Профессор и студент

Седой профессор, очень строгий,
Любивший нежно свой предмет,
Столкнулся как-то по дороге
С студентом, скомкавшим жилет.

– Петров, вы что?! Вам может плохо,
Скрутила судорога вас?
Быть может скорую вам вызвать?
Они примчатся сей же час!

– Нет-нет, профессор, что вы, что вы!
Вас уверяю, я здоров!
Но я пишу небрежный образ –
Пастух на выгуле коров…

Я вижу зелень, кипы сена,
Коровок, щиплющих траву…
И мой пастух в небрежной позе
Лежит и грезит наяву!

Мне удалось оттенков разных
В своей палитре намешать;
И даже взгляд, мечтой горящий,
Сумел я точно передать!

Да вот беда – ну не выходит
Пастух реальный у меня:
Весь слишком чистый и холеный…
Не так его увидел я!

Ему, немного поразмыслив,
Решил небрежности придать,
Вот потому жилет и скомкал,
Чтобы с натуры пописать!

– Похвально, мальчик мой, похвально,
Хвалю я рвение твое!
Натура – наш учитель верный! –
Такое мнение мое.

Но знаешь что, еще же можно
Жилет попачкать наугад –
Еще живей натура будет,
Коль грязь живую видит взгляд!

Разинув рот от удивленья,
Студент восторженно изрек:
– Вы просто гений, без сомненья,
Вы дали мне такой урок!

Потупив скромно взгляд веселый,
Профессор ласково изрек:
– А вам помочь, быть может, милый?
Я помогу! И вот сучок –

Мы на него повесим нежно
Жилетик ваш, издалека
Мы покидаем комья грязи,
Чтоб загрязнить его слегка!

И вот студент, а с ним профессор,
С земли хватая грязный ком,
Его усердно отправляли
В красивый тканевый излом.

Профессор весь преобразился –
Столь строгий, сдержанный всегда,
Он от души теперь резвился,
В жилет швыряя грязь! О да,

Он помнит все его прогулы…
И пульки с жеванных бумаг…
И занятый им подоконник,
Как будто это был гамак…

И вспомнив все, схватил побольше
Булыжник и швырнул в жилет!
…Треск разрываемой матерьи…
Увы… кармана больше нет!

Студент лишь ойкнул, а профессор
(с улыбкой виноватой все ж):
– Ты не грусти, мой милый мальчик,
Жилет поистине хорош!

Теперь как будто пробирался
Через кусты герой-пастух,
Он за коровами гонялся,
Его ведь пес совсем уж глух!

И вот теперь коровы вместе,
Он тоже может отдохнуть,
Как раз в компании сей тесной
Его и попиши чуть-чуть!

Студента грызла тень сомненья.
Уж больно он любил жилет!
Наверно, больше не оденет
Жилет он свой… Уж верно нет!

– Ну ладно, - вдруг сказал профессор, -
Покинуть должен я тебя,
Натура есть, и путь твой ясен!
Сейчас же пара у меня.

И на прощанье стиснув руку,
Он зашагал с улыбкой прочь
И, вспоминая развлеченье,
Сдержать свой смех уж был невмочь.

Студент с жилетом – что ж! –
Смирившись, натуру начал изучать
И вскоре, снова вдохновившись,
Продолжил полотно писать.

И мигом время пролетело.
Назначен смотр всех работ.
Студент, своей картиной гордый,
Ждет уж похвал водоворот.

Просмотр кончен. В нетерпенье
Студент влетает, видит он
Большую …ТРИ поверх творенья!
Он в сердце самое сражен!

Профессор же с улыбкой нежной:
– Вопросы есть? Могу сказать.
– За что вы тройку мне влепили,
Моя работа ведь на пять?!

– Мой милый, если б вы ходили
На все занятия мои,
Легко б вы пятна находили
Теней, рефлексов, и свои

Не портя вещи той же грязью,
Что очень просто написать!
И мне сказать еще хотите,
Что вы способны сдать на пять?!

И над словами размышляя,
Студент ни слова не изрек,
Ведь лишь сейчас он смог усвоить
Ему преподанный урок!

                Октябрь, 2013 г.


Рецензии