Фантазия о Николае Гумилёве и Ирине Одоевцевой

Он был самоуверен и застенчив,
Стихи свои любил,
Но заикался,
Читая их со сцены.
А в быту
Являлся деспотом,
Мужчиной в полном блеске,
Не признавал резонов
И гордился
Свободой от любви и обязательств.
В жене – великой Анне – он не видел
Ни искры Божества,
Ни громкой славы,
Которая её поставит в ряд
С избранницами вечного полёта -
В бессмертье, в неугаданность огней.
Он отказал ей в колдовстве и страсти,
Оставил дом,
Уютные привычки
Дворянской нежности,
Скитался по углам,
Дрожал от холода и изнывал от зноя,
Бродил с тоскливой болью под дождём,
Мечтая о душе непревзойдённой,
О женщине,
Которая, как птица,
К его плащу прижмётся,
Громко плача
От умиления,
И гордости, и счастья.
Пришла Ирина,
Девочка с глазами,
Распахнутыми болью и надеждой.
Она была вся - трепетный цветок,
ГотовыЙ для любви и целованья.
Их руки встретились,
И он затрепетал.
 - Ты будешь восхищаться?
 - Да, конечно!
 - Ты будешь мне служить?
 - Не сомневайся!
Он ей читал стихи,
Она сияла.
И нежностью струилась,
И надеждой.
Была любовь,
Похожая на пир,
Где подавались,
Словноо в ресторане,
Стихи – мясные блюда и десерт.
Он счастлив был,
Что девочка дрожала
Пред ним,
И становилась на колени,
И умилялась тихою слезой.
Холодной петроградскою зимою
Они друг друга грели – два росточка
Среди морозных горестных снегов.
Но всё проходит,
Даже неземное,
Великое служенье.
Так случилось,
Что у Ирины срифмовались строчки,
Прекрасные,
Высокие в полёте.
Она их прочитала,
Он скривился:
 - Ты женщина! – сказал он хладнокровно. –
А женщине не велено парить
По поднебесью,
Потому что крылья
Слабы,
И вялое дыханье
Не позволяет  звёзды покорять.
Тогда она ушла,
И некто Жоржик
Ей славу протрубил,
Она взлетела
И над Парижем гулко пронеслась.
А он,
Который жаждал поклоненья,
Не понял до конца любви и сказки,
Печальная судьба его гоняла
По горестным сюжетам
И в конце,
Как избавленье,
Подарила пулю
Чекиста,
Не умевшего читать.
                Рафаэль-Мендель


Рецензии
Нет, я не буду знаменита.
Меня не увенчает слава.
Я — как на сан архимандрита
На это не имею права.

Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я — маленькая поэтесса
С огромным бантом.
(Ирина Одоевцева).

Одоевцева знаменита, пожалуй, только тем, что входила в число "учениц" Николая Гумилева, или как их называли, "гумилята"и тем, что была женой Георгия Иванова.Надо отдать должное, ее воспоминания "На берегах Невы" и "На берегах Сены" написаны хорошо. Донжуанский список Николая Степановича не так уж велик и весьма неоднороден, но все его "пассии" были красивы, одна лучше другой. Полагают, что его самая сильная Любовь случилась в Африке, когда он пропал на шесть месяцев и не подавал о себе никаких сведений. Легенды ходят различные, сам же Гумилев никогда не рассказывал о событих этого периода. Не исключено, что дальнейшее его фанатичное стремление вернуться на черный континент отчасти связано именно с той ошеломляющей любовью. По его "африканским стихам" это можно понять. После экзотических страстей его вряд ли могли прельстить замороженные русские дамочки, самой "живой" из которых была Лариса Рейснер. Как известно, Н.С. совершил четыре путешествия в Африку. Последнюю, когда ему было 27 лет - в качестве руководителя экспедиции от Российского Этнографического Музея. Привезенная им коллекция уступает по количеству артефактов только коллекции Миклухо-Маклая.
Но его настоящей любовью была сама Африка. Он по-рыцарски самозабвенно служил Музе Дальних Странствий. Прижиненная слава Николая Степановича была значительной, посмерная его слава превзошла все ожидания и только возрастает. За свои слова отвечаю, поскольку в Петербургском музее его сына Льва Гумилева( основное направление работы музея - научное наследие Льва Гумилева),периодически читаю лекции о жизни и творчестве Николая Степановича ( и не я одна). Лекции, посвященные творчеству и судьбе поэта читают и "гумилевоведы" ( я ним не отношусь, поскольку читаю их не как исследователь, а как литератор). Вот несколько тем, прочитанных мной лекций: "Я сидел на верблюде и читал Ронсара" (Гумилев и Рембо), "И вы, похожая на кошку..."(Николай Гумилев и Лариса Рейснер. Красно-белый роман. http://www.proza.ru/2015/03/11/1479). В мае прочту "Все, что даровано богами мне воину и мне поэту" ( Военная тематика в стихах Николая Гумилева. "Записки каваллериста".). "Донжуанский список Николая Гумилева". Готовлю лекцию по теме "Гумилев и Блок". Работает постоянная выставка, посвященная "Делу Таганцева", в связи с которым Н.С. был расстрелян. Литературоведом Н.Козыревой совместно с членами Георгафического Общества прочитан цикл лекций по Африканским странствиям Гумилева. ( Географы повторили путь Николая Степановича). 6-го мая в музее выступит г-н Шубинский, который написал о поэте книгу "Зодчий", выступал исследователь Зобнин. На сегодняшний день Николай Гумилев является Иконой Стиля, особенно в Петербурге.Проводится поэтический конкурс имени Николая Гумилева "Заблудившийся трамвай", в апреле - гумилевские чтения в Фонтанном Доме и Николаевской (теперь Царскосельской гимназии). Решается вопрос на уровне Петербургского Комитета по культуре создать при музее литературный клуб "Жемчуга" имени Н.Гумилева. Да простит нас Великий петербуржец Александр Блок, но сегодня не Ему, а Николаю Гумилеву молодежь отдает предпочтение. Видимо наш прогматичный век так обнищал по части романтики в ее высоком смысле, что ее черпают у Гумилева.Как справедливо написал в 1920 году один из его рецензентов: "Стихи его не всегда безупречны; неудавшихся строк много. Но в каждом есть такие, что останутся в русской лирике, — их находишь, как драгоценные жемчужины в морских раковинах…".
Гумилев - самый последний из поэтов Серебрянного века, с которого был снят гриф запрета ( белый офицер, расстрелянный по заговору Таганцева, убежденный монархист, никак не отреагировал на революционные вихри...).
Сегодня к стелле на Ржевском полигоне, отмечающей приблизительное место его гибели, несут цветы, читают его стихи и стихи, посвященные ему. В отличие от Александра Блока у Гумилева было много учеников, он создавал литературные кружки, делая из плохих поэтов весьма приличных ( по его собственному выражению), но никто из них не превзошел учителя. За свою тридцатипятилетнюю жизнь он, по сути, прожил несколько жизней. И самое главное, он сделал сам себя.

http://www.stihi.ru/2013/12/17/9958

http://www.stihi.ru/2014/01/09/5149

Лия Яковлева   01.05.2015 18:27     Заявить о нарушении
Каждый имеет право на свою версию событий.Называть Одоевцеву лишь одной из учениц Гумилёва - по-моему, большая натяжка.Мы знаем, что между ними была нежность. Я не касался других любовей Гумилёва, хотя знаю о них. Меня волновало не совсем объективное отношение великого поэта к женской поэзии, что и явилось причиной разрыва между Гумилёвым и Одоевцевой.И, что самое важное, - Ирина Одоевцева - вовсе не маленькая поэтесса. Она сказала своё слово в русской литературе. Весьма веское слово.

Рафаэль-Мендель   01.05.2015 11:02   Заявить о нарушении
Николай Степанович был нежен со всеми женщинами, но это не спасало его от любовных неудач. Он вообще был крайне влюбчив. Его сборник "К синей звезде", посвященный парижской любви Елене Дюбуше, можно причислить к шедеврам любовной лирики Серебрянного века.

Лия Яковлева   01.05.2015 11:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.