Наблюдения. И Снова о Бороде
"Путь образования или просвещения один для народов; все они идут им вслед друг за другом.
Иностранцы были умнее русских: итак, надлежало от них заимствовать, учиться, пользоваться их опытами.
Благоразумно ли искать, что сыскано?
Лучше ли б было русским не строить кораблей, не образовать регулярного войска, не заводить академий, фабрик, для того что все это не русскими выдумано?
Какой народ не перенимал у другого?
И не должно ли сравняться, чтобы превзойти?
"Однако ж, - говорят, - на что подражать рабски? на что перенимать вещи, совсем ненужные?"
"Какие же? - Речь идет, думаю, о платье и бороде. - Петр Великий одел нас по-немецки для того, что так удобнее; обрил нам бороды для того, что так и покойнее и приятнее. Длинное платье неловко, мешает ходить..."
"Но в нем теплее!.."
- "У нас есть шубы..."
- "Зачем же иметь два платья?.."
- "Затем, что нет способа быть в одном на улице, где двадцать градусов мороза, и в комнате, где двадцать градусов тепла.
Борода же принадлежит к состоянию дикого человека; не брить ее то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько же неудобности летом, в сильный жар! Сколько неудобности и зимою носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, но все лицо?
Избирать во всем лучшее - есть действие ума просвещенного, а Петр Великий хотел просветить ум во всех отношениях. Монарх объявил войну нашим старинным обыкновениям, во-первых, для того, что они были грубы, недостойны своего века; во-вторых, и для того, что они препятствовали введению других, еще важнейших и полезнейших иностранных новостей.
Надлежало, так сказать, свернуть голову закоренелому русскому упрямству, чтобы сделать нас гибкими, способными учиться и перенимать.
Если бы Петр родился государем какого-нибудь острова, удаленного от всякого сообщения с другими государствами, то он в природном великом уме своем нашел бы источник полезных изобретении и новостей для блага подданных, но, рожденный в Европе, где цвели уже искусства и науки во всех землях, кроме Русской, он должен был только разорвать завесу, которая скрывала от нас успехи разума человеческого, и сказать нам:
"Смотрите; сравняйтесь с ними и потом, если можете, превзойдите их!"
Немцы, французы, англичане были впереди русских по крайней мере шестью веками; Петр двинул нас своею мощною рукою, и мы в несколько лет почти догнали их.
Все жалкие иеремиады об изменении русского характера, о потере русской нравственной физиогномии или не что иное, как шутка, или происходят от недостатка в основательном размышлении.
Мы не таковы, как брадатые предки наши: тем лучше!
Грубость наружная и внутренняя, невежество, праздность, скука были их долею в самом высшем состоянии, - для нас открыты все пути к утончению разума и к благородным душевным удовольствиям.
Все народное ничто перед человеческим.
Главное дело быть людьми, а не славянами.
Что хорошо для людей, то не может быть дурно для русских, и что англичане или немцы изобрели для пользы, выгоды человека, то мое, ибо я человек!
Еще другое странное мнение. "Il est probable, - говорит Левек, - que si Pierre n'avoit pas regne, les Russes seroient aujourd'hui ce qu'ils sont" (Несомненно, русские стали бы такими, какими мы видим их сейчас, даже если бы Петр не царствовал) , то есть:
"Хотя бы Петр Великий и не учил нас, мы бы выучились".
Каким же образом? Сами собою?
Но сколько трудов стоило монарху победить наше упорство в невежестве! Следственно, русские не расположены, не готовы были просвещаться.
При царе Алексее Михайловиче жили многие иностранцы в Москве, но не имели никакого влияния на русских, не имев с ними почти никакого обхождения.
Молодые люди, тогдашние франты, катались иногда в санях по Немецкой слободе и за то считались вольнодумцами.
Одна только ревностная, деятельная воля и беспредельная власть царя русского могла произвести такую внезапную, быструю перемену.
Сообщение наше с другими европейскими землями было очень несвободно и затруднительно; их просвещение могло действовать на Россию только слабо, и в два века по естественному, непринужденному ходу вещей едва ли сделалось бы то, что государь наш сделал в двадцать лет.
Как Спарта без Ликурга, так Россия без Петра не могла бы прославиться."
Париж, мая... 1790
Карамзин.Николай
"Письма русского путешественника"
Фотграфия: Берестяные Грамоты Древней Руси.
Свидетельство о публикации №113101707676
Михаил Михальчук 18.10.2013 19:50 Заявить о нарушении
А бы ,Миша, покритикуйте-покритикуйте (Карамзин тоже человек :) Вот и Пушкин критиковал, правда за излишнее восхваление монархии :)) Эпиграмку написал и рассорился с Николаем Васильичем. А за эпиграмму ему стыдно было - он писал в письме Вяземскому, что это он от обиды написал, оттого, что Карамзин его-Пушкина стихотворство всерьёз не принял :)
История - удивительная штука! Не ржавеет, не выцветает - Талант это в землю зарытый - но не на забвение обреченный, а для поисков клада, для игры, для забывы и мудрости и богатства сохраненный, чтоб золото грядущим поколениям досталось!
Елена Нижний Рейн 24.10.2013 18:16 Заявить о нарушении
Михаил Михальчук 25.10.2013 06:47 Заявить о нарушении
Елена Нижний Рейн 25.10.2013 19:55 Заявить о нарушении