Тавтограмма в стихосложении

   Сказанное ниже относится к теоретическим основам стихосложения, и, по моему мнению, может быть интересно для людей, пишущих стихи.
   Тавтограммой называется текст, каждое слово в котором начинается с одной и той же буквы. Тавтограммы пишут и в виде стихов, то есть с использованием рифм и ритмики.
    Казалось бы тавтограмму, также как и, например, акростих можно было бы отнести к некой забаве, отнести к желанию поупражняться, выставив своему творчеству дополнительные сложности, но поневоле при этом несколько отойти от собственно поэзии.
    Действительно, можно спросить: для чего стиху нужны дополнительные ограничения? Но, позвольте спросить - а для чего стиху нужны такие ограничения, как рифмы и определённая ритмика? Более того, мы постоянно видим, что стихи постоянно впадают в созидание всяческих структур, из которых повторы - структура наиболее часто встречаемая.
    Многие отмечают, что стихотворный текст является значительно более информативным, чем текст прозаический, но откуда эта свобода размещения информации появляется, при таких-то ограничениях?

    Ответ на этот вопрос хорошо известен, но я всё-таки повторю его. В тексте, дополнительно структурированном в плане его выговаривания и звучания, требования к семантике и грамматике текста могут быть существенно ослаблены в сравнении с требованиями к речи прозаической. Делается это прежде всего для того, чтобы ослабить, затуманить, или даже совсем убрать однозначный номинативный смысл произносимых слов, а привлечь внимание читателя к словесным ассоциациям. Появляется возможность разместить в тексте  семантический бред, в понимании прозаическом, сделав при этом тот же текст куда более ёмким при поэтическом его прочтении.
    Вместо знакомых всем основных цветов - красный, зелёный, синий, вместо привычных слов с их однозначным и номинативным смыслом, появляется поэтическая речь, составляющая материал поэтического искусства, появляются полутона и оттенки.
   
    Вернёмся к обсуждению тавтограмм. По моему мнению они указывают не просто на баловство, в них можно найти подтверждение той теоретической основы стихосложения, о которой говорилось. В обычном стихотворении его атрибуты - рифмы и ритмика, выполняют очень интересную функцию, это было только что сказано - они затуманивают прямой смысл слов. Слух может и не искать прямого смысла сказанного, а, наслаждаясь красотой звучания, искать некую аллегорию. Кроме того, благодаря рифмам и ритмике стихи могут быть густо наполнены тропами, и читатель не будет воспринимать такую речь как бред.
   С другой стороны, в тех местах, где стихотворная речь уклоняется в сторону прозы, прямой смысл слов понимается более чётко, создавая семантический акцент.
    Поэтому, например, в верлибре "густые" тропы создают, на мой взгляд, трудно понимаемый бред, верлибр поэтому следует писать проще, ближе к прозе. Это - моё личное мнение, и многие пишут верлибр так, что читать трудно, думаю, это нехорошо.
    В подтверждение своих слов могу обернуться и в другую сторону, в сторону тавтограммы. Тавтограмма накладывает очень сильные, дополнительные, ограничения на текст. Читатель хорошо чувствует эту дополнительную структуру, поэтому автору предоставляется уникальная возможность густо замесить в тавтограмме тропеический бред. Не надо стремиться к семантике, не надо создавать как можно более осмысленный текст, как делают это почти все, кто пишет тавтограмы - из этого получается только фокус, и не более того. Задача другая - попытаться передать в этой форме настроение. То есть, достичь не игрового, а действительно, поэтического уровня.

   У меня есть небольшой опыт написания тавтографических стихов, вот он, простите меня, уж как сумел, но попробуйте и вы.


                весеннее

Весенней влагою влеком,
Вертя весло в водовороте,
Войду в Вас в вялоголубом...
    Вы внутрь войдёте?

Внутри - вселенский Вавилон,
Вдогонку выпали валеты,
Вон - вурдалаки, ведьмы - вон,
    Вы все воспеты.

Вас васильками вознесу,
Вдохнув в весенние владенья -
Войти в весну, влететь в весну
      Возникновенья.


                зимнее

ЗвездАми запорошено, звездАми заморожено,
     Занесено, завьюжено,
     Застолблено, застужено.

     Зинь - зинь, зинь - зинь,
     Звук звездосинь.

Значки запали за забор -
Змеятся звёздно-золотые,
За застывающий зазор
Зашли закаты зоревые.

       Зон - зон, зон - зон,
       За зимний звон.


            Нянюшка

Называлась нянюшкой, начинала няньчиться,
Называла новыми несмышлённых нас,
Ничего не надобно - не на нас назначится,
На ночь наколдованный нянюшкин наказ.

Не на нас накидочку
Надевала наскоро,
Не на нас, на наледи ночью намело,
Настная - ненастная,
Незаметна ниточка,
Не признаться на людях,
И белым бело.

---
в последних строках вы видите отступление от тавтограммы, это, как я уже говорил, создаёт семантический акцент. Хотя, какая тут семантика? Настроение между тем передаётся.

   Тавтограмма, как элемент поэтического текста используется и в "обычных" стихах. Вот стихотворение Бориса Фэрра, стихотворение в котором тавтограммы, и тоже на букву "н" вы можете заметить.
   http://www.stihi.ru/2011/06/23/804

   Акростих, в отличие от тавтограммы не создаёт ощущаемой при чтении дополнительной структуры. Эта структура зашифрована и спрятана, и она не поднимает звуковой тонус текста, поэтому она просто создаёт препятствие, не возмещая его поэтическими возможностями. Поэтому рифму, ритмику и тавтограмму мы можем назвать естественными элементами стиха, а структуру акрхостиха назвать искусственным элементом. Правда, этот элемент не налагает таких трудных ограничений, которые налагает тавтограмма, и поэтому акростихи писать не намного труднее, чем стихи обычные.
   Мы с вами заговорили о структурных элементах естественных для поэзии и структурных элементах искусственных, как бы пришлых и не входящих естественным образом в звучание стиха. Такие элементы осознаются семантически и могут создавать некий общий смысл, однако они могут и мешать очень сильно.
    Рассмотрим в этом плане такую структуру на венок сонетов. По моему мнению так называемый "магистрал" является искусственным элементом, он очень мешает и мало чего создаёт, тогда как повторы последних строк в первых строках следующих сонетов венка - элемент совершенно естественный и в поэтическом плане продуктивный.
     Мой опыт и рассуждения на эту тему вы можете посмотреть здесь.
   http://www.stihi.ru/2009/09/14/6265

  Спасибо за внимание.
28.09.2013


Рецензии
Спасибо, Геннадий!
Занимательные рассуждения,симпатичные тавтограммы. Сейчас это называется комбинаторной поэзией.
Однако тавтограмму на букву "Н" нужно дописать. Непорядок)))
Например,
Непонятны нелюдям
Ноты набело.

Аршанский Василий   24.01.2024 20:27     Заявить о нарушении
Ну, я думаю, что тавтограмма это хороший приём, который можно использовать в поэзии, но поэзия должна при этом оставаться на первом месте. Тавтограмма не самоцель. Так же, как и о всех случаях, можно нарушать принятую норму, уходя от неё, например, с целью сделать текст более выразительным.
.
Очень часто отступления от нормы делаются в финале, подчёркивая тем самым особую значимость последних слов. Пример тому - онегинская строфа, в которой три четверостишия заканчиваются парный строкой. Таков и замок в английском сонете.

Геннадий Маков   24.01.2024 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.