Лунная женщина снов Модильяни

Лунная  женщина снов Модильяни,
Сфинксом загадочным снежной страны,
Плечи точёные кутая в шали,
Словно  провидит  удары судьбы.

Тронной ступенькой скамейка под ноги.
С царственной статью египетских жриц,
Ей ли, тюрьмы обивая пороги,
Слиться с безликостью сумрачных лиц.

Желтое с синим - пустыня и космос.
Жизнь на контрастах - с высот до глубин.
Формы меняются, древнее логос –
Краеугольным камнем вершин.

Чужд символизм акмеистам, и всё же,
Слишком конкретен картины язык:
Внутренним  холодом, явно, тревожен,-
Мастерски для маргариты возник.

Книгам,портретам, забвению,славе
Есть ли цена?.. до скончания дней
Моди рисунок  в комнате  Анны
Призрачным «светом в окошке» белел.*


Альтман Н. Портрет Анны Ахматовой. 1914г.

* Илья Эренбург в воспоминаниях писал:
«Комната, где живет Анна Андреевна Ахматова, в старом доме в Ленинграде, маленькая, строгая, голая; только на одной стене висит портрет молодой Ахматовой — рисунок Модильяни»

* * *
Одно из самых нежных стихотворений Гумилева об Ахматовой - "Портрет". Написано оно было в 1917 году, Гумилев в это время находился во Франции, в русском экспедиционном корпусе. Жену Николай Степанович на тот момент не видел уже 3 года - с момента начала Перовой мировой войны. Однако, у него с собой всегда был знаменитый портрет Ахматовой работы Натана Альтмана, глядя на этот портрет, Гумилев и написал следующее стихотворение.

ПОРТРЕТ
Лишь чёрный бархат, на котором
Забыт сияющий алмаз,
Сумею я сравнить со взором
Её почти поющих глаз.
Её фарфоровое тело
Томит неясной белизной,
Как лепесток сирени белой
Под умирающей луной.
Пусть руки нежно-восковые,
Но кровь в них так же горяча,
Как перед образом Марии
Неугасимая свеча.
И вся она легка, как птица
Осенней ясною порой,
Уже готовая проститься
С печальной северной страной.
июль 1917

Альтман, в 1914-м жил на Мытнинской наб., 5), в доме, который и ныне стоит недалеко от Петропавловской крепости «против Зимнего дворца», можно было «видеть снег, Неву и облака». Именно тут, в одной из мансард на 7 этаже, и была мастерская художника, откуда Анна через окно, кутаясь между сеансами в желтую шаль, что изображена на портрете (ее подарил муж – Гумилев), и пробиралась по карнизу в гости к друзьям – художнику Вене Белкину и его жене. Они жили в такой же мансарде рядом.


Рецензии
Гумилёв ошибся в одном: Анна сделала выбор в пользу своей страны и никогда с ней не прощалась:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

Дмитрий Постниковъ   05.01.2023 15:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.