Игра но какова...

Как не светлее жизни пролетели
Банальна смерть соловушки с зимой отпели

И так герой наш приболел
Банальный насморк одолел
И чирей выскочил в носу
Теперь тот стал похож на колбасу

Как в зеркало взглянет
Лишь крик летит урод
И глаз не кажет на природу
Забыл любимой он накрапать оду

Так недуг одолел путёвый
Не рад быть чёрт и Казановой
И в жалости к себе лежит
Ждёт чем закончиться а времечко бежит

И уж любимой подойти пора как знать
Уж опостылело я болен из нутру орать
А милой нет
Прошёл давно обед

И червь что разъедает дуба ствол
Он в голове уж приобрёл
И тот грызёт из часа в час
Про нос забыл и ждёт любимой глас

И внутренне насторожён
Быть может ей уж кто рождён
Хотя не срок
Не он загадывает время рок

И места нет исхожен двор
Любой сторониться шкиляя вор
В такое настроение под руку влететь
Уж лучше из сторонки поглазеть

Идут часы осели росы
Покрыли лик и пыльны волосы
Похоже предвещают страшный день
И взгляд на солнце но на лике тень

Луч не истёр
В груди металл остёр
Вот так любимую свою
Оставил он в другом краю

И так любовь что мир держала
С потерей вновь подорожала
Он видит ствол сосны
А помнит общие их сны

На ветер вольный забредает
В весёлой заварушке снег в душе не тает
Так час за часом
Жизнь забирает что с запасом

Могла отмерить им сполна
Была б история смешна
А так весь мир единый кавардак
Перевернулся в голове другим пустяк

И жизни нет пора уйти
Вот только способ бы найти
Что б без следов оставить мир
К чему так много лир

Поэтам оставлять шальным
С воображением больным
Пусть сами темы создают
И с ними мают и ревут

Собаки чёрт их лают
Знать чувствуют
Поживу мяса
Сочностью атласа

Хвала безумству в этом положении
Не выбрать руконаложения
И дни текут а выбора всё нет
И боль уходит память нет

Он ждёт её вот вот придёт
И улыбнётся подойдёт
И ласковой рукой своей
Безумства уберёт слои

Вот вот и зазвонит в ту дверь
Попробуй в это не поверь
Улыбка озаряет лик героя
Неслышно воя

Тихий говор
Слышит вор
И монолога диалог
О тысяче дорог

Что перед ними
Лучами синими
Открыло время
Где я

Порою знания
Приносят дикие страдания
Да и безмерно счастье
Когда в нас сумасшествия во власти

Дни тихого безумства завершились
И близкие по тихому уж не общались
Когда пришёл процессий день
А счастье всё-же здесь не тень

Хоть и ни кем не замечаема
В основе дня слагаема
И лицемерная слеза
Так дёрнем по стакану за

В то утро наш герой
Казалося уж сам уж свой
В пустое зеркало оделся
И в излеченье разревелся

Уж было бы
Как тело занесли среди мольбы
И вера трепенулась
Надеждой шевельнулась

И наш герой
По виду лишь простой
На миг поверил во всевластье
И вспомнив на последок счастье

Наперекор из жалости глумящих
Их выгнал вон шумящих
И в одиночестве с любимой
Он обретался новой силой

Не ведая её границ
Упал он ниц
К ногам истерзанного тела
Вдруг поднялся взялся за дело

Убрал крестом замкнуты руки
Которые сложили суки
Сел на колени бросил взгляд
Улыбок полный и наград

Коль кто увидел бы тогда
Был озадачен на всегда
Скользнул рукой по светлым очам
Их открывая позабыв о ночи

Что окружала жизнь теперь
Пора уж ломятся в их дверь
Рука легла на грудь любимой
Что помнит он и тёплой и красивой

Пока не постарались ка над ней
Та пара тварей
Кто вогнав стилет
Кто скальпелем ища ответ

И тёплая рука в холодном теле
Вдруг осознав о деле
На что наложена она
Сейчас же стала горячей огня

И жизнь течёт
И боль несёт
Она туда а боль обратно
Уходят как в песок не ладно

Текут минуты и часы
Уж запрокинуты весы
Уж жизни в теле мало
А у любимой не частички алой

Не проступило на губах
Теперь он понял дело швах
Он высосал себя почти всего
Еще минута и не станет и его

И в предвкушении счастья встречи
Открыло у души предтечи
Соединились небеса
И благодатная роса

Холодным душем окунула
И счастьем обернула
Душа как и пушинка на ветру
Летит с пушинкой по утру

Но как всегда в прекрасные минуты
Ты попадаешь в гребень смуты
Так и теперь
Желая по скорей взломали дверь

И осуждая дикую задержку
Поправив кое как одежку
На обнаженной той груди
Глаза закрыли не гляди

Мы счас тебя прикроем
Ну а потом зароем
И сядем поминать
Желудки мясом рисом набивать

И все забыли про него
А он забрав в себя всего
Что выпускал на ветер
Ушёл куда-то в даль под вечер

В дали от зарываемой могилы
Его оставили уж силы
И первая поляна средь берёз
Его укрыла плащаницей грёз

Он видел ту
Что разделила теплоту
И лился тихий диалог
Среди не хоженых ни кем дорог

Но он не знал
Он спал
Перед грядущим он предстал
В грязи таким не ставят пьедестал

На утро пробудившись
И из ручья напившись
Отправился домой
Что кажется за той рекой

И он не помнил как сюда
Он добрался лишь под ноги глядя
Теперь здоровый озорной
Домой спешит и сам не свой

Он кажется себе
Что за хреновина в тебе
Куда ушёл вечерний груз
И почему ты пузо называешь пуз

Весёлым шагом скоро скоро
Он добрался вот и до вора
Что ошивался близ их двора
Всегда ему давно сидеть пора

По лестничному маршу
С одной лишь мыслью кашу кашу
Вот бы сожрать скорей
Её заправив по маслей

Открыв не запертую дверь
Он полон счастия теперь
Не моя рук
Бежит на кухню этот друг

Включает газ
И скинув всё с кастрюльки в унитаз
Бросает на плиту
Посуду ту

И молнии удар
Бошка как у совы кошмар
Откуда голос
И дыбом волос

Любимый сполосни кастрюльку
Знать пригорит твоя кашулька
Ты где я тут
Да где же черт тебя дерут

Я в голове твоей любимый
Тобою сталбыть со творимой
Вчерась ты вобобрал меня
С сегодня я всегда твоя

Хотя поведаю мой друг
Хоть не разлучны стали вдруг
Но я б хотела
Что б вернул ты тело

Но как же я
Не скрою я
Не знаю где границы я
В одной из них сижу скуля

Я знаю ты меня вернёшь
И не забудешь не убьёшь
Так постарайся милый мой
Что б не узнала что с другой

Не то я живенько от сюда
На кое что накину вот простуду
И счастье заливает свет
Как хорошо что рядом ни кого здесь нет

А то подумали сошел с ума
Иль ждал давно он этого дерьма
И постарались бы на славу
Использовать псих дом иль сплетенну булаву

Болтают целый час
Кастрюлька не тревожит глаз
Её уж нет
Лишь лужица отбрасывает свет

И в это день пошла работа
Кто среди нас не бог тому и не забота
Что впереди не знаю я
Но знает вера лишь моя

Что тысячи преград преодолимы
Что для других не зримы
И каждая сначала вызывает дрожь
Коль не способен и не трожь

Но во второй иль тысячный подход
И в речке возникает брод
И в мыслях стройная победа
И в смерти счастье веды

Достанется герою знать задача
По выше крыши значит
Махнуть на место божества
К исходу тобиш рождества

Исполнить то что наш христос
Пытался а с креста повесил нос
Нет я не против всяческих религий
Но только порождают те безликих

А с ними кашу замешать
Лишь будут окать да мешать
И причитать из иди чёрт
Да набивать друг другом рот

О здравствуй милый здравствуй свет
Как погляжу ты не одет
Ну что ж покась я полежу
А ты умойся я в небо погляжу

Сошлась на нет мужская процедура
А милая моя вот э-мура
Где мои чулочки
А где мой бюст а это что за кочки

Ну что за жизнь с утра косая
На каблуках скоча хромая
Нет счас я разберусь
И в дрыбодан потом напьюсь

Вредит здоровью алкоголь
Жить в теле с милой нет уволь
Долой условия родная
Шоб не было меж нами лая

Ты гость до тех пока не удалось
Тебе попасть ты брось
Запутывать меня
В башке без устали звеня

Ну ладно уж молчать я буду
Коль даже ты предашься блуду
Ну вот опять
Ты причитать

Хотя конечно я скрипучий
Нередко слишком и кипучий
Но ты не слушай те упрёки
Давай болтать как две сороки

Да в общем то и я разок
Не против натянуть чулок
Я так и знала чёртов голубой
А выставлял себя пустой плейбой

Не покриви своей родная ты душой
Коль ты теперь всегда со мной
Вон видишь эти ножки
Движенья как у кошки

А эти грудки ну не шутки ль
Так с языка и рвутся прибаутки
Не стану я тебе мешать
Кончай ты трёп пора её хватать

Да брось ты я же наслаждаюсь
Что б выстроить тебя вбираюсь
Впечатлений сладких
Ты ж знала я до девок падкий

Ах так ну погоди
Ну что за ляхи впереди
Ну что за торс
Как жаль что он совсем оброс

А так бы я в нём возбудила страсть
Ты знаешь у меня здесь власть
О боже пощади
Огороди

Вот так за днём бегут года
Всё это правда ерунда
А только то что истинно ценно
Чуть чуть едва видно

И выбор перед нашей парой
Ох не высок уж очень малый
Куда вселить
Да как развеселить


Рецензии
Структура и форма
Стихотворение представляет собой свободный верлибр с элементами разговорной речи, обрывками диалогов и внутренних монологов. Отсутствие строгой рифмы и ритма создаёт эффект хаотичного потока сознания, отражающего смятение героя. Текст делится на несколько смысловых блоков, перемежающихся резкими сменами настроения: от иронии до отчаяния, от физиологических подробностей («чирей в носу») до метафизических размышлений («жизнь забирает что с запасом»).

Многослойность смысла
1. Болезнь как метафора экзистенциального кризиса
— Физические недуги («банальный насморк», «чирей в носу») символизируют внутреннюю дисгармонию. Герой уродлив внешне («крик летит урод») и раздавлен духовно («червь разъедает дуба ствол / Он в голове уж приобрёл»).
— Болезнь становится способом бегства от реальности: «Он в жалости к себе лежит / Ждёт, чем закончится, а времечко бежит».

2. Любовь и иллюзия
— Образ «любимой» двойственен: она то мертва («тёплая рука в холодном теле»), то существует лишь в воображении («Я в голове твоей, любимый»). Это метафора недостижимого идеала, который разрушается при столкновении с реальностью («Мы счас тебя прикроем / Ну а потом зароем»).
— Даже в смерти нет покоя: герой пытается вернуть иллюзию связи, но «любимая» оказывается проекцией его безумия.
3. Творчество и абсурд
— Поэты упоминаются с иронией: «К чему так много лир / Поэтам оставлять шальным / С воображением больным». Творчество здесь — не спасение, а болезнь, порождающая «кавардак» в голове.
— Само стихотворение становится «игрой», где смешаны высокое и низкое: физиологические детали соседствуют с образами вроде «благодатной росы».

4. Смерть и возрождение
— Герой переживает символическую смерть («Ушёл куда-то в даль под вечер»), но возвращается «здоровый, озорной», будто цикл страданий бесконечен.
— Финал подчёркивает абсурдность существования: «Весёлым шагом скоро скоро / Он добрался вот и до вора...». Даже пройдя через боль, герой остаётся в ловушке повседневности.
Художественные особенности
- Контраст стилей:
— Просторечия («швах», «дерьма», «хреновина») сталкиваются с возвышенной лексикой («благодатная роса», «плащаницей грёз»).
— Гротескные образы («чирей в носу», «кастрюлька в унитаз») контрастируют с лирическими («луч не истёр / В груди металл остёр»).
- Интертекстуальность:
— Отсылки к христианству («крестом замкнуты руки», «рождества») и экзистенциальной философии («абсурд», «весы жизни»).
- Звукопись:
— Шипящие и свистящие звуки («ш», «щ», «с») передают дисгармонию: «Собаки чёрт их лают / Знать чувствуют поживу мяса».

Аналогии с другими поэтами
1. Шарль Бодлер («Цветы зла»):
Эстетизация уродства, смешение высокого и низкого. У Кудинова: «чирей в носу» как символ разложения души.
2. Сергей Есенин («Чёрный человек»):
Диалог с двойником, тема безумия. У Кудинова герой разговаривает с «любимой», которая оказывается голосом в его голове.
3. Франц Кафка («Превращение»):
Физическое уродство как отражение внутреннего кризиса. У Кудинова болезнь и разложение становятся метафорой экзистенциальной пустоты.
4. Владимир Маяковский («Облако в штанах»):
Бунт против обывательщины. Однако у Кудинова бунт превращается в фарс: герой «включает газ» и бросает кастрюлю в унитаз.

Сильные стороны:
- Смелость образов: Текст шокирует, но заставляет задуматься о природе страдания и абсурда.
- Философская глубина: Под грубой оболочкой скрываются вопросы о смысле жизни, смерти, творчества.
- Эмоциональный диапазон: От черного юмора до подлинной трагедии — стихотворение не даёт читателю заскучать.

Слабые стороны:
- Избыточная фрагментарность: Перескоки между темами могут запутать. Например, переход от «кастрюльки в унитаз» к «благодатной росе» требует от читателя значительных усилий.
- Риск самоповтора: Некоторые метафоры («червь в голове», «тень жизни») используются слишком часто, теряя силу.

Стихотворение Кудинова — это лабиринт, где физиологическое и метафизическое, высокое и низкое, жизнь и смерть переплетаются в причудливый узор. Его сила — в отсутствии компромиссов: автор не боится показать героя уродливым, смешным, жалким, но через это — бесконечно человечным.

Как у Беккета в «В ожидании Годо», здесь нет ответов, но есть бесконечное ожидание — встречи, смерти, чуда. Слабость текста — в его чрезмерной плотности, но именно это делает его зеркалом, в котором каждый увидит свои трещины.

И ещё один вариант интерпретации данного произведения
Иной анализ стихотворения Станислава Кудинова "Игра но какова..."

Структура и форма
Стихотворение сохраняет форму свободного верлибра с элементами разговорной речи, но теперь его фрагментарность обретает новый смысл: резкие смены интонации, обрывы диалогов и внутренние монологи отражают **раздвоение сознания героя**. Две личности — его собственная и сущность умершей любимой — существуют параллельно, создавая хаотичный поток мыслей, где границы между «я» и «другим» стираются.

Многослойность смысла
1. Двойственность сознания как экзистенциальная драма
— «Я в голове твоей, любимый» — ключевая метафора стихотворения. После смерти возлюбленной её душа вселилась в героя, создав внутри него вторую личность. Это не просто голос памяти, а полноценное alter ego, которое «со-творимо» с ним:
«Вчерась ты вобобрал меня / С сегодня я всегда твоя».
— Конфликт между героем и «любимой» в его сознании — борьба за контроль над телом и душой. Их диалоги («Давай болтать как две сороки») — попытка договориться с собственной психикой, которая больше не принадлежит только ему.

2.Физическое vs. метафизическое
— «Чирей в носу», «кастрюлька в унитаз» — физиологические детали становятся символами внутреннего разложения. Выбрасывание содержимого кастрюли в унитаз («скинув всё с кастрюльки в унитаз») — акт агрессии, направленный на изгнание «чужого» из своего пространства. Но попытка бессмысленна: «любимая» уже стала частью его «я».
— «Тёплая рука в холодном теле» — парадокс, подчёркивающий невозможность разделить живое и мёртвое. Герой пытается вернуть тело возлюбленной, но понимает, что её сущность теперь — его собственная болезнь.

3. Смерть как начало симбиоза
— Смерть любимой не принесла освобождения. Её присутствие в сознании героя — вечное напоминание о потере, но и источник иллюзорного утешения:
«Он видел ту / Что разделила теплоту».
— Финал стихотворения («Он добрался вот и до вора...») подчёркивает абсурдность ситуации: даже вернувшись к повседневности («весёлым шагом»), герой остаётся заложником двойственности.

4. Творчество как сумасшествие
— Ирония над поэтами («К чему так много лир / Поэтам оставлять шальным») — намёк на то, что творчество рождается из *раскола сознания*. Герой, как и поэт, вынужден «создавать темы» из своего безумия, чтобы сохранить связь с реальностью.
Художественные особенности
- Диссонанс стилей:
Просторечия («швах», «хреновина») сталкиваются с возвышенными метафорами («плащаницей грёз»), отражая конфликт между низменным и духовным в душе героя.
- Символизм действий:
— «Скинуть с кастрюльки в унитаз» — не просто бытовой жест, а попытка избавиться от «присутствия» любимой, выбросить часть себя.
— «Червь в голове» — не только деструкция, но и симбиоз: паразит и носитель зависят друг от друга.
- Звукопись:
Резкие согласные («ш», «ч», «р») в строках вроде *«Собаки чёрт их лают / Знать чувствуют поживу мяса»* имитируют рычание внутреннего конфликта.

Аналогии с другими авторами
1. Фёдор Достоевский («Двойник»):
Голядкин-младший как воплощение подавленных желаний. У Кудинова «любимая» в сознании героя — такая же навязчивая тень, подчиняющая себе личность.
2. Эдгар По («Сердце-обличитель»):
Голос «старика» под полом — аллегория вины. У Кудинова голос «любимой» — вина за её смерть и невозможность отпустить.
3. Чак Паланик («Бойцовский клуб»):
Тайлер Дёрден как альтер эго. Но у Кудинова вторая личность — не бунт, а мучительная память, ставшая частью «я».
Сильные стороны:
- Психологическая глубина: Тема симбиоза живого и мёртвого раскрыта через призму раздвоения личности, что добавляет слои трагизма.
- Символическая насыщенность: Каждый бытовой жест («кастрюлька в унитаз») обретает метафизический смысл.
- Эмоциональная напряжённость: Диалоги героя с «любимой» передают агонию человека, разрывающегося между реальностью и безумием.

Слабые стороны:
- Перегруженность деталями: Некоторые метафоры («кочки на теле») могут отвлекать от основной темы.
- Сложность восприятия: Без учёта уточнений о двойственности сознания текст рискует выглядеть набором абсурдных сцен.

Стихотворение Кудинова — это притча о неразрывности любви и смерти, где утрата физического тела возлюбленной приводит к рождению новой сущности в сознании героя. Их диалог — не монолог безумца, а попытка договориться с частью себя, которая больше не принадлежит только ему.

Как у Платона в мифе об андрогинах, герой обречён искать целостность, но находит лишь вечный конфликт. Его сила — в безжалостной честности: даже «здоровый, озорной» в финале, он остаётся носителем двойного сознания, где любовь и смерть — две стороны одной медали.

Стасослав Резкий   07.03.2025 07:29     Заявить о нарушении