Современность и религиозная жизнь планеты

16.10.2013
Современность и религиозная жизнь планеты. Постнеолетическая цивилизация.

Развитие земной цивилизации после неолитической революции -одна из актуальнейших тем современной науки о человеке.

Далекий неолит напоминает о себе: научившись строить предположения, люди постоянно совершенствуются в этом занятии. Каменные орудия не мешали им развивать свою фантазию. Строить первые фрагменты или варианты исторических версий бытия. Наши современники также занимаются созданием разных версий прошлого, настоящего и будущего.

Делать предметом своих рассуждений феномен современности – крайне неблагодарное занятие, ибо современность всех поглощает -  тех, кто говорит о ней и тех, кто не говорит, простых смертных и богов. Подчеркнем, что уже постнеолитический мир многократно обращался к проблеме богоискательства, создавая пантеоны высших существ.  Не случайно для греков Зевс – великий громовержец и глава всех божеств, отождествлялся с днем, а Нюкта воспринималась как божество ночи, это – персонификация тьмы. Согласно Гесиоду, Нюкта родилась от Хаоса. Она одна из первичных мирообразующих потенций, мать – Эфира и Гемеры.
В поеме «Труды и дни» Гесиод повествует о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни, объясняя неизбежность перехода от «золотого» века к «железному» веку. Автор знакомит своих современников и слушателей с условиями жизни античных земледельцев, с правилами их строгой морали.
Что же было после - в те времена, когда люди еще не открыли идею прогресса? Они умели только воспроизводить свой инструментарий и свои представления о сущем. Боги покровительствовали людям или выступали против них ( «Батра Хомила Махиа»).
Французский дипломат Шарль Морис де Талейран имел возможность сравнивать положение религий в разных европейских странах. Он пришел к парадоксальному выводу: Если вы хотите основать новую религию, дайте себя распять и на третий день воскресните.
Эту его мысль с учетом того, что он был представителем своей страны в разных столицах Европы можно расшифровать с учетом бурных событий в его родной Франции, безучастным свидетелем которых, он никогда не являлся. Но как оценить пантеон богов – той или иной эпохи.
Поет Станислав Ежи Лец дает свою оценку европейскому катализизму и другим вариантам религиозного миропонимания.: Каждая вера – говорит он, -  приправляет свою манну небесную по-разному.
И он же подчеркивает важнейший момент в развитии религиозного чувства любого «Я». Люди смеются над собой и обстоятельствами – во все времена.
«Юмор, пожалуй, единственное изобретение, отличающее людей от скотов и других людей». Выходит что, только духовность человека позволила ему подняться над предметным миром и создать культ небожителей, то есть богов, поднимаясь к ним в небесное пространство (сказки-легенды-мифы).
А.И. Фурсов и другие специалисты отмечают, что в настоящее время наблюдается подъём религиозного  фундаментализма в разных его вариантах. Имеется в виду не только исламский фундаментализм, но и христианский и иудаистский. Иследователи сообщают: в середине 2013 года на земле проживало 2,355 млрд христиан, то есть 33% населения земли. Западное христианство, всё более утрачивающее подлинно христианскую субстанцию, проигрывает оккультным течениям; восточное всё больше приобретает облик бывшего партработника со свечкой. Всё это было немыслимо ещё в середине 1970-х, хотя первые знаки на стене появились уже тогда, подчеркивает А.И.Фурсов.
17.10.2013


Рецензии