Alter ego

Из песен лета слово выкинь —
Останется осенний дым...
Я к этим сумеркам привыкну,
В них золотые спят сады.

Деревья наклоняют к югу
Полёт свой и теряют лист.
Дожди, как пасмурные слуги,
Рябины омывают кисть,

И собирает север своры
Ветров разнузданных и злых.
В них небеса меняют норов
И видят пасмурные сны,

В которых дождевые струи
Тонки, мертвяще холодны.
Деревьев золотых хоругви
Бледнеют и мельчают дни...

И ждёшь уже не солнца — снега,
Не песен лета, а пурги
И ледяного Alter ego
Дыханья временнОй реки.

*

Как будто оторвались, взяв разбег
От кромки неба, облака поплыли.
Я, словно вспоминаю обо всех
Свидетельствах и небылей, и былей.

И всё равно, какая ждёт печаль
За кромкой затухающего лета,
Где снова сборки жёлтого плаща
Обнимут землю, не оставив следа

От летней эры, что пока жива
В сознании, но больше схожа с эхом...
Я знаю: будут осень и зима,
Но и храню подобно оберегу

Всё прошлое, что может улететь
Сквозь сумерки осеннего сознанья.
Останется похожий на скелет
Остывший лес и брошенное знамя

У ног дерев, где ныне листопад
Уже наносит золотые метки.
Прохладная осенняя стопа
Коснулась трав, и в паутинной сетке

Играет свет, подобный серебру
Иль седине от часу час вернее.
На струнах солнца гасит серый пруд
Мелодии зелёного творенья.


Рецензии
Редкая резонансная гармония и настроенность на природные волны, образы, темы. Много неожиданных, приземленно-бытовых образов, которые вписались в общую картину на правах гармоничной дополненной реальности пейзажа. Тональность настроения лирического героя им соответствует как в семантике, так и на ассоциативном, невербальном уровне. Два дня не могла взяться за анализ, а так хотелось сразу после прочитанного. Но не стала спешить, чтобы не впасть в грех отражения по принципу эксов. Хотелось прочесть, а не проскользнуть по смыслам.

Пасмурные слуги дождей. Перенос активного действия природного явления: обычно говорят "дождь идет", "дождь прошел", и намного реже: туча пролилась дождем или другое, где осадок не главное действующее лицо, а объект манипуляций других явлений, более объемных что ли - сезон дождей, атмосферные явления (ненастье, грозовые облака). Снижение дождя до уровня обслуги особенно резонирует после предыдущего, оригинального и очень удачного тропа, где деревья ассоциируются с перелетными птицами:

"Деревья наклоняют к югу
Полет свой и теряют лист"

Здесь происходит некоторое переосмысление паттерна движения. Статика дерева приобретает метафоричный смысл движения-полета, а активный дождь, становится всего навсего слугой этой авторской метаморфозы. Да, деревья, действительно летают, правда тема эфирного ветра пока не вписывается в растиражированную теорию СТО одного любителя скрипичной музыки.

Социальная тема неожиданно пробивается с образом ветров. И здесь тема холода и сниженная мета разговорного "свора" с "пасмурными слугами" образует уже почти некий пейзажный концепт, в котором пребывает лирический герой.

Обычно, меланхолическое настроение повествователя воспринимается и глубже, и чище, чем речевки о светлом будущем. Но вот здесь, эту глубину закрывают удивительные тропы и эмоция уступает рациональному, оценочному и побеждает в восприятии.
И стих оцениваешь больше умом, чем чувством. Не принято говорить, что есть мужские стихи. Про поэтесс так почему-то говорят. А все остальное — лирика.

Мне показалось, что в этой внутренней сдержанности и ориентации на слово, как носителя ассоциативного, а не эмоционального ряда, и есть такой очень ценный акцент на маскулинность, не в банальном понимании гендера, а той сущностной подаче, которая редко встречается. Пожалуй, есть одно такое определение. Настоящий...Не полковник, улыбаюсь, но такой цельный мужской способ отражения мира.
Спасибо за бережное отношение к слову, необычные образы и особый шарм сдержанной холодности стиля.

Кшесинская Деметра   10.02.2023 20:19     Заявить о нарушении
Какой тщательный разбор! Примите мой восторг и огромную благодарность!

Пантелеев Борис   11.02.2023 19:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.