Словарь мастера, философия мастерства
Первое. Бог – это гениальное противоречие реальности, синоним Абсолюта и Творца всего сущего, со всеми его началами, о природе которых мало что известно даже современным эрудитам.
Альберт Эйнштейн в этой связи говорил: « Господь Бог изощрен, но не злонамерен».
Опыт людей ХХ столетия подсказывает им и такие соображения. Американский писатель Айзек Азимов: «Господь любит всех нас, но ни от одного из нас не в восторге.
Британский ученый Томас Маккьоун: «Драматург меняет бутафорию, но сохраняет актеров. Господь поступает наоборот».
На Руси же говорили во все времена: «Бог – бог, да сам не будь плох», или «На Бога надейся, а сам не плошай».
Второе. Случай – это космический проектант и умелец, который может все, но у него нет выбора.
В польском журнале «Пшекруй», в сборнике афоризмов можно прочитать: « Счастливому случаю нужно помочь, если уж удалось его организовать».
Третье. Беспомощность – это вид примитивизма. Современный человек во многих случаях, и в разных обстоятельствах бывает беспомощным. Это притом, что грандиозны объемы известного, и применяя знания, человек может стать хозяином положения.
Но беспомощность преследует людей. Примитивизм - беспощаден.
Победа над ним – главное условие успешной жизнедеятельности новых поколений.
Четвертое. Знать, что бы все больше уметь и делать так, чтобы все больше знать – в этом смысл жизни носителей разума, всего рода Homo sapiens
Безотносительно ко времени, в границах которого происходит увеличение известного.
Еще великий Демокрит (ок.470 или 460 – ок.380 или 370 до н.э.) предупреждал всех собратьев по разуму. «Не старайся знать все, иначе будешь невеждой во всем».
Но сам Демокрит предвосхитил развития атомоцентричного миропонимания, то есть отважился прорваться с помощью мысли в мир далеких революций и потрясений грядущего. Гений эллинского философа сформулировал изящный постулат: «Из «вихря» атомов образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры, невидимые для человека». Мы еще раз вправе сказать, что ничто не властно над мыслью, но она – властвует над всем.
Пятое. Грозит ли человеку индивидуализм? В наше время, когда массовые формы культуры выполняют функцию поглотителей всего оригинального, что отличает данного человека от его родственников, коллег, знакомых, в целом – соотечественников - процесс индивидуализации «Я» явно затруднен. И чтобы отличаться «лица не общем выраженьем», нужны усилия, как индивида, так и общества в целом.
«Индивид», «индивидуум», в переводе с латыни означает «неделимый». Речь идет об оригинальности человека и производных от индивидуализма – эгоизма, анархизма, нигилизма. Такая многоступеньчатость в понимании феномена Homo sapiens – традиционна, и к ней следует бережно относиться.
Прав был Оскар Уайльд (1854 – 1900), утверждая: «Трудно избежать будущего».
Шестое. Еще раз вернемся в эллинскую эпоху, знаменитую не только своим «веком Перикла». Будучи жителем небольшого города Абдера, отец атомистики скажет: «Для меня один человек – что целый народ». (Демокрит)
В этом случае мы имеем дело с новым пониманием личностной ценности индивида.
С проснувшимся интересом к гениальности и талантливости людей
Седьмое. Правда представлена и в другом варианте отношения к незаурядным людям, к тем, кто стремиться много знать - открывать для себя неизведанное.
Беспокойный ум толкает человека, к тому, чтобы он занял свое место среди интеллектуалов. Альтернатива такой позиции – обывательский критицизм. Прав один из наших современников, подчеркивая в своих размышлениях – непредвиденное, или феномен конфликтности.
Да, к эрудитам отношение бывает очень часто незаслуженно взыскательно. О чем и сообщает эрудит (наш современник) в своей нижеприводимой реплике: «Если вы будете пополнять свой словарь пятью новыми словами в месяц, то уже через год ваши друзья скажут: а кого он, собственно, из себя корчит?» – вот так!?
Если же вы будете пополнять свой словарь еще большим количеством понятий, образов, метафор, гипербол, то уповайте на победу своего мужества, на неисчерпаемую мощь человеческого слова. О нем Леся Украинка напишет в своем удивительном стихотворении. Вот эти строки революционной души:
Слово, чому ти не твердая криця,
Що серед бою так гостро іскриться?
Чом ти не гострий, безжалісний меч,
Той, що здійма вражі голови з плеч?
Ти, моя щира, гартована мова,
Я тебе видобуть з піхви готова, …
Вигострю, виточу зброю іскристу,
Скільки достане снаги мені й хисту,…
Слово, моя ти єдиная зброє,
Ми не повинні загинуть обоє!
12.10.2013
Свидетельство о публикации №113101210067