О-Пять О-5

Это фото Эдварда Мунка сделано 1943 году, за несколько месяцев до его смерти.
 Сollage, тоиздь Коллаж - "Мунк и Крик" - Санто

Рецензия на «О-Пять» (Сан-Торас)

Талантливо, Санто. И Мунк очень к месту. Только я слышала (по ТВ, кажется), что эту картину украли. Горевала. Неужели она нашлась?
Пунктуационная правка:

       О-ПЯТЬ


Там нить вольфрамовая гаснет,
Тут освещает всю судьбу.
То светит яростно, то застит:
И физику, и волошбу.

В сопротивлении паденью
В рассветы, в полдень и в закат
Мы привечаем невезенье,
Всегда ища - кто виноват.

Я укротил бы глушь лесную,
Будь там удобства и вода.
Пусть вслед, качаясь, «аллилуйя»,
Проэсэмэсят провода.

Вписал бы свежие страницы
В отполированный сюжет,
Чтоб на ветру кружились птицы,
Кружились птицы или нет –

Не это важно – но свобода!-
Стать рядом с Пушкиным - и что?! -
«Стою у грОбОвОгО вхОда» –
Навстречу катятся 5-ть О,

Громадной комовой лавиной,
Одним сплошным кричащим ртом:
Cоздай, как Мунк, свою картину,
Не оставляя на потом!

5-ть О - я написал бы в центре –
Столбом фонарным пусть горят!
Нам не хватает в жизни центов:
5-ть О, в значенье – 50.

Харон! - у грОбОвОгО вхОда,
Умножь года в десятки раз,
Чтоб изменилась суть исхода -
Стал вертикален ватерпас!

Я б поменял 5-ть О местами,
Чтоб никогда не умирать:
Пусть возгорается над нами
Всегда желанное – О-5-ть! -

В бинарности и дуализме
Морозных зим и знойных лет,
В эквиваленте новой жизни,
Где негасим и вечен свет.

Пусть О-5 побеждает и торжествует!
Лина Чирко   17.10.2013 08:21 
*
Милая Ли, еслиб Вы знали сколько раздумывал я над этим началом!
Люблю свет, пламя, все что горит, сияет,  мерцает: солнце, костер, камин, искры… но в стихах,  это звучит избито.
А вольфрамовая нить, светит каждодневно, при нагревании током раскаляясь - культурно   хотя сам "термит" практически не употребляем  в быту.
 "свет вольфрама" в 9 раз ярче осмиевых ламп, они еще и дороже, ибн в осмиевых нитях накаливаяния есть платина.

О СОЮЗАХ:

“Как нить вольфрамовая" - думал, но сочетание этого как - таки какает в строку! - и звучит “как-нить-ни-буТь”
А “то-нить” - с этим союзом "то" - все тонит-ь!
Типа - как-нить, то-нить, кое-нибуТь… – невставляет фонетически.

"Вдруг нить" – звучит, нелепо.
"Вдруг гаснет" – неожиданно, хотя не уверен в удаче этакого обор-ота.
2 катрен
 "Я укатил бы в глушь лесную," ( в этой строчке, мне кажытццо, лучче:
“Я укРотил бы глушь лесную”.
-  избавляет от  "спотыкательного" предлога “В”,  читаешь, перешагивая  через порожек.
В 10-том катрене:

"В бинарности и дуализме
Морозных зим и знойных лет,
В эквиваленте новой жизни,
Где негасим и вечен свет."

- тут, нек-торый лексический перегруз тяжеловесных для поэзы терминов, типа когнетивный диссонанс, о к-тором у меня ездь симпатичный стиш)))
Однако  простил себе - бинарность и дуализм, из-за двух  моментов:
Первое – смыслово - точное выражения,  мысль по существу.
И второе - в сочетании с ретроградно-архаичным “негасимым светом”, работает на контрасте (кагбэ ширше и  не тривиально)
О фонетической и визуальной игре с фразой у "Гробового входа",  что сказать? –  кладезь находок, "кто понимает")))
А известное, Пушкинское :

 "Брожу ли я вдоль улиц шумных"…
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Упоминали в своих нетленках многие, например Тургенев в "Отцах и детях"
Но в его восприятии "у гробового входа" звучит, как то, что люди никогда не удовлетворены настоящим и, по опыту,  имеют мало надежды на будущее, поэтому разукрашивают свое прошлое как  невозвратимо-минувшее, всеми красками воображения.
Я дал гораздо более кретивные ассоциации на эту “гробовую ремарочку”.
Признаться был увлечен, именно, этим - сентенция раскатистых: ООООО - превращается в олимпийские кольца, которые я отбросил, поскольку этот ассоциативный ряд  показался очевидным, а Палад сам увидел, и построил на этом стих! -  он  прав!
Зачастую, достаточно одного своеобразного элемента, чтобы на нем и вокруг него создать всю конструкцию  образа.
А я пишу, по выражению жены: “боггато”. Возможно, потому что не ценю минимализм, как достояние.
Она говорит: Санто, вот человек слепит какую-нить  фигню, притащит в зал, поставит на середину, направит прожектор и все! – вернисаж готов!
А у тя  - свалка шедеФров!
Отак, прочтет чо-нить и скажет: Богато. Свалка шедевров!
- Напиши из этого 5 стихотворений.
В каждом - одна центральная мысль и на нее луч.
Но меня такое самоценное отношение не греет, хотя она, видимо, права - "свалка шедевров" – обескураживает и  напрягает )))
Но, имеет свое волшебство!))) ибн можно раскапывать  и  находить новое на старом, архиолого-стихо-месте.

ТЕПЕРЬ О МУНКЕ!!!

Знаете, как он сам объяснял рождение замысела этой картины?
Чтобы не пересказывать - вот цитата:
«Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы»
- эти  слова выгравированы на раме картины, рукой самого Мунка.
На переднем плане, он стилизованно изобразил себя, защищающего от крика природы. Эта поза, как реакция человека, который хочет спастись…
Есть версия, и она имеет место быть, что необычайно красное небо, возникло после извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Потому что вулканический пепел окрасил свод небес на востоке США и Европы, и держался в течении нескольких месяцев.
Потом Мунк, в этом же экспрессионистском жанре, сделал в разных техниках, (в том числе маслом на холсте), еще четыре варианта «Крика».
Та версия что была продана в 19 веке на аукционе Sotheby's, в Нью-Йорке выполнена пастелью – т.е. цветными мелками, кстати, в этой же технике сделана и Шоколадница Лиотара - (меня это всегда потрясало).
Крик продался мгновенно -  это было рекордом по стоимости (почти – 20 миллионов долларов), и по времени - 10 минут.
Думаю, что успех этой картины в том, что «Крик» оставляет месседж не конкретному лицу, а всей  человеческой популяции, вернее тому, что называется коллективное и бессознательное, ибн в век насилия и борьбы за выживание, каждому знакомо экзистенциональное чувство ужаса перед жизнью.
Американы сделали из этой картины маску-крик и сняли уже 5-ть версий страшилок оч популярных.
Картина и, правда, пропадала, ее воровали из музея несколько раз, но потом возвращали.
Вокруг нее множество мистических историй.
Но не хочу Вас ими заваливать)))
Возвращаясь к стихо, скажу, что с этим "То-то" - не могу решить))))
Благодарен за пунктуацию! - над ней думал, но из-за того, что пердичецки что-то меняю, текст, кагбэ ездит… и я не добрался ни до его стабильности, ни до стабильности препинак.
Если Вас не смущает черые "то")))
то можно оставить или тот вариант, что я тут дал в повторе текста
С теплом))) Санто.
Сан-Торас   17.10.2013 11:01 

*
Ваша жена абсолютно права: богато Вы пишете, минимализмом и не пахнет. Но не «свалка шедевров» это – у меня Вы ассоциируетесь с фейерверком, с праздничным салютом, мощным и разноцветным. Фонтан идей и образов переливается в цветомузыку стиха.
За Мунка спасибо, за надпись на рамке, а то, что «Шоколадница» Лиотара в технике пастели сделана – это для меня равноценно открытию Америки: была убеждена, что масло.
По «Крику» как-то дала сочинение писать. Двое из класса отказались, попросили что-нибудь другое. Тяжелым и страшным показалось им это «искривленное пространство». Я не возражала: нравится – пишите по Айвазовскому, сюжеты пересказывайте. Каждому своё.
Что же до союзов – четыре «то» меня не смущают. Получится анафора, фонетически она даже украсит стихо.
С самыми добрыми пожеланиями, я.
Лина Чирко   17.10.2013 17:03   
*

НЕ знаю, написали ли Ваши Дети про Айвазяна,
что он море не любил и боялссо))
Свой дом в Фиадосии построил так, чтобэ в окна ему море не глядело, ни шуршало.
Он его всегда по памяти писал.
В "Прощай свободная стихия", где у него ПушкинД на бережку, не помню кто ему писал портрет, какой-нить передвижник, сам он не мог лица ухватить)
А последняя его работа "Среди волн"в 80 лет написал - просто медитативная - никаких шхуночек, лодочек, парусов - одна стихия!!! - и она завораживает - уводит.
Ярким человеком был художник Айвазян! -  своеобразным))
Спасиб, за славную Вашу защиту мню, от реализму любимой женсчины! - вот ужо я  скажу ей, што никакаяя ни свалка, а  яскраво-яскристый, цветомузыкальный элемент!

Да, про шоколадницу - это фан! кто понимает - мелом писанна!
А фзадник медный, точно не медный, это детям  понравиццо - дети любят разбитые стереотипы.
И столп, что Монферран захирячил на Дворцовой - не Александрийский, а АлексАндровский, эт Пушкин заради ямбохоризму переиначил:
"Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа."
Столпик  уникален тем, что сделан из цельного куска мрамора и стоит без опоры под своим весом.
Когда Монферран его водрузил,  воткнул как сасиську в гречку,посреди площади, люди боялись там проходить!
ТогдЫ он завел привычку каждый вечер прогуливаццо вокруг своего столбища, чтобэ доказать: не опасно! - и приучил.
Он же архитектор и  кафедрального Исаакиевского собора, в котором крестили членов царской семьи и о к-тором Анна Андреевна Горенко сложила:

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в гордом нетерпенье
Конь Великого Петра"

Какое там литое серебро? - там железо! - У Пушкина медь, у Ахматовой серебро -  имеют право! - поэты ИМХО!
 Исаакий занимает четвертое место в мире по величине, уступает токо собору Святого Петра в Риме, и Святого Павла в Лондоне,  еще  - Святой Марии во Флоренции.
Туда 12 тыс человек помещается как стадион!
К него купол 25 метров в диаметре точно кратер вулкана,у Везувия даж меньше!
 Вокруг барабана больше 70 колонн из гранитных монолитов!
Там гигантский витраж и малахит, и лазурит в отделке, которую делал тот самый Брюллов, что Всадницу в задницу нарисовал)))
С горячим чаем к Вам)
Санто.
Сан-Торас   17.10.2013 17:51

Санто, я очень люблю Питер , не однажды там бывала, училась даже. Про Медного всадника и Исаакий всё знаю. Все окрестности - Петергоф, Павловск, Пушкин - объездила. И в театрах питерских часто бывала, и в концертных залах. Никогда - ни до, ни после не слышала "вживую" "Колокола" Рахманинова. А там посчастливилось. А по окончании учебы пару раз экскурсию по Эрмитажу провела (одна - для мужчин-узбеков, которым очень фламандцы понравились и Рембрандтова Даная). А на выходные мы выбирались то в Великий Новгород - там как раз расчищали фрески Феофана Грека - и нам позволили при этом присутствовать, то в Таллин. Там очень красиво.
Лина Чирко   17.10.2013 18:07 
*

.ru/2013/10/17/5190
На фото с Вами - Н.Андрейченко? Что-то не очень похожа...
Лина Чирко   17.10.2013 18:15   
*
А в разобраном виде, ваще не узнаете)))
Это на ТВ, на прошлой недели в программе у Малахова нас нагримировали и светом высветили, дык мы моложе кажемся)))
Наташа в Лосе жила много лет, мы дружны семьями, Андрейченко, Видов, Мила Йовович, а Сава Крамаров умер, он потом перебрался в Сан-Франциско, такой осторожный был, сырую гречку ел и проросшие зерна, говорил: До ста лет проживу...
хах)) ненене...не у того Малахова, что сцанки с чесноком пьет))))
Я вам пришлю всякие фоты, натуральных видов звэзд, на почту.
Сан-Торас   17.10.2013 18:45


Рецензии
Ув. Дон Санто, высылаю Вам ссылку на картины Гаянэ Хачатурян http://www.gayanefoundation.com/9649661019

С глубоким уважением,

Андрей Кручинин   21.11.2013 02:29     Заявить о нарушении
Дорогой Андрей!
Посмотрел по ссылке работы, ничего не знаю об этом художнике.
Впечатление?
- Гаянэ - женщина живописец - высшего класса.
Ослепительного таланта.
Не смотря на то, что для меня такая цветогамма - порой слишком ярка, временами пестрит, как дымковская игрушка...
- но эта субъективность вкуса - НЕ влияет на достоинства произведений!
Среди которых есть шедевры - особенно портреты и композиции.
Иногда художник защищает душу от тускло-печального мира - яркой политрой!
- Это как протест, или желание внести радость в горькую явь.
Картины Гаянэ - чудо и щедрость живописи!
Они как грустные салюты!
Они как звездочные медали, и приколотые цветные "накладки наград" на серой шенели неба.
Я ее мгновенно полюбил! Эта живопись - душа, эта живопись ум, это доброта.
Ее картины буд-то прощают миру его серость.
Они как цветы.
Кто бы,что не сказал Вам об этом художнике - Вы знайте одно - это большой мастер. - Самобытный, самостоятельный и самодостаточный художник.
С ув.
Санто.

Сан-Торас   21.11.2013 02:56   Заявить о нарушении
Дорогой Дон Санто, благодарю за Ваш, как всегда талантливейший отзыв. Эту художницу я люблю очень давно. Ее картины всегда вдохновляют, она волшебная женщина. Сергей Параджанов очень высоко оценивал талант Гайяне.Вы правы. С большой радостью читаю Ваши тексты и восхищаюсь. Повсюду ощущается работа мысли и Духа, такое редкое сочетание вкупе с сердцем Доктора- целителя, нынче редкость. Поклон. С любовью.

Андрей Кручинин   21.11.2013 03:19   Заявить о нарушении
Всегда рад Вам, Андрей.
Для Вас у меня горячий чай не остывает)))

Сан-Торас   21.11.2013 15:19   Заявить о нарушении
Дон Санто, низко кланяюсь. С любовью.

Андрей Кручинин   21.11.2013 18:07   Заявить о нарушении
Ув. Дон Санто, захожу к Вам частенько и с удовольствием читаю))) вспомнилась жена Д. Джойса Нора Джойс. Простите, Дон Санто, но вступать в жанровую переписку не мое амплуа, ибо замкнут и нелюдим. Мне очень нравится Ваш чай. И пронзительная доброта глубокого чувства,однако,читая Ваши стихи и другие тексты ,ощутил философское одиночество творческого поиска,мне близко это состояние. С признательностью и любовью.

Андрей Кручинин   29.11.2013 22:15   Заявить о нарушении
Дорогой Андрей!
Люди разные и я тоже. Лично в Вас мне интересна драгоценность мысли-образа, а не светское обнюхивание - "привет-пока".
Ваша нестандартность, глубина взгляда, и обоятельный магнитизм нрава.
В отношении Вас мне достаточно знать, что Вы есть - не пропали, не исчезли, не затерялись.
Самое ценное в жизни - человек. Но людей так много, что найти среди них - своего, парой не хватает целой судьбы.
Поэтому очень не люблю терять.
Даже трудно сказать, что меня больше сотрясает - радость обретения или горечь утраты.
А я Вас уже обрел. А потом потерял - закрылась Ваша страница.
И теперь Вы попали в зону моего беспокойства.
Достаточно время от времени обменяться рукопожатием для душевного равновессия.
Всегда Ваш.
Санто.

Сан-Торас   30.11.2013 00:57   Заявить о нарушении
Да,Дон Санто, обменяться открытой ладонью - настоящая роскошь.Радуюсь Вашему Дару, от всего сердца.Поклон. С ЛЮ.

Андрей Кручинин   30.11.2013 02:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.