Сладкий яд

Собирая вчера в лесополосе грибы, я повстречала наряду с припрятанными в траве подберезовиками яркие и необычайно красивые мухоморы гигантских размеров. Хотя и полезные грибы им в огромности не уступали. Просто там ноги людей, видимо, не ступало. Ибо рядом находится большой лес, где ранее, до вмешательства новых хозяев такого богатства, грибниц было настолько много, что они удовлетворяли потребности всех желающих насладиться этим даром природы. И еще вчера я не задумывалась, что это за знак, а сегодня получила в комментариях такой плевок в душу от моего коллеги Хаяма.
***
«Не молящимся грешником надобно быть-
Веселящимся грешником надобно быть.
Так как жизнь драгоценная кончится скоро-
Шутником и насмешником надобно быть.
 Я не знаю, куда, умерев, попаду,
 Райский сад меня ждёт или пекло в аду.
 Но пока я не умер, по-прежнему буду
 Пить с подругой вино на лужайке в саду.
Лучше пить и весёлых красавиц ласкать,
Чем в постах и молитвах спасенья искать.
Если место в аду для влюблённых и пьяниц-
То кого же прикажете в рай допускать?
 Надо жить- (нам внушают- в постах и труде!
 Как живёте вы- так и воскреснете-де.
 Я с подругой и чашей вина неразлучен,
 Чтобы так и проснуться на Страшном суде».

 И вот, Суд верша, я не могу оставить без внимания эти вирши. Тем более что время для понимания пагубности таких строк пришло и многие знают, какое в этих «грибах»  скрывается зло. Полагаю, мне не надо объяснять, что и пить не следует и красавиц ласкать, ибо ни к чему хорошему это не приведет. В чем мы можем убедиться по таким мольбам алкоголика, жаждущего в чаду похмелья отравного зелья.

"Багряный кубок мне преподнеси, саки,
 Как в воду из огня перенеси, саки.
 Боюсь, рассудок вдруг меня за ворот схватит,
 Рванет вино из рук... Скорей спаси, саки!
***
Саки! Спаси, горю! Прости мою смятенность:
 От лекаря- саки куда с похмелья денусь?
 «Вручать надежде жизнь» я понимаю так:
 Внимать твоим шагам. Пока живу, надеюсь!"

И не впадая в игру слов, дабы не оскверниться их звучанием, и не утомить вас ворчанием, я приведу оговорки поклонника Бахуса.

«Вино запрещено, но есть четыре «но»:
 Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
 При соблюдении сих четырех условий
 Всем здравомыслящим вино разрешено».

Ни для кого уже не секрет, что кроется за такими увещеваниями лукавого, все начинают с малого, а потом уже не могут остановиться. Далеко не многим удалось не спиться.

"Того текучего огня налей, саки,
 Плесни рубиновых живых огней, саки,
 И кубок выбери потяжелей, саки,
 Наполни радостью мой кубок дней, саки".

Но чтоб таким жалким существом не становиться, надо помнить:

Трезвость – твой залог успеха.
Наши речи словно эхо
И поступки эхом тоже.
Крах путь пьющего итожит.

И это подтверждает поэт с маленькой буквы, делясь с нами своими тайнами.

"С людьми ты тайной не делись своей,
 Ведь ты не знаешь, кто из них подлей.
 Как сам ты поступаешь с Божьей тварью,
 Того же жди себе и от людей".

Исходя из того, что с Божьими тварями этот творец худого милостивым не был, разгневалось небо и отвечает ему тем же.

Тайны разными бывают.
Покраснеет и бумага*.
Если сердце изнывает,
Поделиться с близким – благо.

(Epistula nоn erubescit – бумага не краснеет, бумага все терпит (Цицерон )

И далее пробежимся по ходу движения мысли.

«Страсть не может с глубокой любовью дружить,
 Если сможет, то вместе недолго им быть».

Все же страсти для любви -
То, что ветер для костров.
Не гони их, а зови.
Лучше друга нет для дров.

И в подтверждение утверждение Хаяма.

"Тот гончар, что слепил глины наших голов,
 Превзошел в своем деле любых мастеров.
 Над столом бытия опрокинул он чашу
 И страстями наполнил ее до краев".

***
 Страсти – ветры, надувающие паруса корабля.
                Вольтер

 Страсти – ветра, что толкают нас в путь,
 К новым делам и победам.
 Главное в том – с курса нам не свернуть
 И не попасть в лапы к бедам.
 Чтобы в порыве безудержном том
 Не расшибиться о скалы,
 Нужно отслеживать трезвым умом
 Все, что имеет быть с нами.

И нашего горе-пророка – жертву рока штормило цунами волнами. Потому так много расхождений в наставлениях. Его бросает как утлое суденышко в шторм из стороны в сторону и причиной тому не только запой, но и одержимость. Что очень легко доказать, ибо сомневающийся подобен волне морской, то накатит, то отхлынет. А двоящиеся мысли свойственны людям неуверенно стоящим на ногах.

«Я научу тебя, как всем прийтись по нраву,
 Улыбки расточай налево и направо,
 Евреев, мусульман и христиан хвали —
 И добрую себе приобретешь ты славу.

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
 Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
 Обидишь друга — наживешь врага ты,
 Врага обнимешь — друга обретешь.
………………………………………………
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
 И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
 
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
 За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Если подлый лекарство нальет тебе — вылей!
 Если мудрый нальет тебе яду — прими!»

Если в перовом случае нас учат подхалимству, дабы обрести добрую славу и новых друзей из стана врагов, то во втором нам предлагается сластями мерзавцев не прельщаться и не обольщаться. Получается, что он играет один на шахматном поле и белыми и черными. Любить лесть, ее яства есть и ими угощать, но врагу такого не прощать – выливать его подлости и глодать кости в нищете первобытной обособленности. И далее тоже самое раздвоение личности и зерна озлобленности.

«В этом мире любовь — украшенье людей,
 Быть лишенным любви — это быть без друзей.
 Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло,
 Тот — осел, хоть не носит ослиных ушей!»

Трудно назвать ослом того, кто не вкусил еще сладости любви, тем более, когда автор предупреждает о враждебности мира словами «С людьми ты тайной не делись своей, Ведь ты не знаешь, кто из них подлей». И здесь сказать бы «яда подлей», но его и так предостаточно.
«Чтобы уши, глаза и язык были целы, —
 Тугоухим, незрячим, немым надо быть».

Чтобы органы чувств сохранить,
Надо все же себя изменить.
Чутким, зрячим, внимательным стать,
Чтобы с гордостью жизнь полистать.

«Все пройдет - и надежды зерно не взойдет,
 Все, что ты накопил, ни за грош пропадет.
 Если ты не поделишься вовремя с другом -
 Все твое достоянье врагу отойдет».

Пожеланье такое опасно, однако.
Может друг оказаться так зол, как собака,
И не верен, как должен быть преданный пес -
Нажитое тобою взял все и унес.

А теперь взберемся на вершины его мысли, и поглядим, отчего его руки повисли, хотя причину недуга мы выяснили и раньше. Но все же, наш путь итожа, покажем рубины слова, чтоб повторить прописные истины снова.

"Из тех, что мир прошли и вдоль и поперек,
 Из тех, кого Творец на поиски обрек,
 Нашел ли хоть один хоть что-нибудь такое,
 Чего не знали мы и что пошло нам впрок?
+
Человек — это истина мира, венец,
 Знает это не каждый, а только мудрец.
+
Не искавшему путь вряд ли путь и укажут —
 Постучись — и откроются двери к судьбе!
+
Ты — рудник, коль на поиск рубина идешь,
 Ты — любим, коль надеждой свиданья живешь.
 Вникни в суть этих слов — и нехитрых, и мудрых:
 Все, что ищешь, в себе непременно найдешь!
+
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже.
 Мы такие, какими нас создал Аллах!
 +
Нищим дервишем ставши — достигнешь высот.
 Сердце в кровь изодравши — достигнешь высот.
 Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!
 Лишь с собой совладавши — достигнешь высот!"

 Вот так при помощи простого приема мы переместили слагаемые местами и увидели, что спор автор вел сам с собой, как тихую беседу, и в этом споре рождалась истина, хотя ее и смывали волны сомнений. И чего следует: тут нет единства мнений, и потому сие словеса содержат сладкий яд. Потому нельзя вкушать все подряд уму неокрепшему. В чем я еще раз убедилась, прочитав эти строки.

«Не рождается зло от добра и обратно...
 Различать их нам взгляд человеческий дан!»

 Но, как видим, не у всех зорко око, тем паче, что автор призывал своих почитателей быть незрячими согласно его теории безопасной жизнедеятельности. И не только потому, что житейская мудрость опровергает эти выводы пословицами: «нет худа без добра» ,  «не делай добра- не получишь зла»,  «благими намерениями выстлана дорога в ад».

Как грань тонка: добро и зло так близко.
 Так много зла под мантией добра.
 А зло, что раздражает нас до визга,
 порою бережет от множества утрат.

 Зло может сопутствовать поучению, и значит добра получению, ибо всякое зло дано нам в совершенствование духа, накопление опыта и положительной энергии. И даже не прибегая к Книге Бытия эти доводы можно подтвердить цитатой Хаяма.

«Если подлый лекарство нальет тебе — вылей!
 Если мудрый нальет тебе яду — прими!»

Но, судя по высказываниям мудреца Востока, им выпито вина было столько, что чаша бытия превратилась в чашу пития, что подтверждают эти откровения.

"Где, когда и кому, милый мой, удавалось
 До потери желаний себя ублажить?
+
Благородство и подлость, отвага и страх —
 Все с рожденья заложено в наших телах.
+
 Упавший духом гибнет раньше срока
+
Если гурия страстно целует в уста,
 Если твой собеседник мудрее Христа,
 Если лучше небесной Зухры музыкантша -
 Все не в радость, коль совесть твоя не чиста!"

А совесть, как показывают мои лингвистические исследования, Создателя весть. Источник загрязнен желаниями грешными, лобзаниями нежными и чувствами снежными.

"Если есть у тебя для жилья закуток -
 В наше подлое время - и хлеба кусок,
 Если ты никому не слуга, не хозяин -
 Счастлив ты и воистину духом высок.
***
Чем за общее счастье без толку страдать —
 Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
 Лучше друга к себе привязать добротою,
 Чем от пут человечество освобождать".

Но неплохо быть и слугою Бога, ибо благо Его иго, а бремя легко, и хозяином слова и дела. Да и служить Родине, людям похвально и престижно. Это куда достойнее, чем «пить и весёлых красавиц ласкать», да из постели в постель таскать. Не стоит прихотям похоти потакать. Спасать человечество от гибели, куда приятнее и достойнее звания человека, тем более 21-го века, когда на пороге Страшный Суд. И вот Он уже, собственно, тут. И стоит пред нами бедный Хаям  с рогом не изобилия, а единорога, окруженный вавилонскими блудницами. И гром Небесный раздается и посылается молния в его пук соломы.

"Саки, как дивна ночь, как светит нам луна!..
 Пока не грянул гром, подай-ка нам вина.
 Смерть — молнии удар в копну сухой соломы:
 Пока ты вскинешь взгляд, копна уж сожжена".

Примечание:
Стихи взяты из источников
http://tululu.org/aforizmy/author/193/
http://ariosto.ru/omar-xajyam-izrecheniya


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →