А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 45-46

                Глава 47. ВЫСШИЕ ПЛАНЫ ЧЕЛОВЕКА

                "Ни Индивидуальность, ни даже сущность
                Личности, если таковая остается,
                не теряется вследствие поглощения".
                (Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина,т.1,с.333)

      Три Высших Плана Бытия и Сознания принято считать Божественными или Миром Духа. Иногда, разделяя их по отдельным Планам1), их еще называют Мирами Божественными, Монадическими,  Интуиции или Блаженства. Современная оккультная литература, к сожалению, достаточно мало что может сказать и о первых Трех Планах Человека. И это не удивительно, ибо знания о них можно почерпнуть, пожалуй, что, только у Посвященных.
      Прежде чем говорить о Высших и Низших Планах Человека, приведем наиболее общее представление о них. Ранее, при анализе Планов Бытия и Сознания мы говорили о существовании Трех Высших Планов, к которым относятся Ади, Анупадака и Атма (План Нирваны).Относительно Планов человека, учитывая, что становление человека в целом начинается с Четвертого Плана (Буддхи, Духовный План или План Прообразов), не случайно из высшей Триады Планов используется для обозначения лишь один План, самый низший - Атма или Дух. Именно поэтому Буддхи иногда именуют первым, а иногда вторым Принципов (при обратной системе отсчета - седьмым или Шестым), в зависимости от того, учитывается ли План Атмы или нет.
      Относительно Плана Атмы, можно использовать одно из названий Первого Принципа - Дух, поскольку, как уже говорилось ранее, Атма рассматривается как Вселенский Дух, Божественная Монада или седьмой (первый) Принцип человека (3,с.63) Дух этот можно рассматривать и как Высший Разум Человека, не имеющий формы и являющийся нематериальным (в нашем понимании). Разум, Дух человека можно также рассматривать как связующие с Вселенским Сознанием (поскольку, как уже говорилось, Разум, имеющий носителя, формирует Сознание). Не случайно, при анализе Третьего Вселенского Принципа мы говорили о Вселенском Сознании, следующим проявлением которого является Фохат  (Воля).
      В связи с этим необходимо остановиться на различном понимании понятий «Дух», «Разум» и «Душа» в их Космическом понимании и относительно Планов человека. Отсутствие единства в понимании этих понятий часто вызывает много споров относительно их правильного применения, а также относительно первичности Материи и Сознания. Оккультная философия исходит из того, что «термин «Дух» применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит Вселенскому Сознанию и что является его однородной и незапятнанной эманацией».(3,с.149) Из этого следует, что Дух необходимо рассматривать как проявление Абсолюта на уровне Космических Принципов, поскольку Абсолютное  (Высшее Космическое) Сознание относится к уровню Третьего Космического Принципа, а Вселенское Сознание - к уровню Третьего Вселенского Принципа. Но относя Дух к уровню Вселенского Сознания, нельзя отождествлять Дух на Вселенском Уровне и Дух, как План человека, равно как и отождествлять Космический и Вселенский Разумы с разумом, как Планом человека. Это вытекает из того, что Вселенские, а тем более Космические, Принципы нельзя отождествлять с Принципами последующих проявлений Вселенной, следующих за Седьмым Вселенским Принципом. Эти проявления могут касаться различных космических построений (Метагалактик, Галактик, созвездий и систем, отдельных Планетарный Цепей, отдельных живых существ, в том числе и человека), для которых существует свое проявление вышеуказанных Принципов. И чем первичнее будет этап проявления таких Принципов, тем более тонким будет конкретный уровень физического состояния материи на этом плане. Так, Дух или Разум Вселенной является более тонким, нежели то, что мы будем считать Духом или Разумом Метагалактики. Соответственно Дух или Разум нашей Планетарной Цепи будет более тонким, нежели Дух или разум человека.
      (Тем более нельзя путать понятие «Дух», как характеристика проявления Абсолюта, с понятиями «Духи», как характеристикой определенных Разумных Существ. Все эти «Духи» обладают Духом, но сам этот Дух является изначальным по отношению к любым Разумным Существам, даже по отношению к Вселенским Дхиан-Коганам.
Еще менее правильно выражение «испустил дух», поскольку в данном случае речь идет об отделении тонких тел человека от его физического тела, а не об отделении самого Духа, как высшего Плана Бытия. Невозможно отделить от человека Дух, а тем более в чистом виде, поскольку его высший План (Атма) не может быть отделен до тех пор, пока существуют взаимосвязи с другими более плотными телами (эфирным, астральным, ментальным, буддхическим и другими.)
      Аналогичным образом необходимо указать разницу между «Духом» и «Душей», о чем мы уже ранее вкратце говорили. Дух, как мы только что сказали, является одним из изначальных Планов как Бытия и Сознания, так и человека, в то время как Душа появляется лишь на более поздних Планах. Так, Превышняя душа возникает только на уровне Шестого Космического Принципа, Вселенская Душа - только на уровне Шестого Вселенского Принципа. Соответствующим образом относительно человека душа также рассматривается как один из его Принципов или Планов. Ранее мы говорили, что «Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа».(1,т.1,с.94), что полностью подтверждает вышесказанное.
В то же время мы уже говорили, что Первый План Человека можно сравнить со своеобразным Логосом. Данная мысль не нова, ибо то же можно найти и в «Тайной Доктрине»:
      «...Человек в нескольких системах, рассматривался, как Третий Логос. Эзотерический смысл слова Логос - Речь или Слово, - есть передача сокрытой мысли в объективном выражении, как в фотографии. Логос есть зеркало, отображающее БОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ; Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя последний есть сущность этой Вселенной».(1,т.2,с.37)
      Данное утверждение согласуется с тем, что каждая Вселенная или Мир имеет своего Логоса. Рассматривая человека в качестве микрокосма, его Высший План также можно рассматривать в качестве Логоса. Подобно тому, как Вселенную или любую Планетарную Цепь можно рассматривать в трех аспектах: духовном, психическом и материальном, так и человек в своей природе троичен. Как Вселенная, проявляясь из Вселенского Логоса, проходит свои этапы эволюции на Планах Бытия, вновь стремится достичь своего изначального состояния, но уже на новом уровне, так и все другие системы, в том числе Планетарные Цепи, человек, следуют этому же принципу.
Ранее мы говорили, что Дхиан-Коганы, выявленные Логосом, стремятся достичь состояния Логоса на путях своей эволюции.  Это же самое можно сказать и о других существах, в том числе и человеке. Будучи созданным Дхиан-Коганами (хотя и с участием целой Иерархии других Существ), человек в своей Космической эволюции стремится достичь состояния своих творцов.
      «Чтобы стать высочайшим Дхиан-Коганом, необходимо для каждого Эго достичь полного само-осознания, как человеческого существа, то есть, сознательного существа, синтезированного для нас в человеке. Еврейские каббалисты, утверждающие, что ни один Дух не может принадлежать к Божественной Иерархии, если Дух не сочетался с Живой Душой, повторяют лишь восточное Эзотерическое Учение:
«Дхиани должен быть Атма-Буддхи; с момента отделения Буддхи-Манас от бессмертного Атма, проводником которого является Буддхи, Атма переходит в Не-Бытие, что есть Абсолютное Бытие.» Это означает, что чисто Нирваническое состояние является возвращением Духа к идеальной абстракции Бытийности, не имеющей отношения к плану, на котором наша Вселенная завершает свой цикл».(1,т.1,с.249)
      Если кто-то попытается описать структуру этого Первого Плана Человека, то обнаружит, что на этом уровне отсутствует форма в общепринятом понимании этого слова. Не случайно с этим уровнем, рассматривая его с позиций форм, связывают характеристику в виде Света или Духа. Если же говорить о телах человека для этого уровня, то данное тело может быть названо Атмическим (от «Атма»), хотя данное тело не имеет ничего общего с нашим привычным пониманием тела на вещественном уровне. И все же это является телом, представляющим собой совокупность определенного состояния энергий тончайшего плана, который может быть у человека.
«Атма не прогрессирует, ни забывает, ни помнит. Она не принадлежит этому Плану. Она лишь Луч Света Вечного, который светит через и на темноту материи, когда последняя желает этого».(1,т.1,с.306)
      Атма может быть рассмотрена как связующее звено человека с Вселенскими Принципами, их последующими проявлениями и Планами Бытия и Сознания. Само разделение человека на Принципы или Планы, особенно на этом уровне, можно считать условным, ибо в данном случае само разделение происходит не в структурном плане, а исходя из определенных состояний единой основы. Однако это совсем не означает, что на каждом из этих Принципов или Планов существует нечто одинаковое, однородное. Они обладают своими индивидуальными качествами, о которых мы говорили, анализируя Вселенские Принципы. При этом они так тесно взаимосвязаны друг с другом, что более низшие не могут существовать без более высших, а наоборот - возможно, но лишь тогда, когда эти высшие прошли весь путь своей эволюции. Что же касается этапов эволюции человека, то постоянной здесь можно считать лишь Монаду или, как ее еще называют, Искру.
«...а) В Минерале Искра, которая сокрыта в нем и вызывается к мимолетному бытию через Положительное, пробуждающее Отрицательное.
b) В растении, она есть та же жизненная и разумная Сила, которая одушевляет семя и развивает его в травинку или же в корень и росток.
c) В каждом Животном она совершает то же самое. Она есть его Жизненный Принцип и жизненная сила; его инстинкт и свойства, его характерные признаки.
d) Человеку она дает все, чем одаряет и все остальные, проявленные единицы в Природе.

      Каждый из семи принципов человека полный наследник и соучастник семи принципов «ВЕЛИКОЙ МАТЕРИИ». Дыхание ее первого принципа есть его Дух (Атма). Второй ее принцип есть Буддхи (Душа). Мы ошибочно называем его седьмым. Третий доставляет ему Мозговое Вещество на физическом плане и Разум, движущий им (которые и есть Человеческая Душа) - согласно его органическим способностям».(1,т.1,с.360-361)
Как видим, из приведенной цитаты, Монада по-разному участвует  в формировании форм существования царств. В минералах она формирует само бытие формы, в растениях - жизнь и первичные проявления разумности, в животных, кроме развитой жизни и более сложную форму разумности - инстинкт, и лишь в человеке она проявляет три степени Разума (Атма, Буддхи и Манас или ум). Если первый - Атма можно считать Искрой более высокого Разума, не самим этим Разумом, а лишь его искрой, пока еще не имеющей носителя, то Высший Буддхи - это уже Человеческий Разум, представляющий собой первое воплощение, то есть имеющим носителя или форму. Но это уже относится ко Второму Плану Человека.
      Как уже говорилось выше, Второй План человека именуется как Духовный План (для Планов Бытия и Сознания - План Прообразов), воплощением которого является Буддхическое тело или, как его иногда называют, Тело Блаженства. Принцип, соответствующий этому Плану - Высший Буддхи, Единая Жизнь или Духовная Душа. Это и есть то, что именуют Высшее Я или Высшее Эго. Духовная Душа (Высший Буддхи) является проводником проявления Духа в человеке. Иначе говоря, Дух проявляет свое действие только через Высший Буддхи или Душу. Именно поэтому данный Принцип именуется как Духовная Душа, которая в отличии от последующих Человеческой Души (Высший Манас) и Животной Души, связана с Духом или Разумом. (В свою очередь Человеческая Душа (Высший Манас или Низший Буддхи) связана с Высшим Человеческим Разумом, относящегося к уровню низшего Буддхического Тела и высшего Ментального тела, а Животная Душа, являясь проводником желаний, относится к Четвертому Плану человека, которое относится к уровню низшего Ментального тела и высшего Астрального тела..
      Именно это первичное воплощенное состояние человеческого Разума позволяет воспринимать «чистые знания», т.к. воспринимать ту информацию, которая заложена в проявлениях Вселенских Принципов (а там, как известно, заложена информация обо всей Вселенной, ее изначальном состоянии и всех последующих).
«Между человеком и животным, Монады или Дживы которых в основании своем тождественны - существует непроходимая бездна Разумности и Само-сознания».(1,т.2,с.103)

      На этапе первичного формирования Тела Причинности, когда возникает Высший Манас, или что принято считать Человеческой Душей,  Высшим Эго человека, последний приобретает свойства понимания и ощущения, или совершенное постижение всех форм знаний, откуда и связь с понятием «Интеллект».

       «Движущий Материей Nous, оживотворяющая Душа, присущая каждому атому, проявленная в человеке, латентная в камне, имеет различные степени мощи».(1,т.1,с.96)
И хотя Ментальное Тело, равно как и два предыдущих высших Плана есть у любого человека, это не означает, что каждый человек способен в данный момент пользоваться этими телами в полном объеме их возможностей. Способность в полной мере развить, управлять и использовать свое Ментальное Тело - это достижение лишь высочайших представителей человечества. Немногим удается достичь уровня хотя бы возможности использования среднего состояния этого тела. Большинство же людей способны использовать лишь низшие сферы своих ментальных тел, о чем мы говорили в предыдущей главе. А между тем, от того, насколько будет развито у человека его Ментальное Тело, каким будет его состояние и как оно будет использоваться, настолько он (человек) будет способен создать условия для продвижения его Монады в следующие, более высокие сферы. (Более подробно о Ментальном, Астральном и Физическом телах мы поговорим в следующей главе.)
      «Если только Высшее Я или Ego не поднимается к своему Солнцу - Монаде - Низшее Ego или Личное Я возьмет вверх во всех случаях... с его яростным себялюбием и животным желанием жить безрассудной жизнью».(1,т.2,с.140)
Эти Три Высшие Плана является основой индивидуальности, связывающей ее с Высшей Волей и посредством которой воспринимается и преломляется веление этой Воли. Но это не означает, что человек обязательно будет следовать этому велению. Для него сохраняется возможность выбора: следовать ли путем Высшей эволюции или выбирать какой-то свой путь движения. От этого, в свою очередь, зависит и будущее человека, его последующие воплощения и возможность достижения более высоких состояний существования.
      «Хотя в человеке имеются семь принципов, но существуют лишь три отличных и определенных Упадки (основ), в каждой из которых его Атма может работать отдельно от остальных. Эти три Упадхи могут быть разъединены Адептом, не убивая себя. Но он не может разъединить все семь принципов друг от друга, не разрушив своего организма».(1,т.1,с.211)
      Упомянутые «три Упадхи» - это и есть Три Высших Плана человека, сохраняющиеся и после его физической смерти.
      «Человеческое Ego не есть ни Атман, ни Буддхи, но Высочайший Манас: плод разума и расцвет разумного самосознательного Эгоизма - в высшем духовном смысле».(1,т.2,с.102)
Если говорить об уровне восприятия Мира и знаний этими Тремя Высшими Планами человека, то, несомненно, это будет уровень наиболее совершенных форм восприятия, которые недоступны более низким (или грубым) формам. Только эти Три Плана способны воспринимать чистые образы, мысли и мысле-формы, способны выдержать воздействие сокрытых в последних мощных энергий. Эти чистые восприятия или знания, в силу своей огромной энергетичности, не только недоступны для восприятия более низкими Планами, но и опасны для них, способны вызвать нарушение взаимосвязей между Тремя Высшими и четырьмя последующими Планами. Для последних доступны и безопасны только те знания, те образы и мысле-формы, энергии которых менее сильны и соответствуют степени развития соответственного более низкого уровня Ментального и Астрального Тел. Только развившие свои Астральные и Ментальные Тела до наиболее высших их состояний способны к интуитивному постижению предметов и явлений Мира. Именно поэтому знания, доступные для постижения человеку, разделяют на Знания Караны (чистые знания, воспринимаемые Буддхи), Знания Сукшмы (знания на уровне абстрактных понятий, воспринимаемых Высшим Манасом) и Знания Стхулы (знания, полученные с участием чувств, эмоций, желаний, воспринимаемых Низшим Манасом, то есть Четверным Планом человека).
      Ранее мы уже говорили, что моделью мысли является додекаэдрон, то есть совокупность, состоящая из 21 Корень-Субстанций или АТОМОВ ( 1 в центре и 20 по вершинам). А поскольку додекаэдроны обладают способностью самовращения, то их необходимо рассматривать как первооснову вихрей. Эти первичные вихри и есть одна из первичных форм носителей Знаний Караны, содержащих в себе чистую информацию или знания  (чистых знаний, воспринимаемых Буддхи). Что же касается мысле-форм, то их структура представляет собой совокупности додекаэдронов или первичные вихреобразования, то есть первичные совокупности вихрей. Эти первичные вихреобразования являются носителями Знаний Сукшмы (знаний, воспринимаемых Высшим Манасом). В отличии от первичных вихрей, первичные вихреобразования хотя и содержат в себе информацию в чистом виде, но за счет соединения в совокупности, эта информация несколько «размыта», то есть чистота ее восприятия затруднена за счет ее формы. Поэтому воспринимаемые знания относятся к уровню абстрактных, философских обобщений, но не конкретных.
      Относительно структуры Ментального Тела можно также сказать, что оно формируется на основе вихреобразований. Однако в основе этого тела, источником его формирования является Высший Манас. И в зависимости от того, какого состояния в человеке достигает его Манас, насколько человек способен воспринимать знания посредством его, такое Ментальное тело формируется у него. По мере развития своего сознания, способности воспринимать чистые или абстрактные знания, таким становится и Ментальное тело человека, а следовательно такие энергии оказываются доступными для этого тела. Слабо развитое Ментальное тело все же дает возможность воспринимать эти высокие энергии, содержащиеся в знаниях, но степень их восприятия и накопления достаточно мала.
Каждый из Планов, в том числе и Три Высших, можно, в свою очередь, разделить по их состояниям или уровням совершенства. По мере того, насколько предыдущие воплощения были успешны, и какой уровень развития был достигнут, таковыми четырьмя низшими Планами и наделяется человек при последующем воплощении.
      «Каждый человек получает свое особое свойство от своего Главы (Планетарного Духа), потому каждый человек представляет собою семеричность (или же комбинацию принципов, из которых каждый имеет начало в свойстве определенного Дхиани)».(1,т.2,с.41)
Более подробно об этом мы будем говорить в главе о воплощениях человека.


                Глава 48. ЧЕТЫРЕ НИЗШИЕ ПЛАНА ЧЕЛОВЕКА

                «Не может быть действия телесного без
                предшествующего духовного соединения» 
                (Агни-Йога, АУМ, с.33)

      В предыдущей главе мы рассмотрели Три Высшие Плана человека, анализируя его  тремя характеристикам: Духа, сознания и, насколько это было возможным для данного уровня, тела. Там же было сказано о неразрывности всех Планов и их взаимосвязи.
      «(Духовный) Огонь это есть Высшее Я, Духовное Ego, или то, что, будучи полно Танха или желания жизни, вечно перевоплощается под влиянием своих низших личных Я, меняясь с каждым рождением. Странный закон Природы, что на этом плане высшая (Духовная) Природа должна находиться, так сказать, в рабстве у низшей. Если только Ego не найдет прибежища в Атмане, ВСЕСУЩЕМ-ДУХЕ, и не сольется вполне с его естеством, личное Ego может привести к печальному концу. Это не может быть вполне понятно, если только сам изучающий не ознакомится с тайной эволюции, происходящей по трем линиям -Духовной, Психической и Физической.
      То, что устремляет к эволюции и ускоряет ее, то есть, понуждает рост и развитие человека к совершенствованию, есть Монада или то, что действует в ней бессознательно через Силу, присущую и самосущую; и низшее Астральное Тело или же Личное Я. Первая, будет ли она заключена в растительном или же в животном теле, одарена этой Силой и, в действительности, сама есть эта Сила».(1,т.2,с.139-140)
Все, что связано с оставшимися четырьмя Планами Человека в большей степени касается характеристики жизнедеятельности человека. В этой главе речь пойдет о Животной Душе, Жизненной Энергии, Эфирном двойнике и плотном теле, и, соответственно о Ментальном, Астральном и Физическом телах.
В главе 29, при характеристике Шестого Вселенского Принципа мы говорили, что Душа есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех. Там же было сказано, что ЖИЗНЬ - ЭТО НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ, связанное с фигурой додекаэдрона, где зарождается начало вихревого движения.
      Если относительно Шестого Вселенского Принципа мы говорили о додекаэдроне, как основе первичных вихрей, то относительно Животной Души можно говорить о додекаэдроне не как одной из первичных фигур, а как о совокупности вихреобразований, в центре которых лежит вихреобразование в форме додекаэдра. Равно как на уровне Шестого Вселенского Принципа Душа представляет собой очередное проявление предыдущих Принципов, так и Животная Душа, является не только очередной формой проявления Трех Высших Планов, но и их проводником на более низких Планах.
При характеристике Планов Бытия мы говорили о том, что проявление Вселенской Жизни на уровне Четвертого Плана, начиная с Глобуса А пробуждает Семь Царств Жизни, три первых из которых обычно не объясняются в литературе, за которыми следуют Царства Минералов, Растений, Животных и Царство Дэв. Человек - это первая ступенька Седьмого Царства, завершающая переход от уровня животных и начало перехода к уровню Дэв. Именно поэтому Четвертый План Человека связан с Животной Душей. По общему понятию Душа - жизненный принцип или дыхание жизни, который имеет каждое животное, в том числе и человек. С этим Планом обычно связывают формирование и проявление эмоций, желаний, что символизирует  завершение формирования низших слоев Ментального Тела. Если высшие слои Ментального Тела связаны с первичными вихреобразованиями, то низшие - с вторичными вихреобразованиями, которые соответствуют более сложным построениям мысле-форм, являющихся носителями Знаний Стхулы.
      В то же время именно на этом этапе зарождаются высшие уровни Астрального Тела, являющего собой высшие, наиболее чистые или совершенные эмоции и желания, которые по своей структуре относятся еще более сложным вихреобразованиям.
Следующий План - План Жизненной Энергии или Праны.
      «Прана - Жизненный Принцип или дыхание Жизни».(11,с.323)
      Если первичное Дыхание, являющееся дифференциацией Единого Всемирного Принципа и представляющее собой наиболее совершенные формы вторичных вихреобразований, относится к уровню высших Иерархий, то последующие дифференциации этого Дыхания, связанные с вихреобразованиями не только более сложных форм, но и менее совершенных, относящихся к более грубым планам, связаны с более низкими Планами, становящимися все более и более плотными.
      И не случайно эту Жизненную Энергию разделяют на Энергию Тонкого и Энергию Плотного тела. Если первая относится к уровню завершающего этапа формирования Астрального Тела, то последняя связана с формированием наиболее тонких уровней Плотного или, точнее, Физического Тела, поскольку само Физическое тело необходимо рассматривать также в двух аспектах: Тело Эфирное и Тело Плотное. Между Астральным и Физическим телом существует тесное взаимодействие, поскольку Астральное Тело окружает и пронизывает Физическое тело. Плотное  (Физическое) Тело, представляющее собой видимое тело человека, доступное для восприятия обычными органами познания, являет собой наиболее плотную сферу человека, из которой состоит сам человек со всеми его органами и системами, служит проводником взаимодействия более тонких тел с наиболее грубыми проявлениями окружающего Мира (на частотах, соответствующих  разрешающей  способности этого уровня). Астральное же Тело не только само способно воспринимать воздействия окружающего Мира на своем уровне частот, но и воспринимать информацию, преобразуемую и передаваемую ему Плотным Телом человека. Плотное Тело преобразует воспринимаемые от внешнего Мира сигналы посредством нервной системы и передает соответствующие импульсы (вибрации определенной частоты) на Астральный уровень. К его же функции относятся и преобразования воздействий энергий более грубого плана в энергии более тонкого плана, что наблюдается при деятельности различных систем организма, например, пищеварения. Наиболее утонченным состоянием Плотного Тела является нервная система и мозг, а наиболее плотным - скелет человека. Но мозг человека, воспринимаемый чисто физически, как его воспринимает современная медицина, неспособен что-либо осознавать сам или осуществлять самостоятельно разумную деятельность в том объеме, в каком мы обычно это осуществляем. Он является лишь своеобразным преобразователем, переводчиком или проводником сигналов с наиболее грубого уровня на более тонкий. Однако этот процесс происходит через еще одно состояние Физического Тела - через Эфирный Двойник. Последний являет собой точную копию Плотного Тела, но в отличии от которого имеет невещественную (но материальную) основу. Именно посредством этого Эфирного Тела происходит не только передача информации между Астральным и Плотным телами, но и оказывается общее воздействие на эти тела. Так, состояние или информация одного из этих тел, в зависимости от направленности ее воздействия, способны положительно или отрицательно повлиять как на Астральное, так и на Плотное Тело. И если воздействие на физическом плане несколько менее сказывается на астральный план, то воздействие астрального плана на физический более значимо. Не случайно говорят, что все чаще всего происходит, прежде всего, на Тонком Плане, а лишь затем проявляется на Физическом. Так, именно Тонкий План управляет деятельностью всех основных систем организма, начиная от систем всего организма, и заканчивая деятельностью на внутриклеточном уровне.
О роли и значении Эфирного Тела в настоящее время написано достаточно много       литературы, и потому нет особой необходимости останавливаться на этом вопросе.
Единственное, на чем бы хотелось остановиться отдельно - это на общей схеме восприятия или познания человеком окружающего мира.
      Атма или Высший План, остается при этом познании безучастным.
      По мере того, как успешно развиваются и совершенствуются все тела человека, в процессе познания все больше участвуют тонкие тела, а следовательно первичная информация поступает уже не столько от органов чувств, сколько от Астрального и Ментальных Тел. При этом соответственно улучшается качество восприятия объекта исследования, формируются более точные исходные данные, а, следовательно, и достигается более высокий результат. От восприятия Знаний Стхулы (осознание на уровне Низшего Манаса) человек переходит к Знаниям Сукшмы (осознаваемых на уровне Высшего Манаса), а от них - к Знаниям Караны (осознаваемых при помощи Буддхи).
Так, в общих чертах, происходит совершенствование познания человеком. По такому же принципу можно подразделять и все остальные основные тела, а также промежуточные тела
      «Человек может освободиться от страданий рождения и даже от ложного блаженства Девачана, путем достижения Мудрости и Знания, которое одно лишь может рассеять Плоды Иллюзии и Неведения».(1,т.1,с.84)
      «Ни один человек не может сознавать более той части своего знания, которая вызвана его умом в любой определенный момент, но такова бедность языка, что мы не имеем термина, чтобы отличить знание, о котором мы сейчас не думаем, от того знания, которое мы не можем вызвать в памяти. Забыть является синонимом не помнить».(1,т.1,с.102)
В главе 46 (рисунок 81-86) мы схематично рассмотрели процесс взаимодействия основных тел человека, показывая не только их взаимосвязь между собой, но и взаимодействие с окружающим Миром.
      Напомним также, что, несмотря на разделение тел человека на различные виды, все это достаточно условно. Точно так же, как мы говорили о плотном или Физическом теле человека, подразумевая здесь уровни от наиболее грубых его составляющих (скелет, мышцы и др.) до тончайших (клетки и взаимодействие на уровне клеток нервной системы), мы объединяем их в одно тело - Физическое. При этом мы, безусловно, подразумеваем, что взаимодействие на каждом из этих уровней происходит с участием соответствующего вида энергии, причем энергии более тонкого уровня участвуют во взаимодействии более грубых планов Физического Тела, тогда как энергии взаимодействия грубых планов Физического Тела непосредственно на более тонкие планы не воздействуют и могут это делать лишь через соответствующие тонкие энергии. Например, если мы накапливаем физическую энергию на самом грубом ее проявлении, укрепляя мышцы тела, но при этом не соблюдаем принцип гармоничного развития остальных тел человека, то, за счет умышленной дисгармонии, создаваемой нами, происходит ослабление взаимодействия между другими более тонкими телами (Астральным, Ментальным, Буддхическим). Какое-то время организм человека за счет внутренних сил еще может функционировать относительно гармонично, но в конечном итоге прогрессирующая дисгармония на более тонких телах проявится и на Физическом Плане сначала в виде незначительного расстройства здоровья, а затем может вылиться в серьезное заболевание.
      Говорят, что «болезнь - это разговор Бога с человеком». Я бы не стал использовать здесь понятие «Бог» (если не считать за Бога То, именуемое иногда Божественным Началом в человеке), поскольку фактически «разговор» идет между тонкими и более плотными телами самого человека.
       Медицина утверждает, что практически «все болезни человека от нервов», понимая под этим различные эмоциональные переживания. Фактически тем самым она, сама того не ведая, признает, что основа заболеваний лежит на тонком плане - на уровне Астрального Тела. Но я бы сказал, что основа многих заболеваний может быть заложена еще на более тонком уровне - на уровне Ментального Тела или даже на низшем плане Буддхического Тела. Помня о том, что перераспределение энергий между телами не ограничивается только на уровне ближайших тел, а отражается и на других телах, поскольку принцип перераспределения уровня гармонии между двумя телами отражается и на перераспределении энергии на других телах, связанных с ними. (При этом я умышленно упускаю отрицательное влияние Кармы человека, как одной из причин заболеваний, поскольку о Карме речь пойдет в следующей главе.) Этим и объясняется феномен, когда из нескольких людей с внешне одинаковыми показателями здоровья и находящихся в равных условиях, одни могут заболеть каким-то заболеванием, другие будут испытывать легкое недомогание, а третьи вообще не ощутят ни какого отрицательного воздействия. Здесь важным является то, какой вид энергии (или энергию какого тела) задействует тот или иной человек. Чем более тонкий вид энергии концентрирует в себе человек, тем более сильное противодействие он может оказать отрицательному окружающему воздействию.
      Врачи древности не случайно говорили о «лечении Словом». Здесь необходимо говорить не столько о звуковом воздействии на человека, сколько о процессе познания, осуществляемом в большей степени на уровне Ментального Тела. Любая звуковая информация, воспринимая на уровне Физического тела посредством органов слуха, сама по себе может оказать воздействие только на уровне определенных частот, характерных для звуковых колебаний. Но это воздействие слабо выражено. Более значительным оказывается воздействие на уровне Астрального Тела, где звуковые вибрации, преобразовавшись посредством нервной системы человека, поступают в виде соответствующих сигналов (или вибраций) на Астральный План, вызывая соответствующие чувства, эмоции или желания. Это воздействие будет более сильным, нежели просто звуковые вибрации. Но еще более значимой будет реакция, если информация достигнет Ментального Плана, будет осознана и принята человеком правильным образом. Прежде всего, в ходе процесса осознания и познания будет накапливаться психическая энергия этого уровня, которая, после осознания, трансформируется в энергию Астрального Плана, также высокого уровня, и, в свою очередь, окажет сильное воздействие на Физическое Тело человека. Иначе говоря, многие болезни возникают из-за незнания, и могут лечиться познанием. Вопрос только в том, какой вид информации связан с тем или иным видом заболевания. Этим и объясняются отдельные феномены, когда человек, страдающий неким  «неизлечимым» заболеванием, способен полностью избавиться от него, познав какие-то знания, ранее ему не ведомые.
Формирование у человека определенных психологических установок вызывает соответствующее перераспределение энергий в его телах. Допустимость, вера, уверенность и убежденность в чем-либо вызывает усиленный поток положительной энергии характерного плана и тогда лечение, то есть восстановление нарушенной  энергетической гармонии, может быть осуществлено самыми простейшими средствами. Если же при этом использовать нужные составы и средства, способные оказать положительное воздействие на человека на Физическом плане, то лечение, скорее всего, будет успешным.
      ослабляют имеющееся положительное воздействие, но и формируют отрицательное воздействие на человека. Здесь даже самые эффективные средства не всегда смогут помочь восстановить нарушенную гармонию организма.
Рассмотренный пример с заболеваниями - это лишь один из аспектов взаимодействия различных тел человека. Какую бы сферу деятельности человека мы не взяли, везде можно проследить взаимодействие тонких тел человека, как бы невероятным это не казалось нам. В дальнейшем мы еще неоднократно будем говорить о взаимодействии различных Тел и Планов человека, их влиянии не только на самого человека, но и на его окружение, на Мир в целом.
      Столь краткий анализ Планов человека неслучаен, ибо тот, кто интересуется этим более глубоко, может обратиться к «Тайной Доктрине», найдя в ней достаточно информации по этому вопросу. Нам же важно было рассмотреть здесь лишь общую схему Планов Человека, показать аналогию его строения со строением более сложных структур, в частности, сохранение принципа семеричности, а также тройственности природы его эволюции:
      «Будущая великая Манвантара явится свидетелем, как люди нашего Жизненного цикла станут наставниками и руководителями человечества, монады которого могут сейчас, еще быть заключенными - в полусознательности - в наиболее разумных членах животного царства, в то время как их низшие принципы могут одухотворять, может быть, высшие виды растительного царства. Так проходят циклы семеричной эволюции в Семеричной Природе; природе духовной или божественной, психической или полу-божественной; рассудочной, страстной, инстинктивной; или познавательной, полуматериальной; и чисто материальной или физической природы».(1,т.1,с.334)

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 6 октября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии