В заповедех Твоих поглумлюся
И уразумею пути Твои (Пс.118,ст.15)
(свт. Феофан Затворник)
Поглумлюся – по словянски в иных случаях это слово переводится так: присидеть, сидеть за делом со вниманием и терпеливо, усидчиво трудиться над разрешением чего-либо. Еврейское соответствие тому слово означает: совопросничать, взвешивать предыдущее и последующее, причины и действия, средства и цели, и притом так, чтобы, отвлекшись от всего, одним этим и быть занятым. Таким образом, здесь указывается на богомысленное размышление, которому обыкновенно посвящают несколько времени боголюбивые люди, в видах разъяснения всего соприкосновенного исполнению заповедей или делу богоугождения, которым они заняты, принимая в руководство при сем слово Божие, отеческие писания и советы мужей опытных.
Вопросов и недоумений смутительных кто может избежать? И кто может сказать, что он взвесил всевозможные случайности и наперед знает, как когда поступить? Таким образом, частию для разрешения родившихся вопросов, частию для предупреждения их, а всего более для питания духа богомысленными созерцаниями, как только улучишь время садись и, углубляйся в истины Божии, читая при этом или слово Божие, или отеческие писания. Самое лучшее время для этого делания – утро и вечер, а способ совершения сего делания – молитвенный. Молитвою начни, в молитвенном настроении продолжи и молитвою кончи.
Ангел-Хранитель найдет при этом возможность вложить в ум твой нужное именно тебе и собственно в твоих обстоятельствах.
Лучший порядок следующий : возьми стишок, войди в него всем вниманием, и разлагай его на возможные благоразмышления. Это первое дело. В родившихся мыслях ищи сторон, которыми могут они повеять на сердце и привлечь его к себе. Это второе дело. Затем извлеки себе из них уроки и проведи их по твоей жизни, намечая себе, что там так-то надо поступить, а там – так-то. Этим способом стишок пройдет своим содержанием чрез всю душу. И вышедши из нее, войдет в жизнь в свое время.
Вот единственно плодоносное богомысленное размышление, конечно, не спешное, но дающее больше всякого многочтения и многомышления. «Да этак, - скажут, - много ли успеешь начитать и обсудить»! Не много, да много. Иного стишка хватит на два и на три приема, иной неделю займет. Но зато, что так добывается, то становится неотъемлемым, приснопитательным достоянием духа.
Иной стишок столько дает от себя света и тепла, что будет возгревать дух многие дни. Дело здесь идет не о научном чтении, а об углублении в Писание в видах созидания духа и разъяснения многосложных путей жизни. Научникам долг велит много читать; а ищущие созидания духа никак не должны позволять себе читать много.
(Кто) берется за труд обсуждения со смирением, и понемножку все подвигается вперед, обогащаясь знанием практической жизни, твердым и многосторонним. На нем исполняется в точности ожидание св. пророка от такого рода занятий: «И уразумею пути Твоя». Живущий с разумом по зернышку собирает уроки мудрости духовной, чрез углубление в заповеди Божии, и доходит, наконец, до ясного ведения порядков жизни по Богу, приобретая, наконец, возможность и иных научать, даром что простец и наук никаких не проходил. Опыты эти рассеяны по всей истории людей Божиих в Церкви Христовой.
Свидетельство о публикации №113100802622