Невроз

     Говорят: «Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются», однако оказалось, что это ложное утверждение и ученые доказали жизнеспособность нервных клеток.
   
   Вот как на эту тему пишут в массмедиа:
   
   "Исследователи-психиатры на своем съезде заявили о том, что, несмотря на многолетние убеждения, нервные клетки человека имеют способность не только к развитию, но и восстановлению в полной форме.
   Главным условием, способствующим восстановлению нервных клеток, является благоприятнейшее стечение обстоятельств, формирующее в человеке спокойствие эмоционального плана, сообщает GlobalScience.
   Ученые доказали, что восстанавливаться могут не только сами нервные клетки, но и нервные окончания.
   Ранее ученые заявляли о том, что нервные окончания не имеют способности даже к частичному восстановлению. Также ученые полагали, что в рамках перехода человека к подростковому возрасту, мозг начинает развиваться медленнее.
   Распространенное мнение о том, что алкоголь убивает клетки мозга, не вполне соответствует действительности.
   Группа ученых под руководством Грете Йенсен установила, что чистый алкоголь действительно уничтожает живые клетки, в том числе нервные, но для того, чтобы это произошло, человеку придется допиться до коматозного состояния.
   Прийти к такому выводу помогло углубленное обследование мозгового вещества умерших людей. Часть из них страдала алкогольной зависимостью, а другая – нет. Тщательный анализ не выявил разницы ни в количестве нейронов, ни в их плотности. Это позволило прийти к выводу, что даже злоупотребление алкоголем не убивает нервные клетки, сообщает Raut.
   Дальнейшее исследование показало, что алкоголь может влиять на ткани мозга, как в отрицательную, так и положительную сторону. Один из основных положительных эффектов – снижение уровня возрастных нарушений в мыслительной деятельности при умеренном употреблении спиртного. Люди, позволяющие себе рюмочку спиртного, намного реже страдают от психических расстройств в преклонном возрасте.
   Но негативные последствия от неумеренного употребления алкоголя нельзя игнорировать. Несмотря на то, что он не убивает нервные клетки, он существенно затрудняет передачу сигналов нервной системы, затормаживая ее. Это связанно с тем, что он повреждает отростки нервных клеток, которые называются дендриты, отвечающие за обмен информацией между нейронами.
   Но и здесь природа подумала о том, чтобы защитить человека. Количество соединений между нервными клетками столь велико, что сигналы могут попадать в мозг и по «обходным» путям, компенсируя потери от воздействия алкоголя. Причем дендриты имеют способность к восстановлению даже у алкоголиков.
   (http://vesti.ua/)"
   
   "Люди пока не смогли разгадать все загадки человеческого мозга. Однако кое-что о работе этого удивительного органа ученые уже выяснили – например, что нужно делать для улучшения работы мозга и укрепления памяти.
   Чтобы улучшить память и заставить мозг лучше работать, нужно начать больше его использовать. Без тренировки мышления и памяти когнитивные способности уменьшаются. Специалисты советуют решать головоломки, изучать иностранные языки, считать в уме, а не на калькуляторе и заучивать стихотворения наизусть. Эти меры помогут не только эффективно тренировать мозг и память, но и надолго сохранять ясность мысли и замедлить старение.
   Кроме всего прочего, сон используется организмом и для выведения продуктов метаболизма. К вечеру в мозге накапливаются вещества, образовавшиеся в результате его деятельности, поэтому в конце дня значительно падает эффективность мышления и обучаемость. Вот почему нужно предоставлять мозгу достаточно времени, чтобы он «очистился». Помимо этого, за ночь укрепляются связи между нейтронами, а их эластичность повышается. Словом, для хорошей работы мозга и ясной памяти нужно просто высыпаться.
   Мозг является активным потребителем кислорода. Занятия спортом и активные физические нагрузки ускоряют метаболизм и улучшают обмен веществ, в том числе и в мозге. После тренировок нервные клетки начинают активнее формировать специальные белковые соединения, обеспечивающих развитие нейронных сетей, из которых состоит мозг. Доказано, что те, кто имеет регулярные физические нагрузки, обучаются в два раза лучше людей, ведущих малоподвижный образ жизни.
   Чтобы наши серые извилины отлично работали, нужно включить в свой рацион продукты, в которых содержится все необходимое для умственной деятельности. Прежде всего, это жиры омега-3, которые содержатся в морепродуктах и рыбе, овощах зеленого цвета, грецких орехах и бобовых. Кроме того, для хорошей работы мозга нужны витамины группы В, особенно витамин В12 – им богаты мясные продукты, яйца и молоко. Жизненно необходим для мозга и витамин D, недостаток которого способен привести к психическим заболеваниям. Этот витамин вырабатывается организмом лишь на солнце, поэтому пребыванию на воздухе стоит уделить особое внимание.
  (http://liza.ua)"

   "Специалисты выяснили, что излучение от мобильного телефона способно повысить температуру головного мозга.
   Многим известно, что мобильный телефон выделяет вредное излучение, которое приводит к разрушению мозговых тканей, нарушению нервной системы, ухудшению зрения, а также ослаблению иммунной системы.
   Исследовав влияние сотового телефона на человеческий организм, итальянскими медиками было установлено, что при разговоре происходит повышение давления в среднем на 5-10 мм. Такие ощутимые скачки особенно опасны для людей старше 40 лет. Тестированием мобильников занялись и украинские ученые, подтвердившие, что излучение, исходящее от телефона, увеличивает температуру мозга человека.
   Проведение опыта предусматривало использование специалистами сосуда с жидкостью в форме головы. Телефон прислонили снизу к уху, что позволило измерить его влияние на организм человека. Тем не менее, большинство медиков к этим выводам относятся скептически. Для доказательств негативного влияния мобильных телефонов, необходимы десятилетия.
   В США специалисты рекомендуют беременным женщинам и детям, не достигшим возраста 7 лет вообще не пользоваться мобильным. Также врачи советуют использовать гарнитуру и соблюдать 25-минутные перерывы между разговорами, а на ночь и вовсе выключать мобильный.
  (http://telegraf.com.ua)"

   "Что нельзя говорить человеку, охваченному негативными эмоциями: Человек, находящийся в состоянии тревожного расстройства той или иной степени тяжести, фактически, теряет контроль над своей жизнью. Механизм, помогающий нам почувствовать опасность и предпринять решительные действия в экстремальной ситуации, начинает давать сбои в современном мире. Это же относится и к вполне обыденным вещам — приступам злости, гнева, страха, паники, отчаяния и так далее.
   Окружающие, видя человека в таком состоянии, пытаются как-то поддержать и помочь ему советами, и зачастую эти советы, скорее, вредны, нежели полезны.
   По словам Скотта Биа, психолога в клинике Кливленда, недостаток понимания такого состояния окружающими и их неправильные действия могут только усугубить ситуацию, делая выход из нестабильного состояния ещё сложнее.
    Многие из уместных, по вашему мнению, вещей, которые можно сказать в такой ситуации, вызывают парадоксальный эффект — тревога только усиливается. Это похоже на зыбучие пески. Чем больше резких усилий вы предпринимаете для того, чтобы выбраться, тем глубже вас засасывает. Говоря в такой ситуации человеку банальное «успокойся», с большой вероятностью вы усилите его тревогу или панику.
   На самом деле, существуют более эффективные способы оказания помощи, не усугубляющие при этом состояние человека.
1. Не переживай из-за ерунды.
То, что вы считаете ерундой, может быть очень важным в мире другого человека. Пытаясь придать ситуации позитивные, светлые оттенки, вы на самом деле принижаете что-то очень важное для этой персоны. Прежде чем говорить подобное, попробуйте войти в систему убеждений другого человека. В состоянии тревоги или паники всё имеет большое значение.
Не нужно убеждать человека в несущественности произошедшего. Вместо этого необходимо применить тактику поощрения. Напомните ему, что подобное происходило с ним ранее, и он прекрасно справлялся с этими эмоциями. Это способствует преодолению текущего состояния и выходу из него.
2. Успокойся.
Проблема таких состояний в том, что они зачастую не поддаются контролю. Человек рад бы успокоиться, но он просто не может. Нужна специальная подготовка и работа над собой, чтобы вот так, по команде, взять под контроль своё эмоциональное состояние.
Кейт Хамприс, психиатр из университета Стэнфорда, предлагает заменять шаблонные неэффективные фразы на слова-призывы к действию. Может, прогуляемся в парке? Помедитируем? Займёмся чем-то вместе? Успокаивающее занятие отвлечёт человека.
3. Просто сделай это.
В большей степени такие ситуации относятся к разного рода страхам и фобиям. Кто-то жутко боится летать, а в качестве аргумента слышит дразнящее «просто сделай это». Проблема в том, что призыв к действию под давлением или с попыткой взять на слабо могут усугубить страх, вызвав тяжёлый приступ паники.
Хамприс советует использовать ещё один парадокс нашего мышления, говоря фразы, наподобие «мне жаль, что с тобой такое происходит». Сочувствие в этом случае создаёт у человека ощущение, будто ему не нужно бороться с приступом эмоций, и с этого момента он начинает успокаиваться.
4. Всё будет хорошо.
Говоря эту избитую фразу, вы, фактически, никогда не добиваетесь нужного успокоительного эффекта. Всё потому, что вам не поверят. А с чего всё будет хорошо? Попытка вселить неподтверждённую ничем уверенность может улучшить ситуацию всего на несколько секунд, а затем человек быстро проанализирует всё со своей позиции и, не найдя и не услышав причин, по которым всё действительно будет хорошо, ещё глубже окунается в отчаяние.
Как бы странно это не звучало, но, по мнению Биа именно возможность принять своё беспокойство вместо того, чтобы пытаться изгнать его, может оказать куда лучший эффект.
5. Со мной то же самое.
Ещё одна распространённая техника, которая подразумевает убеждение в том, что вам сейчас так же плохо. Даже если вы действительно испытываете тот же стресс, тревогу или подобные эмоции, то вам в любом случае не стоит зацикливаться на этом состоянии. Вы все прекрасно знаете, что депрессия заразна. Стоит побыть вместе с человеком в таком состоянии, и сам поневоле начинаешь испытывать эмоциональный упадок.
При попытке поддержать другого на правах «равенства состояний» существует риск создать «взаимную подпитку» друг друга негативными эмоциями. Не стоит горевать вместе. Оптимальным будет совместное отвлечение на какое-то положительное действие: те же совместные прогулки и другое времяпрепровождение.
6. Выпей.
Тут даже говорить ничего не нужно. Напиться и забыться — это полнейший бред. В краткосрочной перспективе, то есть вот прямо сейчас, помочь может, но в долгосрочной приведёт к алкоголизму и клинической депрессии. Со временем текущие эмоциональные проблемы «при поддержке» алкоголя лишь усилятся.
7. Я что-то не то сделал?
Самое ужасное, когда от негативных эмоций страдает близкий человек. Если вы не являетесь причиной, то всё равно будете склонны предполагать наличие и своей вины в том, что происходит. Это может привести к попыткам контролировать эмоции человека, что приведёт лишь к усугублению проблемы. Вы осознаете, что все ваши усилия не приносят результата, и чувствуете злость, либо разочарование. Опустив руки, вы отстраняетесь от проблемы в целом, и близкий вам человек начинает чувствовать себя отвергнутым, брошенным, виноватым в том, что его эмоциональные проблемы мешают другим.
    Единственным верным способом помочь является отказ от попыток подавлять и контролировать эмоции родных людей. Поддержка — это то, что требуется от вас в подобной ситуации, и предыдущие советы помогут вам вести себя более корректно.
    (http://pokolenie-x.)"

   «Вегето-сосудистая дистония (ВСД)- знакомый, наверное, каждому из нас как минимум понаслышке диагноз — фантом, достаточно любопытное явление в мировой медицине.
   Этот термин исключительно на территории бывшего СССР - в других странах такого диагноза нет, как нет его и в Международной классификации болезней (МКБ).
   Из-за этого диагноза не первый год уже ломают копья отечественные врачи. Более пожилые и опытные из них любят и с удовольствием пользуются привычным словосочетанием, в то время как продвинутая медицинская молодёжь обвиняет их в косности, и даже в безграмотности! Кто же прав? Давайте попробуем разобраться.
    Итак, сам по себе термин «вегето-сосудистая дистония» устарел. Раньше это понятие соединяло в себе огромную группу совершенно разных болячек. В общем-то, это был универсальный диагноз, который легко применялся врачами самых разных специальностей: терапевтами и педиатрами, невропатологами и психиатрами. Диагноз, удобный для врачей, потому что на него порой «списывалось» что угодно, и нередко катастрофический для пациента, потому что слишком часто вместо необходимого лечения, которое могло бы устранить причину возникшей проблемы, он получал только временное ослабление проявлений.
   На вопрос, что понимают наши врачи под ВСД, чёткого ответа нет. К этому синдрому принято относить множество самых разных жалоб: голова болит и кружится, сердце колотится, паника непонятная откуда ни возьмись, во рту пересыхает, ледяные руки без причины — всё это он, родимый ВСД. Нередко именно к ВСД врачи относят и нервные расстройства.
   Более современным термином, который, кстати, предпочитают и зарубежные врачи, считается нейроциркуляторная дистония (НЦД). Так называют группу болезней, которые возникают от того, что нарушается правильная работа нервов, отвечающих за деятельность внутренних органов — вегетативной нервной системы. Но эти болезни не связаны с заболеваниями центральной нервной системы или желез внутренней секреции — первые надо лечить у невропатолога, а вторые — у эндокринолога, НЦД здесь совершенно ни при чём.
   Впрочем, официально диагноза «нейроциркуляторная дистония» всё равно не существует. Но не стоит огульно обвинять врачей в том, что они «придумали несуществующий диагноз», да ещё и пользуются им по «неграмотности». Дело в том, что в практической медицине всё-таки очень удобно обозначать каким-то единым определением группу заболеваний, близких по своей природе и связанных между собой. Воспользуемся им и мы.
   Нейроциркуляторная дистония широко распространена во всём мире, в основном ею страдают дети старшего возраста, подростки и молодёжь.
   Причины развития этого состояния разные. Чаще всего дистония проявляется в переходном возрасте в периоды ускоренного роста организма. В это время тело и внутренние органы растут и развиваются с разной скоростью, а отвечающая за работу внутренностей вегетативная нервная система не всегда «успевает» за ними. Играют свою роль особенности психики и характера ребёнка (НЦД - «бич» чрезмерно ответственных отличников) и особенности его воспитания, например, перегруженность спортом и кружками.
   У взрослых к развитию нейроциркуляторной дистонии приводит нездоровый образ жизни: физические перегрузки и стрессы; профессиональные факторы (работа на высоте, вибрации, шумы, электромагнитное излучение), экстремальные спортивные нагрузки и вредные привычки. Не обходится и без наследственности: у родителей, страдающих дистонией, обычно и дети-дистоники.
   Из всего, что здесь написано, можно сделать вывод, что каких-то конкретных симптомов у нейроциркуляторной дистонии нет. Да, частенько врачи ошибочно принимают за проявления дистонии симптомы других болезней. Тем не менее, свои характерные признаки у НЦД имеются.
   Это - общая слабость, головные боли и головокружения, повышенная потливость, обмороки, резкие эмоциональные перепады, раздражительность, сонливость, шум в ушах, мнительность, приступы паники (на этот симптом надо обратить особое внимание, так как паника, страх смерти сопровождает многие болезни сердца, она же может быть и признаком нервного заболевания, никак не связанного с нейроциркуляторной дистонией), колебания температуры тела. Боли в сердце и сердцебиения тоже часто бывают симптомами дистонии.
   НЦД обычно никак не проявляется до тех пор, пока не появляются какие-то факторы, провоцирующие обострение болезни - например, переутомление или стресс. Тогда дистония обостряется, проявляются её симптомы: появляется резкая слабость, бледность, резкие изменения артериального давления, головокружение, обмороки, боли в животе, тошнота и даже рвота, потливость и т.п. Да, от нейроциркуляторной дистонии «ещё никто не умирал», но отравляет жизнь она по-настоящему.
   В первую очередь стоит обследоваться у невропатолога и у эндокринолога, чтобы исключить болезни центральной нервной системы и желез внутренней секреции (особенно щитовидной железы), которые могут маскироваться под НЦД. Если такие болезни найдут, их надо пролечить.
   Хорошо себя в лечении НЦД показали лекарства, улучшающие работу сердца и кровообращение, витамины (группы В) и успокоительные препараты. Обычно лечение сильнодействующими средствами не требуется, достаточно успокоительных и стимулирующих фитопрепаратов, которые действуют мягко.
    Большую пользу принесёт физиотерапия: лечебная физкультура, массаж, иглорефлексотерапия, плавание, контрастный душ, если здоровье позволяет — баня или сауна. Полезной будет консультация психолога, психотерапевта.
    Вообще, мы очень часто слышим от врачей о том, как важен здоровый образ жизни. Нас утомляет и раздражает эта фраза, мы не обращаем на неё внимания и продолжаем бежать по своим делам. А ведь это — настоящий залог успешного лечения и профилактики очень многих болезней, и нейроциркуляторной дистонии в том числе. Разумные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон и здоровая еда, закаливание, отказ от вредных привычек — всё это классические способы общего укрепления здоровья, которые в случае с НЦД имеют эффект поистине чудодейственный. Как ни смешно, но даже соблюдение режима дня — уже огромный плюс в борьбе с недугом, ведь все процессы в организме протекают циклично, и их повтор в одно и то же время быстро налаживает работу всех отделов нашего организма, в том числе и вегетативной нервной системы.
   Желаю успеха всем тем, кто борется с этой болезнью-призраком! Будьте здоровы!
   (Светлана Левченко http://health.mail.ru)»

   «Подросток и сложности в общении – почти синонимичные понятия. Трудный, переходный, кризисный возраст – это все о подростковом периоде, когда ребенок в возрасте 12-16 лет попадает в абсолютно неопределенное состояние, ведь детство уже как бы закончилось, а вот настоящая взрослая жизнь еще не началась. 
   Еще совсем недавно ласковый, понимающий и послушный ребенок превращается в резкого и агрессивного подростка, который игнорирует просьбы родителей и демонстративно делает все так, как он считает нужным. Что же происходит с ребенком и как помочь ему пройти этот важный жизненный этап?
   Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.
   Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.
   Максимально активны половые гормоны, благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у девочек увеличивается грудь, появляются менструации, у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле, возникают поллюции. Гормоны провоцируют первые сексуальные желания – абсолютно новые ощущения для ребенка, а также трудности с самоконтролем и адекватностью восприятия своих действий.
   В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем. Частые головные боли, бессонница, повышенная утомляемость, сложности с аппетитом, нестабильное артериальное давление, снижение внимательности и отсутствие концентрации – это лишь только  общий список возможных жалоб, на которые обязательно стоит обратить внимание родителям.
   Психолог Наталья Карабута рассказывает: «По количеству гормональных и физиологических изменений подростковый период можно сравнить, не удивляйтесь, с беременностью. Организм ребенка меняется также кардинально, как и организм женщины, которая готовится стать матерью, только во время беременности этот процесс более сжат во временных сроках. Согласитесь, такие физиологические изменения не могут произойти бесследно и для психики ребенка, ведь все взаимосвязано. Рост сердца, легких и системы кровеносных сосудов происходит рывками, а результате – недостаточное насыщение головного мозга ребенка кислородом. К чему это приводит? Снижается внимание, возникают сложности с работой над несколькими объектами, например – успешно решать задачу и параллельно болтать с соседом по парте становится гораздо проблематичнее. Ребенок чувствует себя усталым, не хочет ходить в школу, учиться, прилагать какие-то усилия для получения новых знаний. В такой период родителям необходимо понять состояние ребенка, поддержать его здоровье и попытаться максимально облегчить возникшие симптомы».
   Конечно, все изложенные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.   
   Из-за внешних изменений тела, к которым ребенку еще необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.
   Также в этот период у подростка наблюдается снижение самооценки. Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками и девчонками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны, ощущает неуверенность в собственных силах. Поведение подростка в компании сверстников противоречиво: с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все, с другой – очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;   с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками.
   Также в подростковый период у ребенка часто возникают проблемы в школе: из-за снижения уровня внимания и концентрации ухудшается успеваемость, к тому же подросток уже требует определенной самостоятельности и независимости, поэтому в ответ на замечания учителя отвечает резко, демонстративно и цинично. В подростковом возрасте ребенок во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине, авторитет учителя для него уже ничего не значит.
   Наша мама-форумчанка Manana рассказывает: «Дочери 15-ть, и теперь уроки для нее – ничто. Раньше она хорошо училась, а теперь на все мои нравоучения по поводу школы говорит: «Мама, зачем мне это надо? У нас в классе никто не получает хорошие оценки, это не модно! С заучками никто не общается!» И что тут ответить? Как мотивировать? Начинаю рассказывать про поступление в ВУЗ, ЗНО всякие и т.д…Фыркает, типа глупости какие… Недавно я нашла в интернете статью, о том, что началось новое веяние, где ботаны – это сексуально, что умные люди опять входят в тренд. Распечатала ей, принесла почитать. Больше не знаю, как мотивировать… Когда уже этот тренд до нас дойдет?»
   Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.
   Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамовитость. Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться, и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.
   Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Если подросток придет за советом к родителям, очень важно отнестись к такому разговору серьезно, не отмахиваться, занимаясь важными взрослыми делами. Конечно, гораздо проще сказать «да я в твоем возрасте» «мал ты еще, чтобы думать про такое», но подобный подход никоим образом не решит возникшую у ребенка проблему. И если помочь ему не захотят родители, он пойдет за пониманием и принятием к своим друзьям, а проконтролировать, как и что у них там будет происходить, вы уже будете не в силах. Да, ребенок может съехать в учебе, но родителям стоит принять тот факт, что в подростковом возрасте в школу ходят чаще всего не для получения знаний, а ради общения со сверстниками. И если ребенок обратился к вам с проблемами типа «если друг оказался вдруг» или «а он меня не любит», не стоит пребывать в шоке и отсылать его учить алгебру или делать домашнее задание по английскому. Сядьте, поговорите с ребенком по душам, дайте какой-то дельный совет, расскажите подобный случай из своей жизни, ведь у каждого из нас было что-то похожее. Не относитесь к подростку, как к несмышленому ребенку. Представьте, что посоветоваться к вам пришел ваш друг. Вы ведь выслушаете его? В подростковом возрасте родителю очень важно оставаться человеком, с которым ребенку можно поговорить, который поймет, поможет и не осудит, особенно если у ребенка возникнут серьезные проблемы, такие как незапланированная беременность или проблемы с законом».
   Безусловно, резкость, агрессия, циничность, грубость и другие негативные реакции в поведении ребенка часто вызывают ответную реакцию родителей: в ход идут крики, нотации, шантаж и различные ограничения.
   Как ни странно, но переходный возраст – это проверка и для родителей. Именно сейчас им просто необходимо перестроить свои отношения с ребенком, перейдя с авторитарно-указывающего стиля общения («все будет так, как я сказал!») на демократичный, дружеский, понимающий.
    Важно принять перемены, происходящие в ребенке, ослабить внутренний родительский контроль, перестать отслеживать каждый его шаг, понять, что ребенок взрослеет и это – абсолютно естественный процесс.
    Безусловно, говорить ополном отсутствии запретов не стоит, установленные принципы и определенные нормы поведения необходимы подростку. Однако родителям стоит прививать их не путем полного неприятия желаний ребенка, а демонстрируя свои чувства и выражая свое отношение к компании подростка или его поступкам.
   Вам не нравятся друзья, с которыми ребенок проводит время? С помощью «я-высказываний» вы можете выразить свое отношение к ним, постараться поговорить с подростком так, чтобы он понял, что именно вас беспокоит и прислушался. Главное, чтобы ваши аргументы были достаточно весомыми, просто «они все нечесаные и немытые, в наколках, постоянно курят и ржут» не подойдет. Не стоит безосновательно обвинять ни друзей подростка, ни его самого. Лучше формируйте предложения с использованием фраз «я думаю, что…», «мне кажется, что…», «я переживаю, что ты…», «мне бы хотелось, чтобы ты…», «мне будет спокойнее, если…» и т.д.
   Если же подойти к вопросу с позиции запретов («с ними ты будешь общаться только через мой труп!»), достичь консенсуса с подростком вряд ли удастся. Чаще всего в ответ на позицию родительского давления ребенок замыкается и уходит в себя или делает назло, даже если прекрасно понимает последствия своего поведения.
    Наша мама-форумчанка Koti рассказывает: «Когда я разговариваю с сыном подростком, мне кажется, что я вернулась на 13-15 лет назад и пытаюсь уговорить годовалого или трехлетнего карапуза, покушать или уйти с площадки без традиционной истерики. Сейчас – аналогичная ситуация, просто карапуз вырос, а вот стиль общения с ним пока приходится поддерживать почти точно такой же. Задача – выстроить разговор так, чтобы не сорваться. Реакция сына на крик – полный игнор, как и 13-ть лет тому. А мне это не подходит аж никак, ведь мне нужно достучаться до его понимания. Терпение – наше все. Хорошо, что нас с мужем двое – когда один выходит из себя, вступает другой и наоборот. Пока держимся…»
   Часто родители требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку, контролируя его желания и чрезмерно опекая. Родителям просто необходимо проявить инициативу, понять, что ребенок уже вырос из детских штанишек и помочь ему пережить сложный подростковый период как можно легче, сохраняя эмоциональную близость.
    Залогом того, что подросток из ершистого негативиста превратится в нравственную, серьезную и самостоятельную личность с сильным характером и адекватной самооценкой – любящие и понимающие родители, вместе с которыми пройти нелегкий путь подростковых изменений ребенку будет гораздо комфортнее.
   (http://www.uaua.info)»
   
   «Родители очень часто задают вопрос: как найти общий язык с подростком?
Психологи утверждают, что наладить отношения с подростком достаточно просто, для этого необходимо следовать некоторым правилам при общении с ребенком.
Предлагаем вам узнать, как именно необходимо общаться с подростком, чтобы он вам доверял и видел в вас друга.
   Как общаться с подростком: советы родителям
1. Занимайте правильную позицию при разговоре. Не становитесь  и не садитесь напротив ребенка, старайтесь сесть или стать рядом с ним, там, где обычно находятся его друзья в тот момент, когда он с ними общается. Такая позиция при разговоре позволяет подростку расслабиться, быть более открытым и раскованным, если родитель идет или сидит рядом, ребенок не чувствует давления, он ощущает, что вы общаетесь на равных.
2. Общайтесь с ребенком онлайн. Зарегистрируйтесь в соцсетях, добавьте в друзья своего ребенка, установите скайп и подружитесь с ребенком там.
Подростки очень любят общение онлайн, ведь во время такого общения они не видят собеседника, а значит, чувствуют себя увереннее и спокойнее при разговоре.
3. Делайте вместе добрые дела. Например, если вы любите животных, вы можете помогать за ними ухаживать в приюте вместе с ребенком. Это объединяет и сближает вас с ребенком. Главное, найти такое занятие, которое было бы вам и ребенку по душе.
4. Интересуйтесь увлечениями ребенка. Чтобы сблизиться с ребенком, у вас с ним должны быть общие темы, поэтому вам стоит интересоваться увлечениями ребенка. Если подросток увлечен футболом, тогда и вы старайтесь быть в курсе футбольных событий, чтобы вечером за ужином вы могли обсудить с ребенком главные новости спортивной жизни. Благодаря таким разговорам, ваш ребенок почувствует, что он вам интересен, что вы на его стороне, что вы прекрасно его понимаете.
5. Назначайте встречи. Старайтесь хоть раз в месяц пригласить ребенка куда-нибудь, предложите ему пойти на выставку, открытие галереи, на каток или в бильярд, например. Помните, что во время такого похода, вы не должны говорить об обязанностях, вам должно быть весело, тогда успех обеспечен.
6. Говорите с подростками перед сном. Именно перед сном вам будет легко завоевать внимание подростка, так как каждый человек к вечеру устает и теряет над собой контроль, он становится более мягким и открытым в ожидании отдыха.
 Кроме того, к вечеру ребенок уже успеет проанализировать события дня, возможно, он захочет поделиться с вами своими чувствами и переживаниями, а также рассказать о планах на следующий день.
   Четыре правила успешного разговора с подростком: - никогда не читайте лекций, это отпугивает, ребенок просто отключается и перестает вас слушать;
- внимательно слушайте ребенка, давайте ему возможность высказаться, не перебивайте его, задавайте уточняющие вопросы; - используйте язык тела, следите, чтобы во время разговора ваша поза говорила об открытости, не стойте над ребенком, когда он сидит или лежит, не садитесь напротив него; - устраивайте ежедневные семейные ужины, безусловно, у всех мало времени, но лучше стараться каждый день поужинать вместе, чтобы обсудить семейные дела и то, что произошло у каждого сегодня. Взаимопонимания вам с ребенком!
   (www.uaua.info)»
   
   "Можно ли предупредить болезнь Альцгеймера?
Одна из самых страшных напастей для стариков - болезнь Альцгеймера. Этот недуг, связанный с серьезным поражением мозга и нервной системы, способен стать источником проблем и переживаний не только для пожилого человека, но и для его близких. Как избежать подобной участи, не превратиться на склоне лет в обузу для других членов семьи?
   Разумеется, полностью застраховаться от наступления старческого слабоумия не может никто. Но можно снизить свои шансы стать жертвой болезни Альцгеймера. Для этого существуют разные способы.
    1. Медицинские препараты:  К сожалению, на сегодняшний день все существующие лекарства от болезни Альцгеймера способны оказывать лишь временный эффект. Сейчас исследователи из института Каролины в Швеции проводят клинические испытания вакцины, уничтожающей аномальный белок, который становится причиной заболевания. Однако новый препарат способен лишь тормозить развитие болезни на длительный срок – он не в состоянии восстанавливать уже разрушенные ткани, а также не может служить средством профилактики. Впрочем, по словам медиков, со временем на основе этой разработки будет проводиться и вакцинация людей с наследственной предрасположенностью к болезни Альцгеймера.
   2. Пища и питье. К сожалению, большая часть населения развитых стран отдает предпочтения продуктам с повышенным содержанием жиров. А это - основной фактор риска развития болезни Альцгеймера: жиры губительно воздействуют на мозговые нейроны! Канадские медики предлагают нам резко сократить употребление мясомолочных продуктов и сладостей и обязательно включить в ежедневный рацион рыбу – в ней содержится вещество «омега-3», предотвращающее дегенерацию нервных клеток. Зато кофе, как ни странно, тоже способствует профилактике старческого слабоумия. К такому выводу пришли ученые из Университета Куопио (Финляндия) и Каролинского института в Стокгольме. Согласно статистическим исследованиям, этот напиток, вероятно, благодаря содержащимся в нем антиоксидантам, на 60-65% сокращает риск развития болезни Альцгеймера. Правда, если вы употребляете его в среднем возрасте и в умеренных количествах – 3-5 чашечек в день. Если вы выпиваете больше или находитесь уже в пожилом возрасте, это просто вредно для сердца!
    3. Умственная деятельность. Как известно, многие деятели науки и творчества до глубокой старости сохраняют ясный ум. По мнению исследователей из Университета Сан-Раффаэле и Национального института неврологии в Милане, чем выше уровень образования и интеллект человека, тем меньше шансов, что у него разовьется старческое слабоумие.
    В исследовании, проведенном итальянцами, приняли участие 242 пациента с болезнью Альцгеймера, 72, страдавшие умеренным нарушением умственных способностей, и 144, считавшихся здоровыми. Организаторы эксперимента протестировали их интеллектуальные способности, память, потенциал обучаемости и т.д. В течение 14 месяцев у 21 испытуемых из второй группы развилась болезнь Альцгеймера. Но при этом оказалось, что при одинаковой степени органического поражения мозга умственные способности у людей, имевших высокий уровень образования и занимавшихся интеллектуальной работой, пострадали меньше. Автор исследования Валентина Гариботто объясняет этот феномен тем, что интеллектуальная нагрузка частично компенсирует органическое повреждение мозга. Механизм явления пока еще недостаточно хорошо изучен.
  (https://www.facebook.com)"
 



 


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →