А Над вечным покоем - Левитан

   
 «В 1887 художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов.  Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890).Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность.» 
««Над вечным покоем» - одна из самых значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: "В ней - я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".»
«Оно было начато художником летом  1893 года на озере Удомля. В этом году исполняется 120 лет со дня, когда Левитан сделал свой первый мазок на всемирно известной картине.»

                «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и
                потонут ещё… Какой ужас, какой страх!» Исаак  Ильич Левитан





Довлеют тучи. Одинокость.
И – безысходность, что клеймо*
На Русь-иконе. Гнёт. Суровость
Болящей  правды, что ярмо….

У горизонта встреча –  бредом! – 
С  не разродившимся ещё
Грозою страшной  тёмным небом   
Земли  упёртой, – не  в поклон….

Над лесом дождь завесой плотной….
Порывы ветра  на мысу
Берёзы гнут,  как  им угодно,
В тени, окутавшей………………… 

………………………….. …..Внизу
И  в водах  нет… : нет  отраженья
Хотя б одной живой души.
В Удомле*  бунт! -  Бунт  капель «стельных»...

Стихиям – с  Ведома! - крушить. 

И –  взгляд опять ко возвышенью:
Куда ведёт,  тропой,  стезя?..
Конечно, к Храму! – В запустенье,
Да  огонёк внутри! Свеча ль? -   
В  окне  церквушки  ветхо-серой, 
Своею маковкою ввысь,
Орантой*,  рвущейся всё  ж! ...Вере
Верна и стен тех гниль. ...Окстись! – 
Кресты,  покошенностью,  молят.   
Уж - на краю.... В бурьян – …погост. 
Могильный гул и –  мрак всё………

Болью
Со страхом вкупе ткан,  сей  холст!
«Довлеет дневи злоба е;го…»* -
Довлеют тучи!  Свет едва….
А   «Над покоем вечным»  –  Небо
И, сердцем зрящих толп,  молва – 
Толп непрестанных! –  Слыши ж,  Мастер!   

В  широких, Волгой,  далях  мук –   
…Величье Русского ненастья; 
Ор! –  Левитана  дум и  рук.




--------------------------------------------
*Клеймо — в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающее или поясняющие сюжет центральной композиции. Чаще всего клейма располагаются на полях иконы, окружая ковчег со средником.
*Бред м. 1) а) Бессознательное состояние больного, сопровождающееся бессвязной, бессмысленной речью.
* Удо;мля — озеро на севере Тверской области России, к северу от города Удомля. Озеро принадлежит бассейну Балтийского моря, из него вытекает река Съежа, приток Увери, впадающей, в свою очередь, во Мсту.
*Плёс — город в Приволжском районе на севере Ивановской области России. Расположен на правобережных холмах Волги
* Ора;нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
*«Довлеет дневи злоба его…» - “Довольно для каждого дня своей заботы” (Матф. 6:34)
«Иными словами Иисус Христос призывает людей бороться за каждый благочестиво прожитый день, который как день, посвященный Богу, отвоеван у зла и греха.»
                Долженко А.Г. «Нагорная проповедь»
Кстати, «Современный глагол довлеть (над чем-нибудь) произошел от унаследованного русским литературным языком старославянского довлети в значении `быть достаточным' (ср. церковнославянское, евангельское выражение: довлеет дневи злоба его, т. е. `достаточно для каждого дня своей заботы'; отсюда — злободневный). 
                Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Clint Mansell - Wind Chill ( So Effective Melody )

04.10.13г.


Рецензии
Очень профессионально-образно!..
С уважением,

Олег Николаевич Шишкин   13.12.2013 11:14     Заявить о нарушении
Очень и очень дороги мне слова Ваши, Олег Николаевич!
Спасибо Вам от всей души! Мира, Света и добра! Вера

Вера Гиоргадзе   15.12.2013 00:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.