Сладкий яд
***
«Не молящимся грешником надобно быть-
Веселящимся грешником надобно быть.
Так как жизнь драгоценная кончится скоро-
Шутником и насмешником надобно быть.
Я не знаю, куда, умерев, попаду,
Райский сад меня ждёт или пекло в аду.
Но пока я не умер, по-прежнему буду
Пить с подругой вино на лужайке в саду.
Лучше пить и весёлых красавиц ласкать,
Чем в постах и молитвах спасенья искать.
Если место в аду для влюблённых и пьяниц-
То кого же прикажете в рай допускать?
Надо жить- (нам внушают- в постах и труде!
Как живёте вы- так и воскреснете-де.
Я с подругой и чашей вина неразлучен,
Чтобы так и проснуться на Страшном суде».
И вот, Суд верша, я не могу оставить без внимания эти вирши. Тем более что время для понимания пагубности таких строк пришло и многие знают, какое в этих «грибах» скрывается зло. Полагаю, мне не надо объяснять, что и пить не следует и красавиц ласкать, ибо ни к чему хорошему это не приведет. В чем мы можем убедиться по таким мольбам алкоголика, жаждущего в чаду похмелья отравного зелья.
"Багряный кубок мне преподнеси, саки,
Как в воду из огня перенеси, саки.
Боюсь, рассудок вдруг меня за ворот схватит,
Рванет вино из рук... Скорей спаси, саки!
***
Саки! Спаси, горю! Прости мою смятенность:
От лекаря- саки куда с похмелья денусь?
«Вручать надежде жизнь» я понимаю так:
Внимать твоим шагам. Пока живу, надеюсь!"
И не впадая в игру слов, дабы не оскверниться их звучанием, и не утомить вас ворчанием, я приведу оговорки поклонника Бахуса.
«Вино запрещено, но есть четыре «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
При соблюдении сих четырех условий
Всем здравомыслящим вино разрешено».
Ни для кого уже не секрет, что кроется за такими увещеваниями лукавого, все начинают с малого, а потом уже не могут остановиться. Далеко не многим удалось не спиться.
"Того текучего огня налей, саки,
Плесни рубиновых живых огней, саки,
И кубок выбери потяжелей, саки,
Наполни радостью мой кубок дней, саки".
Но чтоб таким жалким существом не становиться, надо помнить:
Трезвость – твой залог успеха.
Наши речи словно эхо
И поступки эхом тоже.
Крах путь пьющего итожит.
И это подтверждает поэт с маленькой буквы, делясь с нами своими тайнами.
"С людьми ты тайной не делись своей,
Ведь ты не знаешь, кто из них подлей.
Как сам ты поступаешь с Божьей тварью,
Того же жди себе и от людей".
Исходя из того, что с Божьими тварями этот творец худого милостивым не был, разгневалось небо и отвечает ему тем же.
Тайны разными бывают.
Покраснеет и бумага*.
Если сердце изнывает,
Поделиться с близким – благо.
(Epistula nоn erubescit – бумага не краснеет, бумага все терпит (Цицерон )
И далее пробежимся по ходу движения мысли.
«Страсть не может с глубокой любовью дружить,
Если сможет, то вместе недолго им быть».
Все же страсти для любви -
То, что ветер для костров.
Не гони их, а зови.
Лучше друга нет для дров.
И в подтверждение утверждение Хаяма.
"Тот гончар, что слепил глины наших голов,
Превзошел в своем деле любых мастеров.
Над столом бытия опрокинул он чашу
И страстями наполнил ее до краев".
***
Страсти – ветры, надувающие паруса корабля.
Вольтер
Страсти – ветра, что толкают нас в путь,
К новым делам и победам.
Главное в том – с курса нам не свернуть
И не попасть в лапы к бедам.
Чтобы в порыве безудержном том
Не расшибиться о скалы,
Нужно отслеживать трезвым умом
Все, что имеет быть с нами.
И нашего горе-пророка – жертву рока штормило цунами волнами. Потому так много расхождений в наставлениях. Его бросает как утлое суденышко в шторм из стороны в сторону и причиной тому не только запой, но и одержимость. Что очень легко доказать, ибо сомневающийся подобен волне морской, то накатит, то отхлынет. А двоящиеся мысли свойственны людям неуверенно стоящим на ногах.
«Я научу тебя, как всем прийтись по нраву,
Улыбки расточай налево и направо,
Евреев, мусульман и христиан хвали —
И добрую себе приобретешь ты славу.
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.
………………………………………………
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Если подлый лекарство нальет тебе — вылей!
Если мудрый нальет тебе яду — прими!»
Если в перовом случае нас учат подхалимству, дабы обрести добрую славу и новых друзей из стана врагов, то во втором нам предлагается сластями мерзавцев не прельщаться и не обольщаться. Получается, что он играет один на шахматном поле и белыми и черными. Любить лесть, ее яства есть и ими угощать, но врагу такого не прощать – выливать его подлости и глодать кости в нищете первобытной обособленности. И далее тоже самое раздвоение личности и зерна озлобленности.
«В этом мире любовь — украшенье людей,
Быть лишенным любви — это быть без друзей.
Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло,
Тот — осел, хоть не носит ослиных ушей!»
Трудно назвать ослом того, кто не вкусил еще сладости любви, тем более, когда автор предупреждает о враждебности мира словами «С людьми ты тайной не делись своей, Ведь ты не знаешь, кто из них подлей». И здесь сказать бы «яда подлей», но его и так предостаточно.
«Чтобы уши, глаза и язык были целы, —
Тугоухим, незрячим, немым надо быть».
Чтобы органы чувств сохранить,
Надо все же себя изменить.
Чутким, зрячим, внимательным стать,
Чтобы с гордостью жизнь полистать.
«Все пройдет - и надежды зерно не взойдет,
Все, что ты накопил, ни за грош пропадет.
Если ты не поделишься вовремя с другом -
Все твое достоянье врагу отойдет».
Пожеланье такое опасно, однако.
Может друг оказаться так зол, как собака,
И не верен, как должен быть преданный пес -
Нажитое тобою взял все и унес.
А теперь взберемся на вершины его мысли, и поглядим, отчего его руки повисли, хотя причину недуга мы выяснили и раньше. Но все же, наш путь итожа, покажем рубины слова, чтоб повторить прописные истины снова.
"Из тех, что мир прошли и вдоль и поперек,
Из тех, кого Творец на поиски обрек,
Нашел ли хоть один хоть что-нибудь такое,
Чего не знали мы и что пошло нам впрок?
+
Человек — это истина мира, венец,
Знает это не каждый, а только мудрец.
+
Не искавшему путь вряд ли путь и укажут —
Постучись — и откроются двери к судьбе!
+
Ты — рудник, коль на поиск рубина идешь,
Ты — любим, коль надеждой свиданья живешь.
Вникни в суть этих слов — и нехитрых, и мудрых:
Все, что ищешь, в себе непременно найдешь!
+
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже.
Мы такие, какими нас создал Аллах!
+
Нищим дервишем ставши — достигнешь высот.
Сердце в кровь изодравши — достигнешь высот.
Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши — достигнешь высот!"
Вот так при помощи простого приема мы переместили слагаемые местами и увидели, что спор автор вел сам с собой, как тихую беседу, и в этом споре рождалась истина, хотя ее и смывали волны сомнений. И чего следует: тут нет единства мнений, и потому сие словеса содержат сладкий яд. Потому нельзя вкушать все подряд уму неокрепшему. В чем я еще раз убедилась, прочитав эти строки.
«Не рождается зло от добра и обратно...
Различать их нам взгляд человеческий дан!»
Но, как видим, не у всех зорко око, тем паче, что автор призывал своих почитателей быть незрячими согласно его теории безопасной жизнедеятельности. И не только потому, что житейская мудрость опровергает эти выводы пословицами: «нет худа без добра» , «не делай добра- не получишь зла», «благими намерениями выстлана дорога в ад».
Как грань тонка: добро и зло так близко.
Так много зла под мантией добра.
А зло, что раздражает нас до визга,
порою бережет от множества утрат.
Зло может сопутствовать поучению, и значит добра получению, ибо всякое зло дано нам в совершенствование духа, накопление опыта и положительной энергии. И даже не прибегая к Книге Бытия эти доводы можно подтвердить цитатой Хаяма.
«Если подлый лекарство нальет тебе — вылей!
Если мудрый нальет тебе яду — прими!»
Но, судя по высказываниям мудреца Востока, им выпито вина было столько, что чаша бытия превратилась в чашу пития, что подтверждают эти откровения.
"Где, когда и кому, милый мой, удавалось
До потери желаний себя ублажить?
+
Благородство и подлость, отвага и страх —
Все с рожденья заложено в наших телах.
+
Упавший духом гибнет раньше срока
+
Если гурия страстно целует в уста,
Если твой собеседник мудрее Христа,
Если лучше небесной Зухры музыкантша -
Все не в радость, коль совесть твоя не чиста!"
А совесть, как показывают мои лингвистические исследования, Создателя весть. Источник загрязнен желаниями грешными, лобзаниями нежными и чувствами снежными.
"Если есть у тебя для жилья закуток -
В наше подлое время - и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин -
Счастлив ты и воистину духом высок.
***
Чем за общее счастье без толку страдать —
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать".
Но неплохо быть и слугою Бога, ибо благо Его иго, а бремя легко, и хозяином слова и дела. Да и служить Родине, людям похвально и престижно. Это куда достойнее, чем «пить и весёлых красавиц ласкать», да из постели в постель таскать. Не стоит прихотям похоти потакать. Спасать человечество от гибели, куда приятнее и достойнее звания человека, тем более 21-го века, когда на пороге Страшный Суд. И вот Он уже, собственно, тут. И стоит пред нами бедный Хаям с рогом не изобилия, а единорога, окруженный вавилонскими блудницами. И гром Небесный раздается и посылается молния в его пук соломы.
"Саки, как дивна ночь, как светит нам луна!..
Пока не грянул гром, подай-ка нам вина.
Смерть — молнии удар в копну сухой соломы:
Пока ты вскинешь взгляд, копна уж сожжена".
Примечание:
Стихи взяты из источников
http://tululu.org/aforizmy/author/193/
http://ariosto.ru/omar-xajyam-izrecheniya
Свидетельство о публикации №113100310140