Манифест разумного Я
Вспомним о заповедях интеллектуала, участника всех научно-технических и социально-политических революций «мировой истории». Первое: современный мир не изменился настолько, чтобы о нем не говорить, как о неизменяющимся мире. Изменяемая неизменность и неизменяемая изменчивость, вот две формационные константы, в диалектических взаимоотношениях которых может потеряться любой аналитик, не говоря уже о профанах, простаках, сторонниках поверхностного скольжения по событийным горам и безднам. Вывод может быть таким: усложняющийся мир требует внимания к себе со стороны усложняющихся носителей разума.
Второе: о сложном не говорят простым языком.
Третье: адаптированные истины – это не истины. Это интродукция к пониманию реальности. А мир своей сложностью обязывает нас находить и вырабатывать стратегию, которая сделала бы человека успешным в переходе от простого к сложному, от неизвестного к известному, от ошибочного к безошибочному, от банального к совершенному, от идиотизма ничевок к изящным постулатам кибернетики антропологии, философии, политэкономии, материаловедению, физики, математики, геологии.
Четвертое: если человек не усложниться адекватно к усложняющейся Ойкумене, он окажется беззащитным перед атаками многовекторного функционирующего капитализма. Последний заинтересован в сохранении эксплуатационной вертикали, вершина которой принадлежит одно- или двухпроцентному сегменту работодателей, внизу же этой вертикали пребывает субъект наемного труда, или абсолютное большинство населения в любой из стран современного мира.
Пятое: Беззащитность абсолютного большинства населения планеты – это трагедия. Неравенство людей парализует их волю, толкает в мистику, делает заложником алкоголизма, наркомании, проституции, бандитизма, коррупции, а также заманивает в пучину антиэстетизма популярных шоу.
Шестое: почему следует восставать против упрощений? Потому что время их прошло.
Говорить на языке архаического человека о проблемах бытия, значит не понимать, что тот наш несчастный предшественник мужественный и героический жизнелюб, находился под давлением колоссального дефицита знаний. Тогда доминировало невежество. Теперь оно ослабело, но не исчезло и вряд ли когда-либо исчезнет из жизни человеческого рода.
В развитие этого тезиса, уточним: многознание, бесстрашие разума, умение – вот факторы сапиентизации индивида то есть присвоения им (с помощью разума) далеких от него и близких ему земных начал и условий . Можно допускать что только затем вступило в силу внимание человека к звездам и естественно - к своей собственной истории.
Вывод: в основе вышеперечисленных трансформаций всегда была потребность человека во всевозрастающем количестве продуктов материального и духовного производства, что и нашло свое отражение в процессе героизации мудреца - как удивительного предшественника современных ученых и конструкторов, рационализаторов и изобретателей. И всегда рядом с мудрецом, шел по дорогам жизни - художник – как апологет и создателя красоты.
Седьмое: И по сей день миллионы людей автоматически повторяют страшную по своей сути конструкцию - «не знаю». Есть ли против нее защита? Да! Это весь наш опыт борьбы с агрессивным малознанием, с пропагандой достаточности принципа – лучше хорошо знать не много, но знать хорошо, чем плохо знать многое, судить о чем-то понаслышке и т.д. Не значит ли это, что невежество рядится в одежды добряка, и занимает всю нишу его готовности довольствоваться мизерным. «Я» остается в проиграше, попадая в информационные ловушки массовой культуры Запад.
В пору говорить о том, что гносеологический максимализм человека слишком близко подпустил к себе врага – в образе всяких минималистов, нигилистически относящихся к громадной планетарной реальности и к громадности каждого мыслящего существа, именуемого человеком.
Восьмое: Чему учит нас история разума? Тому что, во-первых, событийный поток все время расширяется и невежество становиться губительным во все более ощутимых масштабах. Во-вторых, прошли те эпохи, когда невежество доминировало, и человек вынужден был выживать. То есть разум самоутверждается, умножаются замечательные достижения человека. Представитель рода Homo sapiens выступает хозяином положения на всей планете. Правда и то, что сейчас перед ним возникли сложнейшие экологические проблемы, и от их решения зависит судьба человеческого рода.
Девятое: Что дальше? Увы, но разум отступил, отказавшись от перспективы безотлагательного утверждения справедливости в качестве главного регулятора жизнедеятельности.
Десятое: Многие века, человек следовал установке: Бережно относись к прошлому!
В памяти сохранился и окрик заложника войн, которые свирепствовали в прошлом.
Дорогой человек, спроси себя, насколько мы зависим от своего прошлого, можно ли с ним порвать или вообще, начисто забыть? Ответ: Нет! Заповедь всех ранее живших гласит: Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того оно выстрелит из пушки.
Как понимать эту сентенцию? А так, что каменный век, «бронзовый век», «железный век» а также многочисленные ренессансы более позднего времени несут в себе информацию о том каким было детство человеческого рода и другие этапы социогенеза.
Резюме: только оглянувшись можно понять то место и ту реальность, где ты сейчас пребываешь и на что ты способен. То есть книга прошлого учит идти вперед.
Действительно, уже обзор идей первобытного человека может быть достаточен, показывая то «как много было уже сделано к концу древнекаменного века в деле использования человеческого разума для распространения его власти над природой с помощью материальных орудий и через посредство деятельности общества по созданию традиций и ритуалов, обеспечивающих сохранение достигнутых успехов» уже тогда – подчеркивает Джон Бернал в своей книге «Наука в истории общества»: «основы механики и физики были заложены в изготовлении и употреблении орудий, основы химии – в употреблении огня, а основы биологии – в практическом и передающемся по наследству знании о животных и растениях. Общественное знание содержалось в языке и искусстве и систематизировалось в тотемизме с началом формального обучения в церемониях посвящения».
Одиннадцатое: Человеческий род в своем движении из прошлого к нашим дням может быть представлен как субъект возрастающего умения жить, понимать, познавать и строить, то есть формировать новые цивилизационные институты.
- Уже 10 000 лет до нашей эры Homo sapiens был способен создавать полуземлянки, каменные орудия, керамику. В его житейский арсенал входит: рыболовство, охота, собирательство. Тогда же и состоялся переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Из тех далеких времен к нам пришла информация в виде наскальных изображений стилизованных вытянутых фигур людей.
- В период неолита, нового каменного века (ок. 8-3 тыс.до н.э.) осуществлен переход от присваивающего типа хозяйства (собирательство, охота) к производящему (одомашнивание животных, земледелие, оседлый образ жизни, поселения городского типа), создаются предпосылки для возникновения более высокой цивилизации, произошли глубокие изменения в мировоззрении, возникает культ богини-матери.
- 7000-6000 лет назад: Месопотамия - появляются глинобитные дома. Культивируются пшеница и ячмень. В хозяйстве употребляются зернотерки и ступы.
Домашние животные – козы, овцы, свиньи.
Известны каменные медицинские инструменты для трепанации черепа.
Появляются первые керамические и металлические изделия. Практикуется ирригация на полях.
В быт входит природное стекло (обсидиан) – материал для обработки и предмет торговли и тогда же на Американском континенте (в Перу) появляется картофель.
- 5000 Неолит в Европе (до 2000) – круглые в плане жилища, медное оружие, колоколовидные чаши, ленточная керамика. В Европе начинается переселение народов
Неолит в Китае (до 1500) в хозяйственный арсенал человека входят просо, пшеница, рис; среди одомашненных животных - свиньи, собаки; тогда же получили распространение - землянки, каменные орудия, расписная керамика с орнаментом.
В малой Азии практикуется выплавка меди.
В сельской культуре юго-восточной Европы возникает новый тип жилища с вестибюлем (мегарон), позже по типу мегарона строят дома и храмы в Древней Греции.
В Финикии появляются поселения рыболовов и земледельцев. Переход к земледелию и скотоводству привел к глубокому разделению труда, в т. ч. между мужчиной и женщиной. Тот же период отмечен расцветом ремесла и торговли, впервые появляются деньги. Считается, что тогда же и состоялся переход от матриархата к патриархату.
Слабым голосом произносит наше прошлое в защиту человека: «Невежество – не есть аргумент» Ignorantia non est argumentum.
Слава же тому, кто победил в себе невежду! И пусть устыдится тот, кто повторяет глупость псевдохитрецов: «Щоб не був таким розумним».
Вперед, дорогие разумники!
От вас зависит быть или не быть нашей цивилизации (продолжение следует).
09.10.2013
Свидетельство о публикации №113100904971