гиппиус был диалог

-Но если Вы не понимаете, то не могу же я приставить Вам свою голову.
-Да, но я очень рада, что не можете.

У Сонечки какое-то такое глубокое понимание сюжета песни, а у собеседника нет этого понимания, и из песни это понимание собеседник тоже не может почерпнуть.

И, в мире проживающий ином,
Я с твоего пытаюсь подоконника
Дельфиниум увидеть за окном.

А.Городнирцкий

Агата Кристи Ак   09.12.2014 02:25   Заявить о нарушении
"Согласно со многим Вами сказанном. Полемику разводить не хочу. Меня убивает одна простая мысль - мы бессильны что-то изменять , всё, происходящее в нашей стране , мы воспринимаем как зрители , наблюдаем , как кукловоды передвигают фигуры и всё!!!"

Меня эта мысль тоже убивает и даже частично уже убила физически.

Агата Кристи Ак   09.12.2014 02:28   Заявить о нарушении
Теперь, когда невзгоды приключаются
Все чаще, все смертельней бьют ветра,
И кажется, что дни мои кончаются,
И остаются только вечера...

Сияйте ж мне, покуда не отмечено
Печатью лет ни сердце, ни чело...
И, видит Бог, сказать мне больше нечего.
Да больше - и не скажешь ничего.

Михаил Щербаков

Агата Кристи Ак   09.12.2014 02:37   Заявить о нарушении