Сохранит ли Украина без России свои территории?

На Украине существует проблема, которую пока что, там принято не замечать, как её гражданами, так и руководителями государства. Происходит это видимо потому, что власти страны плохо себе представляют, есть ли вообще какое-нибудь решение этой проблемы. Речь идёт о западных украинских территориях, на которых сегодня соседние европейские страны — Румыния и Венгрия — раздают гражданам Украины свои паспорта. И остановить, или как-то повлиять на эти интеграционные процессы, подрывающие территориальную целостность и суверенитет украинского государства при недальновидной политике её нынешнего руководства не представляется никакой возможности. Однако такое попустительство  украинских властей или «невмешательство» в эти процессы уже в обозримом будущем непременно повлекут за собой далеко идущие политические последствия.
Как известно, в  Украине двойное гражданство запрещено, однако от этого желающих стать гражданами Румынии и Венгрии в этой стране меньше не становится.
Став независимой в 1991 году от СССР,  Украина продолжает противопоставлять себя и России. Выбрав курсом своего дальнейшего развития сближение с Европой, ей в этом контексте как-то неловко сегодня открыто вступать в конфликт с европейскими странами, членами НАТО и ЕС.
Наоборот, многие украинские политики любят при каждом удобном случае лишний раз подчеркнуть своим новым так им сегодня желанным европейским друзьям о том, как пострадала в своё время Украина от СССР. При этом всегда старательно ими «забывается» тот факт, что впервые Украина, как государственное образование – республика -  в её нынешних территориальных границах изначально была создана не самостоятельно, а, исключительно,  благодаря политической воли и военной мощи  бывшего СССР.
Но в Украине любят вспоминать лишь о сталинских репрессиях и голодоморе, а не про то, что нынешние границы она имеет благодаря своему вхождению в состав СССР, отвоевавшему и закрепившему за ней эти территории в бесконечных политических боях и реальных нешуточных сражениях, ценой жизни сотен тысяч граждан всего могучего государства.
  Для Украины чувствительной темой являются ее внутренние экономические проблемы, как бы являющиеся следствием натянутых отношений с Газпромом из-за высоких цен на газ.  Однако, по числу денежных переводов на Украину из-за границы лидируют не Румыния и Венгрия, а с большим отрывом от всех остальных Россия.   
В стране очень плохое экономическое положение — низкие зарплаты, высокая безработица, при этом цены стремятся к европейским, а часто и выше их. Румыния и Венгрия — члены ЕС, соответственно, имея гражданство одной из этих стран, украинец может свободно и легально передвигаться по всему Евросоюзу.
Украина входит в число стран мира, лидирующих по количеству трудовых мигрантов, выезжающих за пределы страны. Уже сейчас на заработках за границей находится до 7 млн граждан Украины (при населении меньше 46 млн). Людей, которые едут на заработки за границу, на родине называют «заробитчане», в некоторых населенных пунктах их до 70 % взрослого населения. Естественно, что получение венгерского или румынского гражданства качественно улучшает их положение в Европе, обеспечивает совершенно другие возможности в плане получения работы.
Процедура получения гражданства этих двух стран для украинцев максимально упрощена, достаточно наличия национального паспорта Украины, либо подтверждения того, что их прямые предки проживали на этой территории в 1920—1930-е годы.
Румыния и Венгрия считают, что пришло время пересмотреть законность полученных Украиной от СССР их территорий. Австро-Венгрия проиграла Первую мировую и распалась, что было официально зафиксировано Трианонским  договором от 4 июня 1920 года. А Румыния пострадала в результате подписания в 1939 году пакта Молотова — Риббентропа. Ни в Венгрии, ни в Румынии об этих событиях не забывают. И пока существовал СССР, о том, чтобы предъявлять претензии не могло быть и речи. Тем более что Будапешт и Бухарест были членами Варшавского договора и СЭВ.
И вот, как только в 1991 году Украина стала самостоятельным государством, в Венгрии снова вспомнили о  Закарпатской области (она до 1920 года входила в состав Австро-Венгрии), а в Румынии — про Северную Буковину  (ныне Черновицкая область) и Южную Бессарабию (сегодня — часть Одесской области), потерянные ею в 1939 году.
Кроме возможности зарабатывать деньги за границей, что очень актуально для граждан Украины, местные жители говорят и о социальной помощи. Ведь получив венгерские или румынские паспорта, люди получают еще и гражданские права.
В частности, местные жители пользуются бесплатным медицинским обслуживанием и детскими пособиями. Украинцы говорят, что «соседняя страна больше о них заботится, чем родная. Учебники в школу покупают, помощь на детей дают. А будущие мамы туда рожать едут бесплатно». Сложно представить, что не самые богатые страны Европы оказывают безвозмездную помощь гражданам, живущим на территориях другого государства. Причем сами жители Румынии и Венгрии ничего не имеют против этого, несмотря на собственные экономические проблемы. С трудом верится в такой альтруизм.
Проверить, сколько сейчас украинских граждан имеют незаконное второе гражданство, невозможно (именно из-за незаконности данного процесса). Не исключено, что большая часть, а быть может, и все население, проживающее на «спорных» территориях, имеют гражданство других стран. И может случиться так, что в неопределенном, а возможно, и в скором будущем Румыния и Венгрия потребуют вернуть свои территории, поскольку там теперь живут их граждане. Если в такие непростые для Европы времена далеко не самые богатые члены ЕС проявляют заботу о гражданах соседнего государства, то этому может быть только одно объяснение — поскольку большая часть людей там их граждане, то они и относятся к этим территориям как к своим.
Член Сената Румынии Мирча Друк в одном из интервью как-то сказал: «Имейте в виду, в Румынии есть политические силы, которые могли бы поддержать законное стремление русских вернуть Крым в обмен на признание Россией незаконного раздела Румынии в 1940 году на Молдавию и Румынию». Друк считает, что Украине «достался самый жирный кусок из всех республик бывшего СССР». «Им бы поделиться по-честному на три части: католическая Галиция, исконная Украина со столицей не то в Полтаве, не то в Киеве, и русская часть с Крымом. Ваш Крым — это действительно обидно», — заключил румынский сенатор.
Румынские фирмы предлагают всем гражданам Украины, независимо от места их проживания, оформить гражданство Румынии, это обойдется в 10 тысяч евро. Данное предложение рассчитано, скорее, на предпринимателей, у которых будет возможность зарегистрировать свое предприятие там, где удобнее законодательство. Сколько людей воспользовалось этой возможностью, остается неизвестным, но очевидно и на эту услугу есть спрос.
В том, что Румыния готова отстаивать свои претензии к Украине, та уже имела возможность убедиться на примере спора за остров Змеиный, который вошел в состав СССР после окончания Второй мировой войны. А после отделения Украины остался на ее территории.
Спор относительно морской границы возник после того, как геологи предположили, что недалеко от острова могут быть большие запасы нефти и газа. Румыния решила оспорить тот факт, что Змеиный — остров, утверждая, что это всего лишь скала в море, то есть владение им не обеспечивает прав на прилегающий шельф.
Решение Международного суда можно назвать изощренным издевательством по отношению к Украине: остров остался островом, а не скалой, но шельф вместе с потенциальными месторождениями нефти и газа перешел к Румынии.
Этот процесс и его решение показали Украине, что ее границы могут быть пересмотрены. Границы были защищены договорами и гарантиями но не с Украиной, а с СССР, и, как показывает практика, все может быть изменено. Европа, к которой так стремится Украина, будет  заботиться о собственных интересах.
Амбиции Будапешта ничуть не меньше.
Венгерский посол на Украине Баер в одном из интервью сказал, что Венгрия поддержала идею создания в Закарпатье автономии для венгерской общины: «На последнем заседании венгерское правительство предложило поддержку тем инициативам, которые исходили от легитимных политических организаций закарпатских венгров. Это инициатива одной из двух венгерских партий Закарпатья. Мы просто обеспечили свою поддержку этим инициативам, и ни о каком сепаратизме речь не идет».
Венгрия не скрывает свой курс на поддержку соотечественников и говорит о том, что необходимо создание автономий, там, где живут "венгры" (те же граждане Украины, но только с венгерскими паспортами). Венгерские власти фактически провозгласили активизацию культурной экспансии в Карпатском регионе, причем подобная деятельность финансируется из госбюджета. В данном случае речь идет о национальной автономии. Кроме того, что само понятие «национальной автономии» не очень укладывается в законодательство Украины (впрочем, Венгрию это не заботит).
Если бы речь шла хоть о намеке на территориальные претензии со стороны России, то значительная часть украинских и западных политиков очень громко возмущалась бы, привычно называя северного соседа империалистом и оккупантом. Но вот как раз «северный сосед» и не предъявляет претензии на территории, которые входили в его состав, а делают это Румыния и Венгрия, то есть страны ЕС, к сближению с которыми так стремится Украина.
Нынешнее состояние западных приграничных территорий Украины стало результатом её иждивенческой политики, которую она проводила с момента обретения независимости. Однако же наступают времена, когда ей будет всё труднее и неудобнее изображать из себя жертву СССР подобно обиженным странам Восточной Европы, и при этом обладать их бывшими территориями. И, даже,  если самой Украине уже не хочется вспоминать о тех временах, когда республика была в составе  СССР, то ей  об этом ещё непременно напомнят её европейские соседи, которые напротив, очень хорошо помнят: как, и главное - ПОЧЕМУ  к Украине отошли их территории.
Р.S.
Оставив в стороне причины возникновения Майдана 2014 года и его последствия, у меня есть три вопроса, на которые политики ни в США, ни в ЕС не могут ответить и сегодня, когда на Украине полыхает Гражданская война.

1. Почему вопрос о вступлении Украины в Ассоциацию с ЕС не стоял на повестке дня у евро комиссаров с 2004 по 2009 годы, когда целых пять лет у власти стояли "оранжевые", во главе с Тимошенко и Ющенко?
2. Почему идеи федерализма на Украине были отвергнуты США и ЕС, если даже в названии Столицы ЕС - Федеративной Республике Германия - этот федерализм присутствует? А в США, даже у каждого штата есть своя Конституция?
3. Почему идея создания из многоязычной Украины моноэтнического (читай фашистского) государства нашла энергичную поддержку и США, и ЕС, - в странах, осудивших германский фашизм и ультра национализм?
(сентябрь 2014г.)


Рецензии