А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 47-48
«Карма: физически - действие;
метафизически - Закон Воздаяния - Закон
причины и следствия или Нравственная
Причинность»
(Теософский словарь, с.197.)
Пожалуй, ни один из вопросов оккультизма не вызывает столь различного толкования и изложения, как все, что связано с Кармой1) или с тем, что принято называть судьбой.. В современной литературе этому вопросу посвящено немало трудов различного направления, в частности, связанных с воплощением и жизнью человека, и поэтому считаю необходимым особо остановиться на этом сразу после предыдущей главы.
Долгое время это понятие было используемо лишь метафизиками, но с конца XIX века и особенно в наше время понятие Карма стала привлекать достаточно много внимания как исследователей, так и обыкновенных читателей. Вместе с тем не следует рассматривать Карму лишь как понятие чисто метафизическое. Ему есть свой аналоги и в других мировоззрения, в том числе и в материализме - в виде Закона сохранения энергии. И хотя этот Закон в большей степени связан с Единством Мира, основное его содержание - ничто в Мире не появляется из ничего и не исчезает бесследно, все есть превращение энергии из одного вида в другой - во многом это перекликается с Законом Кармы.
Чаще всего Кармы связывают с существованием живых существ, упуская проявление этого Закона на других уровнях Бытия.
«Единая жизнь тесно связана с Единым Законом, который управляет Миром Бытия - КАРМОЮ. ...Это есть Безошибочный ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ. ...«Единый Космический Атом становится семью Атомами на плане Материи, и каждый превращается в центр энергии; тот же самый Атом становится семью Лучами на плане Духа; и семь творческих Сил Природы, излучающиеся из Основной Сущности ...следуют один правою, другие левою тропою, разъединенные до конца Кальпы, и тем не менее, в тесном переплетении. Что объединяет их? КАРМА.
Атомы, исшедшие из Центральной Точки, выявляют, в свою очередь, новые центры энергии, которые, под воздействием мощного дыхания Фохата, начинают свою работу изнутри наружу и размножают другие, меньшие центры. Эти центры в течение эволюции и инволюции образуют, в свою очередь, корни или развивающиеся причины новых следствий, начиная от миров и планет, «населенных человеком», до родов, видов и классов всех семи царств, из которых нам известно лишь четыре. ...Если Дхиан-Коганы и все Невидимые Существа - Семь Центров и их непосредственные Эманации, меньшие центры Энергии - суть прямое отображение Единого Света, то люди далеко отстоят от них, ибо весь видимый Космос состоит из «самосозданных существ, порождений Кармы».(1,т.1,с.794-795)
Вместе с тем Карму можно рассматривать в многих аспектах, начиная от индивидуальной кармы человека, и заканчивая коллективной кармой: семьи (рода), города или государства, всего человечества, планеты, различных космических построений и т.д.. В Космическом масштабе можно говорить о Карме Планетарной Цепи, Вселенной и всего Космоса, если речь вести в максимальном понимании этого Закона.
При анализе Космических и Вселенских Принципов мы неоднократно подчеркивали соблюдение Принципа Единства, гармонии, преемственности, взаимосвязи и взаимодействия различных Планов Бытия и Сознания. Если одно только проявление какого-то Принципа влечет за собой этап глобального преобразования Мира, то отрицать действие Закона Кармы на этих и других уровнях уже невозможно. Там, где прослеживается причинно-следственная связь, там действует Закон Кармы.
Только Абсолют, являясь Беспричинной Причиной Всего, находится вне Закона Кармы, ибо последний растворен в нем. (При этом мы сейчас говорим только о нашем понимании Абсолюта, упоминаемом во втором разделе книги.) Первое же проявление Абсолюта (выявление Бесконечного Мирового или Божественного Разума) оказывается уже в области действия этого Закона. (Однако, вспомнив о том, что мы говорили об Абсолютах в масштабе Мироздания и Беспредельности, можно сказать, что и Абсолют нашей Вселенной испытывает воздействие Законов Кармы Мироздания и Беспредельности. Но эту область проявления действия Закона Кармы мы рассматривать не будем.)
В основе Закона Кармы лежит принцип Единства Мира. Ничто не может быть вне Мира, как и вне Кармы.
В приведенной выше цитате говорится о том, что «Единый Космический Атом становится семью Атомами на плане Материи», тем самым превращаясь в центр энергии и затем образуют новый энергетические центры и т.д.. (И хотя здесь речь идет только о Вселенских Принципах, нетрудно заметить, что аналогичный процесс проходит и на более тонких уровнях.) Каждый из этих центров, с одной стороны сам находится под действием Закона Кармы более тонкого плана, с другой стороны, является источником проявления этого Закона, но уже на более низком уровне. То же можно сказать и о любом разумном существе, в том числе и человеке. Будучи сам подверженным своей собственной Карме, человек является своеобразным источником этого Закона для всего, что составляет его сущность и связано с ним. Более подробно на этом мы остановимся чуть ниже.
«Этот закон (Кармы или же закон Возмездия) - сознательный или бессознательный - ничего и никому не предназначает. Он существует от Вечности и в Вечности, воистину, ибо сам он Вечность; и потому, будучи таковой, и раз ни одно действие не может быть соравным Вечности, то нельзя сказать, что она действует, ибо она есть само Действие. Не волна топит человека, но личное действие несчастного, который самовольно идет и ставит себя под безличные действия законов, управляющих движением океана. Карма ничего не создает, так же как она и не предначертывает. Именно человек планирует и создает причины и Кармический Закон, приноравливает следствия, такое приноравливание не есть действо, но всемирная гармония, вечно стремящаяся вернуться к своему первоначальному состоянию, подобно луку, который, будучи слишком туго натянут, отдает с соответствующей силой.... Напротив того, кто через изучение и созерцание раскроет ее запутанные пути и прольет свет на эти темные тропы, в извилинах которых погибает столько людей, вследствие их неведения лабиринта жизни - тот трудится на благо своих ближних. Карма есть Абсолютный и Вечный Закон в Проявленном Мире; и так как может быть лишь один Абсолют, как Одна вечная, всегда существующая Причина, то верующие в Карму не могут рассматриваться, как атеисты или материалисты - еще меньше как фаталисты, ибо Карма едина с Непознаваемым, одним из аспектов которого она является в его следствиях и феноменальном Мире.
Таким образом, Карма находится в теснейшей или, вернее, в неразрывной связи с Законом Перевоплощения одной и той же духовной Индивидуальности в длинном, почти нескончаемом ряде Личностей».(1,т.2,с.382)
Источником формирования Кармы является любой энергетический центр, лежащий в основе какого-либо действия, выявления или проявления. Любой процесс внутренней или внешней направленности связан с изменением энергии, что и порождает внутреннюю или внешнюю причинно-следственную связь. Это касается всех процессов протекающих на разных уровнях. В некоторых случаях возникают одновременно причинно-следственные связи сразу на нескольких уровнях, в зависимости от того, на каких планах происходили такие изменения. Смысл возникающих причинно-следственных связей - стремление к восстановлению нарушенной гармонии на соответствующем уровне. Отсюда определяется, так называемая, положительная или отрицательная направленность действия Закона Кармы.
«Единое Веление Кармы - вечное и неизменное Веление - есть абсолютная гармония в Мире Материи, как она существует в Мире Духа. Потому это не Карма, которая награждает или карает, но мы сами награждаем или караем себя, согласно тому, работаем ли мы с Природою, в Природе и посредством Природы, подчиняясь законам, от которых зависит эта Гармония, или же - нарушаем их».(1,т.1,с.805)
В случае, когда нарушается существовавшая гармония с разрушением определенных связей и созданием менее совершенного состояния, Закон Кармы будет иметь отрицательную направленность. Когда же разрушение связей будет сопровождаться созданием более совершенного состояния, Закон Кармы будет иметь положительную направленность. В основе этого лежит направленность к соответствующему уровню гармонии для данного состояния.
Закон Кармы существует для Всего Сущего в Мире, ибо любой процесс, явление сопровождается изменением энергии. Но в большей степени этот Закон проявляется и заметен в отношении разумных существ, способных мыслить, наблюдать его и обладающих определенной свободой воли (выбором вариантов поведения).
Для человека, как наиболее сложной энергетической структуры, влияние Закона Кармы во многом определяется тем положительным или отрицательным опытом, который он нарабатывает на протяжении всех своих воплощений и приобретенных в данном воплощении. Это, в свою очередь, зависит от тех процессов, которые происходят на всех Планах Бытия человека. Если Три Высших Плана человека, сформированные из наиболее совершенных состояний (атмического, буддхического, монадического), эти процессы изменений, по сравнению с оставшимися четырьмя низшими Планами, преимущественно носят, казалось бы, малозначительный и чаще всего положительный характер, то на уровне низших Планов эти процессы могут носить разнообразный характер.
Это предопределено прежде всего тем, что Три Высших Плана, в силу своего достаточного совершенства, не всегда порождают последствия с отрицательной направленностью. А если таковые и воспринимаются человеком, то лишь в силу его незнания глубины всех происходящих изменений. Вместе с тем и на этих уровнях не исключается проявление закона Кармы, поскольку любые воздействия, отражаемые на этих Планах, влекут за собой соответствующие кармические последствия. Но особенно закон Кармы проявляется на более грубых Планах человека в форме различного суммарного взаимодействия более низких тел человека (ментального, астрального, эфирного и физического). Вместе с тем это суммарное взаимодействие низших тел чаще всего и определяет результат (последствия) деяний человека в процессе его воплощений. Именно по нему и оценивается итог каждого воплощения Монады а также совокупность порожденных причинно-следственных связей в течение нынешнего воплощения.
«И так как Монад, после своей первой «имметализации» на Глобусе А, прошла через минеральный, растительный и животный миры, через все степени этих трех состояний материи, за исключением последней степени третьего или плотного состояния, которой она достигла лишь «в срединной поворотной точке эволюции», то лишь логично и естественно, что при начале Четвертого Круга на Глобусе D человек появился бы первым; а также, чтобы сложение его тела было из самой тонкой материи, какая только доступна объективности. Для большей ясности скажем: если Монада начинает свой цикл воплощений через три объективные царства по нисходящей дуге, то в силу необходимости она должна вступить на восходящую дугу сферы, как человек. На нисходящей дуге, именно, духовное, постепенно превращается в материальное. На срединной линии основания Дух и Материя уравновешиваются в человеке. На восходящей дуге Дух снова начинает медленно утверждаться за счет физического или Материи, так что, при конце Седьмой Расы Седьмого Круга, Монада увидит себя такою же свободною от материи и всех ее свойств, как это было при начале, НО ОБРЕТЯ В ПРИДАЧУ ОПЫТ И МУДРОСТЬ, ПЛОД ВСЕХ ЕЕ ЛИЧНЫХ ЖИЗНЕЙ, без их зла и соблазнов».(1,т.2,с.228)
Это относится не только к человеку, но и ко всем этапам воплощения Монад, независимо от степени разумности и духовности тел их воплощения. Различие здесь может быть лишь в количестве и степени совершенства конкретных тел, в котором воплощено то или иное существо.
«Высшие Ангелы, бесчисленные эоны назад, пробились сквозь «Семь Кругов» и, таким образом, «завладели» их Священным Огнем; проще говоря, это значит, что они восприняли в течение своих прошлых воплощений в низших, так же как и в высших Мирах, всю из Мудрость - отражение Махата в его различных степенях напряжения. Ни одна Сущность, будь она ангельской или человеческой, не может достичь состояния Нирваны или же абсолютной чистоты иначе, нежели через эоны страданий и познавания зла, так же как и добра, ибо, в противном случае, последнее становится непонятным».(1,т.2,с.103-104)
В этом плане хотелось бы привести еще одну цитату из «Тайной Доктрины» и пояснить ее:
«Согласно Системы Хинаяны... следует страшиться воплощения, ибо существование в этом мире приносит человеку лишь страдание, несчастье и боль; и сама смерть не в состоянии освободить человека от этого, ибо смерть есть лишь дверь, через которую он проходит к следующей жизни на земле, после краткого отдыха у ее преддверия - Девачана».(1,т.1,с.83)
Данная цитата, на первый взгляд, противоречит предыдущей и всему ходу эволюции живых существ, поскольку говорит о нежелательности воплощений. Но, как известно, именно благодаря воплощениям существо способно пройти все этапы эволюции, устранить имеющиеся пороки и достичь высшего состояния в ходе Манвантары. Следует понять, что, как таковое, воплощение без продвижения по пути эволюции, без необходимого совершенствования своих тонких тел действительно бессмысленно, его можно признать даже «неудавшимся» и его «следует страшиться». Существо, не избавившееся в Круге воплощений от пороков соответствующего уровня, не достигшее уровня совершенства в ходе своей эволюции на этом этапе, обречено в последующем Круге воплощаться в низшие формы. Если рассматривать это на примере современного состояния человека, то существа, не достигшие совершенства на уровне животного мира, перейдя на этап существования в человеческом теле, воплощаются на уровне дикаря, в то время как существа, ранее достигшие определенного совершенства, воплощаются в более совершенные тела и условия.
Что же касается воплощений удавшихся, то есть тех существ, кто в ходе предыдущих воплощений прошли определенную им часть своего эволюционного пути, достигло определенного совершенствования, то такие воплощения можно только приветствовать, поскольку в ходе предстоящих воплощений им, как правило, уготована возможность дальнейшего и более ускоренного совершенствования.
В предыдущей главе мы говорили о существовании идеальных путей развития, лежащих в области проявления Единого Закона, а также о путях менее совершенных, где накладывается проявление сразу нескольких, в том числе и последующих Законов. Относительно воплощений можно сказать, что только высокие существа, которые уже существуют в области проявления Единого Закона проходят свои виды воплощения достаточно быстро и успешно. Что же касается остальных, менее развитых существ, то для них воплощения являются необходимым этапом их эволюции. Число же самих воплощений действительно должно быть минимальным, чтобы избежать «неудачных воплощений», но избежать вообще воплощений практически невозможно. Для этого бы потребовалось, чтобы существо в каждом своем Круге сразу, при первом же воплощении, смогло достичь уровня, позволяющего перейти в более совершенный этап, то есть перейти в следующий Круг. Теоретически такое возможно, но сомнительно, что такие явления могут превышать десятки (или даже десяток) на весь Круг нашей Расы. Важно, чтобы существо стремилось каждое свое воплощение использовать с максимальной реализацией предоставленных ему возможностей, и тогда, пройдя весь путь эволюции для данного этапа, число воплощений в данном теле будет минимальным и тогда возможен наиболее скорый переход этого существа уже на более высокий этап существования, где оно должно проходить уже новые воплощения, в новом теле, с новыми задачами эволюции.
Современные работы в области описания Закона Кармы и воплощений, к сожалению, трудно признать достаточно серьезными. В большинстве своем эти работы лишь кратко освещают суть Закона Кармы, концентрируя свое внимание в основном на исследовании реализации причинно-следственной связи. Отдельные авторы позволяют себе высказываться о познании ими не только сути Закона Кармы, не только «выявлять причины», породившие те или иные последствия, но и даже безосновательно берут на себя ответственность утверждать, что они способны влиять на Карму людей, в том числе и исправлять («корректировать» или «чистить») их Карму.
Подобные утверждения, на мой взгляд, свидетельствуют, мягко говоря, о недостаточном понимании этими авторами глубины затрагиваемой ими проблемы. Даже БОЛЬШИНСТВО ВЫСШИХ СУЩЕСТВ, которых принято считать Учителями или Махатмами, НЕ ИМЕЮТ ПРАВА И НЕ ВМЕШИВАЮТСЯ В КАРМУ, ибо эта сфера деятельности Владык Кармы, то есть только тех, кому позволено (или доверено) заниматься Кармой. (Что тогда говорить о претензиях на эту роль воплощенного человека?) Это как раз и подчеркивает достаточно глубокий и тонкий уровень, на котором формируется Карма человека, доступный лишь особым существам, и уж ни как не может быть подвластен обычному смертному человеку. Учителя (Махатмы) в отдельных случаях могут в общих чертах предупредить человека о предстоящих испытаниях, могут оказать помощь в их преодолении, если человек готов к принятию такой помощи, но никогда они не могут изменить Карму, ибо это не только не является сферой их деятельности, но и не входит в их компетенцию. На Высших Планах Бытия Существа не могут и не берут на себя те функции, которые не входят в сферу их деятельности, в частности относительно изменения (корректировки) Кармы человека. Учителя (Махатмы), в самых крайних случаях, когда это вызвано чрезвычайными задачами (целями) человека, могут взять на себя часть Кармы человека, но и то лишь столько, сколько это возможно и допустимо с позиции возможности совершенствования конкретного человека.
При таком понимании индивидуальности и обязательности Кармы для каждого человека просто невежественно было бы кому-то из смертных людей говорить о наличии у него возможности «исправлять» или «корректировать» Карму таких же, как и он. В этом плане вызывает определенное сомнение то, что автор (авторы???) известной в странах СНГ книги «Диагностика Кармы» пытается делать заявки на то, что он «правит» Карму людей, избавляя их от различных недугов. Как уже было сказано выше, это функция лишь Владык Кармы, то есть существ достаточно высокого, по сравнению с обычным человеком, уровня. Единственное, что могут смертные люди, так это показать людям возможность избежать отрицательных проявлений Кармы, осознав неправильность своего поведения в различных воплощениях. Да и то, чистота, которой должны обладать такие люди, требует от них самих достаточно высокого уровня внутренней гармонии.
Такое понимание проблемы изменения Кармы подобно толкованию проблемы искупления грехов в христианстве. Грех, в его христианском толковании, есть, по сути, ни что иное, как нарушение проявленных Законов, когда оно порождает причину, следствием которой являются соответствующие отрицательные последствия. Покаяние, к которому призывает христианство, безусловно, является одним из необходимых условий устранения допущенного нарушения Законов, поскольку само первичное осознание человеком допущенного нарушения, искреннее осуждение этого поступка и формирование внутренних установок на недопущение таких нарушений впредь, создают первые необходимые условия и являются первым этапом восстановления нарушенной гармонии. Покаяние - есть процесс, в ходе которого, через внутренние психологические страдания, переживания и собственное осуждение формируются условия на уровне психической энергии, способные устранить причину нарушенной гармонии. Вполне допустимы случаи, когда такое покаяние возможно и в православных храмах с участием соответствующего священнослужителя, если человек сам не в состоянии правильно понять суть этого процесса. Это в первую очередь может касаться лиц, которые еще только соприкасаются с данным таинством, сами не в состоянии в полной мере осудить свои ошибки, что часто можно встретить среди неграмотных или начинающих верующих. Но говорить о том, что покаяние возможно только в церквях, только в присутствии священнослужителя, было бы совершенно неправильно. Мы можем привести тысячи примеров, когда в тех же храмах одни и те же люди приходят каяться чуть ли не каждую неделю, осознанно обвиняя себя в различных «вольных и невольных грехах», словно выполняя какой-то обряд по неким количественным показателям. Если к этому добавить определенные требования, предъявляемые к кающемуся, когда он должен перечислить чуть ли не весь предлагаемый перечень проступков, отнесенных церковью к грехам, то весь обряд покаяния, фактически, становится, чуть ли не формальностью, лишенной какого-либо практического значения.
Еще более невежественным являлось применение индульгенции (полное или частичное отпущение грехов с выдачей соответствующего свидетельства об этом).
Но одним лишь покаянием и «отпущением грехов» нарушенная гармония не будет восстановлена. Грех или проступок, повлекший отрицательные последствия, либо разрушает какие-то структурные построения (взаимосвязи), либо создает новые построения с отрицательной направленностью. Учитывая, что все процессы протекают не только, и не столько на физическом плане, сколько на тонких планах, восстановление гармонии может быть только на таких же планах. Ни кающийся, ни отпускающий грехи не способны одним только формальным отношением к этому восстановить нарушенную гармонию. Это требует, как минимум, не только просто компенсировать, «погасить» деяние, но и воссоздать прежнее состояние, что требует огромных энергетических затрат, чаще всего недоступных даже большинству священнослужителей, а тем более обычному человеку. Только Существа достаточно высокого уровня способны в полной мере оценить последствия того или иного деяния и в достаточной степени определить необходимые энергетические затраты для восстановления гармонии. Это и есть область деятельности Владык Карм.
Нарушенный Закон (или совершенный грех) может быть лишь компенсирован в определенной степени. Разбитую вазу нельзя восстановить одним покаянием, можно лишь компенсировать это путем создания такой же вазы, что требует соответствующих усилий и энергетических затрат. Срубленное дерево можно «компенсировать» лишь посадив и вырастив новое. Но самое главное, человек, допустивший «грех», прежде всего, должен действительно раскаяться, то есть осознанно осудить себя за такое деяние и сформировать в себе установку, исключающую повторение такого же деяния. В какой степени это окажется возможным - судить Владыкам Кармы.
Любое деяние, желание, эмоция, любая мысль, - это, прежде всего сложный энергетический процесс на ментальном уровне. В зависимости от их направленности они порождают положительные, нейтральные или отрицательные причины и соответствующие последствия. Все мысли, порожденные или принятые человеком, формируют его ментальное тело и чистота (совершенство) его определяется тем, насколько человек оказался в состоянии разрушить те мысли с отрицательной направленностью, которые он создал или принял. Именно поэтому так часто говорят о чистоте помыслов. Не всегда, даже положительный поступок, зачтется таковым человеку, если помыслы, мотивы его имели иную направленность. Аналогично можно сказать и о неудачных поступках, хотя и имеющих отрицательные последствия, но совершенных с чистыми намерениями. Именно ментальная, мотивационная основа деяния или мысли, желания, эмоции определяет наступающие последствия.
Все в Природе основывается на гармонии. Любая дисгармония должна быть устранена тем, кто ее породил. Нарушение соотношения между положительным и отрицательным (добром и злом) изменяет ход эволюции в не только в той или иной структуре, но и отражается на близлежащих структурах. Там, где допускаются однородные или однотипные нарушения гармонии, там, суммируясь, формируются области соответствующих отрицательных последствий. Восстановление же гармонии возлагается на тех, кто принял участие в ее нарушении.
Именно поэтому Карму можно рассматривать как индивидуальную, так и коллективную (семьи, региона, отдельного народа и всего человечества).
«В человеческой природе зло указывает лишь на полярность Материи и Духа, на «борьбу за жизнь» между двумя проявлениями Начал в Пространстве и Времени, Начала, которые едины, поскольку корни их находятся в Абсолюте. В Космосе равновесие должно быть сохранено. Действие этих двух противоположностей производит гармонию, подобно центробежной и центростремительной силы, которые, будучи взаимозависящими необходимы друг другу, «чтобы обе могли существовать». Если бы одна была остановлена, действие другой немедленно стало бы саморазрушительным».(1,т.1,с.514)
Карма также может подразделяться на Карму прошлых воплощений, Карму настоящего и Карму будущего. Подобное разделение зависит, с одной стороны, от момента возникновения причинно-следственной связи; с другой стороны, от момента отработки (или погашения) Кармы. К Карме прошлых воплощений относятся все деяния, поступки и иная информация, которые человек принес с собой в данное воплощение. (Чаще всего под Кармой почему-то понимается отрицательное воздействие Мира на человека, в то время как Карма может иметь и положительную направленность.) Карма настоящего представляет собой отработка или реализация тех причинно-следственных связей, которые человек создал уже в той жизни и может, а чаще всего должен, отработать их еще в этом воплощении. Карма будущего включает в себя те причинно-следственные связи, которые человеку предстоит отрабатывать или реализовывать в будущих воплощения.
Подобное разделение Карм позволяет совершенно иначе понять выражение «Человек хозяин своей судьбы», а также иначе взглянуть на различные жалобы на судьбу. Тот, кто жалуется на свою судьбу (Карму) не в состоянии или не желает признать неправильность своего поведения в предыдущих или в этой жизни. А ведь именно это является основой формирования судьбы (Кармы).
В связи с этим рассмотрим следующие схемы:
а)
б)
где: - фактическая реализация Закона Кармы в данном воплощении;
- предначертанная реализация Закона Кармы.
Рисунок 88
На схеме «а)» обозначена фактическая и предначертанная реализация Закона Кармы человеком, который прожил ее в полном соответствии с предначертанными задачами, а все ключевые моменты его жизни обозначены в виде вертикальных штрихов. Как видим, человек, который прожил такую жизнь, ни где не допустил, ни каких нарушений своего поведения (нет падения верхней линии вниз), но и не приобрел ни каких новых качеств (на схеме нет ни одного подъема верхней линии вверх).
На схеме «б)» обозначена фактическая и предначертанная реализация Закона Кармы человеком, который прожил ее с определенными отступлениями от того, что ему было предначертано (верхняя линия то поднимается над основной, то опускается ниже ее). Те же самые ключевые момента в его жизни также обозначены вертикальными штрихами. Как видим, при равных условиях (количество и время наступления испытаний или ключевых моментов в двух случаях одинаковые) и равном жизненном пути (считая, длина верхних линий в этих случаях одинаковая) каждый из этих двух людей может подвести свой итог.
Первый, хотя возможно и не приобрел ни одного принципиально нового качества, однако не только не растерял каких-то прежних и не «заработал» себе отрицательной Кармы, но и сумел устранить ранее приобретенные отрицательные причинно-следственные связи. Данное воплощение можно признать удачным, поскольку задачи, ставившиеся перед человеком на это воплощение, выполнены в полном объеме.
Что же касается жизни человека во втором случае, то, как видим, жизнь его, хотя и равна продолжительности жизни первого человека, но из эффективности его жизни видно, что отдельные испытания в жизни он не прошел (падение линии вниз), затем сумел вновь подняться до необходимого уровня и даже выше, после чего вновь следуют падения и подъемы. И хотя этот человек возможно и приобрел какие-то новые качества, не предусмотренные задачами на его воплощение (верхняя линия в отдельных случаях поднимается выше, нежели на рисунке «а)»), но общий результат его жизни, скорее всего, будет хуже, чем у первого человека. Ведь Карма как первого, так и второго человека была рассчитана на определенные задачи исходя из возможностей его состояния (его совершенства), а приобретенные качества, превышающие эти возможности вряд ли будут учтены как положительные наработки, поскольку не смогут быть должным образом восприняты, осознаны и закреплены.
Выше рассмотренная схема хотя и носит частный и условный характер, но вполне может отражать влияние Закона Кармы на все стороны жизни человека. Проявление этого Закона осуществляется на всех Планах человека, а потому становится понятным, почему разные люди имеют различные характеристики физического, астрального, ментального и иных тел, а также различные условия жизни.
Нередко можно услышать роптание людей на тяготы своей жизни или жизни близких ему людей, на судьбу. Люди возмущаются, почему Природа или Бог наказывает их какими-то испытаниями, страданиями, считая свою жизнь неоправданно и несправедливо тяжелой. Особенно непонятно это для людей, когда источником или своеобразными носителями этих проблем являются их дети. («Они-то здесь причем?»)
Действительно, если говорить о трудностях и проблемах жизни взрослого человека, то здесь еще можно как-то оправдать это наличием каких-то неправильных поступков, мыслей и иных «грехов», за которые его или его близких жизнь «наказывает», подвергая его различным испытаниям. Но многим не понятно, чем может прогневать Природу, Бога или судьбу ребенок, который с рождения или с малых лет страдает каким-то физическим или иным серьезным недостатком? Но для ответа на этот вопрос необходимо анализировать не только прошлую, а порой и настоящую, жизнь родителей такого ребенка, а также итоги прошлого воплощения самого ребенка. Бытующая поговорка «Родителей не выбирают» права только с позиций нынешнего понимания жизни и судьбы. В действительности же именно дети выбирают не только свое воплощение, но и своих будущих родителей. Речь не идет о конкретных родителей, хотя и такое не исключено, а лишь о принципиальных условиях, которые могут быть созданы теми или иными родителями, в которых будущему человеку предстоит реализовывать свою Карму.
Космос (назовем ли его Природой или Богом) является носителем высшей справедливости, порой даже не понятной для нас, а потому, будучи основанным на гармонии, стремится воплотить ее и на уровне человека. И то, что мы воспринимаем порой как незаслуженные наказание, страдания и испытания, в действительности являют собой стремление Космоса восстановить когда-то нарушенную гармонию. При этом, чаще всего такое восстановление протекает в максимально схожих условиях с теми, когда такая гармония была нарушена. Именно поэтому Космос чаще всего сводит вместе одних и тех же людей для отработки отрицательной Кармы. (Хотя вполне возможны случаи, когда сводят хотя ранее и незнакомых людей, но имеющих схожие условия и задачи воплощений. Это определяется различными периодами воплощения тех или иных людей. Когда такие периоды у двух людей, породивших отрицательные причинно-следственные связи различны, первый, кто будет воплощаться, сталкивается в своей жизни с другими людьми, но также имеющими аналогичную Карму).
В этом плане интересна позиция Платона, который в своем труде «Государство» описывает проявление Закона Кармы и выбор воплощений. Платон говорит о том, что пришлось увидеть «одному отважному человеку» по имени Эр, сына Армения, родом из Памфилии, который, будучи убит на войне, через двенадцать дней ожил и поделился своими воспоминаниями о том, что он видел «на небесах» после своей смерти.
«Главное же, по словам Эра, состояло в чем: за всякую нанесенную кому-либо обиду и за любого обиженного все обидчики подвергаются наказанию в десятикратном размере, чтобы пеня была в десть раз больше преступления. Например, если кто стал виновником смерти многих людей, предав государство или войско, и многие из-за него попали в рабство или же если он соучастником в каком-нибудь другом злодеянии, за все это то есть за каждое преступление, он должен терпеть десятикратные муки. С другой стороны, кто оказывал благодеяния, был справедлив и благочестив, тот вознаграждался десятикратно согласно заслугам».(8,с.414)
Далее Платон описывает вращающееся веретено Ананки, с помощью которого происходит выбор будущей жизни. Когда души умерших людей и животных подошли к этому веретену, события развивались следующим образом:
«Некий прорицатель расставил их по порядку, затем взял с колен Лахесис жребий и образчики жизней, взошел на высокий помост и сказал: «...Не вас получит по жребию гений, а вы его себе изберете сами. Чей жребий будет первым, тот первым пусть выберет себе жизнь, неизбежно ему предстоящую. Добродетель не есть достояние кого-либо одного, почитая или не почитая ее, каждый приобщается к ней больше или меньше. Это - вина избирающего, бог не виновен».
Сказав это, прорицатель бросил жребий в толпу, и каждый, кроме Эра, поднял тот жребий, который упал подле него. Эру же это не было дозволено. Всякому поднявшему стало ясно, какой он по счету при жеребьевке. После этого прорицатель разложил перед ними на земле образчики жизней в количестве, значительно большем, чем число присутствующих. Эти образчики весьма различны - жизнь различных животных и все виды человеческой жизни. Среди них были даже тирании, пожизненные либо пресекающиеся и кончающиеся бедностью, изгнанием и нищетой. Были тут и жизни людей, прославившихся своей наружностью, красотой, силой либо в состязаниях, а также родовитостью и доблестью своих предков. Соответственно была здесь и жизнь людей неприметных. Были там и жизни женщин. Но это не определяло душевного склада, потому что душа непременно изменится, стоит лишь избрать другой образ жизни. Впрочем, тут были вперемежку богатство и бедность, болезнь и здоровье, а также промежуточные состояния.
Для человека вся опасность заключается как раз здесь, и потому следует по возможности заботиться, чтобы каждый из нас, оставив без внимания остальные познания, стал бы исследователем и учеником в этой области, если он будет в состоянии почерпнуть откуда-либо знание о ней. Следует отыскать и того, кто дал бы ему способность и умение распознавать порядочный и дурной образ жизни, а из представляющихся возможностей всегда и везде выбирать лучшее. Учитывая, какое отношение к добродетельной жизни имеет все то, о чем шла сейчас речь, и сопоставляя это все между собой, человек должен понимать, что такое красота, если она соединена с бедностью или богатством, и в сочетании с каким состоянием души она творит зло или благо, а также что значит благородное или низкое происхождение, частная жизнь, государственные должности, мощь и слабость, восприимчивость и неспособность к учению. Природные свойства души в сочетании друг с другом и с некоторыми благоприобретенными качествами помогают человеку из всех возможностей сделать по размышлении выбор, считаясь с природой души: худшим он будет считать образ жизни, который ведет к тому, что душа становится несправедливее, а лучшим, когда она делается справедливее; все же остальные он оставит в стороне. Мы же видели, что и при жизни, и после смерти это самый важный выбор для человека. В Аид надо отойти с этим твердым, как адамант, убеждением, чтобы ты не стал тираном и такой и подобной ей деятельностью не причинил бы много непоправимого зла и не испытал бы еще большего зла сам. В жизни - как, по возможности, в здешней, так и во всей последующей - всегда надо уметь выбирать средний путь, избегая крайностей; в этом - высшее счастье для человека.
... Прорицатель сказал тогда вот что: «Даже для того, кто приступит последним к выбору, имеется здесь приятная жизнь, совсем не плохая, если произвести выбор с умом и жить строго. Кто выбирает вначале, не будь невнимательным, а кто в конце, не отчаивайся!»
После этих слов прорицателя срезу же подошел тот, кому достался первый жребий, он взял себе жизнь могущественного тирана. Из-за своего неразумения и ненасытности он произвел выбор, не поразмыслив, а там таилась роковая для него участь -пожирание собственных детей и другие всевозможные беды. Когда он потом, не торопясь, поразмыслил, он начал бить себя в грудь, горевать, что делая свой выбор, не посчитался с предупреждениями прорицателя, винил в этих бедах не себя, а судьбу, богов - все что угодно, кроме себя самого. Между тем он был из числа тех, кто явился с неба и прожил свою предшествующую жизнь при упорядоченном государственном строе, правда, эта его добродетель была всего лишь делом привычки, а не плодом философского размышления. Вообще говоря, немало тех, кто пришел с неба, попалось на этом, потому что они не были закалены в трудностях. А те, что выходили из земли, производили выбор не торопясь, ведь они и сами испытали всякие трудности, да и видели их на примере других людей. Поэтому, а также из-за случайностей жеребьевки для большинства душ наблюдается смена плохого и хорошего. Если же, приходя в здешнюю жизнь, человек здраво философствовал и при выборе ему выпал жребий не из последних, тогда он скорее всего и здесь будет счастлив, и путь его отсюда туда и обратно будет не подземным, тернистым, а ровным, небесным.
Стоило взглянуть на это зрелище, как разные души выбирали себе ту или иную жизнь. Смотреть на это было жалко, смешно и странно. Большей частью выбор соответствовал привычкам предшествующей жизни. ... Души разных зверей точно также переходили в людей и друг в друга, несправедливые - в диких, а справедливые - в кротких - словом, происходили всевозможные смешения».(8,с.416-419)
Далее Платон подводит итог:
«В убеждении, что душа бессмертна и способна перенести любое зло и любое благо, мы все всегда будем держаться высшего пути и всячески соблюдать справедливость вместе с разумностью, чтобы, пока мы здесь, быть друзьями самим себе и богам. А раз мы заслужим себе награду, словно победители на состязаниях, отовсюду собирающие дары, то и здесь, и в том тысячелетнем странствии, которое мы разбирали, нам будет хорошо».(8,с.420)
Современные религиозные учения, отрицающие реинкарнацию2), хотя в некоторой степени и объясняют различную судьбу человека, но вынуждены связывать положительные или отрицательные ее проявления с понятием «Воля Божья». Но если относительно жизни взрослого человека отрицательные воздействия вполне могут быть связаны с какими-то действиями, мыслями этого человека, то относительно детей в этих случаях таким религиям приходится прибегать к объяснению, что «Бог наказывает родителей через детей». Но в таком случае приходится признать, что такой «Бог», хотя и справедливо наказывает родителей через неполноценных детей, но совершенно несправедливо поступает в отношении самих детей, незаслуженно обрекая их на столь тяжкую жизнь. Кроме того, не всегда жизнь родителей в этом воплощении может иметь такие «грехи», за которые они заслуживают такой «кары». И далее, даже если родители осознали или угадали свои ошибки в этой жизни, сумели или стремятся к устранению нарушенной ими гармонии, ребенок не всегда может вернуться к нормальной жизни, а, следовательно, все его нынешнее воплощение будет связано с незаслуженными страданиями. Такой подход не в состоянии соблюсти принцип справедливости «Бога», а следовательно ставит под сомнение правильность всего данного учения. Это не случайно, поскольку практически все религии на начальных этапах своего становления содержали в себе идею реинкарнации, но со временем утратили ее, заменив ее идеей «вечного царства Божьего», когда воскрешение допускается лишь в какой-то один момент, либо вообще исключается.
Подобный подход, с одной стороны, заставляет (или ставит его в такие условия) человека думать над каждым моментом своей нынешней жизни, стремиться избегать каких-то неправильных поступков или мыслей, чтобы уже в этой жизни достичь определенного совершенства, то есть устремляют человека жить правильно здесь и сейчас; но, с другой стороны, лишает человека, допустившего ряд таких поступков (вольно или невольно, в смысле, осознанно или по незнанию) возможности исправить эту ситуацию. Ведь при наличии серьезных «грехов», человеку ничего более не остается, как всю оставшуюся жизнь провести в молитвах и покаянии в надежде на то, что, возможно, тогда на Страшном Суде его помилуют. А, следовательно, он уже заранее практически обречен на «муки вечные», если только не обратится в эту религию.
Закон Кармы более справедлив и объективен в своем проявлении, нежели такие «усовершенствованные» религиозные учения, поскольку показывает человеку существование в Космосе высшей справедливости и гармонии, соблюдение или нарушение которой определяет не только его нынешнюю жизнь, но и будущую жизнь.
«Карма, рабыней которой является Природа, уравновешивает все самым гармоничным способом и новый приток или прибытие новых Монад прекратился, как только человечество достигло своего полного физического развития. Ни одна новая Монада больше не воплощалась со времени достижения атлантами их срединной точки».(1,т.2,с.379)
Еще на одном практическом вопросе, связанном с Кармой, хотелось бы кратко остановиться. Это связано с вопросами, возникающими перед людьми относительно «несправедливости», связанной с материальными условиями жизни разных людей, когда одни живут в бедности или даже в нищете, а другие - в достатке или даже в роскоши. Те или иные условия нынешней жизни во многом определяются задачами, стоящими перед человеком на данное воплощение. Бедность или нищета, воспринимаемая многими как наказание, в действительности могут являться таковыми, если человек не может или не хочет правильно оценить значимость для него материальных условий жизни. Зачастую, конечно, она связана с тем, что в прошлых жизнях человек неправильно относился к имевшимся у него материальным благам, но определенные ограничения в материальных благах в настоящей жизни изначально закладываются в Карму человека для того, чтобы он сумел осознать главенствующую роль духовного развития перед материальным благополучием. Редко когда человек, имеющий достаток, а тем более богатство, оказывается в состоянии задумываться над смыслом своего существования, осознанием своего места, роли и задач в этой жизни. Как правило, к осознанию этих моментов человек приходит тогда, когда он испытывает какое-то материальное или моральное напряжение, когда обычное течение и понимание жизни ставит перед ним вопросы, поиск ответов на которые выводят его на новый уровень смысла существования. При этом то, что люди иногда воспринимают как бедность и нищету, в действительности не всегда являются таковыми, ибо все зависит от критериев оценки материального состояния. Ограниченное обладание материальными благами, позволяющими удовлетворять оптимальные материальные потребности не может быть расценена как бедность. Когда же материальные блага, которыми обладает человек, не в состоянии удовлетворять даже минимальные, не говоря уже про оптимальны, потребности, тогда это действительно может расцениваться как наказание. Если человек сможет в данных условиях сделать правильный вывод, извлечь необходимый урок, ситуация непременно изменится. В то же время обладание богатствами - это еще более сложное испытание, нежели бедность, поскольку, как мы уже говорили ранее, привязанность к Физическому Плану оказывает отрицательное воздействие на развитие тонких Планов человека и такому человек гораздо сложнее устремляться к развитию духовности. Тогда же, когда человек достигнет высокого уровня духовного совершенства, для него будет во многом безразлично наличие или отсутствие богатства, ибо наличие минимальных условий для жизни (еда, питье, ночлег, необходимая одежда и вещи) позволяют ему обеспечить потребности физического тела, а в остальном его усилия могут быть сосредоточены на дальнейшем духовном развитии. Примерами этого могут служить жизнь Христа и Будды, когда один всю жизнь жил в условиях ограниченного обладания материальными благами, а второй, обладая ими на начальном этапе своей жизни, отказался от них, поскольку они потеряли для него свою значимость.
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
_____________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 6 октября 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4
Свидетельство о публикации №113101301796
Мы Серединный Путь идем,
Согласие в себе рождая,
Единство Пламенным Огнем
И СО-Твореньем утверждая.
И тянутся за нами вслед
Другие Огненные Души,
Вдыхая сутью Свет Побед,
Осознавая четче, лучше
Разъединяющую темь,
Таящуюся в подсознанье,
Что, очищаясь, дарит всем
Плоды Высокого Сознанья.
Ведь темь души - уроки те,
Что не прошли в веках когда-то,
Пройдем их и взойдем к Мечте,
Дарам,что ждут и будут взяты!
И те Дары послужат всем,
Весь мир благотворя Любовью,
Рождая Радость перемен,
Творений Счастья Светом,Новью!
Дары за мужество даны,
Когда из тлена Свет добыли
И к Свету души привели,
И тьму Любовью оживили!
"Что есть истина?Все почитаемы. У каждого свой выбор; осознанный или неосознанный путь, жизнь, правда или прозябание. Правда - в необходимости учиться выстраивать правильное сотрудничество и правильные отношения в непричинении вреда во всём, в том числе и себе. Почитание самих себя, всего и всех вокруг - это есть внутренний Божественный Союз или протекание Любви "Я ЕСМЬ" через воплощение"(Ярославна).
В Чаше Солнце сияет,хватит Солнца на всех! С Любовью Фотиния и Георгий 13.10.21013 18:00
Георгий Светлый 13.10.2013 18:02 Заявить о нарушении
Сегодня, представленные в рецензии стихи - в эссе: ЩИТ ДУХОВНЫЙ – НАД ВАМИ (1)
Всего вам светлого!
Владислав Стадольник 14.10.2013 06:53 Заявить о нарушении