О-пять

Эдвард
Мунк "КРИК"
1893 год.
 Картон, Масло, Темпера, Пастель.


Рецензия на «О-5-ть» (Сан-Торас)

5-ть О, переменить местами
Чтоб никогда не умирать

Добрый день Санто, хорошо получилось...
Мы все живем, подспудно готовясь к смерти и пытаемся оставить после себя что-то, чтобы нас помнили...
 А Вы мечтаете, чтобы люди продолжали жить, проживали еще раз, поднимались на новый уровень...
Становились выше, ярче...а вдруг так и есть?
Виктор Вороненко   15.10.2013 14:40   
*
 Мне  думается, ВиктОр, что второй попытке не дано,
ибн скорей всего мы бы прожили ее почти так же, что обессмысливает повтор.
Я бы опять выбрал: свою маму, свою жену, своих детей, свою страну, и свой город.
... И после всего, я бы выбрал медицину, живопись и поэзу.
Но в этом стише, откровенно говоря, увлекся иными идеями:Препарируя Пушкинское: "у грОбОвОгО вхОда" - увидел куборем несущихся пять О, сплошныи открытым ртом, как на картине Мунка "Крик".
Пять О  - инверс т.е. от перемены мест  и сумма и смысл меняются – Пять О превращаться в  Опять.
Получается,   у "грОбОвОгО вхОда"  Опять сначала поэтому  и свет  негасим и вечен.
и еще одно обыгрывание:
5 - О  в значенье  50 -  читается еще и как цифра увеличенная в десять раз.
И двойственная бинарность, всегда состоящая из двух компонентов, и сам дуализм, как бытие и сознание, мир идей духа и материи…
В стише было  интересно заниматься выявлением  философских и визуальных смыслов.
Сан-Торас   15.10.2013 15:09   

         О-ПЯТЬ


Там нить вольфрамовая гаснет,
Тут освещает всю судьбу.
То светит яростно, то застит:
И физику, и волошбу.

В сопротивлении паденью
В рассветы, в полдень и в закат
Мы привечаем невезенье,
Всегда ища - кто виноват.

Я укротил бы глушь лесную,
Будь там удобства и вода.
Пусть вслед, качаясь, «аллилуйя»,
Проэсэмэсят провода.

Вписал бы свежие страницы
В отполированный сюжет,
Чтоб на ветру кружились птицы,
Кружились птицы или нет –

Не это важно – но свобода!-
Стать рядом с Пушкиным - и что?! -
«Стою у грОбОвОгО вхОда» –
Навстречу катятся 5-ть О,

Громадной комовой лавиной,
Одним сплошным кричащим ртом:
Cоздай, как Мунк, свою картину,
Не оставляя на потом!

5-ть О - я написал бы в центре –
Столбом фонарным пусть горят!
Нам не хватает в жизни центов:
5-ть О, в значенье – 50.

Харон! - у грОбОвОгО вхОда,
Умножь года в десятки раз,
Чтоб изменилась суть исхода -
Стал вертикален ватерпас!

Я б поменял 5-ть О местами,
Чтоб никогда не умирать:
Пусть возгорается над нами
Всегда желанное – О-5-ть! -

В бинарности и дуализме
Морозных зим и знойных лет,
В эквиваленте новой жизни,
Где негасим и вечен свет.

*
Интересно получилось - образно, насыщенно и оптимистично.
Пять "О" ОтрОбОтОнО пО-пОлнОй)))
Палад   15.10.2013 19:21   


Прим. Санто: Размер картины Мунка 91 на 73,5.
Находится в галлереи Осло.
Картина "Крик" была продана за $120 млн. финансисту Леону Блэю. Портет Эдарда Мунка здесь http://www.stihi.ru/2013/10/17/5818


Рецензии
Талантливо, Санто. И Мунк очень к месту. Только я слышала (по ТВ, кажется), что эту картину украли. Горевала. Неужели она нашлась?
Пунктуационная правка:
О-пять

Вдруг нить вольфрамовая гаснет
Иль освещает всю судьбу.
То светит с яростью, то застит:
И физику, и волошбу.
(ВДРУГ - ИЛЬ не соотносятся как союзы;
лучше и здесь поставить ТО-ТО):

То нить вольфрамовая гаснет,
То освещает всю судьбу.
То светит с яростью, то застит:
И физику, и волошбу.

В сопротивлении паденьям
В рассветы, в полдень и в закат
Мы привечаем невезеньЕ, (ед. число, множ.ч. не может быть)
Всегда ища - кто виноват.

Я укатил бы в глушь лесную,
Будь там удобства и вода.
Пусть вслед, качаясь, «аллилуйя», (вслед-слитно)
Проэсэмэсят провода.

Вписал бы свежие страницы
В отполированный сюжет,
Чтоб на ветру кружились птицы,
Кружились птицы или нет –

Не это важно – но свобода!-
Стать рядом с Пушкиным - и что?! -
«Стою у грОбОвОгО вхОда» –
Навстречу катятся 5-ть О,

Громадной комовой лавиной,
Одним сплошным кричащим ртом:
Cоздай, как Мунк, свою картину,
Не оставляя на потом!

5-ть О - я написал бы в центре –
Столбом фонарным пусть горят!
Нам не хватает в жизни центов:
5-ть О, в значенье – 50.

Харон! - у грОбОвОгО вхОда,
Умножь года в десятки раз,
Чтоб изменилась суть исхода -
Стал вертикален ватерпас!

Я б поменял 5-ть О местами,
Чтоб никогда не умирать:
Пусть возгорается над нами
Всегда желанное – О-5-ть! -

В бинарности и дуализме
Морозных зим и знойных лет,
В эквиваленте новой жизни,
Где негасим и вечен свет.

Пусть О-5 побеждает и торжествует!

Лина Чирко   17.10.2013 08:21     Заявить о нарушении
Милая Ли, еслиб Вы знали сколько раздумывал я над этим началом!
Обажаю свет, пламя, все что горит, сияет, и мерцает: солнце, костер, камин, искры… но все это столь банально в стихах, что отвращает избитостью.
А вольфрамовая нить, светит каждодневно, при нагревании током раскаляется и сияет, буквально заливает светом, но сам термит практически не употребляем ни в поэзе, ни в быту.
Знаете, "свет вольфрама" в 9 раз ярче осмиевых ламп, они еще и дороже, ибн в осмиевых нитях накаливаяния есть платина.
О СОЮЗАХ:
“Как нить вольфрамовая" - сочетание это какает в строку! - и звучит “как-нить-ни-буть”
А “то-нить” - с этим союзом то - она тонит-ь!
Типо как-нить то-нить кое-нибудь… – неустраивает фонетически.
Вдруг нить – звучит несколько нелепо, даж неожиданно, но по смыслу – это поподание.
Вдруг гаснет – это всегда неожиданно, хотя не уверен в удачности этого оборота.
2 катрен
"В сопротивлении паденьям, ( лучше и здесь ед. ч. “Паденью” но рифма, хоть и созвучна гласными окончаниями, но не совпадает. “Полоса невезений – это же мн.ч.” – от этого оттолкнулся.
В рассветы, в полдень и в закат
Мы привечаем невезеньЕ, (ед. число, множ.ч. не может быть)
Всегда ища - кто виноват.

Я укатил бы в глушь лесную, ( в этой строчке, мне кажется, лучше:
“Я укротил бы глушь лесную”.
В по-первых не так избито.
В по-вторых избавляет от предлога “В” такого спотыкательного, что точно через порог шагая-читаешь.
Будь там удобства и вода.
Пусть вслед, качаясь, «аллилуйя», (вслед-слитно)
Проэсэмэсят провода."

В последнем катрене:
"В бинарности и дуализме
Морозных зим и знойных лет,
В эквиваленте новой жизни,
Где негасим и вечен свет."

- мне кажется, дан некоторый лексический перегруз тяжеловатых для поэзы терминов, типа когнетивный диссонанс, о котором у меня симпатичные стиши есть.
Но использование бинарности и дуализма интересно двумя моментами:
Первое – смыслово – это очень точные выражения, передающие мысль.
И второе - в сочетании с ретроградским, несколько архаичным “негасимым светом”, дает широкий диапазон не только понятий но и самой речевой нагрузки их несущей.
Это библейское: “где вечен негасимый свет” я всетке интерпретировал сделав инверс: “Где негасим и вечен свет. “
А о фонетической и визуальной игре с фразой у "Гробового входа" и говорить нечего – это кладезь находок и интерпретаций, которые, буквально, завараживают, как говорила моя мама:
кто понимает)))
А известное Пушкинское : "Брожу ли я вдоль улиц шумных"…
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Упоминали многие, например Тургенев в "Отцах и детях"
“И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть.”
НО упоминал как тот факт, что люди никогда не удовлетворены настоящим и, по опыту, они имеют мало надежды на будущее, поэтому разукрашивают свое прошедшее как нечто – невозвратимое и минувшее, всеми красками воображения.
Но я дал гораздо более кретивные ассоциации на эту “гробовую ремарку” чем все остальные.
И, признаться был увлечен, именно, этим моментом,
тем более что мысли выразил поэзой
что повышает трудность не только мысли, но и самой формы до недосягаемого.Я просто нахожусь в теме: "Квинтология здоровья" И эта книга по медицине у меняв голове многое членит на квинту, т.е. пять)))
Интересно, то что сентенция этих раскатистых: ООООО - превращается в олимпийские кольца, которые я отбросил, из-за того, что мне показалось это ассоциация очевидной, а Палад сам увидел, канеша, и построил на этом стих! - и он оказался прав!
Зачастую достаточно одного элемента своеобразия, чтобы на нем и вокруг него создать всю констукцию стихотворного образа.
Я всегда пишу, по выражению жены: “богато”. Возможно, потому что не ценю менимализм, как достоинство.
Она говорит: Санто, вот человек слепит какую-нить одну фигню, притащит в зал, поставит на середину, направит прожектор и все! – вернисаж готов!
А у тебя таких фокусов на каждом шагу, какая-то свалка шедефров!
Отак прочтет чо-нить и скажет: Богато. Свалка шедевров. Напиши из этого 5 стихотворений. В каждом одна центральная мысль и на нее луч.
Но мне не интересно такое самоценное отношение, хотя она, видимо, права, ибн мои стихи с одной центральной мыслью всегда получают много отзывов, а свалка шедевров – обескураживает и напрягает )))
Зато она имеет свое волшебство))) ее можно раскапывать и всегда что-то новое находить на страм архиологическом стихоместе.
ТЕПЕРЬ О МУНКЕ!!!
Знаете, как он сам объяснял рождение замысела этой картины?
Чтобы не пересказывать - вот цитата:
«Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы»
- эти его слов выгравированы на раме картины, рукой самого Мунка.
На переднем плане, он стилизованно изобразил себя, защищающего от крика природы. Эта поза, как реакция человека, который хочет спастись…
Есть версия, и она имеет место быть, что необычайно красное небо, было после извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Потому что вулканический пепел окрасил небо на востоке США и Европы и держался в течении нескольких месяцев.
Потом Мунк, в этом же экспрессионистском жанре, сделал в разных техниках, (в том числе маслом на холсте), еще четыре версии «Крика».
Та версия что была продана в 19 веке на аукционе Sotheby's, в Нью-Йорке выполнена пастелью – т.е. цветными мелками, кстати в этой же технике сделана и Шаколадница Леотара - (меня это всегда потрясало).
Крик продался, что-то там за 10 минут это было рекордом по стоимости и по времени почти – 20 миллионов долларов.
Думаю, что успех этой картины в том, что «Крик» оставляет месседж ни кому-то конкретному, а всей популяции человеческой, вернее тому, что называется коллективное, бессознательное, ибн в век насилия и борьбы за выживание, каждому знакомо экзистенциональное чувство ужаса перед жизнью.
Американы сделали из этой картины маску Крик и сняли уже 5-ть версий страшилок.
Картина и, правда, пропадала, ее воровали несколько раз, но потом возвращали.
Вокруг нее много мистических историй.
Но я Вас ими просто не хочу завалить)))
Возвращаясь к стихо, скажу, что с этим То-то не могу решить))))
Благодарен за пунктуацию! - над ней думал, но из-за того, что пердичецки что-то меняю, текст, кагбэ ездит… и я не добрался ни до его стабильности, ни до стабильности знаков препинания.
Если Вас не смущает черые то)))
то можно оставить.
С теплом))) Санто.

Сан-Торас   17.10.2013 11:01   Заявить о нарушении
Нет, Вы поглядите только как я ухитрился написать «Шоколадницу» Лиотара!!!!
Вот удовольствие для троллей и хамов!
Кстати, Лиотара завали Этьен! Так же как Фальконе, который сделал Медного всадника.
И для шибко гордых своим: жи,ши - пиши с и, могу сказать нечто поинтересней!
Это Пушкин придумал, что всадник медный, и все повторяют, хотя он совсем не медный!!!
Не медный всадник! - ибн меди там почти нет, что-то около 10%))))

Сан-Торас   17.10.2013 11:20   Заявить о нарушении
Ваша жена абсолютно права: богато Вы пишете, минимализмом и не пахнет. Но не «свалка шедевров» это – у меня Вы ассоциируетесь с фейерверком, с праздничным салютом, мощным и разноцветным. Фонтан идей и образов переливается в цветомузыку стиха.
За Мунка спасибо, за надпись на рамке, а то, что «Шоколадница» Лиотара в технике пастели сделана – это для меня равноценно открытию Америки: была убеждена, что масло.
По «Крику» как-то дала сочинение писать. Двое из класса отказались, попросили что-нибудь другое. Тяжелым и страшным показалось им это «искривленное пространство». Я не возражала: нравится – пишите по Айвазовскому, сюжеты пересказывайте. Каждому своё.

Что же до союзов – четыре «то» меня не смущают. Получится анафора, фонетически она даже украсит стихо.
С самыми добрыми пожеланиями, я.

Лина Чирко   17.10.2013 17:03   Заявить о нарушении
Линочка, посмотрите пож вариант стихо в последнем произвед. "О-пять 5-О"
Так мне вродье лучче на звуко)))
НЕ знаю, написали ли Ваши Дети про Айвозяна,
что он море не любил и боялссо))
Свой дом в Фиадосии построил так, чтобэ в окна море не смотрело.
Он его всегда по памяти писал.
В "Прощай свободная стихия", где у него ПушкинД на бережку, не помню кто ему писал портрет, какой-нить передвижник, сам не мог лица ухватить)
А последняя его работа "Среди волн" - просто медитативная - никаких шхуночек, лодочек, парусничков - токо стихия!!! - и она уводит.
Потрясающим человеком был художник Айвозян! - много своеобразия))
Спасиб, за славную Вашу защиту от реализму любимой женщины! - вот ужо я ей скажу, что никакаяЯ ни свалка, а весть яскраво-яскристый необнакнавенно!
))))
С горячим чаем к Вам)
Санто.

Сан-Торас   17.10.2013 17:23   Заявить о нарушении
Да, про шоколадницу - это фан! кто понимает - Мелом писанна, представляете?!!!
А Всадник медный, точно не медный, это детям тож понравиццо!
И столп, что Монферран захирачил на Дворцовой - не Александрийский называеццо, а АлексАндровский, эт Пушкин заради ямбизму переиначил:
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа."
И столп этот уникален тем, что сделан из цельного куска мрамора и стоит без опоры под своим весом.
Когда Монферран его водрузил на площади, люди боялись там ходить!
и он завел привычку каждый вечер прогуливаццо вокруг своего столбища, чтобэ доказать, что не опасно и приучил.
Он же архитектор и Исаакиевского собора, котором Анна Андреевна Горенко писала:

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в гордом нетерпенье
Конь Великого Петра"

Какое там литое серебро? - там железо)))
Это кафедральным собор Русского Православия, в нем крестили членов царской семьи. Исаакий занимает четвертое место в мире по величине, уступает собору Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне, и еще собору Святой Марии во Флоренции.
Туда 12 тыс человек помещается как стадион!
К него купол 25 метров в диаметре как кратер вулкана, а вокруг барабана больше 70 колонн из гранитных монолитов!
Там гигантский витраж и малахит, и лазурит в отделке, которую делал тот самый Брюллов, что Всадницу в задницу нарисовал)))
Все убежал без чая, опаздываю))))

Сан-Торас   17.10.2013 17:51   Заявить о нарушении
Я очень люблю Питер , не однажды там бывала, училась даже. Про Медного всадника и Исаакий всё знаю. Все окрестности - Петергоф, Павловск, Пушкин - объездила. И в театрах питерских часто бывала, и в концертных залах. Никогда - ни до, ни после не слышала "вживую" "Колокола" Рахманинова. А там посчастливилось. А по окончании учебы пару раз экскурсию по Эрмитажу провела (одна - для мужчин-узбеков, которым очень фламандцы понравились и Рембрандтова Даная). А на выходные мы выбирались то в Великий Новгород - там как раз расчищали фрески Феофана Грека - и нам позволили при этом присутствовать, то в Таллин. Там очень красиво.

Лина Чирко   17.10.2013 18:07   Заявить о нарушении
Золото эпизоды, мне это оч приятно, потому что люблю эти места, хожены, перехожены, даж детей из Амрики возил, влюблял в Россиюшку, но хамство людей - все портит, просто до боли.
Из-за одной девочки даж подрался, настолько было неловко перед детьми... что нестерпел, еще и матом покрыл хача каковата.
Ну, вот, намедни, смотрел бой Володи Кличко ( мы дружим с обоими братьями много лет) это к тому говорю, что не чужой он мне человек.
И вот вышел Володя, у него 60 боев 53 победы накаутом! Это больше чем у Тайсана, у того 40 боев и сошел с ринга! и больше чем у Виталика.
(А Виталика после боя с Леноксом моя жена не пустила на риванш. Он второго ребенка ждал, приехал к нам домой, это в Лосе было, такой худой,а Лада его обняла и говорит:
Пошел он! - Не боксируй! Ему терять нечего он свободен, а ты уязвлен детьми, ну может же быть травма, например колена...
И вот Володя вышел за Украйну, а из зала орут Александу:
Дай этому петуху, пидарасу - на весь мир! И кому? - чемпиону мира по силе, воле, смелости!
Хамы, а не люди.
В США - вышвырнули бы из зала и вырезали этот кусок!
А у нас нет уважения - быдлячество жирует, а люди терпят.

Сан-Торас   17.10.2013 18:34   Заявить о нарушении