Экклесиаст Коэлет

       Экклесиаст    
         (Коэлет)
 1
Слова Коэлета, сына Давида, царя в Йерушалаиме: Суета сует, – сказал Коэлет суета сует, все суета.
 Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под солнцем?  Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки.   И восходит солнце, и заходит солнце, и устремляется к месту своему, где оно восходит. 
Идет к югу и поворачивает к северу; кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер.
 Все реки текут в море, но море не переполняется; к месту, куда реки текут, туда вновь приходят они.
Все вещи утомляют, и никто (всего) не сможет пересказать, – не насытятся очи тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат.
Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем.
Бывает, скажут о чем-то: "Гляди, это новое!" – а уже было оно в веках, что прошли до нас. 
Нет памяти о прежних поколениях, и последующих, которые будут, не останется памяти у тех, что будут после.
 Я, Коэлет, был царем над Йисраэйлем в Иерушалаиме.  И обратил я сердце мое, чтобы мудростью изучить и исследовать все, что делается под небесами;
дурное дело возложил Б-г на сынов человеческих, чтобы томились им. Видел я все дела, что делаются под солнцем, и вот всё суета и погоня за ветром.
 Искривленного нельзя выправить, а то, чего не достает, нельзя исчислить.
Говорил я так в сердце своем:                вот я мудрость приумножил и увеличил более всех, кто был прежде меня над Йерушалаимом, и много видело сердце мое мудрости и знания.  И отдал я сердце мое, дабы познать мудрость и познать безумие и глупость; и узнал я, что и это – томление духа.  Ибо умножая мудрость, умножаешь огорчения, а добавляя знание, увеличиваешь скорбь.
 2
Сказал я в сердце своем: давай испытаю себя весельем и познаю благо. Но и это тоже суета.  О смехе сказал  я: он безумен, а о веселии: что проку в нем?
 Пытался я увлечь плоть свою вином, хотя сердце мое руководилось мудростью; придерживаться глупости, пока не увижу, как лучше поступать сынам человеческим под небесами за считанные дни их жизни.
Большие я делал дела: строил себе дома и насаждал для себя виноградники.  Я устроил себе сады и парки и насадил в них разных дерев плодовых.  Я устроил себе пруды – орошать из них рощи, растящие деревья.
 Приобрел я себе рабов и служанок, и были у меня домочадцы; также крупного и мелкого скота у меня было больше, чем у всех, что были до меня в Йерушалаиме.  Собрал я себе и серебра, и золота, и сокровищ царей и государств.
Завел я себе певцов и певиц, и услады сынов человеческих, роскошные колесницы. И возвысился я более всех, кто был до меня в Йерушалаиме, и мудрость моя помогала мне.
 И ни в чем, что очи  мои  просили, я не отказывал им, ни от какой радости не удерживал я сердца своего, ибо радовалось сердце мое от всех трудов моих, и это была моя доля от всех трудов моих.
Но оглянулся я на все дела свои, что сделали руки мои, и на труды, что я свершил, и вот – всё суета и погоня за ветром, и нет в том пользы под солнцем.
И обернулся я, чтобы взглянуть на мудрость, на безумие и глупость, ибо что может сделать тот, кто придет после царя?  Лишь то, что уже делали!
И увидел я, что есть преимущество у мудрости пред глупостью – оно такое же, как преимущество света перед тьмою. Глаза мудреца – в его голове, а глупый ходит во тьме.
Но и то я узнал, что единая участь постигнет всех их.  И сказал я в сердце своем: участь глупца и меня постигнет, так зачем же я стал столь премудрым?
И сказал я себе что и это – тщета.  Ибо как о глупце, так и о мудром вовек не вспомнят, все будет забыто в грядущие дни; как же это мудрый с глупцом наравне умирает? 
И возненавидел я жизнь, ибо дурные дела, по-моему, вершается под солнцем, ибо все – суета и погоня за ветром.
 И возненавидел я весь труд мой, над чем трудился под солнцем, потому что оставляю его человеку, что будет после меня.
 И кто знает, он  будет мудр или глуп, а овладеет всеми моими трудами, что я трудился, явив мудрость, под солнцемНо и это – суета.  И обратил я к отчаянью сердце свое из-за всего того труда, что трудился под солнцем.
Ибо бывает, что человек трудится мудро, со знанием и умело, а отдает свою долю человеку, кто над этим не трудился;  это – тоже тщета и большое зло!
 Ибо что получает человек от всего труда своего и стремления сердца своего, когда он трудится под солнцем?  Ведь все дни его – страдания, и дело его – огорчение, даже ночью нет сердцу покоя. И это – тоже тщета.
 Нет лучшего блага человеку, чем есть и пить, чтобы было ему хорошо на душе от труда его. И увидел я, что и это – в руке Б-жьей; Ибо кто мог есть и наслаждаться так, как я?  Ведь тому, кто благ пред Ним, дал Он мудрость, и знание, и радость, а грешнику дал Он заботу копить и собирать, чтобы отдать тому, кто благ пред Б-гом. И это – тщета и погоня за ветром.
3
Всему свое время, и свой срок всякой  вещи  под   небесами.
Время рождаться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное.
Время убивать и время исцелять;
Время взламывать и время строить.
Время плакать и время смеяться;
Время скорбеть и время плясать.
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время удаляться   от объятий. 
Время искать и время терять;
Время хранить и время бросать.
Время разрывать и время сшивать;
Время молчать и время говорить.
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.

 Что пользы тому, кто свершает, от того, что он трудится? Увидел я дело, которое дал  Б-г сынам человеческим, дабы забавляться этим.
 Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Б-гом, не мог постичь человек от начала и до конца.
Узнал я, что нет для него ничего лучшего, чем веселиться и делать добро в жизни своей. И если кто ест и пьет и видит благо во всяком труде своем, это – дар Б-жий.   
Узнал я: все что Б-г творит, это будет вовек, к тому нельзя прибавить и от того нельзя убавить; а сотворил Б-г так, чтобы боялись Его.   То, что было – это и есть, а то, что будет    – уже было; и Б-г взыщет преследуемого.               
И еще увидел я под солнцем: место суда, а там – беззаконие, место справедливости, а там – беззаконие. Сказал я в сердце своем: праведного и нечестивого Б-г рассудит, ибо там есть время для каждой вещи и для любого дела.            
Сказал я в сердце своем по поводу сынов человеческих, что отличил их Б-г (от других существ), но увидел, что сами по себе они скоты.  Ибо участь сынов человеческих и участь скотины – одна и та же участь.
Как тем умирать, так умирать и этим; и дыханье одно у всех, и нет превосходства человека над скотом, ибо все – суета. Все идет в одно место, все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает, возносится ли ввысь дух сынов человеческих, а дух животных – нисходит ли вниз, в землю?
И увидел я, что нет ничего лучшего, чем радоваться человеку делам своим, ибо это доля его. Ибо кто приведет его взглянуть на то, что будет после него?
  4
 И еще увидел я всякие притеснения, которые совершаются под солнцем; и вот – слезы угнетенных, и нет у них утешителяИбо в руке угнетателей – сила, а у них, угнетенных,  утешителя нет.
И прославлял я мертвых, что уже скончались, более живых, что здравствуют поныне.  А счастливее их обоих тот, кто еще не был, кто еще не видел того дела, которое вершится под солнцем.               
И видел я, что всякий труд и всякое уменье в работе – только от взаимной зависти.   Это тоже суета и погоня за ветром. Глупец сложил руки, и свою плоть он будет есть. Лучше горстка покоя, чем пригоршни суеты и погони за ветром.
И еще увидел я суету под солнцем.   Бывает: одинокий, и нет никого другого – ни сына, ни брата у него, и нет конца всем трудам его, и глаза его не насытятся богатством; "И для кого тружусь и лишаю душу свою блага?" И это – суета и недоброе дело.
  Вдвоем лучше, чем одному, ибо есть им плата добрая за труды их. Ведь если упадут, друг друга поднимут, но если одинокий упадет, нет другого, чтобы поднять его.               
Да и если лежат двое – тепло им; одному же как согреться?  И если нападут на одного, двое устоят; и тройная нить не скоро порвется.
Лучше отрок бедный, но умный, чем царь престарелый,  да глупый, не умеющий остерегаться. Ибо тот, из темницы, выйдет царить, а этот, даже царствуя, рожден убогим.
Я видел все живущее, что ходит под солнцем, вместе с отроком этим, со вторым, который встанет вместо него.
 Не было конца всему тому народу, который был прежде; но не нарадуются ему и те, кто будут позже, ибо это тоже суета и погоня за ветром.
Следи, как ступаешь, идя в дом Б-жий, и предпочитай внимать праведникам, чем вкушать жертву с глупцами; ибо они,  Б-гобоязненные,  не умеют причинять зло.
 5
Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит молвить слово пред Б-гом, ибо Б-г в небесах, а ты – на земле.
Поэтому да будут речи твои кратки Как сон возникает из множества дел, так речь глупца – из множества слов.               
Когда дашь Б-гу обет, не опоздай с его исполнением, ибо не благоволит Он глупцам; то, что обещал – исполни. Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить.
Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори перед ангелом: "Это – ошибка!" Зачем, чтобы гневался Б-г  из-за слова твоего и губил дело рук твоих? Ибо во множестве мечтаний – много суеты и слов; но бойся Б-га.
Если увидишь в стране угнетение бедных, извращение суда и справедливости, не удивляйся этому, ибо над всеми наблюдает высший, а над ними – наивысшие.
    Но превосходство во всем в той стране, где царь служит полю! Кто любит деньги, тот не насытится деньгами, а кто любит богатство, тому нет прибытка. И это – суета.
Чем больше добра, тем больше поедающих его, а владельцу его – какая выгода? Разве что посмотреть своими глазами.  Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он, но богатому пресыщение не дает спать. 
Тяжкий недуг видел я под солнцем, – богатство, хранимое на беду своему владельцу! И гибнет то богатство при несчастных обстоятельствах; родил он сына, а в руках у него ничего нет.
Как вышел нагим из утробы матери своей, так и уйдет – таким же, каким пришел; и за труд свой ничего не унесет он в руке своей. 
И это тяжкий недуг: каким пришел, таким и отходит; и что пользы ему, что трудился на ветер?  И все дни свои ест он во тьме, и много гневается, и болезни у него, и огорчения.
Вот что увидел я благого – хорошо есть и пить, и узреть добро в трудах своих тому, кто трудится под солнцем в считанные дни своей жизни, что дал ему Б-г, ибо это доля его.
 И всякий человек, кому дал  Б-г богатство, и имущество, и власть пользоваться ими, и брать свою долю, и радоваться трудам своим, – получил дар Б-жий. Пусть помнит он, как недолги дни его жизни, и что Б-г ему отвечает радостью сердца его.               
6
Есть зло, что видал я под солнцем, и велико оно у людей: человека Б-г наделил богатством, имуществом и почетом, и нет недостатка душе его ни в чем, чего бы не пожелала; но не дано ему Б-гом власти пользоваться этим, ибо чужой человек поглотит все; это – суета и тяжкий недуг. 
Если породит человек сотню детей и долгие годы проживет, то сколько бы лет он не прожил, если душа его не насытилась благом, если не было ему погребения, я скажу:  выкидыш – счастливее его.
 Ибо в тщете он пришел и во тьму уйдет, и тьма его имя скроет; Даже солнце не видал и не ведал; ему спокойнее, чем тому. И если бы даже тысячу лет прожил он дважды, а блага не видал, не в одно ли место все уходит?
Все труды человека – для рта его, но душа не насыщается.  Какое же преимущество мудрого перед глупцом, какое – бедняка, умеющего обходиться с живущими? Лучше зримое глазами, чем то, к чему влечет душа. И это также суета и погоня за ветром. 
Все, что было, уже названо по имени, и известно, что человек не в силах тягаться с Тем, кто сильнее его. Да, существует много вещей, что умножают суету; какой же в них прок человеку?
Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, в считанные дни его суетной жизни, которые он проводит, как тень? Да и кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?
7
Лучше доброе имя, чем добрый елей, а день смерти лучше дня рождения. Лучше пойти в дом скорби, чем пойти в дом пира, ибо таков конец каждого человека, и живой пусть обратит внимание.
Лучше скорбь, чем смех, ибо, когда печалится лицо, добреет сердце Сердце мудрых в доме скорби, а сердце глупых – в доме веселья.
 Лучше выслушать порицание мудрого,   чем слушать человеку песню глупцов. Ибо как треск горящих терниев под котлом, так и смех глупца; и это тоже суета.
Притесняя, мудрый лишается разума, а подношения губят сердце.  Конец дела лучше его начала; а терпеливый лучше горделивого.
Не спеши гневаться, ибо гнев обитает в груди глупцов.  Не говори: "Как случилось, что прежние дни были лучше этих?" Ибо не от мудрости спросил ты об этом.
Хороша мудрость вместе с наследием – на пользу для видящих солнце. Потому что под сенью мудрости – как под сенью серебра, а польза знания ясна: мудрость сохраняет жизнь владеющего ею. 
Посмотри на деяния Б-га; разве кто может выпрямить то, что Он искривил? В день благой радуйся, а в день несчастья – узри: и то, и другое, сделал Б-г, как говорят, для того, чтобы человек ничего не мог постичь после Него.
Всего насмотрелся я в суетные дни мои: есть праведник, гибнущий в праведности своей, и есть нечестивец долговечный в своем нечестье.
Не будь слишком праведным, и не слишком мудрствуй: зачем тебе быть удрученным? Не слишком греши, и не будь глупцом – зачем тебе умирать безвременно?
Хорошо, если ты придерживаешься одного, но и от другого не отнимаешь руки; потому что Б-гобоязненный ладит со всеми. 
Мудрость усилит мудрого больше, чем десять правителей, бывших в городе.  Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы.
И не на всякое слово, что говорят, обращай внимание, дабы не услышать, как раб твой тебя проклинает. Ибо сердце твое знает, что много раз и сам ты проклинал других.
Все это испытал я мудростью; подумал я: "стану мудрым"; но мудрость далека от меня.  Далеко то, что было, и глубоко, глубоко: кто его постигнет?
Обратился я сердцем моим к тому, чтоб узнать и разведать и изыскать мудрость   и замысел, дабы познать, что нечестие – глупо, а глупость – безумие. 
И нахожу я, что горше смерти женщина, потому что она – западня, и сердце ее – тенета, руки ее – оковы; угодный Б-гу от нее убежит, а грешник – ей попадется.
Вот, что нашел я, сказал Коэлет, сочетая одно с другим, чтобы сделать вывод. Чего еще искала душа моя и не нашел я? Мужа – одного из тысячи нашел я, а женщины – ни одной из всех этих не нашел я.
Только вот что я нашел: что сотворил Б-г человека честным, они  же люди пускаются во многие ухищрения.
8
 Кто подобен мудрецу, и кто разумеет значение вещей? Мудрость человека просветляет лик его и смягчает суровость лица его. 
Я советую: повеление царское соблюдай, как и слово клятвы Б-жьей. Не торопись уходить от лица его, не присутствуй при злом деле, потому что все, что он захочет, свершится. Где слово царское, там власть, и кто ему скажет: "Что ты делаешь?"
Соблюдающий заповедь злого дела не познает, а сердце мудрого знает время и закон.  Ибо у всякого дела – время и закон,  зло человека тяготеет над ним. Ибо не знает он, что еще будет, а когда это будет – кто ему скажет?
Нет человека властного над ветром, чтобы удержать ветер, и нет власти над днем смерти, и нет отпуска на войне, и не спасет нечестие нечестивца.
Все это видал я, принимая к сердцу своему все дела, что делаются под солнцем, когда человек властвует над человеком, во вред  ему. 
Видел я также нечестивцев, которых похоронили, и приходили и уходили от святого места, и они были забыты в том городе, где так поступали; это тоже суета. 
Оттого, что свершается суд над злыми делами не скоро, сердца людские полны злых замыслов.  Потому что грешник сто раз делает зло, а Б-г долготерпелив к нему.
Однако я знаю, что будет хорошо      Б-гобоязненным, которые благоговеют перед Ним. А нечестивцу не сдобровать, и, подобно тени, недолги его дни, потому что не страшится он Б-га.
Бывает на земле и такая тщета: есть праведники, которым воздается по делам нечестивых, и есть нечестивые, которым воздается по делам праведников; сказал я, что и это – суета.
И восхвалял я радость, ибо нет лучшего для человека, под солнцем, чем есть, и пить, и веселиться, и да последует это за трудами дней его жизни, которые дал ему Б-г под солнцем.
Когда склонил я сердце свое познать мудрость и понять то дело, которое творится на земле, так что ни днем, ни ночью во сне не смыкались очи, то увидел я все дело Б-жье.
 Но не сможет человек постигнуть дела, которые творятся под солнцем, сколько бы ни старался искать человек – не найдет. И даже если скажет мудрец, что знает, – не сможет всего постичь.
 9
 Вот на все это обратил я свое сердце, чтобы все это исследовать и нашел, что праведные и мудрые и дела их – в руке Б-жьей. То ли любовь, то ли ненависть впереди – человек не знает.
Всё, как всем: участь одна праведнику и нечестивцу, доброму и чистому и оскверненному; приносящему жертву и тому, кто жертвы не приносит; как благому, так и грешнику; клянущемуся, так и боящемуся  клятвы.
Это и худо во всем том, что делается под солнцем, что одна участь всему; поэтому сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердцах их пока они живы; а затем отправляются – к мертвецам.
Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву; Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и,уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению;
И любовь их, и ненависть их, и ревность их давно исчезли, и доли нет им более во веки ни в чем, что делается под солнцем.      
Поди же, ешь в радости хлеб свой, и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим. Во всякое время да будут белы одежды твои, и да не оскудеет елей на голове твоей.
Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, все дни суетной жизни твоей, которую дал тебе Б-г под солнцем на все суетные дни твои, ибо это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, над которыми трудишься под солнцем.
Все, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь. 
И еще я увидел под солнцем, что не легким удача в беге, ни силачам победа на войне, и не у мудрых – хлеб, и не у разумных – богатство, и не у знатоков – благоволение; но срок и беда постигают их всех.
И даже не знает человек час свой, подобно рыбам, захваченным злой сетью, подобно птицам, попавшимся в силок, – как они уловляются в злой час сыны человеческие, когда внезапно он их настигает.   
Вот еще такую мудрость видел я под солнцем, и велика она для меня: Городок небольшой, и людей в нем немного, и подступил к нему великий царь, и обложил его, и воздвиг против него большие осадные укрепления.
Но нашелся в нем мудрый бедняк, и он вызволил этот город мудростью своею, но никто не вспоминал об этом бедном человеке.  И я подумал: мудрость – лучше отваги, но мудрость бедняка презирают и слов его не слушают.
 Спокойные речи мудрых слышнее окрика властелина глупцов. Мудрость лучше воинских орудий, но один грешник  погубит много хорошего.
 10
 От мертвой мухи воняет, и бродит елей умащения; небольшая глупость перевешивает ум и почет. Сердце мудрого влечет его вправо, а сердце глупца – влево.  И даже на пути, которым идет глупец, ему не хватает ума, и он всем как бы говорит, что он глуп.       
Если вспылит на тебя начальник, не покидай места своего, ибо кротость покрывает большие грехи.
Есть зло, которое видел я под солнцем, – когда ошибка исходит от правителя:    Невежество вознесено на большую высоту, а богатые сидят низко.  Видел я рабов на кдаях, а князей, шагавших пешком, как рабы. 
Копающий яму – в нее упадет, а взламывающего ограду ужалит змея. Передвигающий камни о них ушибется,       а колющему дрова – от них опасность.   Коль притупилось железо и потеряло форму, заострив его, прибавишь силы топору; польза мудростью подготавливается.
Разве укусит змея, не прошипев? Нет. Разве у языкастого преимущества перед нею?  Речи из уст мудрого любезны, а уста глупца его же поглотят;  Начало речей его – глупость, а конец речей его – злое безумие. 
Глупый множит слова. Не знает человек, что будет, а о том, что случится после него, кто ему скажет? Труды глупца утомят его, он не знает даже, как идти в город.
Горе тебе,   страна,  чей  царь – отрок, и где сановники трапезничают спозаранку.  Благо тебе, страна, чей царь – свободный и чьи сановники вкушают вовремя для укрепления сил, а не для опьянения.         
Из-за лености провис потолок, а когда опускаются руки, протекает дом. Для веселья устраивают трапезу, а вино делает радостной жизнь; серебро же отвечает за все.
Даже в мыслях своих не кляни царя, и в спальных покоях своих не кляни Б-га, ибо птица небесная донесет твою речь и крылатая перескажет слово.
 11
 Пошли хлеб свой по водам, ибо спустя много дней ты найдешь его. Дай часть зерна семи и даже восьми, ибо ты не знаешь, какая может случиться беда на земле.
 Когда наполняются тучи, они проливают дождь на землю; а если падает дерево –      на юг ли, на север, куда дерево упало, там и лежать будет. Опасающийся –  ветра не посеет, наблюдающий за тучами – не сожнет.
Точно так, как не знаешь ты путей ветра и откуда кости в беременной утробе, так и не познать тебе дела Б-га, который все создает.
С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это  или  то, или оба равно хорошо. 
И сладок свет, благо для глаз видеть солнце.  И если человек проживет много   лет, пусть всегда радуется и пусть помнит о темных днях, ибо их будет много; все, что наступит, – тщета. 
Радуйся, юнец, молодости своей, и да веселит  тебя сердце твое в дни юности твоей, и иди, куда ведут тебя сердце твое и видение очей твоих, но знай, что за все это Б-г приведет тебя к суду.
И удаляй волнение от сердца твоего, и отведешь худое от плоти твоей; ведь отрочество и юность – тщета!
12
 И помни о своем Создателе с юных дней, пока не пришли худые дни, и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку;  Пока не померкли солнце и свет, и луна, и звезды, и не вернулись снова тучи вслед за дождем;
В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и скрючатся мужи сильные, и перестанут молоть мелющие, потому  что их немного, и омрачатся глядящие в окна;
И запрутся двери на улицу, когда замолкнет звук жерновов; и встанут по голосу птицы, и притихнут все дочери пения; 
И высот будут страшиться, а на дороге помехи; и отцветет миндаль; и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс; ибо уходит человек в вечный дом свой, а плакальщики кружат на площади;
До тех пор, пока порвется серебряный шнур, и откатится золотая чаша, и разобьется кувшин у источника, и покатится колесо в яму;  И прах возвратится в землю, чем он и был, а дух возвратится к Б-гу, Который дал его.   
Суета сует, – сказал Коэлет, – все суета.    И сверх того, что Коэлет был мудр, он также учил народ знанию, и взвешивал, и исследовал, и складывал многие притчи. Пытался Коэлет найти ценные речи и написанные верно слова истины.
 Слова мудрецов – подобны стрекалам и вбитым гвоздям – собирателям даны от Единого Пастыря.
А сверх того, сын мой, остерегайся составлять много книг – конца не будет, а много читать – утомительно для плоти.
Послушаем всему заключенье: Б-га бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом – вся суть человека.  Ибо все дела Б-г приведет на суд, а также все сокрытое, будь то хорошее, будь-то плохое.
             
 
;                Книгу Эсфирь см. в следующей публикации


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →