Обзор собрания произведений русского авангарда
Обзор собрания произведений русского авангарда ГМИИ РТ
Собрание музея изобразительных искусств республики Татарстан имеет замечательную коллекцию картин русских художников, принадлежащих к различным направлениям живописи начала двадцатого века. История этой коллекции непроста: начиная с 1919 года, в связи с 25–летием музея , Государственным музейным фондом было передано в Казань 132 картины , представляющие художественные течения России конца 19 – начала 20 веков от реализма до авангарда. В это собрание вошли работы объединений "Союз русских художников", "Мир Искусства", "Голубая Роза", "Бубновый валет". 132 полотна, представляющих русский символизм и фовизм, абстрактное искусство и неопримитивизм, кубофутуризм и произведения русских сезаннистов… Собрание позволяет составить представление о богатейшей художественной жизни России, о значении ее вклада в мировую культуру.
В 1930-40 годы коллекция музея получила новое пополнение : более 70 полотен, в том числе и несколько произведений - начала 20 века.
Однако в конце 50-х годов, в ходе очередной фазы идеологической борьбы с «формализмом в искусстве», ряд произведений русского авангарда был списан , как не имеющий художественной ценности. Впоследствии несколько из них вернулись в музей, благодаря сотруднику музея, искусствоведу Анатолию Ивановичу Новицкому, буквально спасшему их для истории.
Сколько бываю здесь, всегда начинаю поход по залам музея «с конца» экспозиции: с грандиозного полотна Константина Богаевского "Гора святого Георгия"(1912), занимающего весь простенок. Его суровая и таинственная Таврида становится одним из основополагающих впечатлений от собрания. Это воздействие усиливает соседство еще одного полотна Богаевского - «Пустынная страна. Феодосия» (1903). Экстатичный дух живописи Богаевского, продолжающей традиции Мантеньи, задает тон духу музея наряду с лучшими образцами иконописи отдела древнерусского искусства ГМИИ РТ.
Совершенно отдельным аккордом в экспозиции является монументальное панно Михаила Врубеля "Полет Фауста и Мефистофеля" (1896). Соседство с ним трудно выдержать. Оно грандиозно. Может быть, отчасти поэтому так редко выставляется. В отличие от окончательного варианта, украсившего готический кабинет особняка Морозовых в Москве, эскиз, принадлежащий собранию ГМИИ РТ, развернут в длину. Он менее декоративен, острее по композиции. Образы его героев носят более яркую и напряженную трактовку.
Русский символизм явление весьма многогранное, разноплановое. Гений Врубеля не вытесняет проникновенности завороженного мира Борисова-Мусатова: камерные этюды художника остаются неразгаданной "вещью в себе", не отпускающей зрителя.
Из числа таких же загадок - утонченный "Портрет дочери"(1912) С. Малютина и ранний Грабарь - "Утренний чай", (1917),- чьи полотна мерцают хрустальными бликами и сумеречным кобальтом.
Символизм представлен в музее работами П. Уткина, Н. Сапунова, С. Судейкина, Н. Милиотти, П. Кузнецова, Н. Крымова, М. Сарьяна, В.Денисова... Несколько обособленно стоят "Мирискуссники": Б. Кустодиев, А.Головин, И. Бродский...
А затем - ослепительный Коровин , с его пастозными бутонами роз и чрезмерной роскошью барочной позолоты - «Розы» (1916), и - зрителя обступает праздник буйства цвета.
Думаю, не случайно картины Константина Коровина обладают таким магнетизмом и занимают столь важное место в экспозиции - они задают вектор поиска, являясь примером прекраснейшего сплава реализма и импрессионизма, торжеством чистой живописи - вне тенденций, полюсов, и идеологических споров.
И разве не закономерно, что именно творчество учеников Константина Алексеевича является ядром этой коллекции, цветом наследия русской кисти? Подлинный импрессионист, Коровин сформировал в своих учениках превосходное чувство цвета, редкую гармонию и мощь палитры, что стало характерной чертой плеяды «московских сезаннистов», как назвал их А. Бенуа. Коровин «заражал» своей влюбленностью в натуру, своей непосредственностью восприятия. Студенты его обожали. Прошедшие экзамен абитуриенты Московского училища ваяния и зодчества старались попасть в класс Коровина - и справедливо: стОит оглядеть эти залы, чтобы отдать должное духу и школе Константина Алексеевича.
Что характерно: каждый из этой плеяды глубоко индивидуален. У каждого – свой почерк, своя система и путь развития. Не случайно объединившее их товарищество - «Бубновый валет» включает в себя самые разные направления и школы, вплоть до беспредметной живописи. Бубнововалетовцы поражали своей разноплановостью, витальной силой и свободой своего искусства : это и было отличительной чертой группы.
В искусстве каждому есть место - только работай, и не стесняй свободы других. Вот почему закономерно, что союз распался, когда властолюбивый Малевич потребовал от членов товарищества подчинения себе и единой идеологической платформы. Произошло это в 1917 году. Это было бы абсурдом и фарсом, если бы не происходило в обстановке набирающего силу тотального идеологического террора, в который погрузилась Россия. В дальнейшем Малевич не раз будет претендовать на роль диктатора и вершителя судеб в самых разных объединениях художников(о чем сохранились документальные свидетельства его современников и учеников), разрушая и выхолащивая то, к чему прикасался.
К сведению: Малевич так и не получил систематического художественного образования. Дважды поступал в Московское училище ваяния и зодчества и оба раза не был принят. Вот самое безобидное его утверждение только в адрес художника Валентина Серова: «Бездарный пачкун Серов». Нужны ли тут комментарии? Даже ближайший друг Малевича, Михаил Ларионов, отмечал: «его общая культура оставляла желать многого»… То было время, когда каждый торопился выкрикнуть свое слово, когда словно по мановению руки являлись новые, оригинальнейшие направления в живописи,музыке, архитектуре, поэзии. Время, когда "мыслям было тесно", а форма опрокидывала представления о традиции. Но наряду с тем это было и время выскочек и недоучек, амбициозных авантюристов, задавшихся целью возглавить поезд истории, сделаться вождем и пророком "нового искусства", чьей сутью было уничтожение всех предыдущих ступеней искусства. В их экспериментах форма приобретает самодовлеющую функцию, а недостаток содержания подменяется эпатажем.
Таков был фон, на котором расцвели имена русского авангарда.
И это разноплановое многоголосье получило отражение в коллекции ГМИИ РТ.
...
Остановимся на объединении "Бубновый валет". Начнем с Роберта Фалька - одного из тончайших колористов эпохи, признанного мастера с безупречным вкусом, не потерявшего высоты своего искусства даже в самые мрачные годы преследования "буржуазного" искусства. (Как не провести параллель с преследованием "дегенеративного искусства" в Третьем Рейхе...) Тем ни менее, Фальк не изменил своему дару и вИдению живописи. Невозможно пройти мимо его «Женского портрета» 1917 года, и картины «Лиза на солнце» (1907 г.), в которой чувствуется чарующее влияние Борисова-Мусатова и опосредованно – влияние Ван Гога. Фальк – это убедительный синтез европейской традиции и русского авангарда, пример органического сплава культур. И как-то особенно жаль, что в свое время руководством музея была отклонена покупка других его картин, прежде всего «Автопортрета художника», предложенного вдовой Роберта Рафаиловича Фалька.
Следом в этом ряду идет изысканный и аскетичный Александр Куприн, пожалуй, тоньше остальных понимавший живописный опыт Сезанна и Ж. Брака, и претворивший этот опыт в новый язык плоскостей и масс. Куприну было свойственно безупречное чувство композиции, его работы всегда прекрасно выстроены и сочетают в себе спонтанность и свежесть - с выверенностью и архитектоничностью композиции. Именно поэтому они так динамичны и остры. Музею принадлежат его работы «Натюрморт со шляпой» (1920-е годы), Натюрморт (1910?), «Пейзаж с церковью» (1918 г.), большое полотно "Натюрморт" (1917?) - аскетичная интерпретация сплава кубизма и фигуративной живописи.
Затем - бесподобное в своей лаконичной убедительности полотно Александра Осмеркина «Натюрморт с часами» (1920) периода аналитического кубизма - самого интересного периода в творчестве мастера.
Еще один мощный творец форм, мастерски владеющий композиционными массами, эдакий титан и законодатель в своей варварской кузне,- Илья Машков, и его программный «Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом)» 1912 года. Надо сказать, что в собрании музея находится 9 его работ, относящихся к разным периодам творчества, в том числе «Цветы в вазе» (1900 г.) и «Горный пейзаж» (1914 г.)
Петр Кончаловский - один из лидеров Бубнового Валета - представлен тремя работами: это «Площадь Синьории в Сиене» (1912 г.), «Натюрморт с подносом» (1918 г.) и превосходный "Натюрморт" с алой бегонией, не имеющий точной датировки. Это, кстати, одна из мощнейших его работ, по странной , необъяснимой иронии судьбы почти не покидающая запасников музея!
Достойное место в этом ряду занимает Василий Рождественский. Три его полотна из музейного собрания : «Трактирная посуда» (1909 г.), »Натюрморт с лампой» (1917 г.), и «Пейзаж» (1918 г.) - являются серьезным вкладом в сокровищницу отечественной культуры.
Подлинная жемчужина собрания - картина Михаила Ле Дантю «Гуляние в парке» ("Рыбы") (1913) - пример самого изысканного европейского кубизма. Охристо-серебристая симфония , отточенная формула магического равновесия - это полотно пленяет с первого взгляда.
Особняком в этом ряду стоит В. Кандинский со своей «Импровизацией» 1913 года ,- диссонансной, пронизанной особой аурой. Она останавливает, словно поглощает в себя зрителя, и, несмотря на испытываемое сопротивление, ее хочется созерцать и анализировать. Картине словно тесно на стене, она явно перерастает масштаб экспозиции.
По контрасту, от ее энергетической воронки хочется вернуться к чистой и радостной звучности фигуративной живописи , и тут как нельзя более вовремя, найдем Лентулова с его лоскутно-праздничным «Пейзажем» (1910-е): Фейерверк витражного марева, из которого вырастает видение фантастического града , нового Китежа революционной России. Акценты лилово-красного, оранжевого и синего уравновешивают композиционную плоскость как отдельные музыкальные партии в симфоническом оркестре. Аристарха Лентулова сравнивают с немецкими экспрессионистами и итальянскими футуристами, однако он решительно далек от мрачных экстатических видений немцев, от цинизма и надломленности экспрессионистов, переживших ужасы Первой Мировой войны; а его почерк мощнее, монументальней и Д. Северини, и других европейских футуристов; дробление форм для него не самоцель, а лишь средство показать многоплановость, бесконечность и очищенность предмета - и здесь эта идея пересекается с иконописной традицией обратной перспективы, разворачивающей все грани предмета для созерцающего , который становится центром мироздания, метафизической точкой схода всех линий и вибраций вселенной. Исходя из этого мне представляется недооцененной, непонятой суть его работ, их новаторство и вместе с тем верность национальным традициям, духовным корням. В этом смысле его полотна целостны и несут печать чего-то большего, нежели просто секулярное бытописание. Они , пожалуй, откровение , полное созидательной радости, - и это особенно явственно на фоне сгущенной атмосферы надвигающейся катастрофы, накануне которой создавались его вещи. Кисти Лентулова принадлежат также «Портрет. Женщина с гитарой» (1913г.) и полотно «За стиркой» (1910-е).
Совершенно особое место в ряду русских авангардистов принадлежит Наталье Гончаровой.
Неукротимый художественный темперамент художницы поистине взрывал косную среду, творя дерзкие чудовищные метафоры нового мира. Так, «Аэроплан над поездом» (1913)Натальи Гончаровой - пример динамичного и тяжеловесного кубофутуризма , а ее «Шаббат» (1909-1910) - продолжает направление неопримитивизма, в котором после 1907 года работал Михаил Ларионов – вдохновитель самого левого крыла русского авангарда, идеи которого исповедовала и Гончарова.
Сам Ларионов представлен здесь только двумя полотнами : это «Провинциальная франтиха» (1907 г.) и «Весенний пейзаж» (1904 г). Жаль: именно этого автора, как одного из самых ярких и креативных мыслителей своего поколения, было бы интересно увидеть в развитии, начиная с искрометных импрессионистических этюдов начала века и включая его умные опыты в лучизме. Гармоничный и светлый «Весенний пейзаж» (1904 г.) не передает его радикализма. Словом, секрет его невероятного воздействия на товарищей по ремеслу остается под спудом, пока зритель не обратится ко всему его творчеству в полном объеме.
Помимо этого в собрании имеются "Крымский пейзаж" (1916 г.) А. Мильмана, "Бухарский мальчик"(1912-1915) Павла Кузнецова, "Горный пейзаж" Сарьяна, редкий по динамике "Пейзаж" Б. А. Такке (1910-е?), картина символиста Н. Д. Милиотти "Мадонна"(объединение "Голубая Роза"), «Мехески – лунный народ» (1915) Н. Рериха, и другие произведения.
Чтобы дополнить общую картину, нужно упомянуть «Девушку с цветком» (1915-1916) Александра Родченко. Она редко экспонируется, хотя по логике вещей мы должны бы видеть произведения этого художника, ведь его творческий путь тесно связан с Казанью. Приехав сюда подростком, Родченко учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина. Будучи горячим приверженцем идей футуризма , в числе других студентов присутствовал на скандально известных лекциях Давида Бурлюка , В. Маяковского, В. Хлебникова и других футуристов, посетивших Казань в ряду прочих городов России - с громким турне, предпринятым для пропаганды идей футуризма. Сохранились воспоминания Родченко об этих событиях. Надо отметить, что Давид Бурлюк (так же как Велимир Хлебников и его сестра Вера) тоже был студентом Казанской художественной школы, только несколькими годами раньше, и получил здесь довольно крепкие навыки в рисунке и живописи (известно, что Петербургская Академия художеств, курировавшая Казань, была заинтересована в получении крепкой академической школы ее учащимися). Так что нашумевший «ниспровергатель основ» сам был весьма недурно образован. Кроме того, он , так же, как многие, упомянутые здесь, прошел через Московское училище ваяния и зодчества, бывшее тогда «рассадником» передовых идей, а в дальнейшем продолжил свое образование в Мюнхене, а после - в Петербурге. Путешествуя по миру, живя в Европе и в Америке, Давид Бурлюк до конца дней очень тепло вспоминал Казань, и говорил, что многим обязан ее творческой атмосфере и духу товарищества, сформировавших его как художника. И верно, стоит взглянуть на один из сохранившихся его этюдов из собрания музея,"Пейзаж с домом" (1900-е), пронизанный светом и задором юности, чтобы почувствовать захватывающую атмосферу тех дней, и вполне оценить влияние импрессионизма на будущего «нигилиста» и отрицателя традиций.
…В целом наш обзор не полон, и дает лишь начальное представление об этой уникальной эпохе. Мы заведомо не касались раздела графики Серебряного Века и русского авангарда, сосредоточившись на живописи. Перечисленные имена и полотна отнюдь не исчерпывают темы, за скобками осталось множество личностей, делавших культуру и историю 20 века. Собственно, каждый из них – вселенная, неизученная планета. К сожалению, большинство из названных полотен почти не покидает запасники фонда. Что ж, хотелось бы однажды увидеть их, все , без изъятия, в одной экспозиции, - так астроному хочется зафиксировать парад планет - это уникальное явление, которое выпадает лишь редким счастливцам… Надеюсь, когда-нибудь это осуществится.
......
Репродукции отдельных картин собрания:
http://art16.ru/gallery2/v/gmii/ekskurs/2/
Статья написана для журнала "Талант". Вышла в №10 2013 г.
Свидетельство о публикации №113100701066
С ув.Эл.
Лада Аркаим 17.10.2013 17:29 Заявить о нарушении
Лада Аркаим 03.11.2013 13:42 Заявить о нарушении
Лада Аркаим 07.11.2013 00:57 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=BoFyLNR-XDs&list=RDGMEMQ1dJ7wXfLlqCjwV0xfSNbA&index=10
Это то, что у меня было открыто на момент публикации рецензии, - можно, конечно, подобрать кое-что и получше:)
http://www.youtube.com/watch?v=3hp6OxOueYs
а вот, ваще гениальная вещь - Анне Акчуриной понравилось бы, если бы она меня не забанила:)
http://yandex.ru/video/preview/10884957023901768604
Зульфикар 03.12.2023 02:27 Заявить о нарушении