Учимся мастерству-6. 2013г
http://www.stihi.ru/2013/06/05/2055 Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/09/17/2905 Итоги конкурса
О принципах отбора стихов в пакет для голосования - http://www.stihi.ru/2013/09/03/967
Итак, сегодня нам предстоит знакомство с еще одним десятком интересных произведений. Но перед этим небольшое отступление.
Озаботившись и огорчившись отсутствием ваших откликов на мои разборы, 03.10.13 я написала вам «жалобный» анонс под названием «Тем, кто иногда заходит на Ликбез».
В ответ на него получила множество отзывов, - спасибо вам за них, мои дорогие! Почему-то многие думают, что я - не как все, что и отзывы мне не нужны, и поддержка ни к чему, поскольку я все знаю, вот даже наглость имею других судить… Это не так, кроме, разве что последнего: мои разборы ваших стихов - это в какой-то степени моя наглость считать себя мастером и давать вам советы. Поэты - люди ранимые, они не любят, когда им указывают на ошибки, но очень нуждаются в поддержке и одобрении. Правда, одна только поддержка нас, к сожалению, ничему не учит, иногда даже «тормозит»: мало толку, если тебя хвалит тот, кто сам писать не умеет или просто не хочет вашего роста!
Спасибо всем написавшим за очень важные для меня слова: «ваши статьи нужны, не бросайте начатое!». Мне действительно необходимы ваши отклики - важно ощущение, что я пишу не в пустоту и не для одного только «неизвестного читателя номер», которые по какой-то причине гнушается зайти на мою страницу открыто. Хочется верить, что участники проводимых мною конкурсов приходят на них не только ради возможности случайно «подзаработать баллы», но и для того, чтобы услышать мнение того, кто их стихи принимал и анализировал. Если это принесло пользу, вполне достаточно хотя бы изредка мне сообщать: «прочел, пригодилось». Поверьте - этого одного достаточно, и очень помогает в работе!
Свой временный анонс я пока удалять не буду - слишком много отзывов под ним оставлено (жаль, что именно под ним, а не под статьями, как я просила!). Было бы неуважением с моей стороны удалять те интересные диалоги, которые там сложились.
№51. Рябиновая кровь. Николай Марянин
…крадётся ЧЁРНЫЙ век на мягких лапах,
овеществлённый ЖЕМЧУГом греха,
и льётся в мир ЧЕРЁМУХовый запах,
как слог преКРАСНЫЙ в таинство стиха,
но в этом адском ЖЕМЧУГе порока
вскипает вновь РЯБИНовая кровь,
и буйно колоБРОДИТ раньше срока
среди покоеВ ЦАРСКИХ нелюбовь:
она в ХОРОМАХ дьявольских пылает,
где ТОЛЬКО мрак в потерянной глуши,
и буйный ВЕТЕР дерзостно гуляет
по замку ОДИНочества души…
…покой оСТАЛся где-то в преисподней
полуПУСТЫМи строфами добра,
и осветИлся замысел господний
НЕНУЖНЫМи зарницами костра,
в которых ГОЛОС осени грядущей
звучит сильнее ЛЕТНЕГО дождя,
а яркий всполох ДНЯ над дикой пущей,
к блаженстВу ОЖЕРЕЛЬЕм восходя,
не хочет дать ЖЕМЧУЖНОМу закату
себя волной осТЫвшей поглотить,
и мысль, что не УШЛА ещё к возврату,
вновь тянет ОТ МЕНЯ живую нить…
…втекают в хАос вечного движенья
гексаэдроВ ОКОННЫХ зеркала,
где прячутся в ПРОЁМАХ отраженья
гвардейцев КАКофонии и зла,
и сквозь земли ДУШИстый тонкий запах,
как ГОСПОДИН порочного стиха,
крадётся ЧЁРНЫЙ век на мягких лапах,
овеществлённый ЖЕМЧУГом греха,
плоды ЧЕРЁМУХ дарит раньше срока,
как миг преКРАСНЫЙ первая любовь,
и в этом адском ЖЕМЧУГе порока
вскипает вновь РЯБИНовая кровь…
Авторское пояснение к стихам: "Дуальная поэзия – способ перекрёстного стихосложения. Суть его заключается в том, что в обычное стихотворение, читаемое по горизонтали, во время сочинения встраивается прописными буквами второе стихотворение, которое можно прочитать по вертикали. При этом предпочтительно, чтобы встраиваемые слова не были разбросаны внутри строк, а располагались друг под другом по прямой линии или синусоиде. Содержание двух пересекающихся стихотворений может перекликаться по смыслу или наоборот быть абсолютно не связанным друг с другом. Вертикальное стихотворение в печатных изданиях можно также выделять не прописными, а строчными буквами жирным шрифтом. Или же вообще не выделять, и таким образом создавать зашифрованные стихи с тайными посланиями-дуалями..."
Строфа: катрен АбАб, встречаются банальные рифмы, есть повторы рифмующихся слов или употребление однокоренных слов в качестве рифмующихся.
Ритм: 5 стопный ямб
01 01 01 01 01 0
01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01
Лексика: правильная, но тема и образы надуманы, подстроены под правила дуальной поэзии (содержание служит форме, а не наоборот, как хотелось бы). Стихи были отмечены 7-ю членами жюри, что меня удивило: с моей точки зрения, поэзия - это то, что мы слушаем, а не то, на что смотрим (как в изобразительном искусстве). Труда в технику написания вложено много, но на слух и без пояснений, они не произвели бы впечатления: много случайных фраз - притянутых образов-заплаток, мало содержательности. Впрочем, на своей правоте не настаиваю: большинство членов жюри оценили стихи высоко.
№52. Поэзия. Алёна Воля
на подрамник натянута тишина,
любоваться ей или не
любоваться?..
слева дверь, справа ров, ПОД ГВОЗДОК СТЕНА
и гвоздок на стене,
на часах семнадцать.
солнца диск, цепенея, идёт под лёд,
ярко-алым окрасив ПРИБРЕЖНЫЙ РОЗЛИВ,
день прошёл,
этот именно не придёт,
этот именно будет кем-то опознан.
ШКВАЛЬНЫМ ВЕТРОМ ГУЛ,
ПРОСКВОЗИВШИМ БРИЗ
СЕРДЦЕВИНОЙ В НЕМЫХ ВПЕРЕМЕШКУ
ПОСЛЕ,
тёмно-синей дугой небосвод провис,
ночь собакой сторожевой плетётся
возле
сотен судеб чужих и чужих обид,
СУДЕЙ ЧЬИХ-ТО,
СТРЕМЯЩИХСЯ К ПЕРЕДОЗУ...
рикошетом зимы
уже устоявшийся быт -
дверь на съёмных петлях на отвесной стене и
гвоздик.
Запись: при приеме предложила автору записать текст с использованием заглавных букв в начале предложений. Автор отказался. В чем преимущество безграмотной записи - не знаю (на мой взгляд - это недостаток!)
Строфа: катрен аБаб, где множество внутренних рифм – сделана разбивка строк до рифм, строфа представляет собой то семистрочник, то шестистрочник, то пятистрочник - в записи, а по ритму - катрен. Интересное решение!
Ритм: разностопный анапест, на концах некоторых строк добавлена одна стопа ямба:
«сотен судеб чужих и чужих обид,
судей чьих-то, стремящихся к передозу...
рикошетом зимы уже устоявшийся быт -
дверь на съёмных петлях на отвесной стене и гвоздик»
001 001 001 01
001 001 000 01 0
001 001 000 01 001
001 001 001 001 01 0
Лексика: язык богат и образен, но смысл произведения для меня ускользает. То ли фразы плохо согласованы в предложениях (сами предложения не выделены автором, что еще больше запутывает), то ли автор передает нам только свои внутренние ассоциации, не пожелав прояснить свою мысль, содержание стихотворения. То ли я ничего не поняла. Можно ли так писать? Не знаю. Но так у нас пишут многие.
№53. Ночка. Сергийстраж
вот сложилось - бежать вприпрыжку, -
не от счастья, а так... по кочкам.
то ли темень сгустилась слишком,
то ли сдуру явилась ночка,
растолкала мой день локтями -
больно так, не взглянув на время,
и съедает его частями
мордой жадной, мольбам не внемля.
эй, гнедая, оставь хоть вечер -
приготовить семейный ужин.
жаль... теперь откупиться нечем -
дать бы цену, да ей не нужно.
и окинет холодным взглядом
прошлый день, что ушёл во Славу -
только ей ничего не надо...
ну а мне, так и быть - неправым.
мне бы ночь, что из добрых сказок
с колыбельной, да под подушкой -
хоть простой...хоть какой подарок.
...и чтоб мать...как тогда...на ушко...
Запись: и здесь опять без заглавных букв. То ли мода такая, то ли верхний регистр клавиатуры не исправен. Преимуществ в такой записи я не вижу.
Строфа: катрен АБАБ
Ритм: логаэд: 2 анапест, 1 ямб
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
Лексика: в целом без замечаний, поэтический слог, хотя мне не все понятно, например: «прошлый день, что ушел во Славу» (тут, кстати - единственная заглавная буква!). Пояснить бы, что это за день такой, почему во Славу… И в целом - образно, грамматически связно, но что хочет сказать автор - не ясно. Мне не хватило темы. Если сказал автор А, то закончи мысль: скажи Б. Или ничего не говори. Даже, если это стихи - все равно должна быть законченность авторской мысли, понятная читателю.
№54. Мужик. Виктор Люсин
Монголо-татарского лета
звенела в ушах тетива.
Темнело сознанье от света,
судилище зной затевал.
Кургана мамайского насыпь
ГОРЕЛА, КАК ЗАГНАННЫЙ КОНЬ.
Шипела ростовская ТРАССА,
гадюкой скользя НАД РЕКОЙ.
Как будто из бронзы отлитый
стоял в гимнастерке старик
И ПЕСЕННО НЕБУ МОЛИТВОЙ
ДУШИ ИСПОВЕДОВАЛ КРИК.
Как угли, таясь в пепелище,
ГЛАЗА ГОВОРИЛИ ПЕЧАЛЬ.
Пропавшей империи нищий
судьбой за грехи отвечал.
Не дал горемыка потомков,
один в этом мире как перст
пронес УНИЖЕНИЙ КОТОМКУ
и вечного крайнего крест.
В плену, на войне и на зоне
сполна ПРОЛЕТАРИЙ ПОЗНАЛ
НАРОДНУЮ ДОЛЮ изгоя
И В ЧЁМ ОНА РУССКИХ ВИНА.
Июньское солнце не грело
убитую холодом плоть.
Просил фронтовик, чтоб скорее
дал высшую меру Господь.
От слов тех мороз шел по телу.
ИЗ ЯМЫ ЛЮДСКОЙ ДОЛГОВОЙ
покаяться миру хотелось
солдату войны мировой.
МЕДАЛЕЙ СОВЕТСКУЮ ЗВЕЗДНОСТЬ
КРЕСТОМ НА СЕБЕ ОСЕНИВ,
Он вытер последние слезы
и рухнул НА ПАПЕРТЬ ЗЕМЛИ.
Не сломленный дьявольским лихом,
НА ЩИТ КРОТКО МОЩИ СЛОЖИВ,
ушел навсегда из-под ига
хранитель России - мужик.
Строфа: катрен АбАб
Ритм: 3 стопный амфибрахий
010 010 010
010 010 01
010 010 010
010 010 01
Лексика: Рассказ в стихах, есть сюжет. Язык… Для меня - со странностями. Что хочет сказать автор - мне понятно, но как он выражает мысль - согласиться не могу: слова вставляются случайно, без раскрытия их далее, часто неточные и не всегда уместные образы для данного контекста. Все, что мне показалось неудачным - выделила. Комментировать подробно не хочется, потому что не буду вами понята: сейчас именно так пишут и с подобной лексикой побеждают на конкурсах…. Один из членов жюри даже десятку им поставил….
№55. И были они смуглы и золотоглазы. Жамевю
И были они смуглы и золотоглазы,
И солнце для них румянилось, как грейпфрут.
И жили они в Гринтауне или Глазго,
И знали, что до скончания не умрут.
Сменяли закаты утро, смеялось время,
Резвясь пузырьками в бокале пьянящих лет,
Они вырастали созданиями из крема,
Шальных поцелуев, сияния и конфет.
Они были смелы и чутки необычайно,
В их маленьком доме приют мог найти любой,
Они непременно бы стали поить вас чаем
В гостиной с чудесной мебелью голубой.
И были они едины, - друг друга части,
Внимали под окнами старые тополя
Таинственным звукам, а это звенело счастье
В подвесках на люстре из горного хрусталя.
Но в мире ни что не вечно, и мир - не вечен,
В сияньи луны - любимой небесной дочери
Растаял последний, наполненный счастьем вечер…
Последних романтиков приняли в рай без очереди…
Строфа: длинный катрен АбАб (в последней строфе б – дактилическая)
Ритм: логаэд 3 анапест 2 ямб, есть пропуски слога (цезуры)
010 010 010 00 01 0
010 010 010 01 01
010 010 010 01 01 0
010 010 ц10 00 01
010 010 ц10 01 01 0
010 01ц 010 01 01 00
010 010 010 01 0
010 010 010 01 01 00
Лексика: без замечаний. Интересный поэтический слог - пересказ отдельными «мазками» истории двух людей, которых уже нет. Много образов, но все вписаны в содержание, не случайны.
№56. А глаза твои цвета ветра. Ирина Учкудук
А глаза твои ЦВЕТА ВЕТРА.
А слова твои ЦВЕТА БЕЗДНЫ.
ТЫ ВОЗНОСИШЬ ПОЛЁТОМ... В НЕДРА,
Где пути лишь тебе известны.
Отравляешь цветеньем вёсен.
Оживляешь нектаром смерти.
И всегда, КАК ДИТЯ, СЕРЬЁЗЕН,
ЧТО всё НИЖЕТ СНЕЖКИ НА ВЕРТЕЛ...
Я УЧУЮ тебя повсюду
МУРАШИНЫМ РАССТРОЙСТВОМ КОЖИ.
Буду ветром и бездной буду,
Лишь бы стать для тебя ПРИГОЖЕЙ.
Не заметишь ты жертвы этой,
АБСОЛЮТОМ КРЫЛАТЯ КОСМОС.
Канет в пропасть на грани лета
ТВОИМ ИМЕНЕМ СМЯТЫЙ ВОЗГЛАС.
Строфа: катрен АБАБ
Ритм: логаэд: 2 анапест, 1 ямб
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
Лексика: еще один пример странности, надуманности и неестественности образов, которые не служат содержанию, не раскрывают тему (не поняла - в чем тема?), а просто использованы по принципу подходящего звучания и поиска оригинальных фраз. Все, что особенно не понравилось - выделила. Хорош здесь только нестандартный ритм и неплохие рифмы.
№57. Сергиев Посад. Михаил Бормотов
Гудят колокола, охватывая звуком
шум торжища вокруг, у монастырских стен,
случайных «захожан», туристов показуху,
и нищих, как продукт Российских перемен.
Не то, чтоб город чист, скорей сказать, намолен,
старинен, не речист, костист его остОв.
Взлетают души ввысь с вершинок колоколен.
Тела сползают вниз, к подножиям крестов.
Густ ладан. ТАЕТ ВОСК ОТ ЗВУКА ХОРА РЯДОМ.
Икон глаза. ГЛАЗА ПОЛНЫ СВЯТОЙ ВОДОЙ.
Непрошенный Загорск был Сергия посадом.
Святитель указал нам Радонеж святой.
Единый Бог для всех велик, но НЕ НАПЫЩЕН.
Что жизненный успех, когда вся жизнь, как миг?
Здесь умирает смерть, лишась привычной пищи.
КАК ВОИНСКИЙ ДОСПЕХ, ИКОННОЙ РИЗЫ БЛИК.
ЛЁГ ЗВОН КОЛОКОЛОВ на стены и на крыши,
застыл водой в пруду, припорошил виски,
летит поверх голов. День благовестом дышит,
и маковки растут, как Сергия ростки.
Строфа: сдвоенный катрен с внутренней мужской рифмой АбАб (или восьмистрочник)
Ритм: 6 стопный ямб
01 00 01/01 00 01 0
01 01 01/00 01 01
01 01 01/01 00 01 0
01 00 01/01 00 01
Лексика: без замечаний, содержательность стихов, тема управляет образами, а не наоборот. Единственное сравнение, которое смутило, это «как воинский доспех, иконной ризы блик» - как-то странно сравнивать блик иконы с воинским доспехом (защитой война), икона - защищает, а не защищается от смотрящего на нее. И еще: «Лёг звон колоколов на стены и на крыши, застыл водой в пруду, припорошил виски, летит поверх голов» - здесь явно про снег, причем тут звон колоколов?
Концовка чуть хуже, чем начало. Всё, что «царапнуло» - выделила…
№58. Ноябрь. Дачи. Зе-Бра
Так не хотелось окна заколачивать...
Горбыль кривился, гвозди гнулись пакостно...
Седое небо над пустыми дачами,
Как над потерей непомерной, плакало,
Ноябрьский ветер истово наяривал -
Над мусором кружил воронье пиршество,
Казалось солнце полусгнившим яблоком,
Повиснувшим на ветках заострившихся.
Забытый на веранде томик Чехова
На близость лета намекал обманчиво.
Уж лучше бы еще вчера уехали!
Да не хотелось окна заколачивать...
Строфа: 12 строчник АБАББСБСДАДА на 4 рифмы или катрен АБАБ с повторяющимися рифментами. Редко используемый вид строфы.
Ритм: 5 стопный ямб, дактилические окончания
01 00 01 01 01 00
01 01 00 01 01 00
01 00 01 01 01 00
00 01 01 00 01 00
Лексика: правильная, поэтическая речь, содержательность - очень выразительная осенняя зарисовка, передающая не только пейзаж, но и настроение.
№59. Нельзя. Светлана Кабита
Ко мне - нельзя, мои все дома,
к тебе - нельзя, иное в Омах,
а не пойти ль нам по проспекту,
вечерний путая коллаж?
И где фонарной нету стражи,
где тонкий месяц краски мажет,
внесём расплывчатую лепту
в непредсказуемый пейзаж?!
Но почему, когда мы вместе,
моё сердечко - не на месте,
прижаться хочется навеки
и никуда не отпускать?
Но час двенадцатый, как в сказке,
нас одевает без подсказки
и стелет тыквенные треки...
а мне - в холодную кровать.
Нельзя нам видеться, я знаю...
Но снова скатерть расписная
плетётся майскою тропою,
вся в одуванчиках, гляди!
А помнишь, как плела веночки,
ты целовал мне шею, мочки,
мы пили юность до запоя,
хмелея прямо на пути.
Наверно, больше так не будет.
Не будет, нет, земного чуда.
Хотя, ты знаешь, я, как в детстве,
живу и верю... Голося.
И пусть так жизнь распорядилась,
не как хотелось бы, как снилось,-
я попытаюсь отогреться
в категоричности "Нельзя".
Строфа: восьмистрочник ААСдЕЕСд
Ритм:4 стопный ямб
01 01 01 01 0
01 01 01 01 0
01 01 01 01 0
01 01 00 01
01 01 01 01 0
01 01 01 01 0
01 01 01 01 0
01 01 00 01
Лексика: правильная. Содержательность, почти рассказ в стихах, но все же - лирика, написано с легкой самоиронией. Не поняла смысл фразы «иное в Омах» - желательно писать так, чтобы сноски и пояснения не требовались… В отрывке «а не пойти ль нам по проспекту, вечерний путая коллаж? И где фонарной нету стражи…» союз И стоит не к месту (заполнитель ритма). Но в целом, очень симпатичные стихи…
№60. Незримый менестрель! Наталя Мазур
Луна уснула на ветвях,
Накинув ночь, как шаль, на плечи.
Звучала где-то скрипка... Я
Стояла молча. Снег беспечный
Кружил с мелодией любви
Над сиротливым, старым парком.
Едва мерцали фонари,
Разбрызгивая свет под аркой.
Метель в наряде кружевном
Пустилась в пляску по дорожкам.
Остановившись меж домов,
Ложилась пухом на окошках.
И плачу скрипки под смычком
Внимал фонарь на перекрестке.
Снег укрывал его ковром...
Заиндевевшие березки
Стонали жалко скрипке в такт,
Нарушив зимнее молчанье, -
А я брела за шагом-шаг
К той хрупкой музыке признанья:
"...Откуда средь зимы в метель
Плывут чарующие звуки?
Кто тот незримый менестрель,
Сгоравший от любви в разлуке?"
...Как стая белых лебедей,
Летела музыка средь улиц.
И мысли о любви твоей
К душе стихами прикоснулись...
Строфа: катрен аБаБ
Ритм:4 стопный ямб
01 01 00 01
01 01 00 01 0
01 00 01 01
01 01 00 01 0
Лексика: без замечаний, связность содержания, красивый язык лирики, единый смысловой ряд образов, что встречается у авторов редко, и всегда очень украшает технику исполнения (все тропы здесь так или иначе связаны с музыкой).
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/10/19/4918
Свидетельство о публикации №113100807429
Мне очень понравилось, что судьи тоже читали Ваши замечания и ... набирались опыта.
Ольга Рачицкая 12.10.2013 06:40 Заявить о нарушении
Алкора 12.10.2013 09:39 Заявить о нарушении