Эмоции страха. Вопросы к самим себе?

02.03.2013
Страх лежит в основе инстинкта самосохранения. И если Библия воздействует на человека через страх, то важно понимать какой уровень (высокий или повседневно-утилитарный) этого инструмента доминирует в практике людей, в их жизнедеятельности.
В Деянии Апостола Петра говорится:
Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. (Деяние Апостола Петра 3;5;).
Порядок вещей, который устанавливается в жизни общества, включает в себя принципы регулирования поступков отношения и связей. При этом часто применяется идея запретов, цивилизация накладывает табу на все типы возможных нарушений, которые могут приносить человеку зло, несчастье, болезни и смерть. Устрашить человека, для того что бы спасти человека или для того что бы разрушить человека. Это важный принцип миропонимания. Да, через страх можно запугать человека и контролировать его, что бы он не сделал ничего пакостного и что бы в нем доминировала линия самоутверждающегося добра.
Тактика «устрашить, что бы спасти» применяется людьми в разное время. Речь идет о  гранях риска. Мы всегда рискуем – даже не осознавая этого, поскольку сверхсложный мир таит много опасностей и неожиданностей.
Важен и другой момент. Человек творческий никогда не покидает зону напряжения всех своих чувств (в процессе деяния) и потому рискует нарушить какие-нибудь уставные требования, регламенты, кодексы – окружающей среды. Следовательно, если рассматривать феномен религиозности, как сферы действия высокоморальных принципов, то следует иметь виду - мировой процесс. В его основе должен лежать принцип самосохранения людей. В этом же ряду находится и житейское здравомыслие как система безотлагательной самокоррекции индивида, социальной группы и общества.
Выше мы уточнили роль функций мироутверждающего «нельзя!» -  всеми живущими. Итак, «семафоры запрета» - горят в душах людей? Да, именно там должны гореть они – в наших душах. Да, «красный цвет запрета» должен останавливать всех живущих, предупреждая – дальше не иди! Опасно для жизни – твоей и других. А красный цвет в нашем случае – это совесть, вспыхивающая и освещающая реальность.
Наш вывод: Если страх самая мощная инстинктная конструкция, которую природа создала  в человеке, то мы ей благодарны в разных жизненных ситуациях. Например, когда говорят «Человек стал как вкопанный» имеется виду опасность, на которую только так и нужно реагировать человеку. А начиналось все в глубинах тысячелетий, когда наш предок или проточеловек попадая в самые неожиданные ситуации, должен был что-то предпринять. Например, двигаясь по высоко расположенной ветки дерева, он был мобилизован и в какой-то момент замирал, поскольку следующий шаг мог бы привести к падению, а значит к травмам или смерти. По этой же причине мы замираем на краю пропасти, включается рефлекс – дальше не иди, и этот рефлекс не ослабевает в людях вот уже много тысячелетий.
На столбах и трансформаторных будках имеется сигнал тревоги в виде надписи «Не влезай, убьет!» Или указывается колоссальное количество киловольт, которые грозят человеку потерей жизни.
Еще один аспект проблемы: искусство и страх.
На картине Эдварда Мунка «Крик» выражается тема страха европейского человека перед надвигающейся первой мировой войной. Это было предчувствие планетарной катастрофы. Опасность надвигалась на современников Мунка и он это почувствовал, выразил и вошел в историю мирового искусства, как предтеча и как апологет мира которому не должны угрожать ужасы войны. Эмоция Мунка была настолько тонкой, что смогла отделить не нужный человеку катастрофизм от благости покоя. В дневнике Мунка есть такая неожиданно точная реплика - во всех ее деталях. Мунк пишет: “Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Уточним: на картине художника зрителю представлен мир человеческих страданий. Он видит кричащее существо. Тревога художника нашла свое выражение с помощью сюжета в модернисткой трактовке. Сюжета, собственно говоря, нет  и фона как такового нет. Да, в картине Мунка отсутствует классический «задник» или пространство то есть место действия. Мунк не изображает не действие не предмет. Но есть эмоция ужаса: Мир противостоит человеку и убивает его. Черные силы войны неостановимы?
И все-таки Мунк и его современники надеялись на светлый финал бытия на продолжение счастья и любви.
Страх можно и нужно преодолевать. Но он есть и требует к себе внимания, о чем и свидетельствуют размышления, живущих на земле. Британский психотерапевт Вера Пейффер считает:
«Мы молоды, как наши надежды, и стары, как наши страхи».
Великий французский писатель и поэт Поль Валери (1871-1945):
«Мы надеемся приблизительно, зато боимся точно».
Устами гения Сенеки старшего говорит далекая эпоха античности
Отдели смятение от его причины, смотри на само дело – и ты убедишься, что в любом из них нет ничего страшного, кроме самого страха
Прав был и американский президент Франклин Рузвельт, утверждая
Нам нечего боятся, кроме страха
Так не убоимся же, дорогой читатель, побеждать в себе страхи. И пусть у страха глаза велики, все равно мы  - сильнее! Не так ли?
В одной из наших песен утверждает себя оптимистический человек. Он поет:
Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны не льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!

Нам ли стоять на месте!
В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш - есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
К станку ли ты склоняешься,
В скалу ли ты врубаешься, -
Мечта прекрасная, еще неясная,
Уже зовет тебя вперед…

***

Вашему вниманию, дорогой читатель, предлагаются следующие публикации, авторы которых рассматривают проблемы эмоциональной жизни человека, включая  вышеназванный аспект диалога человека и реальности:
Книга из серии «Советы доброго Эльфа», Молли Виганд «Забудь про страх! Книга в помощь малышу»;
Владимир Леви -  «Приручение страха»;
Ларс Фредрик Свендсен -  «Философия страха».

С уважением, Ваш Ю. Петров
Доктор философских наук.
01.10.2013


Рецензии