Покаяние

                Перед каждым из нас однажды встаёт необходимость выбора,
                выбора без права на ошибку.

Крематориев трубы опять задымили в Освенциме.
Чьи-то цепкие руки... волос рыжеватое золото...
Выплывает из памяти снова фамилия Венцель…
Смрад идёт от бараков, и иглами вены исколоты.

Бродят серые тени… Мужчины? А может быть женщины?
Стонет хор голосов, детский крик в поднебесье взвивается.
Жжёт плечо этот номер-клеймо, но судьба переменчива,
Только каждую ночь память болью ко мне возвращается.

Расползаются сны с удушающим приторным запахом...
И опять полыхнуло  в печи пламя огненно-рыжее,
Ночь кричит: «Почему не отправила дочку на запад ты?»,
Знала сын мой постарше, а доченька-кроха не выживет.

Вырываюсь из сна… У меня та же прядь золотистая…
И опять предо мною стоит тот отчаянный выбор,
Сквозь года я смотрю на тебя очень долго и пристально,
И сегодня  я делаю то, что не сделала ты бы.

                октябрь, 2013


Рецензии
в правилах Кабинета Критики нигде не сказано, что стихотворение должно быть... м-м-м... не старым. Да и не будем спорить.

Попервоначалу... Чем стихотворение отличается от записи в дневнике? Помимо прочего тем, что дневник - для себя, а стихотворение - для других. То есть оно пишется для того, чтобы вызвать отклик. Ваше вызывает. Мне запомнилось из юности определение Анчарова: поэзия -- это открытый поиск созвучной души.
Но это к тому, что стихотворение должно быть самодостаточным: то есть в нем должны быть ответы на содержащиеся в нем вопросы...

"Венцель" - это кто?
"Жжёт плечо этот номер-клеймо, но судьба переменчива" - в чем? сегодня клеймо есть, а завтра оно пропадет?
"Не уйти мне из сна..." "Вырываюсь из сна…" - уж либо-либо-

и "Покаяние" - причем здесь?

Как читается стихо: имеем повторяющийся ("опять задымили", "Вырываюсь из сна…") кошмар ЛГ(лирической героини)- Освенцим (с чего это спустя три поколения с тех времен - непонятно), в котором она погибает, и с нею погибнет её - не отправленная на Запад, потому что маленькая - дочь. То есть там, 40-е годы прошлого века был сделан неверный выбор, и теперь такой же жестокий выбор стоит перед ЛГ, и она: " сегодня я делаю то, что не сделала ты бы". Еще раз: "делаю". Где покаяние? Перед кем?

"Покаяние — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом."

Кто грешник? В чем грех?
*
Стихотворение очень тяжелое. Сопоставить свой личный выбор, свою трагедию с абсолютным ужасом Освенцима - это... нескромно.

И это - банально. вонь бараков, исколотые вены, приторный запах и детские крики отчаянный выбор ... - извините, но это не поэзия, а плохая публицистика, голливуд: дитё плачет, а злодей с огромным топором к нему подкрадывается.

Кстати, уж добавлю остальные "минусы":
-"вены до боли исколоты" - как это - ДО боли? Боль бывает уже при первом уколе.
-"взвивается-возвращается" - плохая рифма
-"вены до боли исколоты" -"память снова в ту боль возвращается" - именно в ТУ? в боль исколотых вен?
-имеем: "ЭТА фамилия Венцель" и "ЭТОТ номер-клеймо", но "ТУ боль" и "ТА же прядь золотистая" "ТОТ отчаянный выбор", "делаю ТО" - в их противопоставлении есть что-то сакральное?
- и на фоне стольких "та", "ту" "то"- два раза "ты" выглядит тоже неряшеством.
- "смотрю на тебя очень долго и пристально" - "очень" - лишнее. В смысле, если его опустить, ничего не меняется. ...и оно выглядит как "очень прекрасное"

Но стихотворение спасает найденная точность - подробность: "рыжеватое золото"-" пламя огненно-рыжее"-"прядь золотистая…". Скорее всего, как часто оно и бывает, это подробность - биографична.
*

Итак, повторю: стихотворение впечатление производит. То есть оно - есть.
а "отдельные недостатки" я перечислила.

L   01.04.2015 10:47     Заявить о нарушении
Я благодарна Вам за конструктивную критику и подробный разбор стихотворения.

Татьяна Владимира   01.04.2015 19:57   Заявить о нарушении
Но Вы мне открыли глаза на многие моменты в стихотворении. Это как бы инструкция, показывающая все углы и неточности, которая даёт ключ к пониманию, как нужно писать. Я ведь - из новичков, и для меня такой разбор очень поучителен. Вы даже нашли логические "нестыковки" в этом стихе, которые я сама не заметила. Ещё раз огромное спасибо. К сожалению, у меня часто не хватает слов, чтобы передать всю силу своих эмоции.
С уважением и признательностью,

Татьяна Владимира   01.04.2015 20:19   Заявить о нарушении
"К сожалению, у меня часто не хватает слов, чтобы передать всю силу своих эмоции" -
"к сожалению"... Если Цветаева жаловалась о том же, что говорить о нас бедных.
посмотрите вот здесь,

http://samlib.ru/e/elx_e_e/miracle.shtml

там, правда, эмоции совсем о другом, но в техническом - в поэтическом! - плане, это частности

L   02.04.2015 10:16   Заявить о нарушении
Можно Вам задать вопрос? Это вопрос, с которым я не могу самостоятельно разобраться, а в литературе этот вопрос трактуется весьма неоднозначно. Имеет ли право на существование неравносложная рифма в одном катрене? или она должна проходить по всем катренам? Заранее благодарна.

Татьяна Владимира   02.04.2015 15:03   Заявить о нарушении
"поэзия - это отсутствие правил о том, как в беспорядке расставлять слова"

на сегодня абсолютных правил нет вообще. Но.

подобное обычно воспринимается либо как изыск, либо как неряшливость. поэтому этот изыск должен быть - изысканным и - тогда уж надо быть предельно аккуратным в остальном...

простой пример: дама в мужской рубашке, и у нее расстегнуто больше пуговиц, чем обычно принято - это изыск. А если еще и пятно на рукаве? - вот лахудра!

L   02.04.2015 18:32   Заявить о нарушении
Красиво ответили. Спасибо.

Татьяна Владимира   02.04.2015 18:53   Заявить о нарушении
Прошу прощения за то, что стёрла свой обстоятельный первый ответ на Вашу рецензию. Не хочу, чтобы мои знакомые из реального мира знали то, что им не следует знать.

Татьяна Владимира   25.12.2016 12:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.