Самый загадочный поэт
(О творчестве Короля Поэтов Фатхулы Джамаля)
Самым загадочным и сложным современным поэтом является Джамаль (Фатхула Джамалов). В дагестанскую поэзию он входил бурно, стремительно. В 90х годах XX столетия на волне горячих дискуссий об утверждении агульской письменности, в которых он сам принимал участие в качестве молодого лингвиста-исследователя. Но уже тогда за плечами молодого автора был опыт публикаций на русском языке.
Фатхула Джамалов окончил Ивановский государственный университет, аспирантуру, работал на кафедре общего и славянского языкознания. Писать Фатхула начал с 12 лет, публикуется с 16 лет. На Турнире поэтов в России в 1985 г. Джамаль завоёвывает титул Короля поэтов. А в 1987 году выпустил книгу стихов «Страна любви» в г. Иванове. Он издал семь книг и множество научных и литературно-критических статей.
В настоящее время Фатхула Джамалов проживает в Германии. Его произведения переведены на французский, английский, немецкий, несколько дагестанских языков. Он является президентом Европейского литературного клуба «Астральная волна». Джамаль - автор «духовно-эстетической концепции Космореализма и теории Сингулярного этногенеза» и т. д.
Примечательно, что в Академию Космореализма, президентом которого является Фатхула Джамалов, вошли поэты, писатели и ученые из различных научных сфер – философы, филологи, медики, технари, экономисты, педагоги, журналисты, в том числе земляки Ф. Джамалова дагестанцы Рамазан Раджабов, Маазат Чаринова, Зоя Рашидова и т. д.
Насыщенными и плодотворными годами для Фатхулы Джамалова были 90егоды, проведенные в Дагестане. В 1996 году выходит его книга «Астральные тайны», в 1998 – «Поэма Агула», в 1999 году он публикует историколингвистические исследования «Дагестанцы – потомки атлантов» и «Заратустра родился в Агуле», которые вызвали бурную реакцию. В эти же годы он разрабатывает свою теорию кавказоцентризма развития мировой истории. В 1990 году поэт разрабатывает основы духовноэстетической теории метареализма. На этой базе создается литературное течение «Новая волна». Он становится президентом литературного клуба «Новая волна» при Национальной библиотеке в Махачкале. «Новая волна» оказывает заметное влияние на современный литературный процесс в Дагестане.
В мае 2002 Ф. Джамалов проводит вечер агульской поэзии. Он вступает в полемику с Расулом Гамзатовым. А в своей активной общественной работе он наживает оппонента в лице известного правозащитника Вазифа Мейланова. В эти же годы Фатхула Джамалов получает известность в качестве самобытного целителя, который собирает огромные аудитории для коллективного лечения и сеансов психотерапии.
В то же время, конечно, это были годы самоутверждения его как неординарного и оригинального поэта нового поколения. Противостояние с Расулом Гамзатовым усиливал скандальный интерес к молодому автору. В печати появляются восторженные отклики поклонников поэзии Фатхулы Джамалова (Аминат Абдурашидова, Рамазан Раджабов) и обстоятельные аналитические литературно-критические статьи (например, профессора Абдуллы Вагидова). Творчество Ф. Джамалова приобретает все черты литературного факта. Правда, с элементами эпатажа и экспериментальности.
В нирване растворяюсь.
И разум мой потух.
Я с возДУХом сливаюсь
И превращаюсь в ДУХ.
Скажет он в стихотворении «Воздух». И это очень показательное заявление поэта, который увлекался восточной философией, астральными тайнами, «космореализмом». Лирика Фатхулы Джамалова вызывает огромный интерес своей загадочностью, насыщенностью метафорами и иносказанием.
Профессор А. Вагидов отмечал: «Метафора, ее высшая форма – симфора создает представление о предметах, которые формируют лирическое высказывание. Поэтическая речь русскоязычного агульца отличается не только от языка дагестанских авторов, пишущих на русском языке. Создавая свою поэтическую речь, дагестанский автор включает в нее только астральный, звездный, скажем так, язык. Сила и мощь образности, образуемая рядом метафор, лежит в основе интеллектуального состава лирического, анализируемого и других стихотворений сборника «Астральные тайны».
Исследователь «астральной поэзии», сам впадая в патетику и экстатическое состояние, провозглашает, что Ф. Джамалов ступил на «астральную» поэтическую тропу. Поэзия Ф. Джамалова в самом деле втягивает в какое-то таинственное соучастие.
Шабан Мазанаев, доктор филологических наук.
23.06.2013 г.
__________________________
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ КОРОЛЯ ПОЭТОВ ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ.
Евгения Летукайте: ГЕНИЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ(Творчество Короля Поэтов Фатхулы Джамаля)- http://www.stihi.ru/2015/08/03/7805
Абдулла Вагидов: ВЕЩАЕТ ЗВЕЗДА - http://www.stihi.ru/2008/01/20/483
Заира Фейзуллаева: ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА-МЕТАФОРИСТА ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ -
http://www.stihi.ru/2009/10/25/5985
Светлана Ягодкина: ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ И РЕЖИССЁРА АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО В ПРИЗМЕ ТЕОРИИ КОСМОРЕАЛИЗМА - http://www.stihi.ru/2014/10/22/1178
"НОВАЯ ВОЛНА И ЗАСТОЙНОЕ БОЛОТО"(О состояние дагестанской литературы к концу ХХ века и о её задачах в ХХl веке) http://www.stihi.ru/2008/01/05/1646
ВАЖНЫЕ МАТЕРИЛЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ КОРОЛЯ ПОЭТОВ ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ: http://www.stihi.ru/avtor/noosfera&book=3#3
Свидетельство о публикации №113100601019