Светлана Бестужева-Лада. Обзор по 2 туру 2013

Мнение со шкафа

Прежде всего, хочу сказать, что никогда не любила (и сейчас не люблю) соревнований. Ни социалистических, ни капиталистических. Ни с кем и ни в чем. Пусть каждый дышит в своем темпе – такой вот, если угодно, девиз. А еще больше я не люблю конкурсы. Любые. И якобы «на вакантную должность», и красоты и уж, конечно, творческие. Ибо убеждена (как и Анатоль Франс), что каждая армия (женщина, поэт/поэтесса и т.д.) – первая в мире. Ибо вторая – армия, например, – погибла бы еще до первого выстрела. От комплекса неполноценности и зависти.
Во-вторых предупреждаю, что человек я – консервативный, более того, прочно застрявший в рамках Серебряного века и трудно воспринимающий любые новомодные тенденции. Типа пренебрежения правилами орфографии и пунктуации… ну, и так далее. Хотя готова признать, что многие современные стихи – гениальны, просто мне не дано этого понять и прочувствовать. Ну, не доросла.
Поэтому прошу не обижаться тех поэтов, которые не попали в шорт-лист  моего обзора. Тем более, что и обзор-то такой пишу впервые в жизни. Поэты создали талантливые стихи, но мой субъективный взгляд и специфика вкуса не дали возможности оценить их по достоинству. Цитируя одного из главных редакторов, из числа тех, с которыми мне доводилось работать, «это мнение не специалиста, а высказанное со шкафа мнение дилетанта».
А теперь, как говорили в старинных театрах, «С Вашего позволения, господа, мы начинаем…»

1. Андрей Мартынов "Остров сокровищ капитана Флинта" http://www.stihi.ru/2013/03/25/6499
Вообще один из моих избранных поэтов на сайте – всегда читаю с удовольствием. Четкий язык, никаких ритмических сбоев, безупречная образность. Вот и «Остров сокровищ» порадовал тем, что, ко всему прочему, позволил на минутку заглянуть в детство. Хотя стихотворение зрелое и умное с отличным логическим завершением:
«Часто в тумане, завидев вдруг контур похожий,
думаем - вот он, обещанный остров сокровищ.
Дух затаив, устремляемся ближе. И что же?
Груды монет золотых там находим всего лишь...»
Даже сноска не раздражает (хотя обычно именно так я к ним отношусь, прошу прощения), поскольку далеко не все помнят предсмертные слова капитана Флинта))

2. Клавдия Смирягина-Дмитриева «1932»
 http://www.stihi.ru/2013/04/01/4710
Ну, у этого автора плохих стихов просто не бывает. Бывают хорошие, очень хорошие и суперхорошие. Не берусь определить, к какому именно типу принадлежит это стихотворение, но оно, как говорится «цепляет» – и надолго остается не только в памяти, но и маленькой зарубкой на сердце. Не каждому дано так спокойно и правдиво, без ложного трескучего пафоса, рассказать об одной из трагедий русского народа, причем такой, про которую песен не слагали и фильмов не снимали.
«Хоть плачь, хоть не плачь, в полотняной рубашке
лежит в домовине сынок.
А хлеб на столе – опоздавший, вчерашний,
последний, ненужный кусок».

3. Алина Кодали «Лукреции Борджиа»
 http://www.stihi.ru/2013/03/10/9569
Как признается сама Алина, стихотворение было написано по заданию «поздравить с 8 марта  историческую личность  по выбору ведущего конкурс». С моей точки зрения, поздравление удалось, и синьора Лукреция скорее всего осталась бы довольна, доведись ей прочитать его лично.
«…дивно красивое имя – «Лукреция» *
(тянет его срифмовать с Венецией) - будто дождинки, танцуя, светятся в конусе солнечного луча…»
Вот тут сноска, на мой взгляд ни к чему, а дальше несколько напрягает залетевшее из современности словечко «лизинг»:
«В Средневековии вашем жутком немудрено повредиться рассудком, коль тебя в лизинг сдают, как суку, близкие люди - отец и брат».
Я неплохо знаю историю дома Борджиа, но так и не поняла, что именно названо «лизингом» – противоестественная связь синьоры с отцом и братом или вынужденные браки по воле отца – Папы Римского. Но поскольку это поздравление, а не историческое исследование… Все равно слово «лизинг» мне кажется инородным телом в прекрасном стихотворении, инородным как в прямом, так и в переносном смысле.
Куда уместнее продолжение, появившееся позже в рецензиях и создающее воздушный образ прославленной средневековой красавицы:
«вижу картинку сквозь толщу столетий я: тихо, на цыпочках, чтоб не заметили нимфа крадётся при лунном свете и, шёлком шуршит подол, вдруг, за спиной – еле слышный шорох, быстрая тень на дворцовых шторах, сыплется жемчуг во тьме коридора на мозаичный пол…»
P.S. Даже крайне нелюбимая мною новомодная форма написания поэтических произведений не снизила общего впечатления от произведения. Хотя, положа руку на сердце, предпочла бы традиционный «столбик». Ну, не случилось…

4. Алексей Крони Торопов «сено и снег»
http://www.stihi.ru/2009/12/25/2295
Очень понравилось стихотворение – цельное и в то же время многоплановое, с яркими, запоминающимися образами. Особенно впечатлил чистейший снег в июне месяце и место его обнаружения. Но – я предупреждала о специфичности моего вкуса – слегка напрягает «башка», как-то оно, по-моему, выпадает из общего словарного полотна. Я бы без затей заменила на слово «голова», но автор, разумеется, лучше знает – как лучше. А вот это четверостишие особенно понравилось:
 «Я жевал этот снег, наслаждаясь вкусом зимы,
Я вдыхал запах сена – пыль щекотала нос.
Сено было когда-то травой, на которой играли мы,
Наблюдая за жизнью жуков и полётом ломких стрекоз».

5. Братислава «Старая канатная дорога»
 http://www.stihi.ru/2013/07/18/682
Спокойное, я бы сказала, изысканное стихотворение на вечную тему, но – под новым и интересным углом зрения. Очень близкое лично мне по мироощущению, посему вызвало обычную в случае с хорошим чужим стихотворением реакцию: «Господи, ну почему ЭТО написала не я?»
А концовка попадает прямо в яблочко (или западает в душу – кому что ближе):
«И в тот момент, когда б уже казалось
Нам не покинуть вечное «вчера»,
Вдали забрезжит то ли свод вокзала,
А то ли нимб апостола Петра».

6. Игорь Брен «1992. старость прячет голову в песок...»
http://stihi.ru/2012/11/15/4048
Стихотворение, как я обычно говорю, «не с моей полочки», но – зацепило острыми, интересными сравнениями и нестандартными образами. Причем зацепило с самого начала:
«страус прячет голову в песок...
.
- да, всё хорошо, прошло,
не страшно, -
старость прячет гостью.
ту, с косой.
месяц до последней рукопашной».
Немного напрягало графическое оформление стиха (спишите на мою консервативность), но в целом оставляет след в памяти и заставляет задумываться.

7. Мадо До «Деревья цветов»
http://www.stihi.ru/2013/04/30/10016
Очень красивое сказочное стихотворение – впечатление остается надолго, причем не застывшим, а рождающим все новые и новые образы и ассоциации. Да и как им не появляться сразу после первого четверостишия, например:
«Деревья цветов поднимаются выше травы,
их тонкие ветви сплетаются в гнёзда соцветий,
внутри этих гнёзд копошатся крылатые дети,
ручные пчелиные дети с глазами совы».
Еще одно несомненное достоинство стихотворение – выверенность размера. Не поэтического ритма, а общего количества строк. Ровно столько, сколько нужно, чтобы понять, восхититься и не успеть пресытиться.

8. Тали-1 «Мёртвое Море»
 http://www.stihi.ru/2013/06/08/9213
Очень элегантная «зарисовка с натуры». И это восхитительно-расхожее «не-Бродский», как мерило настоящего поэта. Хотя кто сказал, что именно Бродский – это эталон, а все остальные так, стишками балуются?
Перебора с чудесами не обнаружила, а концовкой умилилась – ибо правда, подтверждаю: ловят, может быть, на стихи, но ловятся все-таки на любовь.
«И крамольно звенело во мне (и сейчас звенит):
на любовь он поймал меня, господи, на любовь!»

9. Юрий Васильев (Очень Добрый) «Проснуться»
 http://stihi.ru/2013/01/23/5422
Очень выдержанное, мужское и, да простят мне некоторую высокопарность, кровоточащее стихотворение. О разлуке написано много и по разному, но такого мне лично еще не встречалось:
«наверно, глупо, если хлопнул дверью.
а знаешь, было, было же всерьез...
я долго-долго верил, что согрею,
да сам замерз».

10. Юрий Семецкий «Пушкин»
 http://stihi.ru/2013/01/16/5184
Стихотворение – явный лидер в голосовании читателей. Честно сказать, думаю, что дело в мистическом влиянии имени «нашего всего», поскольку в шорт-листе есть и более удачные стихи. А это, как верно подметил один из рецензентов, произведение «состоящее из отдельных кадров». Хотя сам автор объясняет:
«Я-то пишу про то, как город (окружающая среда) убивает поэта».
Но с концовкой лично я категорически не согласна:
«На стене в углу икона,
стол, лучина - всё знакомо.
Но по божьему закону -
не писал бы, был бы жив».
Во-первых, в городских барских квартирах лучин отродясь не водилась (ну, разве что в помещении для прислуги, и то сомнительно) А во-вторых ошарашивает вывод, который еще и выводится из «божьего закона». Пушкин погиб не потому, что писал, а совсем по иным причинам, перечислять которые здесь нет необходимости.
Есть еще забавные «находки» - Наталья Николаевна с прялкой. Прядет сорочку мужу. Ну, это спишем на незнание автором тонкостей женского рукоделия: сорочку не прядут, а шьют, предварительно наткав для него полотна. Но автору это, в общем-то не обязательно знать.
Народу нравится, а это в конкурсах, как я понимаю, самое главное.

11. Алекс Шубин «собачье право»
http://www.stihi.ru/2013/06/09/5135
Еще один лидер народного голосования. Меня же стихотворение привлекло своей ошеломляющей вычурностью – такое не часто встретишь. Как потом выяснилось – изумилась не только я. Позволю себе сослаться на авторитетное мнение более опытного критика и эксперта – Татьяны Комисаровой:
«Алекс, Вы меня озадачили. Сначала питоками, потом – чапыжным крестом). Если первое слово я быстро прояснила, то насчет второго до сих пор пребываю в сомнениях. Это от слов чапыга, чапыжник? Всё равно употребление слова мне до конца не ясно.
Я читала обсуждение Вашего стиха на БЛК и склонна согласиться с Ченом и Степом и принять стих как неделимое целое - таким, как он был раньше. Позвольте процитировать начало прежнего варианта:
Осени склон. Полыхает блаженный шиповник.
Чёрный паслён клобуком под когтистым кустом.
Стог прошлогодний, нет – это отставший паломник
дремлет, укрыт жердяным сучковатым крестом.
Вы отчасти прислушались к критике и изменили текст – как мне кажется, не вполне удачно. К паломнику добавился инок, да еще забавно подморенный постом). К тому же получилось, что подморен постом паслён).
Излишнее «мудрствование» делает - опять же, на мой взгляд, - стих суховатым, что ли. Мне показалось, что в нем больше от ума, чем от сердца. Но это только мое очень субъективное мнение. А пишите Вы хорошо). С добрыми пожеланиями,
Татьяна
Татьяна Комиссарова   28.07.2013»
Добавить к этому профессиональному разбору лично мне нечего. 

12. Алёна Лёшина «Вкусив бессмертья, тянешься к простому...»
http://www.stihi.ru/2013/07/26/1814
Очень интересное, на мой взгляд, стихотворение, где вслед за автором начинаешь замечать привычные и обычно не имеющие значения вещи и события: запах смородины под дождем, скрип половиц, подбрасываемые в печку щепки, глоток горячего вина…
Правда, для правильного понимания стихотворения хорошо бы дать сноску (вот в этом случае – просто необходимо!) к последним строкам:
«бежать под дождь, смеяться сумасшедше,
и жадно есть смородину с куста...
какое это счастье для пришедших
с той стороны Калинова моста»
Калинов мост – это мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых. Согласитесь, далеко не всем это известно. А когда, наконец, находишь определение в словаре, стихотворение приобретает совершенно иное, гораздо более высокое звучание.

13. Bor G «Чёрная кошка»
http://www.stihi.ru/2013/03/13/5841
Стихотворение привлекло уместным и изящным употреблением привычных словосочетаний в совершенно новом контексте. Как сказал бы сам автор, здесь «все поставлено по фэн-шую», причем поставлено грамотно и завлекательно. И концовка хороша:
«В тёмной комнате наши души отсырели. Их плесень ест.
Здесь никто не желает слушать. И добру не хватает мест.
Здесь болят на погоду раны, хоть сражения впереди...
Чёрной кошке пора воспрянуть. Может быть, у меня в груди».

14. Лев Штальман «СОН (Надпись к экслибрису для дочери)»
http://www.stihi.ru/2013/07/14/240
Для надписи к экслибрису, на мой взгляд, длинновато, но для просто стихотворения – в самый раз. Интересное философское произведение с незатасканными образами и четкими рифмами. Такие стихи обычно запоминаются вне зависимости от желания читателя.
«... Насытясь обморочной ширью,
Скользнёт в просвет оживших век,
Там схоронится (не навек)
И сложит крылья нетопырьи».

15. Лариса Устинова «Головная боль (сюрреалистическое)»
http://www.stihi.ru/2011/12/17/9206
Скажу, как на духу – сюрреализм не слишком жалую, поэтому первоначально проскочила это произведение. Но при более вдумчивом прочтении поняла, что это не столько сюрреализм, сколько квази-реалистическое описание страданий человека от мигрени. Поскольку мне эта тема близка и понятна, стихотворение предстало в совершенно ином свете. Подтверждаю: все невзгоды от того, что
«То ли тоска сжимает, то ли включили «Тоску»,
что-то опять вскипает в дальних районах мозга…
…Всё потому, что память где-то забыла чайник».
 
Подводя промежуточный итог, представляю шорт-лист из 15 позиций. Количество специально подгоняла под заказ – сколько получилось бы по моему личному желанию – не скажу.
Во второй, совсем короткой части, попытаюсь написать немного о некоторых стихах, не попавших в шорт-лист по разным причинам. Обо всех стихах написать не обещаю, поскольку то, что мне некоторые произведения «не глянулись», еще не означает, что другие эксперты не поставят их на первые места в своих оценках. То есть даже наверняка именно так и будет: вкусы у всех разные, а если уж стихотворение принято на конкурс, значит, оно того заслуживает.
 
Мой шорт-лист
1.Андрей Мартынов "Остров сокровищ капитана Флинта" http://www.stihi.ru/2013/03/25/6499
2.Клавдия Смирягина-Дмитриева «1932»
 http://www.stihi.ru/2013/04/01/4710
3.Алина Кодали «Лукреции Борджиа»
 http://www.stihi.ru/2013/03/10/9569
4.Алексей Крони Торопов «сено и снег»
http://www.stihi.ru/2009/12/25/2295
5.Братислава «Старая канатная дорога»
 http://www.stihi.ru/2013/07/18/682
6.Игорь Брен «1992. старость прячет голову в песок...»
http://stihi.ru/2012/11/15/4048
7.Мадо До «Деревья цветов»
http://www.stihi.ru/2013/04/30/10016
8.Тали-1 «Мёртвое Море»
 http://www.stihi.ru/2013/06/08/9213
9. Юрий Васильев (Очень Добрый) «Проснуться»
 http://stihi.ru/2013/01/23/5422
10. Юрий Семецкий «Пушкин»
 http://stihi.ru/2013/01/16/5184
11. Алекс Шубин «собачье право»
http://www.stihi.ru/2013/06/09/5135
12. Алёна Лёшина «Вкусив бессмертья, тянешься к простому...»
http://www.stihi.ru/2013/07/26/1814
13. Bor G «Чёрная кошка»
http://www.stihi.ru/2013/03/13/5841
14. Лев Штальман «СОН (Надпись к экслибрису для дочери)»
http://www.stihi.ru/2013/07/14/240
15. Лариса Устинова «Головная боль (сюрреалистическое)»
http://www.stihi.ru/2011/12/17/9206

Теперь обещанный короткий обзор нескольких стихотворений.

Алекс Трудлер «напиши мне письмо»
 http://www.stihi.ru/2012/03/06/7088
Умилило предложение ЛГ написать ему письмо по-русски «словечками малыми»: «я жива. у меня всё о-кей». Типично русское, кондово-посконное выражение «о-кей», пришедшее к нам, надо полагать, из Древней Руси. А поскольку стихотворение на самом деле серьезное и даже горькое, то этот неожиданный переход на современный сленг портит всю обедню.

Александр Крупинин «Ореховый запах»
http://stihi.ru/2013/06/18/5252
Это – на особого любителя. Возможно, стихотворение гениально, и именно оно в будущем будет номинировано на какую-нибудь престижную премию. Я до его понимания не доросла и уже не дорасту никогда, поскольку последние две строки меня убили наповал, так что пришлось временно отложить чтение других авторов.

Александра Герасимова «вот моё тело - прощайся...»
http://www.stihi.ru/2013/04/05/5035
Грустное стихотворение, даже слезы наворачиваются, но почему-то все время приходит на память начало стихотворения Анны Ахматовой: «Приходи на меня посмотреть».

Алена Рычкова «Земля была...»
http://www.stihi.ru/2013/04/22/4583
Цитата из Библии, из первой главы книги «Бытие», приведена лишь частично: «Земля была безвидна и пуста». Но там есть продолжения: «…и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Для людей, не знакомых с Библией, стихотворение наверняка интересно и талантливо написано. Я тоже считаю, что написано талантливо, но… эпиграф совершенно не соответствует дальнейшему содержанию, где, помимо всего прочего, до мига сотворения мальчишка плевал «косточки с куста». Как-то не монтируется, прошу прощения.

Анна Гердмар «Возвращение»" (Ответь, Улисс, когда мы отплывём...)
http://www.stihi.ru/2012/05/21/1131
Практически Гомер, только хорошо зарифмованный.  И долгое-долгое путешествие со сложнейшими метафорами и необычными образами от догорающей Трои до пробки от флакона духов. Сильное стихотворение, но рассчитано на очень эрудированного и терпеливого читателя, которому доставляет удовольствие идти по этой своего рода «нити Ариадны».

Дом Астрели «Сочиво»
http://www.stihi.ru/2013/05/31/6859
Безусловно необычное и талантливое стихотворение, в котором есть только одно противоречие: заявив в самом начале, что:
«…голос мой просторечный
под клавир не заточен.
он невзрачен, неточен…»
тут же начинает выписывать такие сложные и изысканные построения фраз, употреблять такие небудничные слова, что клавира точно не хватит – орган потребуется, как минимум, если не целая капелла. Тот самый случай, когда «самоуничижение паче гордости».

Егор Мирный «как вам непервая молодость...»
http://stihi.ru/2013/05/08/7227
В свое время Егор объяснил мне в ходе какой-то дискуссии, что смысл в стихах совершенно необязателен, равно как и правила правописания, которые давно устарели. В ходе той же дискуссии мы оба поняли, что никогда друг друга не поймем. Я считаю Егора интересным и талантливым поэтом, но он не входит в число моих избранных, поэтому, думаю, не очень удивится, что я не внесла его в свой шорт-лист. Уверена, что в других он будет в числе первых.

Илья Бестужев «Поездень»
http://www.stihi.ru/2013/06/14/669
Ничего не скажу по той причине, что ругать не могу – нравится, а хвалить тем более не могу – будет предвзято. Поэтому пусть высказываются другие судьи и эксперты. Если бы автор был для меня посторонним человеком – попал бы в шорт-лист, но поскольку он очень даже не посторонний, то я беру самоотвод.

Йегрес Вокашу «Горящая путёвка в рай»
 http://www.stihi.ru/2013/06/05/3411
Все новое – это хорошо забытое старое. Такие небольшие поэмы «что вижу – о том пою» были на пике моды в середине прошлого века. Сейчас вызывает легкий приступ ностальгии и жгучее желание погреться на солнышке возле синего моря.

Кошаков «Елка»
 http://www.stihi.ru/2012/12/16/6986
Прекрасная вариация на классическую тему. Прочитала с удовольствием. Концовка только очень пессимистичная для такой вроде бы праздничной темы:
«Елкам - костры, людям - камни да грязь,
все справедливо. Дышите и спите».
Окуджава о том же в свое время сказал хоть и так же печально, но все же возвышеннее.

Ксения Виниченко «Сказка про Сову»
http://www.stihi.ru/2013/05/03/10362
Здесь как раз обратный вариант: завершение очаровательной сказки, которую тоже прочитала с удовольствием, вызывает улыбку:
«Поэзия - это надолго.
Живите спокойно, друзья!»
Действительно, мыши могут жить спокойно, если Сова погрузилась в сочинение стихов ))

Николай Мистюков «Под фонарями»
http://stihi.ru/2011/06/24/7075
Очень симпатичная зарисовка ночной прогулки одинокого мужчины. Выражение «понуро гарцую» просто очаровательно – немедленно появляются ассоциации с застоявшимся жеребцом. Но сам автор скорее склонен ассоциировать себя с теплоходом или глиссером, рассекающим лужи.
Тоже красиво.

Виноградова Евленья «зыбкое»
http://www.stihi.ru/2013/07/03/7191
Стихотворение завершает подборку принятых на конкурс стихотворений и им же я завершаю свой краткий обзор. Можно было бы согласиться с одним из читателей, которому «понравилась зыбкая смятенность автора и описание обезлюдевшего крова...», но на меня, увы, это бесспорно талантливое стихотворение нагнало такую беспробудную серую тоску, что остро захотелось удавиться. Не спасает даже появившаяся под конец золотая нить от солнца на чистом платье ЛГ, поскольку перед смертью принято надевать именно чистое.

Еще раз прошу прощения у тех авторов, чьи произведения не попали в обзор. Честное слово, я все очень внимательно прочла, но далеко не всегда мне хотелось высказывать свое личное мнение. Во-первых, оно почти наверняка не совпадет с мнением других экспертов, а во-вторых, кому оно нужно, мое мнение, особенно если стихотворение не попало в мой шорт-лист?
От всей души надеюсь, что с другими экспертами участникам конкурса повезет больше.

Светлана Бестужева-Лада


Рецензии
Спасибо, Светлана!
Хороший обзор, точные, чёткие, умеренно (и уверенно) выдержанные определения и оценки - Вам удалось найти тот правильный смысловой тон (весьма редкий в оценочных обзорах на подобных конкурсах), когда у авторов (и читателей) в сознании возникают словосочетания вроде "сам себе..." и т.п., а не "сам дурак" :).

Bor G   17.10.2013 20:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.