Доклад в Маркетинг Клубе

       Маркетинг – как современный ответ на роковые вопросы… Кто виноват и что делать???                В.ЛАГУНОВ к.т. н., доц. СЗИУ РАНХиГС
     «Россия – это территория, где люди готовы украсть все что угодно, а капитализм разрушается, не начав работать» (П.Биргер, Дж. Сорос-  финансовый алхимик. // «Наши деньги», 2006, №10, с.84-89). В тех деревнях, где электричество, после периода тотального воровства вернулось, энергетики на воздушных линиях заменили провода кабелями в изоляции. Чтобы вороватый народ не делал «наброски», по которым крадется электричество. На приведенных выше словах, Сороса можно было бы все  и закончить,  даже не приступая к дальнейшему анализу, но, исключительно, из любви к искусству, доведем наш материал до логического завершения.             
          Говоря о будущем и планах, можно напомнить слова Вацлава Клауса (отца чешского экономического чуда): «Управляемость процессом – это иллюзия…. На самом деле всё происходит иначе… и в основном зависит от поведения людей…». М. Делягин говорит о неких вихрях в экономике, не подчиняющихся никакой логике…
   Любой город нуждается во внешних ресурсах, так как высокая концентрация людей, не позволяет им существовать иначе, как за счет хорошо развитых обменов. Особое место в подобной схеме занимает Санкт-Петербург, возникший на краю Великой Империи и ставший каналом связи для нее с внешним миром, миром более значимым, для него самого, чем внутренний мир этой собственной Империи. Такие случаи на планете не редкость. Советская оккупация России разрушила эту связь города с внешним миром и подвергла Великий Город немыслимым страданиям, сравнимым разве что со страданиями Древнего Рима, в период краха его империи. Дважды в течение XX столетия население СПб сокращалось в четыре, а то и в пять раз.
    Советская оккупация превратила бывшую военно-административную столицу России в индустриального монстра. Партийные мафиози во всем СССР яростно бились за государственные ассигнования на постройку в своих уделах заводов, таинственных НИИ и жилых бетонных бараков вокруг них. То же  делали и боссы города, временно носившего имя  «товарища» Ленина. В их вотчины в результате шли составы с лесом, цементом и продовольствием, брели толпы людей, иногда под конвоем. Ресурсы всегда давали и дают власть или, если хотите: они ее усиливали и усиливают, и она, в итоге, перестает понимать, что делает. Городская среда СПб, подвергнутого экспериментам советского планирования, стала плохо трансформируемой.
    СПб оказался перегружен примитивной индустрией, и приоритеты ее развития не были вовремя кардинально изменены. В США, например, в индустриальном Питтсбурге 1960-ых годов, 300 тыс. человек работало в металлургии; в этом городе реально было нечем дышать (сейчас металлургов в нем осталось 30 тыс. и металлургия кардинально изменилась). Сегодня нечем дышать в Пекине, и только Олимпиада спасла его от металлургического завода. Кировский завод в 70-ых  годах построил литейный цех на 25 тыс. тонн в 200 метрах от жилых домов. Что это там было, некоторые люди помнят до сих пор.
    Сейчас на глазах всего мира в глубочайшем кризисе автомобильная столица США Детройт, который объявил себя банкротом и потерял за 40 лет половину своего двухмиллионного населения. Такими «достижениями» не загордишься! Сегодня СПб хочет превратиться в «Детройт над Невою» с неясными перспективами, возможно, похожими на перспективы Детройта подлинного. Автомобильный рынок очень уязвим…
     Мы (Россия) остаемся страной крупных  и сверхкрупных предприятий. Таковых в СПб 700 (А еще есть в России ВАЗ с 75 тыс. работников, слава Богу, что он не в СПБ!). Малых предприятий (МП) в СПБ 20 тысяч, но они не делают погоды, и об этом уже говорил Г. Полтавченко. Только 7-10% из них занимаются производством и строительством, а 45% торговлей. Но это не катастрофа, и нужно не громить периодически торговлю, а правильно нацелить ее потенциал на развитие городской инфраструктуры, что и будет дальше показано, как это сделать. Мы худо выглядим даже рядом с китайской деревней Дунгао, производящей 300 тыс. скрипок в год (треть производства в мире!). Там никому не пришло в голову громить или направлять бизнес. Он живет себе и живет…
     Но всё же промышленность СПб отгружает в год примерно на 1,5 трлн. руб. продукции. Это 27% ВРП и 36% налоговых поступлений. В промышленности города занятых насчитывается около 400 тысяч чел. т.е. около 20% всей рабочей силы ( в МП трудится около 1,1 млн. чел.). ВЛАСТИ ГОРОДА ГОВОРЯТ О НЕДОПУЩЕНИИ ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ГОРОДА!!! Кто бы был против индустрии??? Но что под этим понимать? Какую индустрию? Питтсбургскую металлургию? Прежние стандарты индустриализации сегодня неприемлемы, в результате их реализации вышел город-уродец для модернизации,  только центра которого, нужно от $ 30 до 120 млрд. и сам центр окружен «серой зоной» умирающих и умерших заводов, начавших свою историю в XIX веке. Даже соседство жилья с крупным кондитерским производством недопустимо, а уж с металлургией и подавно.
   В СПб имеется комплексная Программа  создания региональной инновационной системы (РИС). Речь идет о новом развитии в городе на основе инноваций с помощью этой  РИС.
    РИС виделась в увеличении числа организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2011 году их должно было стать 170 (рост на 25%). В упомянутой выше  Программе имеется 10 разделов и 73 стр. текста (документ весьма солидный). Но пока еще сложно подвести итоги реализации Программы, которая формально завершена  в 2011 году.
     В городе сегодня создается 8 кластеров: авто, фармацевтика, судостроение, энергомашиностроение, радиология, информационных технологий, радиоэлектроники, городского хозяйства. Сразу дадим критику: нет кластера биотехнологий, нет кластера кооперирования С/х центром которого должен бы стать Аграрный университет в Царском Селе, а целью создание в регионе аналога  Союза кооперативов типа финского «Валио» в Ленобласти и соседних областях с объемом производства в перспективе до 300 млрд. руб.
    Как элементы обеспечения РИС с СПб созданы: бизнес-инкубаторы «Ингрия, и «Кристалл», создана особая экономическая зона со 130 га. территорий доступных для инвесторов. Но бурно растет в СПб пока только автостроение, буквально в разы. При этом уровень локализации в автостроении низок около 35%. Все остальное  вообще идет ни шатко, ни валко.
     Советник губернатора некто Бодрунов С.Д. доложил о концепции развития промышленности СПб до 2020 года. В ней ожидается динамичный рост с 13 по 17 год, а дальше прогнозируется интенсивное развитие. Он упоминает там про, кратко описанную выше РИС, толкует о технологической платформе (ТП). Рассматриваются вопросы городского производственного комплекса (ПК), декларируется программно-целевой подход. Всё это должно происходить на основе 18 документов и Постановления Правительства СПб №881 «Об основах инновационной политики в СПБ (почему-то?) на 08-11 г. Признается необходимость модернизации ПК СПб и повышение статуса промышленности города. Выделяют в ПК: старый сектор, второй сектор транспортно-логистический (в том числе сборочные заводы, фармацевтика и др.) здесь велика поддержка города, третий - местная промышленность (это в основном МП), четвертый – новые технологии: программирование и др. Это то, что  охвачено Комплексной Программой РИС. В основном (как отмечает документ) сделаны ориентиры на развитые рынки,  «не аккумулируются производительные силы, заметные для мирового рынка», отмечают сами авторы Программы. Уровень поддержки всех секторов явно недостаточен. СПб нужны компании, решающие глобальные проблемы!!! (Примеры слоганов современного развития: Портленд постуглеродный город, Амстердам-умный город, Таллин- интеллектуальный город, Стокгольм – новая энергетика, Шанхай – новый город). Что за город СПб? Неясно. Продолжаются непонятные заклинания по поводу сохранения промышленности в городе. Повторяюсь: кто бы был против! Но какой промышленности? Один из сценариев «процессинга» завязан на энергетику, новое строительство, индустрию здоровья и др. Предполагается формирование центров технологического превосходства. Три направления развития: перепланировка (умный город), постуглеродный город, креативный центр. Я пятнадцать лет говорю об СПб, как о   «Городе мира». Чем это не тезис, описывающий креативный город?
     Все это перечисленное теоретически должно сделать город более богатым и удобным для проживания. Но во всех этих (формирующихся) кластерах (или клистирах?) должны работать люди. Теперь немного о людях….
     Возможно ли, найти нужное число людей и добиться их эффективной работы для реализации всех планов власти?  Город стареет. Сейчас в СПб 1,2 млн. пенсионеров (спасибо, что 21% из них еще работают). Пенсионеров вскоре станет еще больше. Как им дать возможность поддерживать свой уровень жизни без надрыва? Есть только один путь развивать сервисные виды деятельности. Надо вспомнить какие блестящие результаты дала в 90-ых программа «Петербург приглашает Америку», реализованная властями в период внезапно осознанной ими бедности города! Если бы, вместо забора вокруг Красносельской администрации (согласно 82-РП от 30.06.08 г.) за 35 млн. руб., воздвигнутого в период опьянения от наступившего богатства города, власти потратились на подобную программу, бюджет получил бы 100 млн. руб. Я с удовольствием повез бы в США буклеты и лично сотню лекций бы там прочитал, расхваливая СПб. Проект «Петербург – город мира» вполне может иметь показатели, типичные для проектов событийного туризма, с рентабельностью до 300% и это всего лишь при перераспределении бюджетных расходов и недопущении безобразий образца 2012 года, когда бюджет СПб «сэкономил» 5 млрд. руб.!
      Есть в городе и Положение о территориальном развитии СПб: согласно Закона СПБ от 21.12.05. №728-99.  Вот некоторые его параметры. Охранная зона в СПб - 19,1 кв.км. (3% территории). Регулируемая застройка 302 кв.км. (50% города).
    Норматив в пути до работы 60 мин. в одну сторону,  насыщение 350 авто на одну тыс. жителей города. Наполнение городского транспорта в час пик 4-5 чел. на кв. метр.   Это не очень-то радостная перспектива, судя по приводимым цифрам.
 Намечены высокоплотные производственно-коммунальные зоны 90 км. кв. на существующих территориях, еще 50 кв.км. таких зон возникнет на вновь осваиваемых территориях. Сокращение и перепрофилирование охватит 20-25 кв.км. резервирование еще 15-20 кв.км. Преобразованиями, таким образом, предполагается охватить около 200 кв. км. (треть селитебной территории СПб).
      Конкретика: норматив ВСН1-89 допускает плотность до 440 чел. на каждый  га. селитебной территории, что надо признать полным безумием. Это уровень близкий к плотности старых районов Шанхая. Их сейчас сносят. Мы хотят вынудить жить на Севере, где людям не хватает солнца, теснее, чем живут китайцы!!!
    Есть, к примеру, постановление Правительства СПб от 23.09.99. №40 « О концепции инвестиционного развития кварталов 9, 11… и др. Московского Административного Района. Плотность там будут доводить до 370 чел. с нынешних 200 на каждый гектар. И всё будет делаться при этом на совершенно законных основаниях. Те, кто должны бы это немедленно исправить, суетятся по поводу гражданских прав для эмбрионов. При такой плотности населения  эмбрионы сдохнут, даже не дождавшись обещанных гражданских и других прав!!!
    Заболеваемость, особенно у детей при их проживании в многоэтажной застройке, резко увеличивается. Дети мало гуляют (данные приводит В.К.Линов из СПбГАСУ). Качество воздуха на верхних этажах многоэтажек просто ужасно. У нас в СПб  90% выпускников школ имеют патологии. Это плата за строительные нормы, которые трудно не назвать ненормальными для Севера.
   Что выгоднее, строить бетонные норы и потом открывать дорогие перинатальные центры для 500-граммовых ПВ (полувыкидышей) (хорошее название?) или благоустраивать жизнь людей? Потом ПВ  призовут в армию и дадут им оружие! Как показал опыт, ПВ не способны давать потомство! На западе уже начинают ликвидировать многоэтажное жилье (до них дошло!), снижать этажность и другими способами улучшать жизнь людей. В угоду индустриальному бетонному строительству приносится будущее жителей СПб. Такая индустриализация не только не нужна, но и явно вредна и это уже доказано.  В Европе начинают разбирать многоэтажные комплексы и переводить их в малоэтажные.
  Посмотрите на Подмосковье. Можайская волна, которую там реализуют: это цепь комфортных поселков из индивидуальных домов. У них есть деньги. В России есть таинственное НАПИ (Национальное Агентство прямых инвестиций). Что оно делает? Оно якобы должно развивать регионы. А в мире есть $20 трлн., пригодных, для инвестирования. Что из них раздобыло для России и СПб НАПИ? Нам нужна своя  карельская волна и еще Царско-Сельская и другие волны. Наш климат этого требует более, чем где бы-то ни было. Царские резиденции были в свое время подняты на высоту Ладожского глинта. Результат, там солнечных дней на 40% больше» чем на болоте имени СПб. Нужны средства!!! Город предполагает тратить не более 10% налоговых доходов на эту самую РИС. Это совершено недостаточно, тем более на начальном этапе. Значит нужно идти через индустрию, почти как во времена КПСС, но с умелым использованием рынка ценных бумаг и расчетами возвратности и тащить изо всех сил к себе приличный кусок из этих бродячих $ 20 трлн.. С тупым финансированием нужно заканчивать. Десять лет тому назад О.Дмитриева говорила, что «бюджет развития это для разворовывания». Но порочная практика фактически продолжается (про забор не забыли?).
     Для СПб сегодня нужен комплексный план индустриально-инновационного развития (КПИИР) (на эзоповом языке авторов всяких проектов это: «ФОКУСИРОВАННОЕ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»), например, по энергомашиностроительному комплексу (кластеру) (ЭМК), как пример того, что можно сделать в рамках частно-государственного партнерства. Только одно частное – плохо, только государственное – еще хуже (мы это проходили, знаем!). Город нужно не уплотнять (архитектурно-строительный бандитизм это Лиговский 123, или 8 линя В.О. 9-11 отель «Сокос», (с коэффициентом застройки участка 90%!!!)); город нужно планомерно разуплотнять. И это не означает тупика в его развитии, напротив!!! Инновационное развитие ЭМК, 70% которого со всей страны находится в СПБ, это ключ к будущему и СПб, и всей России. Это и есть важнейший проект, он из числа таких, о которых можно только мечтать. Для модернизации ЭМК России нужно $ 300-500 млрд. Такие деньги есть только у государства. Инновационную экономику не раз строили разные страны. Первой Англия в XVIII веке, добившись в результате мировой гегемонии на два века, сто лет спустя, это делали Германия и Япония, потом это делал СССР. Такие вещи всегда затрагивали около 15% населения. И был результат, хотя все это делали по-разному. Но государство всегда активно участвовало.  Конкуренцию никто не отменял! Автаркическое развитие не по силам даже США и Китаю, значит  нужно Родине раскошеливаться.
    Сегодня в России ассигновано 20 трлн.р. на ВПК до 2020 года! Это как понимать? Что из этого достанется СПб, а что любезному сердцу Вождя  Нижнему Тагилу?
     Потенциал, находящийся в руках  государства и пригодный сегодня для инвестирования составляет не менее $ 300 млрд., при этом еще около $ 300 млрд. еще останется у государства в резерве. Нельзя ведь государство оставить вовсе без резервов, но также и нет смысла, бесконечно наращивать резервы ЦБ. Раз они есть, государство имеет полное право распорядиться ими по своему усмотрению (если только оно не ослепло).
     Можно инвестировать рассматриваемые средства, создав, например, Федеральную Государственную Инвестиционную Корпорацию (ФГИК) как специальный институт для инвестирования государственных средств, в выгодные активы. От НАПИ толку-то не видно! Самое оправданное направление сегодня - это инвестирование в электроэнергетику, путем покупки у энергетических компаний  акций, эмитированных последними в процессе допэмиссий, согласованных с ФСФР и другими регуляторами. Размеры допэмиссии (условно) 300 млрд. акций номиналом по $ 1.  С другой стороны, взяв линию на акционирование государственных корпораций в различных отраслях, было бы логично делать нечто подобное и в финансовой сфере. Так что ФГИК может со временем может выпустить и собственные акции на рынок.
      Первый вице-премьер И.Шувалов, описал, что такое «энергетическая западня», в которую мы рискуем попасть, если не превратим энергетику в локомотив привлекающий инвестиции, как топливо для развития страны.
      Таким образом, институционально обеспеченное инвестирование в энергетическую инфраструктуру страны, обеспечивает ее переход на инновационный тип развития и высвобождает для экспорта энергоносителей дополнительно на $ 40 млрд. ежегодно. Размещение средств в материальные активы, находящиеся в собственной стране представляет собой высокий уровень надежности инвестирования. Результат – Россия получает современную, инновационную, высокоэффективную энергетику в течение 10-15 лет. Нет даже необходимости пояснять, что это означает  для всех территорий, находящихся, как в зоне влияния энергообъектов, (не только «макси», но и «мини»), так и испытывающих сегодня элементарные трудности с энергией.
      Очевидно, что привилегированные акции есть смысл раздать 30 миллионам пенсионеров, задача повышения уровня пенсий которых является первоочередной для государства, и неоднократно озвучивалась на разных уровнях власти и даже началась ее реализация.
     С другой стороны: рост пенсий, не подкрепленный увеличением производительности общественного труда, является опасным и для самих пенсионеров, и для общества в целом. Цены могут совершить очередной бросок, о последствиях которого догадаться нетрудно. Но и в этой, кажущейся безвыходной ситуации, есть выход, причем очень заманчивый.
      У нашего государства, кроме вышеперечисленных четырех задач, есть еще одна сверхзадача – это создание среднего класса. Если ФГИК просто разместит государственные средства (а о размерах суммы можно еще и дискутировать) и государство станет главным акционером (собственником) электроэнергетики, то это хорошо, лишь на первый взгляд. Мы уже имели много лет государственную энергетику и ее показатели эффективности, названные выше, сегодня налицо.. Если осуществить частичную приватизацию энергетики по схеме «акции прямо акционеру», без посредников, каковыми были в России безвестно исчезнувшие чековые инвестиционные фонды, собравшие чеки граждан, вероятно, именно для того чтобы немедленно и навечно исчезнуть, то можно получить другой эффект. Граждане, уже однажды получившие акции при приватизации, в основном быстренько с ними расстались, так как им просто не платили зарплату, скупая у них же за деньги, уведенные от этой зарплаты акции, выданные государством.  Пенсионеры, как ни как, получают деньги от государства и их сложнее, чем работников частного предприятия, взять за горло костлявой рукой голода. Схема вовсе не исключает и не отрицает программ правительства по  увеличению пенсий в РФ, так как  коэффициент замещения остается недостаточным. Но его повышение вряд ли осуществимо путем перераспределения бюджетных средств. Путем выплаты дивидендов задача может быть решена с меньшими рисками, а прибавка  окажется на уровне 25-30%.  Если пенсионеры, получат пенсионный капитал в виде  акций, то в значительной мере будет, наконец, решен вопрос социальной справедливости по отношению к поколениям, создававшим экономический потенциал страны и будут, хотя бы частично исправлены ошибки приватизации.
  А сколько придет инвестиций в этот бурный процесс, который хлынет по всей стране, где пока стоят тысячами типичные африканские деревни (садоводства, которых 75 тысяч) в нашей заснеженной Африке (как называют Россию пилоты западных авиалиний)? Упомянутый выше проект «Петербург – город мира» может дать городу толчок развития, привлечь миллиарды долларов инвестиций и стать мостиком к борьбе за Олимпиаду 2024 года (о чем уже говорил вице-премьер Д.Н. Козак)….


Рецензии